4. Только об Амалеке не забудь!

ЖРЕБИЙ


Первый Храм, построенный царем Шломо в 2928 году от сотворения мира, простоял 410 лет. Его разрушил вавилонский царь, потомок царя Шломо и царицы Шевы Невухаднецар 9 ава 3338 года (422 до н.э.). Храм разрушил, а евреев увел в плен. В Вавилонию. Впрочем, переселение евреев началось еще за 10 лет до разрушения Храма.

Ко времени описываемых событий Вавилон пал и на историческую сцену в качестве владыки мира вышла Персидская империя. А в 3392 году царем персидским становится некий Ахашверош, которого большинство современных исследователей отождествляет с Ксерксом I, хотя абсолютно достоверных доказательств этому нет.

Происхождение его туманно. С одной стороны, он назван сыном царя Дария I. С другой, как-то в сердцах супруга его Вашти назвала его «бывшим конюхом её отца», т.е. царя  Бельшацара, того самого, на стене у которого во время пира появились слова «мене, мене, текел уфарсин» (исчислен, исчислен, взвешен и разделен).

Трактат Мегила говорит, что Ахашверош не был царского рода, и  царскую должность себе купил за большие деньги, так как был несметно богат. Это бывший-то конюх!

Однажды пророк Ирмия познакомился с молодым человеком очень маленького роста и непомерными амбициями. Придет время, и я захвачу Иерусалим, – пообещал он Ирмии, – и сожгу Храм, а уцелевших жителей угоню в плен. Звали его Невухаднецар.

В 3319 году Невухаднецар воцарился в Вавилоне, а в 3321 году Ирмиягу тщетно и в который раз взывает к евреям: 

«Так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих…. вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Ир.25:8-12).

А в 3331 году, еще до разрушения Храма и в период максимального расцвета Вавилона, Ирмия рисует ужасные картины гибели империи (см. Ир.50).

Пророчество Ирмии было хорошо известно. Только с какого года начинать отсчитывать 70 лет было не ясно. Внук Невухаднецара Бельшацар решил, что с года воцарения его деда. Наступил 3389 год, прошло ровно 70 лет, но ничего не происходило. По этому случаю Бельшацар устроил пир, во время которого и появились на стене те странные слова.

На третий год своего правления в 3395 году Ахашверош решил, что все сроки пророчества прошли, и также решил устроить грандиозный пир, на полгода, никак не меньше. Пировали в новой столице империи в Шушане (Сузах). Изрядно подвыпивший Ахашверош решил продемонстрировать гостям красоту своей жены Вашти. Он приказал ей выйти к гостям обнаженной и станцевать.

Царица отказалась, но вовсе не потому, что была ужасно целомудренной. Просто что-то ей не понравилось, то ли её внешний вид, то ли форма прозвучавшего приказа, то ли семь евнухов, прибывших с приказом, не произвели на нее впечатление. Но именно в этом эпизоде Вашти напомнила, что царь Ахашверош был «конюхом» не достойным внучки вавилонского императора.

«Послала она сказать ему: при дворце отца моего ты был начальником конюшен и привык приводить к себе обнаженными распутных женщин, теперь же, когда воцарился, разве не избавился от своего порока?» (Эстер раба 3,14)

Через кого послала? Через этих же семерых евнухов. Как выразился Мюллер из известного сериала: что знают двое, знает свинья. Тем более, семеро.

Что оставалось царю для сохранения своего реноме? Казнить Вашти. 
Но царю не престало быть без царицы. Ахашверош приказывает собрать ему не менее 1000 девушек, подходящей наружности, для проведения конкурса мисс Царица Мидии и Персии.

В Шушане, как и во многих других городах, была обширная еврейская диаспора. А общепризнанным главой был некий Мордехай бен Яир из колена Биньямина, прямой потомок царя Шауля и его сына Ионатана. А каббалисты считают, что Мордехай был новым воплощением праотца Яакова.

У Мордехая была приемная дочь по имени Адасса. Происходившая также из рода Шауля. И она также приглянулась агентам, разыскивающим девушек для конкурса. Мордехай отправил Адассу во дворец, предложив ей выступать под именем Эстер и скрывать свое истинное происхождение. Скорее всего, Эстер была необыкновенной девушкой, потому как избалованный женским вниманием царь сразу положил на нее глаз. И влюбился Ахашверош, по-настоящему, возможно, первый раз в жизни.

Эстер стала царицей, а у Мордехая в окружении царя Ахашвероша появился близкий и надежный человек.

Постой-ка, постой-ка, скажет мой нетерпеливый читатель, а Амалек-то тут каким боком?

В окружении Ахашвероша был человек – если и не правая его рука, то первый министр (верховный визирь) точно – по имени Аман (Гаман, ге-мем-нун), прямой потомок в шестнадцатом поколении амалекитянского царя Агага, которого пожалел Шауль, но разрубил пополам Шмуэль. А ещё, по свидетельствам каббалистов, новым воплощением Эйсава.

Этот Аман был неслыханно богатым. Рассказывают, что он присвоил себе сокровища царей Иудеи и разрушенного Иерусалимского Храма.

Сказал рабби Пинхас: два великих богача было на свете: один в Израиле и один – среди народов мира. И богатство принесло им только зло. В Израиле – Корах, что нашел сокровища из серебра и золота, которые спрятал Йосеф. А среди народов мира – Аман, что украл сокровища царей иудейских.  И когда увидел царь богатство его, а десять сыновей его были вельможами при нем, то возвеличил его и вознес его, как сказано: «После этих событий царь Ахашверош возвеличил Амана, сына Амдаты, агагиянина, и вознес его». И повелел царь, чтобы становились на колени и падали ниц перед ним. (Эстер Раба 7,5).

Понятно, что Аман евреев на дух не переносил. Особенно его прямо бесил глава общины Мордехай, в том числе и за то, что не желал оказывать ему соответствующие почести, становясь на колени.

Тут Мордехаю улыбнулась удача. Он случайно подслушал, потому что понимал не менее 70 языков, разговор двух евнухов по имени Бигтан и Тереш. Они вели разговор на своем языке, уверенные, что их никто не понимает. А замышляли они убить Ахашвероша.

Мордехай рассказал Эстер, а Эстер царю. Заговор был раскрыт, а заговорщики понесли наказание, повешенные на древе.

Дело было в 2404 году в месяце Нисан. Задумал Аман покончить с евреями. Но когда лучше всего это сделать? Бросал Аман жребий – пур, по месяцам, числам и дням недели. И выпал жребий на месяц Адар (следующего года), потому что в этом месяце не было никаких заслуг у Израиля. А созвездием выпало созвездие Рыб. И так же при помощи жребия определил Аман, что благоприятным днем будет 13 число.

Обрадовался Аман, пришел к Ахашверошу и за небольшую сумму в 10000 талантов (1) выпросил у него разрешение на уничтожение евреев.

Во все пределы империи от имени царя был разостлан приказ:

«Истребить, уничтожить и погубить всех иудеев – от отрока до старца, и детей, и женщин – в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца адара, а имущество их разграбить» (Эстер 3:12-15).

А для Мордехая, чтобы повесить его, по совету жены Зереш, Аман приготовил дерево в 50 локтей.

Царица Эстер прознала все эти Амановы интриги и, посоветовавшись с Мордехаем, решила устроить пир для царя и его визиря Амана. А накануне этого судьбоносного мероприятия Ахашверош решил полистать книги, куда записывалась всё, что случилось важного в империи. Вдруг он находит запись покушения на свою жизнь и узнает, что преступников помог разоблачить Мордехай.

«И сказал царь: что было сделано для Мордехая (в знак) почета и уважения за это? И сказали отроки царя, прислуживавшие ему: ничего не было сделано для него» (Эстер 6:3).

А тут и визирь собственной персоной. Спрашивает его царь: «что бы сделать для того человека, которому царь хочет оказать почет?».

И тут Аман, решив, что речь, естественно, идет о нем, не поскупился:

«Тому человеку, которому захочет царь оказать почет, пусть принесут одеяние царское, которое надевал царь, и приведут коня, на котором ездил царь, и на голову которого возложен был царский венец.  И пусть дадут одеяние и коня в руки одному из знатных царских сановников, и пусть оденут того человека, которому хочет царь оказать почет, и выведут его на коне на городскую площадь, и возглашают перед ним: вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет» (Эстер 6:7-9).

Замечательно, согласился Ахашверош, бери Мордехая и исполняй.

А на другой день во время пира, устроенного Эстер, царь получил столько удовольствия, что пообещал исполнить любое желание своей любимой жены. Вот тут-то всё и прояснилось. И Эстер получила карт-бланш.

Амана повесили, на том самом приготовленном им для Мордехая дереве. 13 адара 3405 года в тот день, на который у Амана выпал жребий, евреи убили по всей империи около семидесяти тысяч врагов. А на следующий день евреи праздновали и веселились. С тех пор у евреев появился праздник в месяц Адар – Пурим, т.е. «жребии».

А Амалек, как отдельный народ, существовать перестал. Но семя его сохранилось. И всходы этих семян не раз можно видеть на протяжении всей истории человечества, не исключая и наши дни.


Иллюстрация: Акварель Дж.Тиссо «Эстер празднует с царем».



(1) Талант (кикар) – мера веса, равнялся 3000 шекелей. 1 шекель – 14,6 г серебра. Т.е. 1 талант примерно 43,8 кг серебра. В ценах на сегодня Аман заплатил (при условии, что 1 г серебра приблизительно   58 рублей) 25млрд. 404 млн. рублей.


Продолжение http://proza.ru/2021/07/08/1208


Рецензии
Ваш пересказ хорош. Но я не люблю эту книгу Писания: поощрение за доносительство

Юлюбарский   26.06.2021 09:00     Заявить о нарушении
Юра! Спасибо, что читаешь меня.
Только я не понял, кто, кого, за что поощрил?

Яков Задонский   26.06.2021 09:32   Заявить о нарушении
Царь наградил Мордехая за донос на Амана и тем спас народ евреев.Унизительное положение народа.Сравни с (более поздними)книгами о Макковеях - народ оружикм добывает свободу

Юлюбарский   26.06.2021 10:34   Заявить о нарушении
Я тщательно обдумал, Юра.
И все же, думаю, ты не прав. Или так: не очень прав.
С делами покончу и напишу развернутое мнение.

Яков Задонский   27.06.2021 18:21   Заявить о нарушении
Давай посмотрим, как развивались события. Эстер выбрана женой Ахашверошу. И вот она как-то говорит ему, что, мол, всегда принято было у вавилонских царей сажать у царских ворот праведного человека из евреев. У Невухаднецара, к примеру, сидел пророк Даниэль. Ахашверош согласился, и Эстер посоветовала Мордехая. Но в воротах (я уж не знаю, Юра, наверное это было очень почетно) ранее стояли вот эти два товарища Бигтан и Тереш. Им, естественно, такое развитие событий очень не понравилось. Они, как сказано, озлились.

«Что за злоба там была? Бигтан и Тереш сказали: царь отсылает нас двоих и назначает одного! Отсылает двух местных стражей входа и назначает этого варвара, который сидит у царских ворот» (Эстер раба 6,13).

Мудрецы толкуют так, что на это была воля Всевышнего. Зачем? Чтобы возвысить Мордехая. И осуществить свой план (Всевышнего). Расстроить козни Амана.

Теперь «доносительство». А на кого он донес? На своих братьев евреев? Он донес на врагов евреев. С точки зрения евреев никакого доносительства не было. Был элемент борьбы с врагами.

Ну, вот все равно, как партизаны довели до сведения Гитлера о каких-то безобразиях губернатора, скажем, Киева. Разве это было бы доносительством?

Как-то так кратенько. Яков.

Яков Задонский   27.06.2021 20:47   Заявить о нарушении
Яша! Ты очень понятно все объяснил.Но как это не зови, это был поступок рабов.Я и сказал, что не люблю книгу "Эсфирь".Тем более, что в других книгах евреи выступают как народ-воин. Но здесь любое мнение имеет право на существование. С уважением = Юрий

Юлюбарский   28.06.2021 13:10   Заявить о нарушении