Саймон Дейл, 3 глава

ГЛАВА III - МУЗЫКА МИРА о Саймоне Дейле
Если философ, учился в человека ум, как Фламстид в курсах звезд или великий Ньютон в законах внешней природы, были возьмите один одержим сильной страстью любви или горе горькое, что-подавляющие эмоции, вам будет, и были рассматривать беспристрастно и с холодным точности какую долю своего времени был в действительности заняты вещь, которая, как мы привыкли говорить, заполнены его мысли или укачивает его жизни или освоено его интеллект, мир мог улыбаться (и мое мышление было лучше улыбаться, чем плакать) по вопросу расследования. Когда пройдет первый короткий шок , как мало из двадцати четырех часов будет тех, на которые претендует деспот, как бы поэты ни называли его ненасытным. Есть сон, мясо и питье, надевание и снятие одежды и ее покупка. Если человек имеет здоровое тело, есть его спорт; если он в здравом уме, есть интересы этой жизни и обеспечение следующей. И если он молод, то есть собственная радость природы в жизни, которая с терпеливой презрительной улыбкой откладывает его протест против того, что он обречен на несчастье, и делает его, волей-неволей смейтесь и пойте. Так что, если он не утопится в течение недели и тем самым не будет препятствовать расследованию, то, вероятно, он успокоится в течение месяца и к концу года не будет нести на себе больше следов своего несчастья, чем (если он человек с добрым сердцем) добавленная трезвость и нежность духа. Но все это не мешает вещи возвращаться при случае.

В моем случае и, если моя история следовать, чтобы ее закрыть, я уверен что я не должен считаться тот, кто прошел заболевания любви более легко, чем своих ближних этом процесс выздоровления, наиболее благотворным, но в чувство унизительное, способствовала череда обстоятельств, в котором моя мама увидела за небеса, чтобы наши семья и викарий рабочая Бетти Nasroth по пророчество. Дядя моей матери около сорока лет назад основал в городе шерстяную мануфактуру. Норидж, и всегда держал перед глазами истину, что люди должны быть одеты, как бы они ни были одеты. думайте о делах Церкви и государства и о том, что дело ткача, чтобы одеть их и не думать за них, жил тихой жизнью во время всех волнений и преуспевал в своем ремесле. Ибо женитьба или время, или склонность изменили ему, и, будучи теперь уже стариком, он почувствовал ко мне благосклонность и объявил о своем намерении сделать меня наследницей значительной части его состояния, если я окажусь достойной такой доброты. Доказательство, которое он просил , не было лишено смысла, хотя я нашел причину для великого плач в нем; для него было то, что вместо поисков чтобы попасть в Лондон, я пойду в Норвич и жить там с ним, чтобы утешить его в последние годы и, хотя не занимается своим ремеслом, узнать что-то наблюдения из серьезных профессий жизни и состояния из моих коллег-мужчин, которые все молодые господа, он сказал, что, по большей части, к сожалению, неуч. В самом деле, так оно и было, и они не считали лучшего товарища для того, чтобы быть мудрее; делать что-либо или знать что-либо, что могло бы принести пользу человеку или честь Богу, не было модой в те дни. Я также не говорю, что мода сильно изменилась, нет, и что она изменится. Поэтому в Норвич Я отправился туда, хотя и неохотно, и пробыл там целых три года, стараясь утешить дядюшкину старость и утешая свой досуг развлечениями, которые предоставлял мне этот великий и важный город и которых, впрочем, было достаточно для всякого разумного ума. Но разум и молодость-плохие товарищи, и все это время я был подобен израильтянам в пустыне; мои мысли были устремлены к Обетованному. Мы с Лендом с трудом выдержали испытательный срок. К этому настроение я записал тем, что мало что из моей жизни вообще Норвич живет в моей памяти, и к этому немногому я редко возвращаюсь мысленно; время до него и время после поглощают мои взгляды назад. Конец наступил с смерть моего дяди, на что я, получатель большой добротой от него, искренне горевал, и что с некоторым раскаянием, так как я причинил ему скорбь по отказываясь принять свою профессию как мои собственные, предпочитая моя свобода и умеренной дар все свое состояние оседлали с условием прохождения моих дней ткань-ткачиха. Если бы я выбрал другое, я бы так и сделал. жили более мирно и умерли более богатым человеком. И все же я не раскаиваюсь; ни богатство, ни мир, но движение крови, работа рук и служение ума создают жизнь, на которую человек может оглянуться без стыда и восторга.

Я приближался к своему двадцать второму дню рождения , когда вернулся в Хэтчстед с видом и манерами., Я не сомневаюсь, печально провинциальный, но с подкладкой в кармане, ради которой многие галантные отдали бы часть своих перьев и перьев. Три тысячи фунтов, вложенные в дело моего дяди и вернувшие хорошую и своевременную прибыль, сделали Саймона Дейла человеком гораздо более важным в глазах его семьи, чем он был три года назад. Это была компетенция, на которой джентльмен мог жить с благоразумием и скромностью, это была ступенька , с которой его нога могла подняться выше по жизни. лестница. Лондон был в моей власти, все, что в нем было многообещающего и возможного, не выходило за пределы полета моего парящего ума. Сестры обменивались резкими увещеваниями на восхищенное почтение, а мать не боялась ничего , кроме того, что великое место, в которое я теперь, несомненно , был обречен, может повредить домашним добродетелям, которые она мне внушила. Что же касается викария, то он почесал нос и посмотрел на меня таким взглядом, который так ясно говорил о Бетти Нэзрот, что я от души расхохотался.

Таким образом, находясь в большой опасности самовозвышения, Я приняла лучшее лекарство, какое только смогла, хотя и не собиралась прислуживать милорду Квинтону, который в то время жил в Поместье. Здесь мой набухший дух был остро уколот и вскоре опустился до своих истинных размеров. Я не был здесь великим человеком, и хотя милорд принял меня очень любезно, он говорил не столько о богатстве моего состояния, сколько о недостатках моих манер и простоватого вида одежды. И все же он велел мне ехать в Лондон, потому что там учился человек, общавшийся со всем миром. чтобы оценить свою собственную ценность, и потерял невежественное самомнение о том, что деревенское величие склонно к размножению. Несколько удрученный, я поблагодарил его за доброту и осмелился спросить о госпоже Барбаре.

“Она вполне здорова, - ответил он, улыбаясь. - И она стала великой леди. Остроумцы делают ей эпиграммы, а дураки адресуют ей стихи. Но она хорошая девочка, Саймон.”

“Я уверен в этом, милорд, - воскликнул я.

“Он смелый человек, который в наши дни был бы уверен в этом в отношении любого, - сухо сказал он. - И все же, слава Богу, это так. Смотри, вот копия стихов, которые у нее недавно были, - и он бросил мне бумагу. Я просмотрел его и увидел много о “ослепительном льде”, “не тающем снеге”, “Венере”, “Диане” и так далее.

“Все это кажется печальным, милорд, - сказал я.

“Да, конечно, - рассмеялся он.; - но это сделал благородный человек с хорошей репутацией. Постарайся писать не хуже, Саймон.”

- Буду ли я иметь честь прислуживать госпоже Барбаре, милорд?” Я спросил.

- Что касается этого, Саймон, мы увидим, когда ты приедешь. Да, надо посмотреть, что за компанию ты держишь. Например, от кого еще вы думаете ждать, когда окажетесь в Лондоне?”

Он пристально посмотрел на меня, слегка нахмурив брови, но на его губах играла улыбка, и вовсе не недобрая . Мне стало жарко, и я понял, что тоже покраснел.

- Я мало с кем знаком в Лондоне, милорд, - пробормотал я, - и с теми не очень хорошо.”

- Действительно, не очень, - эхом отозвался он, морщась еще больше, а улыбка исчезла. Но улыбка вернулась, когда он встал и хлопнул меня по плечу.

- Ты честный парень, Саймон, - сказал он, - хотя, может быть , Богу угодно было сделать тебя глупцом. И, кстати, Господи, да кому нужны мудрые парни? Поезжай в Лондон, узнай побольше людей, лучше узнай тех , кого знаешь. Веди себя как подобает джентльмену и помни, Саймон, кем бы ни был Король, все же он Король.”

Сказав это с большим нажимом, он мягко повел меня к двери.

- Почему он так сказал о короле?” Возвращаясь домой через парк, я размышляла : хотя то, что мы все, даже в деревне, знали о короле, давало достаточно оснований для этих слов, милорд, казалось, говорил их мне с каким-то особым смыслом, и, казалось, они волновали меня больше, чем большинство людей. И все же, если я оставлю в стороне глупые речи Бетти, как, несомненно, сделал мой господин, какое мне дело до короля или до того, кем он может быть помимо короля?

Примерно в это же время в стране поднялся большой шум из-за отстранения от всех должностей великого министра и выдающегося писателя графа Кларендона и из-за дальнейших мер , которыми угрожали ему враги. Деревенские старейшины обычно собирались в те дни, когда приходила почта, и горячо обсуждали новости, привезенные из Лондона. Государственные дела очень мало беспокоили мою голову, но в полном безделье я часто присоединялся к ним, удивляясь, что они так взволнованы происходящим, что почти ничего не значат. разница в нашем углу. Таким образом, я оказался среди них, в таверне "Король и корона", на Лужайке, через два дня после разговора с моим господином. Куинтон. Я сидел с кружкой эля перед собой, погруженный в свои мысли и почти не обращая внимания на происходящее, когда, к моему удивлению, почтальон, соскочив с лошади, подошел прямо ко мне, держа в руке большой пакет с важным видом. Получить письмо было редким событием в моей жизни, и еще более редкое последовало за этим, положив конец моему удивлению. Для мужчины, хотя он был полностью готов выпить мою здоровья, не требовал денег за письмо, говоря, что оно поступило на службу Его Величества и не подлежало оплате. Он говорил достаточно тихо, и вокруг раздавался шум, но казалось, что имя короля пробилось сквозь весь этот шум к ушам викария, потому что он мгновенно поднялся и, подойдя ко мне, сел рядом со мной, плача.,

- Что он сказал о Короле, Симон?”

“Он сказал, - отвечал я, - что это великое письмо пришло ко мне на службу к королю и что мне нечем заплатить за него . Но надпись была достаточно ясна. “Владеть Саймон Дейл, эсквайр, Хэтчстед, Хэтфилд.”

К этому времени нас уже окружила половина отряда, и милорд Кларендон был почти забыт. Мелочи вблизи значат больше, чем великие события вдали, и в Хэтчстеде мои дела имели большее значение, чем падение канцлера или выбор королем новых министров. Раздался крик, чтобы я открыл свой пакет и показал, что в нем.

“Нет, - сказал викарий с важным видом, - может быть , король пишет по личному делу.”

Они бы поверили , что Милорд в Поместье, они не могли поверить Саймону Дейлу. Викарий смело встретил их смех.

- Но у короля и Симона когда-нибудь будут личные дела, - воскликнул он, грозя кулаком насмешникам, сам наполовину издеваясь.

Тем временем я открыл пакет и стал читать. И по сей день свежо изумление, вызванное во мне его содержанием . Ибо смысл был в том, что король, помня о заслугах моего отца перед отцом короля (и забывая, как казалось, о тех, которые он оказал отцу короля), Генерал Кромвель) и, будучи осведомлен о моем собственном верноподданническом расположении духа, храбрости и хороших качествах, был милостиво удостоен назначить меня на должность в штабе Его Величества. Полка лейб-гвардии, такое поручение датируется шестью месяцами со дня написания, с тем чтобы У мистера Дейла должно быть достаточно времени, чтобы все узнать самому. своих обязанностей и годился для своего поста; с этой целью королю было угодно, чтобы Мистер Дейл должен немедленно явиться с этим письмом в Уайтхолл и получить там инструкции по строевой подготовке и по всем другим вопросам , которые ему необходимо знать. Так кончалось письмо, в котором я отдавался на попечение Всевышнего.

Я сидел, задыхаясь; сплетники глазели вокруг меня; викарий казался ошеломленным. Наконец кто -то проворчал:,

- Я не люблю этих Охранников. Разве король нуждается в страже, кроме как в любви к своим подданным?”

- Значит, его нашел отец?” - воскликнул викарий, мгновенно вспыхнув.

“Лейб-гвардейцы!” - пробормотал я. - Это первый почетный полк.”

“Да, мой мальчик, - сказал викарий. - Было бы неплохо , если бы вы служили в его рядах, но удерживали бы Его Величество. Комиссия!” У него не хватило слов, и он полетел к табакерке хозяина, которую этот добрый человек, движимый тонким сочувствием, протянул ему, похлопав по случаю.

Внезапно те слова милорда , которые в момент их произнесения так сильно привлекли мое внимание, вспыхнули у меня в голове и, казалось , теперь нашли свое объяснение. Если появились неисправности можно найти в короля, он не врал своими служащие и сотрудники, чтобы найти его; теперь я был его бытовой; мой Господь, должно быть, известно, какая была на путь ко мне из Лондона, когда он обратился ко мне так многозначительно; и он знал только потому, что он сам был двигателем в этом вопросе. Я вскочил и с плачем подбежал к викарию.,

- Да ведь это милость моего господина! Он говорил за меня.”

- Да, да, это мой господин, - проворчал кто-то и кивнул в сторону круга, довольный столь очевидным открытием. Один только викарий не согласился; он взял еще щепотку и раздраженно покачал головой.

“Не думаю, что это милорд, - сказал он.

- Но почему бы и нет, сэр, а кто же еще?” - настаивал я.

“Не знаю, но не думаю, что это мой господин, - настаивал он.

Тогда я рассмеялся над ним, и он прекрасно понял, что я высмеиваю его неприязнь к простому повседневному описанию всего, к чему можно всеми правдами и неправдами прилепить ярлык тайны. Он вернулся к пророчеству и не хотел, чтобы милорд встал между ним и его хобби.

“Можешь смеяться, Саймон, - сказал он серьезно. - Но все будет так, как я сказал.”

Я больше не обращал на него внимания, но схватил со скамьи свою шляпу и крикнул, что должен немедленно бежать и поблагодарить милорда, потому что он сегодня же уезжает в Лондон и уедет, если я не потороплюсь.

“По крайней мере, - согласился викарий, - вы не причините ему вреда, если расскажете. Он будет удивляться не меньше нас.”

Снова рассмеявшись, я убежал, оставив компанию толпиться вокруг упрямого викария. Хорошо, что я не задержался, потому что, подъехав к Особняку со всей возможной скоростью, я застал карету милорда уже у дверей и его самого в плаще и шляпе, готового сесть в нее. Но он ждал моего рассказа, затаив дыхание, и, когда я дошел до сути , выхватил у меня из рук письмо и стал жадно его читать. Сначала я подумал, что он играет роль и хочет только отрицать свою доброту или оттянуть признание. Его манеры вскоре изменились он действительно был поражен, как и предсказывал викарий, но более того, если я правильно понял его лицо, он был также очень недоволен, потому что на его лбу появилась тяжелая морщина, и он прошел со мной в полном молчании большую часть террасы.

“Я не имею к этому никакого отношения, - с горечью сказал он. - Я и моя семья оказали королю и его семье слишком большую услугу, чтобы лишиться милостей. Короли не любят своих кредиторов, нет, и не платят им.”

- Но, милорд, я не могу представить себе другого друга, который обладал бы такой силой.”

- а ты не можешь? - спросил он, останавливаясь и кладя руку мне на плечо. - Может быть, Симон, ты не понимаешь , откуда в наши дни берется власть и каковы права на доверие короля.”

Его слова и манеры разбили мою новую гордость, и я полагаю, что мое лицо помрачнело, потому что он продолжал более мягко:,

- Нет, парень, раз уж оно пришло, бери его без вопросов. Каким бы ни был его источник, ваше собственное поведение может сделать его честью.”

Но я не мог довольствоваться этим.

“В письме говорится, - заметил я, - что король помнит о заслугах моего отца.”

- Я думал, что век чудес миновал, - улыбнулся милорд. “Возможно, и нет, Саймон.”

“В таком случае, если это не ради моего отца и не ради вас, милорд, я в растерянности, - и я раздраженно сунул письмо в карман.

- Мне пора, - сказал милорд, поворачиваясь к карете. “Дай мне знать, когда ты приедешь, Саймон, а теперь, я думаю , ты скоро приедешь. Вы найдете меня в моем доме на Саутгемптон-сквер, и миледи будет рада вашему обществу.”

Я поблагодарил его за вежливость, но лицо мое все еще оставалось мрачным. Он, казалось, подозревал и намекал на какую-то заразу в фонтане чести, который так неожиданно излился.

“Я не могу сказать, что делать с этим,” - воскликнул я.

Он снова остановился, собираясь поставить ногу на подножку кареты, и повернулся ко мне лицом.

- Неужели в Лондоне нет другого друга, Саймон?” он спросил. Снова Я покраснела, пока он стоял и смотрел на меня. - Разве нет другого?”

Я собрался, как мог, и ответил:,

- Тот, который даст мне назначение в лейб-гвардию, милорд?” И я презрительно рассмеялся.

Милорд пожал плечами и сел в карету. Я закрыл за ним дверь и стоял, ожидая ответа. Он наклонился вперед и обратился через меня к лакею, стоявшему позади: ”

“Что вы имеете в виду, милорд?” - воскликнул я. Он улыбнулся, но ничего не сказал. Карета тронулась; мне пришлось идти пешком, чтобы удержаться на месте, но скоро придется бежать.

“Милорд, - воскликнул я, - как она могла ?”

Милорд достал табакерку и открыл ее.

“Нет, я не могу сказать, как, - сказал он, поднося большой палец к носу.

“Милорд, - крикнул я, подбегая, - вы знаете, кто такая Сидария?”

Милорд смотрел на меня, пока я бежала, тяжело дыша. Скоро мне придется уступить, потому что лошади весело резвились на аллее. Он, казалось , ждал последнего момента моего терпения, прежде чем ответить. Затем, махнув рукой в сторону окна, он сказал: Лондон знает.” С этими словами он закрыл окно, и я, задыхаясь от изумления и горькой досады, откинулся назад. Ведь он не сказал мне ничего из того, что я хотел знать, и то, что он мне рассказал, только еще сильнее разожгло мое любопытство. И все же, если это правда, эта таинственная дама, известная всему Лондону, помнила Саймона Дейла! Мужчина семьдесят были бы тронуты такой вещью.; что удивительного в том, что двадцатидвухлетний мальчишка чуть с ума не сошел?

Странно сказать, но викарию казалось не более невероятным и бесконечно более приятным , что благосклонность короля связана с дамой, которую мы называли Сидарией, чем то, что это явный плод дружеских услуг милорда. В настоящее время его разговора заразил меня чем-то же духе, и мы упали, чтобы, спекулируя на личность этой леди, предположим, в нашей невиновности, что она должна иметь очень высокое положение и благородное происхождение, если действительно весь Лондон знал ее, и она имела право голоса в назначении господа нести комиссия Его Величества. Мне оставалось лишь сделать еще один шаг, чтобы разглядеть наиболее примечательную карьеру, в которой пророчество Бетти Нэзрот должно было исполниться и стать тем звеном, которое связывало воедино цепь странной удачи и высоких достижений. Так прошел наш вечер, а вместе с ним и моя досада. Теперь же мне не терпелось поскорее уйти отсюда, приняться за работу, испытать на себе обещания Судьбы и узнать то знание, которым обладал весь Лондон , - истинное имя той, которую мы называли Сидарией.

“И все же, - сказал викарий, впадая во внезапную задумчивость, когда я поднялся, чтобы уйти , - есть вещи выше милости фортуны, или короля, или знатной дамы. К тем, кто цепляется, Саймон, ради твоего имени и моей чести, кто научил тебя.”

- Верно, сэр, - сказал я небрежно, но с блуждающими мыслями. “Надеюсь, сэр, я всегда буду вести себя так, как подобает джентльмену.”

“И христианин, - мягко добавил он.

“Да, сэр, и христианин, - с готовностью согласился я .

“Иди своей дорогой, - сказал он с легкой улыбкой. “Я проповедую ушам, которые теперь полны других, более громких звуков, звуков более привлекательных и мелодий более заманчивых. Поэтому теперь вы не можете слушать; нет, я знаю, что, если бы вы могли, вы бы слушали. И все же, может быть, когда-нибудь, если на то будет воля Божья, струны , по которым я слабо ударяю, зазвучат громко и ясно, так что ты услышишь, как бы сладко ни была эта другая музыка , очаровывающая твои чувства. И если ты слышишь, Саймон, прислушайся.; если слышишь, внимай.”

Поэтому, получив его благословение, я покинул его. Он проводил меня до двери с улыбкой на губах , но с тревогой в глазах. Я пошел дальше, не оглядываясь. Ибо мои уши действительно были наполнены этой странной и чарующей музыкой.


Рецензии