Ташкентское землетрясение

 Евгений Шейнман   

                Недавно, 26 апреля исполнилось 55 лет со дня знаменитого ташкентского землетрясения (1966 год). Я его пережил, что называется, от и до. К этому времени я уже жил в Ташкенте 5 лет, куда я попал по распределению после окончания Днепропетровского металлургиченского института. За  это время я один раз уже испытал землетрясение. Я находился в республиканской библиотеке в огромном читальном зале.  Вдруг что-то загремело, затрясло,  и это продлилось несколько секунд. Я испытал непонятные ощущения, которые  никогда ранее в жизни не испытывал. Люди переглядывались друг сдругом, вероятно, стесняясь первыми бежать. Пока раздумывали, все закончилось (потом, когда  все мы стали спецами по определению силы землетрятрясения, я уже задним числом определил силу того землетрясения примерно в пять баллов, т.е. не самое сильное).
                26 апреля 1966 года, рано утром (5 часов 23 минуты) я проснулся от щума и треска. Со стен и потолка комнаты сыпалась штукатурка, было ощущение, что комнату скручивает по диагонали. Вбежала моя квартирная хозяйка, крича: «Женя, бежим!». Почему-то я не поддался панике и начал раздумывать : бежать или оставаться на месте. Так как время было раннее, мне сильно хотелось спать. Пока я раздумывал  ,этот ужас прекратился ,и я заснул.
               Утром, когда я вышел во двор, он был уставлен кроватями, установленными на безопасном расстоянии от  дома (дом был трехэтажный), на которых в тревожном ожидании сидели люди.
                Надо сказать, что вначале я  не придал этому большого  значения: ну, случилось и случилось, так прошло же.
                Любопытства ради я поехал в центр города. Там я начал понимать, что дело не такое простое. Везде валялся битый кирпич и стекло. Какой-то мужчина фотографировал эту картину. К нему подбежала женщина и, расставив руки, пыталась этому помешать (советское воспитание!)
                Между тем по всем средствам массовой информации начали вещать о происшедшем. Сообщили, что в тот же день в Ташкент прибыли руководители государства ( это были Брежнев и Косыгин).  Также сообщили , что все поезда со стройматериалами   были перенаправлены  в Ташкент.
                Говорили, что сила землетрясения составила 8 - 9 баллов (по 12- балльной шкале). Это  было очень много : Ташкент мог провалиться в тартарары, но нам (жителям) повезло с характером колебаний: если бы они были горизонтальными, то Ташкент , действительно , могло снести с лица земли. На самом деле, колебания были вертикальными, что и спасло Ташкент.
               Вообще - то говоря, я не видел развалившихся домов. Они были повреждены, в трещинах, что создавало опасность при повторных толчках (в которых недостатка не было, но об этом  потом). Чтобы этого не случилось, их начали сносить или укреплять. Вот тогда можно было увидеть множество разваленных домов. Конечно, были  и дома, разрушенные непосредственно  в результате  землетрясения. Например, в районе так называемой Кашгарки, но мне там не пришлось побывать.
               Удивительным оказалось число жертв - всего 8 человек, неправдоподобно мало для миллионного  города. Ходили неясные слухи, что число жертв скрывается властями, но вот я посмотрел в Википедии : действительно, 8 человек. Конечно, травмированных было гораздо больше - сотни. Говорили,что в поврежденных домах стены в основном вываливались наружу, что уменьшило число погибших и травмированных.
                Тысячи людей оказались без крыши  над головой, так как жить в поврежденных домах было опасно. Знакомые и родственники  взяли в свои квартиры таких людей . Мои родственники тоже приютили у себя  своих знакомых, отдали им две комнаты (оставив себе также две). Правда, потом они сильно об этом  пожалели. Почему- то начали ругаться. Попытались их выселить , но не тут - то было : знакомые вцепились в свою половину мертвой хваткой. Я думаю , что таких случаев было немало. Остальным потерпевшим, которым не повезло с родственниками и знакомыми , дали палатки, сгруппировашиеся  в настоящие микрорайоны, благо в это время в Ташкенте было уже тепло. Я видел эти скопления палаток. Это выглядело впечатляюще, особенно вечером, так туда  провели электричество.
               Сравнительно небольшие толчки  случались едва ли не ежедневно, а, примерно, раз в две недели происходили сильные толчки - семибальные.. Они вызывали страх и оцепенение : откуда-то нарастал гул, он усиливался и заканчивалось все  каким -то треском и сильным толчком. Эти сильные толчки заставали меня в самых разнообразных ситуациях. Незадолго до этих событий я познакомился со своей будущей женой. Нас пригласили на свадьбу где-то у черта на куличках, и вот под утро так трахнуло (кажется, это было седьмого мая), что все сразу отрезвели. Заставали меня сильные толчки  и  в трамвае: трамвай как будто подпрыгивал, резко останавливался. Вздыхающие и испуганные пассажиры выходили   из трамвая и отправлялись пешком , кто куда. Неловко и смешно сказать, но однажды я все это испытал сидя на унитазе...
                В то время  я часто  встречался со своей девушкой, приходил домой поздно и каждый раз заставал одну и ту же картину : во дворе стояли кровати на безопасном расстоянии от  дома, на которых сидели или  лежали соседи .  Большинство боялись заходить в дом. Я же гордо проходил мимо них и шел домой. Ни одного раза я не ночевал во дворе.
                Вообще , в то время у большинства людей в глазах была тревога. Наверное ,такое  выражение глаз  было  у людей в прифронтовых городах во время войны.
                Я сделал  одно интересное наблюдение. Я -  человек скорее флегматичного склада характера, землетрясение не ввергало меня в панику. Так вот, я заметил, что смелые в обычных условиях люди, иногда панически боялись землетрясения, теряли голову прыгали через окно на улицу, забывая о семье и даже о детях...
                Между тем, в институте, где  я преподавал, начали посылать студентов в помощь различным строительным бригадам. Мы оказались в  бригаде во главе с бригадиром - греком ( в то время в Ташкенте было много греков — эмигрантов, убежавших от «черных полковников»). Нам сказали, что работать мы будем не бесплатно, а платить  нам будут за фактически выполненный объем работы . С первого дня я пытался выяснить у  бригадира , как будет проходить  учет работы, выполняемой моими студентами. Бригадир только отмахивался и говорил, что, мол, не обижу, не беспокойся. Каково же было мое изумление, когда оказалось, что заработали мои студенты копейки, а объем работы по документации оказался мизерным. Когда я бросился к бригадиру, высказав ему свое возмущение, он рассмеялся мне в лицо, мол, не зевай! Для меня это было потрясением, я не знал, как смотреть студентам в глаза. Мои попытки доказать аферу  ни к чему не привели.
                Город постепенно восстанавливался. Была принята мудрая стратегия: разрушенную  центральную  часть города  начали  восстанавливать в последнюю очередь, а пока расчищали. Активное строительство развернулось по окраинам города .(там расчищать ничего не надо было). Советская власть показала ,на что она способна, если захочет. В Ташент съехались тысячи строителей из разных городов СССР. Были построены десятки микрорайонов  и домов, которые  называли  по названиям   городов, приславших строителей. Так ,свердловские дома были так названы в честь Свердловска и т.п. Город был полностью восстановлен в невиданно короткий срок - за 3, 5 года. Центр города обогатился красивыми зданиями современной архитектуры.
               Нашествие строителей сыграло в некотором роде и роковую роль. Ташкент  был дешевым городом: фрукты, овощи, и вообще еда, стоили копейки.Тысячи приехавших строителей покупали вкусную  восточную еду, не торгуясь. Ташкент стал почти таким же дорогим городом, как все остальные.
               Шло время, постепенно жизнь в Ташкенте наладилась, хотя небольшие толчки случались, но на них уже не обращали особого внимание. Хотя... Через годы произошел комический случай.  Помню, 30 декабря (какого года?) вечером мы с женой  и детьми смотрели по телевизору известный индийский фильм «Зита и Гита» (помните?). Вдруг тряхануло так, что мы сразу вспомнили 26 апреля 1966 года. По ощущениям сила землетрясения была примерно  7 баллов. В доме поднялся переполох, бабушка спешно собирала детей, чтобы выбежать с ними  на улицу. Дети не хотели без нас уходить, звали нас с собой. А что же мы?  Мы так были захвачены фильмом, что сначала отошли на метр от телевизора , потом еще на метр, не в силах оторваться от приключений Зиты и Гиты... И  только тогда ,когда закончился фильм , присоединились ко всем.
        Наш Ташкент  уже был отстроен, стоял крепко и на этот раз пронесло.

               
               


Рецензии
Меня поразил Ваш рассказ о наглости людей, которым помогли в тяжелую минуту,или тот бригадир, обманувший студентов. А еще говорят, что горе делает людей душевнее, да видать не всех.
Я была в уже отстроенном красивом Ташкенте и помню девушек со множеством косичек, волнами по их спинам и ажурные решетки балконов и еще много чего.

Элла Рахманова   26.08.2021 23:16     Заявить о нарушении
Спасибо за проявленный интерес.Очень Вам благодарен.
С уважением.
Евгений

Евгений Шейнман   27.08.2021 04:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.