Гренада, Гренада моя,
Давайте представим, уважаемый читатель, что наконец-то изобретена машина времени.
Наш современник, интересующийся героическими событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, выставил на специальном дисплее, ну, скажем, июнь 1942 года, ввел запрос «партизанские отряды в Витебской области» и отправился в прошлое. Знаете ли вы, что, оказавшись в белорусских лесах того времени на одной из партизанских стоянок, он вполне может услышать испанскую речь, а у костра познакомиться с симпатичными смуглыми парнями родом из Андалусии, Кастилии или Валенсии? И не просто познакомиться, а сходить вместе с ними на боевое задание по подрыву вражеских эшелонов. «Откуда испанцы в лесах Беларуси?» – спросит иной пытливый читатель. Что же, попытаемся вместе изучить одну из недавно приоткрытых страниц летописи славного прошлого нашей партизанской республики.
Рука помощи
Весна 1939 года. Гражданская война в Испании закончилась. У власти – профашистский режим каудильо Франко. Десятки тысяч его противников, скрываясь от репрессий, вынуждены искать спасения за пределами родины. На помощь им пришел Советский Союз, который на протяжении всей неравной битвы с поднимающим голову фашизмом, с 1936 по 1939 год, оказывал молодой республике помощь: оружием, финансами, военными советниками. В СССР начали прибывать корабли с детьми испанских республиканцев и поезда с беженцами. Бойцы интернациональных бригад и многие лидеры коммунистической партии Испании оказались в Советском Союзе на положении политических иммигрантов. Среди них были политики Долорес Ибаррури, Хосе Диас, летчик Антонио Ариас и другие. Их приняли на советской земле как друзей и окружили всенародной заботой. 21 июня 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О въезде в СССР интернированных во Франции испанцев», в котором, в частности, говорилось: «Поручить комиссии <...> рассмотреть списки иммигрантов, поступившие в Наркоминдел и ИККИ, и обеспечить размещение их на работу в советских предприятиях и учреждениях, а инвалидов – в инвалидных домах или в лечебных учреждениях». Когда на советскую землю пришла беда, испанские эмигранты просто не могли оставаться в стороне. Они рвались на фронт, чтобы продолжить борьбу с фашизмом и защитить свою новую родину. Волею истории многие из них оказались в рядах партизанского движения на белорусской земле.
«Одна на всех, мы за ценой не постоим!»
Наверное, нет ни одного представителя старшего и среднего поколений наших земляков, кто бы не знал прекрасную песню «Десятый наш десантный батальон» из художественного фильма 1970 года «Белорусский вокзал» в проникновенном исполнении актрисы Нины Ургант. Написана песня бывшим фронтовиком Булатом Окуджавой. Есть версия, что она посвящена бойцам 10-го Отдельного гвардейского батальона минеров (10 ОГБМ) из состава 5-й Отдельной инженерной бригады специального назначения Калининского фронта. Эта бригада была сформирована в середине лета 1942 года. Командовал ею опытный разведчик-диверсант, организатор партизанского движения на оккупированных территориях СССР, «дедушка русского спецназа» Илья Григорьевич Старинов. Его питомцы, обученные ведению разведки, прошедшие минно-взрывную подготовку, небольшими группами проникали в глубь обороны противника и во взаимодействии с партизанскими отрядами вели разведку и уничтожали вражеские объекты.
Военный советник Старинов во время гражданской войны в Испании прославился как инструктор первого из созданных разведывательно-диверсионных отрядов 14-го партизанского корпуса испанской республиканской армии. Большинство его подопечных к началу Великой Отечественной оказалось в Советском Союзе, они нашли своего бывшего «команданте» и вступили в его бригаду. По некоторым оценкам, к середине войны в бригаде Старинова служило свыше 300 бывших испанских партизан, которые воевали на разных участках фронта: от Ленинграда до Витебска.
Испанцы на белорусской земле
30 мая 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного главнокомандования. Фактически он руководил боевыми действиями партизанских отрядов на оккупированных немцами территориях Беларуси и Украины. Партизанское движение крепло и ширилось, но командирам соединений отчаянно не хватало специалистов-подрывников. И тогда было принято решение помочь белорусским партизанам. В июне – августе 1942 года в Витебскую область Беларуси через так называемые «Витебские ворота» прибыли инструкторы минно-подрывного дела из состава 5-й отдельной инженерной бригады специального назначения Калининского фронта.
Одну из групп, прибывших в Беларусь, возглавлял капитан Степан Иванович Казанцев. В состав группы входило около 20 испанцев. Все они были направлены в качестве инструкторов в различные партизанские бригады. Например, одной из диверсионных групп в знаменитой «Бригаде Алексея» командовал уроженец Астурии Хозе Фернандес Виеска. С 15 июля по 15 августа 1942 года его группа пустила под откос 3 эшелона, подорвала 13 автомашин.
Во главе другой диверсионной группы в этой же бригаде действовал майор испанской республиканской армии Энрике Гарсия Канель, обучивший 450 подрывников. Его группа вывела из строя участок железной дороги Витебск – Смоленск, в районе деревни Корпяки сожгла эшелон с 30 вагонами угля. Испанец был награжден орденом Красного Знамени.
В составе белорусских партизанских отрядов воевали Франсиско Гаспар (3-я Белорусская партизанская бригада, награжден орденом Красного Знамени), Мигель Санчес Баскуньяна (3-я Белорусская партизанская бригада, награжден орденом Ленина), Мануэль Руис и Андерс Милья (1-я Белорусская партизанская бригада, награждены орденом Красного Знамени, отмечены в письме капитана Казанцева, направленном в 1942 г. в Испанскую секцию Исполкома Коминтерна).
Amigo значит «друг»
Эта история началась в ночь с 25 на 26 октября 1942 года. Именно тогда с самолета «Дуглас» в районе Выгоновского озера на границе Пинской и Барановичской областей БССР был десантирован партизанский отряд специального назначения «Соколы» под командованием опытного разведчика-диверсанта Кирилла Прокофьевича Орловского. В состав отряда входил Хусто Лопес, бывший командир 36-й бригады испанской республиканской армии. Накануне Великой Отечественной войны он жил в Москве, учился в партийной школе, с первых дней войны добровольно вступил в Красную Армию, участвовал в боях под Москвой. Когда Лопес узнал, что Орловский, с которым он был знаком по Испании, формирует спецотряд, то обратился с просьбой о зачислении в его состав.
17 – 18 февраля 1943 года отряд под командованием Орловского на одной из дорог совершил атаку на конвой генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе. В результате налета были убиты гаупткомиссар Фридрих Фенц, обергруппенфюрер СС Захариус, а также 10 офицеров и более 30 солдат. Сам Орловский был тяжело ранен. Лопес, который считал Кирилла Прокофьевича не просто командиром, но и личным другом, фактически спас жизнь Орловскому – вытащил раненого командира на своем полушубке с поля боя и доставил на партизанскую базу. Когда же противник окружил базу, где партизанский врач делал Орловскому операцию, испанец вновь вывез своего командира в безопасное место.
За свои подвиги Xусто Лопес был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. После войны он нелегально вернулся в Испанию, продолжал борьбу с франкистским режимом, за что был арестован, в 1965 году приговорен к смертной казни, но умер в тюрьме от тяжелой болезни.
От автора
По неполным данным, в годы Великой Отечественной войны погибло 207 испанцев, сражавшихся в Красной Армии и партизанских формированиях на территории СССР. 26 июня 2005 года в Москве на Поклонной горе в присутствии испанского принца Фелипе открыт памятник-каплица в их честь. Мне думается, было бы справедливо почтить память белорусских испанцев-партизан и у нас, чтобы, как бы это пафосно ни звучало, о них знали и помнили...
Свидетельство о публикации №221062500781