Саймон дейл, 2 глава, путь юности

ГЛАВА II - ПУТЬ МОЛОДОСТИ
ГЛАВА II - ПУТЬ ЮНОСТИ Саймона Дейла ,  автор Энтони Хоуп

Дискуссия идет уже много лет; не совсем столь же древний, как и мир, поскольку Адам и Ева не могут из- за отсутствия возможности выпасть из него, все же нисходящий к нам из неведомой древности. Но он никогда не был установлен в покое по общему согласию: ссора из-за Пассивного Послушания-ничто по сравнению с этим. Это кажется таким незначительным делом, хотя; для дебатов Я имею в виду, что нет большего вопроса, чем этот: пусть человек, имеющий верность одной леди, оправдает любым ходом рассуждений свое поведение в том, чтобы вырвать поцелуй у другого, этого другого существа (ибо это важно to have the terms right) not (насколько можно судить) не желая? Я утверждал, что он мог бы; правда, моя позиция не допускала никаких других аргументов, и, по большей части, именно состояние человека определяет его аргументы, а не его причины, которые вызывают его состояние. Барбара заявила, что он не может, хотя, конечно, это, как она тут же добавила, ее не касается, потому что ей все равно, сможет ли он это сделать. Влюблен я был или нет, ни как глубоко, ни в кого, ни, одним словом, вообще ни в чем. Это было абстрактное мнение, которое она высказывала в отношении любви, или то, что люди предпочитают называть таковым, может быть вовлечено; что же касается приличия, то она должна признаться, что у нее была своя точка зрения, с которой, может быть, мистер Дейл не был согласен. Девушка из коттеджа садовника, без сомнения, полностью согласна с мистером Дейлом; иначе как бы она перенесла поцелуй на открытом месте парка, где мог пройти кто угодно и где (по самой извращенной случайности в мире) сама хорошенькая миссис Барбара проходила в тот момент, когда это произошло? Однако если этот вопрос и мог когда-либо представлять для нее хоть малейший интерес, то лишь в той мере, в какой он касался теперь, когда она отправилась на следующий день в Лондон, чтобы занять место фрейлины Ее королевского Высочества герцогини, у нее было так же мало свободного времени, как и желания думать о мистере Саймоне, она не могла иметь ничего, кроме дурной репутации в Деревне и могла подать дурной пример деревенским девицам. Или о том, как он развлекался, когда был уверен , что никто его не видит. Не то чтобы она смотрела: ее присутствие было самым чистым и самым нежелательным шансом. И все же она не могла не радоваться, услышав, что девушка скоро вернется туда, откуда пришла, к великому облегчению (она была уверена) в мадам Дейл и ее дорогих друзьях. Люси и Мэри; для ее любви, для которой ничего нет, ничего не должно иметь значения. Самой девушке она не желала зла, но понимала , что ее мать, должно быть, чувствует себя неловко по отношению к ней.

Будет позволено, что госпожа Барбара имела большую часть аргументации, если не лучшую. В самом деле, я мало что мог сказать, кроме того, что деревня будет хуже настолько, насколько герцогиня Йоркская будет лучше для отъезда госпожи Барбары.; вежливость не принесла мне ничего, кроме надменного реверанса и насмешки.

“Вам обязательно репетировать свои прелестные речи на мне, прежде чем рисковать ими на своих друзьях, сэр? - спросила она.

- Я в вашей власти, госпожа Барбара,” взмолился я. - Неужели мы должны расстаться врагами?”

Она ничего мне не ответила, но мне показалось , что лицо ее смягчилось, когда она отвернулась к окну, за которым виднелись лужайка и луга парка. Я думаю , что еще немного уговоров-и она простила бы меня, но в этот момент, в результате очередного извращения, маленькая фигурка неторопливо пересекла залитые солнцем поля. Самые прекрасные зрелища иногда могут оказаться неудачными.

“Сидария! Прекрасное имя!” - сказала Барбара, скривив губы. - Держу пари, что у нее нет причин давать другие.”

“Ее мать отдает другую садовнику, - кротко напомнил я ей.

- Имена даются так же легко, как поцелуи! - возразила она. - Что касается Сайдарии, милорд говорит, что это имя из пьесы.”

Все это время мы стояли у окна и смотрели, как легкие ноги Сайдарии скользят по лугу, а шляпка бессмысленно покачивается в ее руке. Но теперь Сайдария исчезла среди стволов буков.

“Видишь, она ушла, - сказал он. - Я шепотом. - Она ушла, госпожа Барбара.”

Барбара поняла, что я хотел сказать, но решила не проявлять ко мне нежности. Мягкие интонации моего голоса были обращены к ней, но она не приняла их почтения.

“Вам незачем вздыхать об этом перед моим носом, - сказала она. - И все же вздыхай, если хочешь. Какое мне до этого дело? Но она не ушла далеко и, без сомнения, не побежит слишком быстро, когда вы будете преследовать ее.”

- Когда вы будете в Лондоне, - сказал я, - вы с сожалением вспомните, как жестоко обошлись со мной.”

- Я вообще никогда не буду думать о тебе . Неужели вы забыли, что при Дворе есть джентльмены остроумные и воспитанные?”

“Да улетит черт с ними со всеми ! - воскликнул я вдруг, не зная тогда, насколько большая их часть будет соответствовать их эскорту.

Барбара повернулась ко мне, в глубине ее темных глаз светилось торжество.

- Может быть, когда вы услышите обо мне при Дворе, - воскликнула она, - вы пожалеете, что вспомнили обо мне.”

Но она вдруг замолчала и посмотрела в окно.

“Там ты найдешь себе мужа, - с горечью предположила я.

“Вроде бы достаточно, - небрежно ответила она.

Честно говоря, я был не в лучшем настроении. Ее отъезд огорчил меня до глубины души, и то, что она ушла в таком гневе, ранило меня еще больше. Я завидовала каждому мужчине в Лондоне. Не было ли в моих рассуждениях все- таки какой-то причины?

-Прощайте, сударыня,- сказал я, нахмурившись и отвесив широкий поклон. Ни один игрок с этой полосы не мог бы быть более трагичным.

-Прощайте ... Ну, сэр. Я не стану вас задерживать, потому что у вас, как я знаю, есть другие прощания .”

- Не раньше чем через неделю!” - воскликнул я, побуждаемый к ликованию тем, что Сидария задержалась так надолго.

- Не сомневаюсь, что вы с пользой проведете время, - сказала она, с достоинством провожая меня до двери. Девушка , как она была, она уловила или унаследовала величественный вид, которым пользуются великие дамы.

Я мрачно отключился, чтобы попасть в руки милорда, который прогуливался по террасе. Он схватил меня за руку и добродушно рассмеялся .

“Ну и сентиментальщина у тебя была , негодяй? - сказал он. “Ну, в этом нет ничего дурного, так как девушка завтра уезжает от нас.”

“В самом деле, милорд, ничего страшного не случилось, - сказал я с удрученным видом. - Так мало, как могла бы пожелать сама миледи.” (Тут он улыбнулся и кивнул.) - Госпожа Барбара даже не взглянет на меня.”

Он посерьезнел, хотя улыбка все еще не сходила с его губ.

- В деревне о тебе сплетничают , Симон,” сказал он. - Прими совет друга и не будь так много времени с дамой из коттеджа. Послушайте, я говорю не без причины.” Он кивнул мне, как кивает человек, который имеет в виду больше, чем говорит. Более того, он не сказал мне ни слова, так что, расставаясь с ним, я рассердился еще больше, чем когда расстался с его дочерью. И природа человека такова, как Небеса сделали это, что нужно говорить, что я согнул свои шаги к коттеджу со всей удобной скоростью? Единственное оружие обиженного любовника (нет, не буду спорить по существу дела еще раз) был готов к моей руке.

Однако мое нетерпение мало помогло, ибо там, на скамье, стоявшей у двери, сидел мой добрый друг викарий, беседуя на приятной досуге с дамой, называвшей себя Сайдарией.

“Это правда, - говорил он. - Боюсь, что это правда, хотя вы слишком молоды, чтобы узнать это.”

- Есть школы, сэр, - ответила она с улыбкой, в которой, как мне показалось , уже не было ни капли горечи , - где такие уроки усваиваются рано.”

“Эти школы лучше оставить в покое, - сказал он.

- И какой же урок?” - спросил я, подходя ближе.

Никто не ответил. Викарий положил руки на набалдашник трости и вдруг начал рассказывать своему спутнику пророчество старой Бетти Насрот . Не могу сказать, что навело его на эту мысль, но, когда я был рядом, она не покидала его . Она слушала со вниманием и весело улыбалась , когда роковые слова, произнесенные с должной торжественностью, слетали с губ викария.

“Это странная поговорка, - закончил он, - из которой только время может показать истину.”

Она взглянула на меня веселыми глазами, но с каким-то новым интересом. Странно , какое влияние эти суеверия оказывают на всех нас, хотя , несомненно, грядущие века перерастут это ребячество.

- Я не знаю, что означает это пророчество, - сказала она, - но , по крайней мере, одна вещь кажется необходимой для его исполнения. Мистер Дейл должен познакомиться с Королем.”

“Верно!” воскликнул викарий . “Все стоит на том, и на этом мы держимся. Ибо Симон не может любить там, где любит Король, не может знать, что скрывает Король, не может пить из королевской чаши, если останется здесь, в Хэтчстеде, до конца своих дней. Пойдем, Симон, чума прошла!”

- Значит, мне тоже пора уходить?” Я спросил. - Но с какой целью? У меня нет друзей в Лондоне, которые могли бы обратить на меня внимание короля.”

Викарий печально покачал головой. У меня не было таких друзей, а король уже доказал, что может забыть о многих лучших друзьях трона, чем тот, каким его сделал мой дорогой отец .

“Мы должны подождать, мы должны еще подождать, - сказал викарий. - Время найдет себе друга.”

Сидария на мгновение задумалась, но потом подняла глаза, снова улыбнулась и сказала мне::

- Скоро у тебя появится друг в Лондоне.”

Думая о Барбаре, я мрачно ответил :”

“Я не имела в виду того, кого ты имеешь в виду, - сказала Сидария, сверкнув глазами и ничуть не смутившись . - Но я тоже собираюсь в Лондон.”

Я улыбнулся, потому что мне не казалось, что она окажется могущественным другом или сможет открыть мне дорогу. Но она встретила мою улыбку другой , такой уверенной и вызывающей, что мое внимание было полностью захвачено, и я не обратил внимания на прощание викария, когда он встал и покинул нас.

- А ты будешь служить мне?,” Я спросил: “Если бы у тебя была сила?”

- Нет, поставь вопрос так, как ты думаешь, - сказала она. - У тебя хватило бы сил служить мне, если бы у тебя была воля? Разве это не сомнение в вашем уме?”

- А если бы это было так?”

- Тогда, действительно, я не знаю , как ответить; но странные вещи случаются там, внутри. Лондон, и, может быть, когда-нибудь даже я обрету некоторую власть.”

- И ты воспользуешься им для меня?”

- Разве я могла поступить иначе ради джентльмена, который рисковал благосклонностью своей любовницы ради моей бедной щеки?” И она снова засмеялась, ее веселье стало еще больше, когда я покраснел. “Вы не должны краснеть, когда приезжаете в город, - воскликнула она, - а то на вас напишут балладу и будут оплакивать на улицах чудовище.”

“Чем чаще приходит причина, тем реже будет следствие, - сказал я.

“Хорошо сказано, - согласилась она. - Мы должны сделать из тебя остроумца в городе.”

- Что ты делаешь в городе?” - прямо спросила я, глядя ей прямо в глаза.

“Может быть, иногда, - рассмеялась она, - то, что я сделала однажды, насколько тебе известно, с тех пор, как приехала в эту страну.”

Таким образом, она сбивала меня с толку шутливыми ответами всякий раз, когда я пытался выяснить, кто и что она. Не повезло мне и с ее матерью, к которой я питал слабую симпатию и которая, как мне казалось, больше меня не любила. Она была немногословна и нахмурилась, увидев меня с дочерью. И все же , должен признаться, в последующие дни она часто видела меня с Сидарией, а я часто бывал с ней, когда она меня не видела. Потому что Барбара ушла, оставив меня больным и одиноким, в настроении найти утешение там, где я мог, и увидеть мужественность в дезертирстве.; и было в девушке обаяние, которое росло на мне бесчувственно и без моей воли, пока я не полюбил не ее (как я полагал, забыв, что Любовь любит не слишком строго отмечать свои границы), а ее веселый нрав, ее остроумие и жизнерадостность. Более того, все это смешивалось и приправлялось другими вещами, более привлекательными для необузданной юности, - светским воздухом и знанием жизни, которые возбуждали мое любопытство и сидели (так кажется даже моему позднему уму, когда я оглядываюсь назад) с чарующим несоответствием на смеющемся детском лице и незрелой грацией девичества. Ее настроения были бесконечны, соперничая друг с другом в вечно неопределенной борьбе за приз величайшего очарования. По большей части она была весела, откровенное веселье переходило в лукавую шутливость; время от времени она грустила, вздыхая: “Эх, как бы я могла остаться в этой милой невинной стране!” Или снова она выказывала или изображала беспокойную совесть, шепча, - Ах, если бы я была такой, как твоя госпожа Барбара!” В следующее мгновение она уже смеялась, шутила и издевалась, как будто жизнь была не чем иным, как огромным разноцветным пузырем, а она -ярчайшим отблеском на нем.

Неужели женщины так постоянны, а мужчины так забывчивы, что всякое сочувствие должно уйти от меня и всякое уважение быть утрачено из-за того, что я в возрасте восемнадцати лет, Я поклялся жить для одной дамы только в понедельник и готов был умереть за другую в субботу? Оглянитесь назад, склоните головы и протяните мне руки, чтобы поцеловать или сжать!

Пусть мы с тобой не расспрашиваем
Что было нашим прошлым желанием,
На каких пастухов ты улыбнулся,
Или каких нимф я соблазнил;
Оставь это и планетам тоже
Что мы будем делать после;
Ради радостей,которые мы теперь можем доказать,
Примите совет настоящей любви.

Нет, я не назову этого во всей полноте; мистер Уоллер слишком свободен, чтобы тот, кого прозвали пуританином, последовал за ним до конца. И все же в этом есть истина. Отрицайте это, если хотите. - Вы улыбаетесь, мадам, и в то же время отрицаете.

Был золотой летний вечер , когда я, для которого золотой мир был сущим адом, пришел на свидание в парк Квинтон-Мэнор, чтобы там сделать ставку. Сайдария прощай. Мать и сестры косо смотрели на меня, в деревне сплетничали, даже викарий добродушно качал головой. Какое мне дело? Господи, почему один человек-дворянин и богач, а у другого в кошельке нет денег и только одна мелочь за спиной? Не было ли любви вообще, и почему Сайдария смеялась над такой очевидной истиной? Она лежала под буком, ее милое личико сморщилось от горя, маленькая рука лежала на ее твердой руке. сердце как будто билось для меня, а ее глаза-площадка для тысячи быстрых выражений. Я подошел к ней и, схватив за руку, произнес только ее имя:” Казалось , больше нечего было сказать, и все же она воскликнула, смеясь и укоряя: Неужели я должен уйти без моей дани?”

Я отпустил ее руку и отошел в сторону. Клянусь душой, я не мог говорить. Я был косноязычен, нем, как собака.

- Когда вы будете ухаживать в Лондоне, - сказала она, - вы не должны приезжать сюда без багажа любовника. Там дамы спрашивают клятвы, и протесты, и отчаяние, и поэзию, и рапсодии, и я не знаю что.”

- Из всего этого у меня нет ничего, кроме отчаяния, - сказал я.

“Тогда из тебя получится печальный любовник,” надулась она. - И я рада, что иду туда, где влюбленные менее печальны.”

- Вы ищете любовников в Лондоне?” Я плакал, я тот, что плакал Барбаре хорошо, Я сказал свое слово по этому поводу.

“Если Небеса пошлют их,” ответила Сайдария.

- И ты забудешь меня?”

- По правде говоря, да, если только вы сами не придете мне напомнить. У меня нет головы для отсутствующих любовников.”

“Но если я приду ... - начал я с внезапной надеждой.

Она этого не сделала (хотя таков был ее обычай) она сорвала с дерева листок и, разорвав его пальцами, ответила любопытным взглядом.

“Ну, если вы придете, я думаю , вы пожалеете, что пришли, если, конечно, не забыли меня до того, как пришли.”

- Забыть тебя! Никогда, пока я жив! Май Я иду, Сидария?”

- Разумеется, сэр, как только позволят ваш гардероб и кошелек. Нет, не обижайтесь. Ну же, Симон, милый Симон, разве мы не друзья, и разве друзья не могут сплотить друг друга? Нет, и если я захочу, я возьму тебя под руку . В самом деле, сэр, вы первый джентльмен , который оттолкнул его. Видите, теперь он там! Разве там не хорошо выглядит, Саймон, и не хорошо себя чувствует, Саймон?” Она посмотрела мне в лицо, вкрадчиво извиняясь за причиненную мне боль, и все же с насмешкой над моим трагическим видом. - Да, вы непременно должны приехать в Лондон.,” она продолжала, похлопывая меня по руке. “Не Госпожа ли Барбара в Лондоне? И я думаю, что Я ошибаюсь, Саймон? что есть что-то , за что вы захотите попросить у нее прощения.”

- Если я и приеду в Лондон, то только ради вас и только ради вас, - воскликнул я.

- Нет, нет. Ты полюбишь то, что любит Король, узнаешь, что он скрывает, и выпьешь из его чаши. Я, сэр, не могу вмешиваться в вашу великую судьбу, - она отстранилась от меня, низко поклонилась и, улыбаясь, встала напротив меня.

“Для тебя и только для тебя,” повторил я.

“Тогда король полюбит меня? - спросила она.

- Боже упаси,” горячо сказал я.

“Ах, а зачем, скажи на милость, твое "Боже упаси"? Вы очень готовы со своими "не дай Бог". Значит, я должен принять твою любовь раньше, чем любовь короля, господин Симон?”

“Моя любовь честна, - сказал я серьезно.

- О, я бы и на даче поиздевался, если бы там все не говорили о его честности! Я видел короля в Лондоне, и он прекрасный джентльмен.”

- А может быть, вы видели и королеву?”

- По правде говоря, да. Ах, я шокировала тебя, Саймон? Что ж, я ошибся. Пойдемте, мы в деревне, нам будет хорошо. Но когда мы сделаем из тебя горожанина, мы станем такими же, как они в городе. Более того, через десять минут я возвращаюсь домой, и было бы трудно, если бы я тоже оставил тебя в гневе. У тебя останутся более приятные воспоминания о моем отъезде, чем те, что оставила тебе госпожа Барбара.”

- Как я найду тебя, когда приеду в город?”

- Если вы спросите любого джентльмена , которого встретите, помнит ли он Сидарию, вы найдете меня, как только вам будет угодно.”

Я умолял ее рассказать мне больше, но она решила больше ничего не рассказывать.

- Видишь, уже поздно. Я иду, - сказала она. Потом вдруг она подошла ко мне. “Бедный Саймон, - тихо сказала она. - И все же это хорошо для тебя, Саймон. Когда-нибудь это тебя позабавит, Саймон, - она говорила так , словно была на пятьдесят лет старше меня . Я обнял ее и поцеловал. Она боролась, но все же смеялась. У меня мелькнула мысль, что Барбара не стала бы ни сопротивляться, ни смеяться. Но Сайдария рассмеялась.

Наконец я отпустил ее и, опустившись на одно колено, очень смиренно поцеловал ей руку, как будто она была тем, кем была Барбара. Если бы она не была и Я еще не знал, кем она была, если бы моя любовь возвысила ее и сделала троном, на котором она могла бы сидеть Королевой. Моя новая поза придала внезапную серьезность ее лицу, и она склонилась надо мной с улыбкой, которая теперь казалась нежной и почти печальной.

“Бедный Саймон, бедный Саймон, - прошептала она. - А теперь поцелуй мою руку, поцелуй ее , как будто я достоин поклонения. Это не причинит вам вреда, и, возможно, возможно Она наклонилась и поцеловала меня в лоб, когда я опустился перед ней на колени. “Бедный Саймон,” прошептала она, когда ее волосы коснулись моих. Затем ее рука медленно и мягко убралась. Я поднял голову и увидел ее лицо.; ее губы улыбались, но на ресницах, казалось, была роса . Она рассмеялась, и смех закончился легким вздохом, как будто с ним боролись рыдания. И она громко закричала, ее голос ясно прозвучал среди других. деревья в неподвижном вечернем воздухе.

- Чтобы я когда - нибудь был таким обиженным дураком!”

Потом она повернулась и , не оглядываясь, быстро побежала по траве. Я смотрел ей вслед, пока она не скрылась из виду, а потом сел на землю с подергивающимися губами и широко открытыми тоскливыми глазами.

Ах, за счастье молодости! Увы за ее мрачное горе! Так она вошла в мою жизнь.


Рецензии