Сахалин - остров сокровищ
Крепко засела у меня в голове история путешествия Антона Павловича Чехова на Сахалин. Многое узнала я о нем - таком далеком и самом большом острове российской земли.
В 1905 году после Портсмутского договора и поражения России в русско-японской войне Южный Сахалин отошел во владение Японии, а в августе 1945 года вошел в состав СССР.
В 46-48 годах прошла репатриация японского населения, после чего советской властью началось массовое заселение этих территорий. Высокими темпами в 50-60-е годы велось строительство жилья, школ, детских садов, домов быта, больниц, промышленных предприятий. Возникали новые города и рабочие поселки.
В шахтерском поселке Мгачи добывали высококачественный уголь. Об этом селе писал Чехов. При советской власти там были построены трехэтажные благоустроенные дома. Было много открытых залежей. Уголь добывали еще заключенные каторги. В 1998 году шахты закрылись, не стало работы, и люди начали разъезжаться кто - куда. Опустели дома, и жизнь замерла в этом поселке.
В городе Колендо было месторождение нефти. Были построены трех, четырех и пятиэтажные дома. Нефть кончилась, и люди уехали с острова. Остались заброшенные пятиэтажки, в них поселились птицы…
Дуэ в 50-е годы был мощным промышленным центром, а сейчас, по сути, там еле теплится жизнь. Разруха прочно поселилась здесь.
В Нефтегорске жили нефтяники - мужественные, трудолюбивые и отзывчивые люди. Всего жителей было три с половиной тысячи. Ночью 28 мая 1995 года случилась страшная беда - землетрясение более 10 баллов. Поселок был разрушен. Погибло тогда 2040 человек. Там теперь стоит памятник жертвам этой трагедии. А рядом обломки зданий, разрушенные дома.
От поселка Кратерный тоже остались одни развалины на фоне красивой природы.
На Сахалине был и город Чехов, а теперь село. Раньше здесь были построены заводы, рыбсовхоз, но 90-е всё закрыли. Последним винно-водочный завод в 2004 году. И Чехов лишился статуса города. И сейчас это село, до которого очень трудно добраться. Люди уезжают из Чехова. За несколько лет уехали 7 тысяч человек.
Смотрю Ютуб и вижу, что в сахалинском городе Макаров обшарпанные дома – хрущевки с покосившимися дверями подъездов. А деньги были выделены на ремонт – сотни миллионов, сообщало информационное агенство IA REGNUM.
- Где деньги, мэр? – спрашивали жители этих домов в 2017 году…
Может, сейчас ситуация изменилась.
Но не всё так плохо - Сахалин живет и развивается.
В месте слияния трех рек – Долинки, Большого Такоя и Найбы, на побережье - в 43 километрах от Южно-Сахалинска возник город Долинск.
Южно-Сахалинск – красивый, современный город. С 1882 по 1905 год - это была Владимировка, где побывал Чехов. С 1905 по 1947 – японский город Тоёхара, а теперь это столица Сахалинской области.
Поронайск – при японцах назывался Сикука. Он находится на берегу залива Терпения, в устье реки Пороная, в 288 километрах от Южно-Сахалинска. Это морской порт.
Ноглики - поселок городского типа, расположен на правом берегу реки Тымь, о которой писал Чехов. Это зона повышенной сейсмической активности, и это учитывается при строительстве домов. Назван город по имени одного из родов коренной народности – нивхов «Ноглан». В Ногликах месторождение нефти. В Отечественную войну здешние нефтяники давали топливо фронту. Девиз их был такой: «Больше нефти для наших танков, самолетов, кораблей!»
Летом 1998 года на территории северных районов Сахалина бушевали пожары. Огонь подходил вплотную к Ногликам. Уже готовились к эвакуации жителей. Несколько недель полыхал пожар, и плотный смог стоял над Ногликами. Ждали дождя, а его не было несколько месяцев. Пожарные боролись с огненной стихией. Наконец, пошел дождь и погасил большую часть огня над лесом вокруг Ногликов.
В 2009 году в Ногликах построили хорошую больницу и самый дорогой спортивный комплекс «Арена». Он открыт для детей и взрослых. Центр просторный и удобный с прекрасной сауной, тренажерами, бильярдом, настольным теннисом, игровым залом для футбола и волейбола, парикмахерской. Там проходят разные мероприятия. Отзывы посетителей об этом спортивном центре отличные!
В Ногликах пять детских садов, гимназия и две средних школы, а еще три гостиницы. Кроме нефтяной, там лесная, рыбная и строительная промышленность.
На Севере же острова находится город Оха – центр нефтяной и газовой промышленности.
Когда-то в далеком 1925 году там было не более 40 жителей. Но уже в 1927 году приступили к планировке нового города. И уже в сентябре были намечены первые улицы вокруг нефтепромысла среди болот, тайги и марей. Первые бараки для рабочих были построены в 1928 году. Затем появились буровые вышки. Город строился на холмах. В начале 30-годов население состояло из завербованных трестом «Сахалин нефть». Население увеличивалось очень быстро. С 1933 года Оха уже город. Народ ехал на нефтепромысел, несмотря на суровый климат, холодное пасмурное лето вблизи холодного Сахалинского течения.
В середине 70-х годов « Сахалин морнефтегаз», используя собственные плавучие установки, открыл на сахалинском шельфе несколько крупнейших месторождений нефти и газа.
Поражают сокровища Сахалина! Нефть, газ, уголь, платина, золото, лес, огромное количество морепродуктов, рыба ценных пород. И в то же время большой отток населения, забытые города и поселки, высокая смертность…
Один, известный на Сахалине журналист пишет:
«Сегодня Сахалин давно уже не каторга, а территория опережающего социально-экономического развития, сокращенно это называется ТОСЭР. Только многие сахалинцы завидуют тем, кто жил здесь в советские годы. Им не нравятся ветхое и аварийное жилье, заброшенные посёлки, разорённые заводы, ржавеющие суда, выброшенные на пустынные берега.
Десяткам тысяч работникам рыбной, бумажной, угольной, лесной промышленности и сельского хозяйства, потерявшим работу это не нравится. У них нет никакой работы, и нет средств сменить место жительства. И они продолжают жить даже в полуразрушенных домах, голодают, и никто не обращает внимания на их жалобы».
Люди, живущие на Сахалине, пишут в интернете, выплескивая свою боль, пишут откровенно под своими настоящими именами или под псевдонимами. Я приведу некоторые отзывы:
Елена Н. «Мы живем на Сахалине, имея всё и ничего не имея! Позорище!»
Алексей М. « Столько много хочется сказать, а слов нет. Как же я ненавижу нынешнюю власть…
Н. Енотина писала 9 месяцев назад: «Это экономически невыгодно – строить, создавать технологии. Лучше разворовать с дружбанами страну и вывезти в офшоры! »
Дмитрий К. « Мне стыдно, что мы так живем».
Девушка Лена с Сахалина. « Рыба, морепродукты, нефть, газ - и всё мимо нас. Верите или нет – я икры красной лет пять уже не ела. Поймать нельзя, а купить дорого. Обидно!!! Всё мимо нас!».
Эдик Ганз: « Дальний Восток, как корова доенная».
Андрей К. «Больно. Миллиарды делают, а люди в нищенстве живут. Я коренной житель Сахалина».
Скай : « Стоишь, ловишь рыбку на удочку и оглядываешься, как преступник. Это Сахалин, детка».
Посмотрела я фильм о Сахалине из цикла « Неизвестная Россия» и поняла, что на острове и сейчас жить непросто. Зимой бездорожье. Во многих поселках отапливаются дровами и углем, как житель поселка Охотское, моряк, бывший капитан Александр Медведев. Он на досуге делает макеты маленьких кораблей, а рядом на берегу брошенные корабли. Он с горечью говорит: « В 90-х всё поворовали. В советское время бурлила здесь жизнь. Сейчас японцы губу на Курилы раскатали».
О рыбалке жители говорят полушепотом. Рыбу нельзя ловить. Штрафы большие. Надо покупать квоту. «А без квоты штрафуют и сажают в тюрьму – так рассказывает бывший директор консервного завода в Корсакове, где когда-то бывал Чехов.
Ветеран рассказывает о родном заводе, где в советские годы кипела трудовая жизнь:
«Работали в три смены, а теперь от этого завода остался скелет после развала градообразующего предприятия. Остались свои пенсионеры и браконьеры. Молодежь работает по вахте. А люди тут своеобразные, живут дружно, соседи помогают друг другу вдали от большой земли. В Японии ничего нет, а в России есть всё, а народ живет бедно».
Но на Сахалине есть большой бизнес, и прибыль там миллиардная. Узнаю из Википедии, что по проекту «Сахалин -1» - куда входят российская «Роснефть», японская и индийская компании, объединенные в «Эксон Нефтегаз Лимитед» - дочернюю компанию американского консорциума « Эксон Мобил». Кампания ведет добычу на трех месторождениях, расположенных на северо-восточном шельфе Сахалина -Чайво, Одопту, Аркутун-Дали.
Вся сырая нефть поступает на комплекс Чайво, затем по трубопроводу приходит на терминал Де-Кастри . Причем 20 % акций имеет « Роснефть», 30 % компания « Эксон Мобил», 20% индийская государственная компания и 30% японский консорциум «Содеко». Нефть по проекту Сахалин -1 добывается уже 25 лет, а добыча природного газа ведется с 2005 года.
Нефть качается непрерывно, грузится на танкеры при помощи самого крупного в мире выносного причала «Сокол». Этот монстр, похожий на инопланетного ихтиозавра, весит 3775 тонн! Он расположен в описанной Чеховым бухте Де –Кастри, названной впоследствии заливом Чихачева в шести километрах от берега. Танкеры-гиганты нагружаются черным российским золотом и отправляются в страны Юго-восточной Азии: Японию, Корею, Малайзию, Китай. Им очень нужна сахалинская нефть!
Отправляется примерно в сутки 40 тысяч тонн сырой нефти. Это, если перевозить в железных цистернах, то состав растянется на два километра. Нефть идет за рубеж на нефтеперерабатывающие заводы. Общий объем уже превысил 100 миллионов тонн. Президент компании Эксон Нефтегаз Лимитед – Уэйн Уорвик.
Поселку Де-Кастри 168 лет и - это уже Хабаровский край. Он на другом берегу Татарского пролива. В поселке три тысячи жителей. Большая часть населения трудится в местном порту, который является не только крупнейшим отгрузочным пунктом нефти, но и российского леса. Лес, который экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, грузят с двух причалов в Де-Кастри. Порт обслуживает настоящие исполины-танкеры. Гавань зимой замерзает, но два ледохода «Адмирал Макаров» и «Ермак» обеспечивают погрузку и проход судов по Татарскому проливу.
А еще в Де-Кастри собираются строить завод по производству сжиженного газа. Для строительства потребуется на пять лет 3 тысячи рабочих, а потом на производство 500 человек, это уже по проекту Сахалин -2. Планы грандиозные даже по мировым меркам, но, несмотря на высокий экономический потенциал, Сахалин по статистике продолжает терять население.
Население непрерывно убывает с 1990 года. На первое января 2020 года на Сахалине проживало 488 300человек. На первое января 2021численность населения составила 485 тысяч человек.
В 2020 году по статистике на Сахалине 4650 родившихся и 5228 умерших. Миграционная убыль составила 1036 человек.
Отток населения и высокая смертность. Причем высокий уровень смертности по статистическим данным среди лиц трудоспособного возраста. Существенно снизилась и рождаемость. И всё это на фоне крупных экономических проектов, таких, как Сахалин-1 и Сахалин-2.
Максимальная численность сахалинцев и курильчан достигла в 1991 году. Тогда там проживало 719 800 человек, когда работали бесперебойно рыбоперерабатывающие и консервные заводы, где были высокие заработки. В то время на Сахалин и Курилы летом ездили работать даже студенты. Один мой знакомый студент заработал на острове Шикотан за летние каникулы 700 рублей и привез их матери.
Проблема оттока населения сейчас – одна из главных. И одна из основных причин оттока населения - колоссальный разрыв между доходами одних и всех остальных. Высокую зарплату получают там 20% населения. Эта диспропорция создает некомфортные условия жизни в регионе. Комфортные дома, хорошие автомобили, высокая покупательная способность, отдых в теплых краях на море, дорогие развлечения – всё для богатых.
Другие вынуждены затягивать потуже пояса и мечтать о переезде. Финансовые возможности остальных сахалинцев гораздо ниже, а цены растут. А тут еще и последствия пандемии. Не обошла она стороной остров. 57 человек сахалинцев уже умерло от ковида. Богатые же, сколотив капитал, отправляются в места более теплые и удобные для проживания.
Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обещает жителям радужные перспективы в недалеком будущем при участии в новых проектах ведущих компаний мира. А многие коренные сахалинцы не верят, скептически относятся к этим обещаниям и прямо заявляют : «Дорог нет, а он газ собрался провести на Виахту. Это тупИк или тУпик? Они тут бабло космическое делают и свалят отсюда лет максимум через 13-15. Ну, не может бог так наказывать Сахалин!»
А один житель острова написал в своем блоге совсем жестко: « Национализация, конфискация, люстрация и иностранцев – долой!» Правда, я не поняла, что значит люстрация.
Когда же будет счастье и благоденствие здесь для всех, как мечтал Антон Павлович Чехов? Кто его знает. Однако коренные сахалинцы надеются и верят в эту мечту, и остаются жить на этом «проклятом острове», несмотря ни на что! Они любят эту землю с суровым климатом, любят уникальную дикую природу, красивые пейзажи, холодное море, горы и дороги, быстрые реки.
Здесь на Сахалине их родина и судьба.
Свидетельство о публикации №221062500233