Адрес Пискарёвское кладбище

 Адрес: Пискарёвское кладбище

   1941года 8 декабря

    Здравствуйте, дорогие родители папа, мама и братья.
Посылаю вам пламенный привет от вашего сына Егора Федоровича Горелова.
 Дорогие родители, во-первых, я вам сообщаю о том, что я пока жив, здоров. Службу несу хорошо.
Только плохо,  что никак от вас не получаю писем. Не знаю почему.  Или мои письма к вам не доходят или ваши ко мне, а я письма пишу очень часто.  Ну не стало никакой возможности писать, даже не знаю, что писать, если бы получал от вас,  то бы узнал, какие новости. Если получите письмо, то опишите, как вы живете, все ли живы, здоровы, дома ли папаша.
 Как вы работаете в колхозе?  Поскольку получаете на 1 трудодень и пропишите, как вы подготовились к зиме,  завезли ли торф с болота.
 Отец- то теперь, наверное, не получит угля.
Затем до свидания,  остаюсь жив, здоров, того и вам желаю. Ваш сын Егор.

(Дата не поставлена)
 Дорогие родители, как получите письмо, так шлите ответ быстрее и описывайте, что творится в нашем хозяйстве, как идут дела в колхозе. Паша, прошу тебя быть зорким и всматриваться в колхозное производство. У вас теперь, небось, там растащиха несказанная, как в кладовой к-за. На МТФ вас еще порядочно ребят 24 года рождения,  боритесь как возможно с расхитителями государственной собственности. Мама, папа и бабушка, опишите вы про свое здоровье, как вы себя чувствуете. Пропишите, как там у вас насчет продуктов питания и вообще, обеспечены ли вы, есть ли у вас хлеб, много ли картофеля,  какими продуктами вы получили из колхоза. Если получили письмо, то подробно опишите, почему это была такая задержка в письмах и опишите, что вы от меня получили письма или нет. Мама, пропишите, как вы живете, как сегодняшний год колхоз вас обеспечил хлебом и поскольку вы получили на 1 тр. (трудодень). Но ведь учтите, что я вам тоже немало заработал трудодней, так что (дальше на сгибе несколько слов неразборчиво, стёрлось). Тот заработанный хлеб кушать не приходится. Эх, мама, долго мне придется помнить, какие я в настоящий момент переношу трудности. Ну, ничего все пройдет, разгром врага уже начался на всех фронтах, наши войска теснят его всюду, так что скоро победим, и победа будет за нами и опять заживем счастливой, радостной жизнью.
    Эти письма и ещё три розовых треугольничка…   Ни фотографий, ни вещей не сохранилось от Горелова Егора Фёдоровича – папиного брата.  Скупая информация: «Призван Пронским РВК 19.8.41 года, последний адрес: ППС 245, Ленинградский фронт ( из справки-доклада Пронского РВК от 24.05.1950 года, подписано - гв.подполковник Островский, капитан Кириллин). Письменная связь прекратилась в июне 1942 года». А потом пришло извещение: пропал без вести.
    Эти письма хранила бабушка, потом младший  брат Алексей, а его сын Володя передал их мне, за что я ему очень благодарна.
Дядю разыскивал брат Павел, посылая запросы в разные инстанции; ждали, не теряя надежду до последнего,  мама  Христина Андреевна, отец  Фёдор Иларионович.  Искала и я. Когда была на Поклонной горе, зашла в кабинет, где размещался банк данных об участниках войны, но безрезультатно. Нашёл мой сын Сергей благодаря Интернету.  Не сразу, долго искал, потом ему подсказали, что надо искать не Егора, а Егория.  Получилось. Сколько же было радости. Это было накануне Дня Победы,  в 2009 году. Узнали, что Егор Фёдорович сражался на Ленинградском фронте,  был огнемётчиком. Огнемёт, как известно,  страшное оружие, эффективное.  Трое огнемётчиков могут всю линию обороны сохранить – не надо никакой пехоты. Невозможно укрыться от такого огня (1500 градусов С) – всё горит. Если огневая капля на человека попадёт, то тушить бесполезно, только одежду срывать, да и то не успеешь – всё моментально происходит. Неудобство было в том, что дальность маленькая. Для атаки надо было подползти метров на 20. Папа рассказывал, что у дяди были отличные математические способности (впрочем, как и у всех братьев). Это, наверное, пригодилось не только в колхозе, где он был счетоводом, но и на войне, ведь успех действий огнемётчиков зависел от того, насколько точно определена цель, правильно выбраны пути наиболее безопасного подхода к рубежу огнеметания. Часто, наверное, приходилось действовать ночью, так как особенно эффективны были ночные действия огнемётчиков. Судьба и материнская молитва берегли до какого-то момента. Ни в одном письме не писал, что ранен или контужен. Но страшной, суровой была зима 1941 года. Сильно простудился, заболел воспалением  лёгких, плевритом. Попал в госпиталь 22 июля, умер 13  августа 1942 года.  Похоронен на Пискарёвском кладбище. Возникло горячее желание съездить туда и поклониться  дяде и всем, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины. Начали мы с внуком мечтать о поездке в Санкт - Петербург. Накануне поездки побывали в деревне Деменьшино Скопинского района, на родине дяди Егора. Нам помогли найти дом, где он жил с родителями до войны. В Санкт - Петербург отправились 11 июня 2014 года втроём: я, сын и внук.
    На Пискарёвское кладбище приехали 12 июня…  186 братских могил, в которых покоятся 420 тысяч жителей города, погибших от голода, бомбёжек, обстрелов, и 70 тысяч воинов-защитников Ленинграда. 67857 из них известны, а 8094 неизвестны.   Такое было волнение  у меня, и у сына, и внука – невозможно передать… Около Вечного огня стояла группа с экскурсоводом, и мы свернули налево, очутившись около небольшого пруда, где плавали два лебедя. Солнечное мирное праздничное  утро.  День России. Лебеди…  красота… мир. А рядом огромное кладбище… В Интернете узнала, что с мая 1942 года захоронения были уже именные.  Стали искать… Долго бродили от могилы к могиле. Поняли: не найдём.  Именные – это могилы офицеров, медработников, а наш  - солдат.  Стали искать здание архива.  На наше счастье, архив Пискарёвского кладбища в этот день  работал, и нам подтвердили, что наш родственник похоронен здесь, в братской могиле №81, которая находится на центральной аллее, слева от центрального входа с табличкой 1942- 1943. В этой братской могиле хоронили в 1942, в ней же погибших и умерших от ран  - в 1943 году.
    Сын обошёл огромную братскую могилу N 81,  посыпая по периметру землю с родины. Молча зажёг свечу… Положили цветы… шоколадные медали (пусть хоть такие!) и  письмо-треугольничек.
 
    "Дорогой дядя Егор… Мне как-то неудобно к тебе так обращаться. Твоей племяннице уже за 60, а ты навек остался двадцатилетним. А на фронт ушёл в19. Уже мои дети старше тебя. В моей памяти ты живёшь с самого детства, с того момента, когда я узнала от мамы, что папин брат Егор (точнее, Егорий, теперь мы это знаем) пропал без вести. Вбегаю однажды с улицы в бабушкин дом и вижу: она сидит на полу, тихо плачет (в первый раз видела бабушку в слезах) и держит в руках розовые листочки. Это всё, что осталось от сына. Ни вещей, ни фотографий… Позже узнала, что фотографии ты все порвал, решил: вернусь с войны – тогда сфотографируюсь. О тебе, дорогой наш Егорий Фёдорович, я рассказывала не только своим детям, внуку, но и своим ученикам. Перед Днём Победы приносила на урок эти  письма, читала отрывки и плакала… Как мне дороги эти розовые листочки! Передалась бабушкина боль за тебя. Как отчётливо я чувствовала   твою обиду, тревогу – ни одного письма из дома. Товарищи получали, а ты… ни одного. Всё равно писал с болью, заботой, сыты ли, здоровы, есть ли письма от старшего брата Ивана, пишет ли из Белоруссии сестра Нюра, сколько и какими продуктами получили на 1 трудодень, получили ли за тебя, не разворовали ли колхозное имущество.  Удивляюсь твоей зрелости, мудрости, патриотизму. Ты верил в победу… но и знал или чувствовал, что не вернёшься. Об этом ты пишешь в одном из писем. Тебя, пропавшего без вести, искали твои братья, искала я. А нашёл мой сын Серёжа, твой внучатый племянник.  Милый мой юный дядя, конечно, больно, что твоя судьба сложилась так горько, что не было у тебя семьи, может, и девушки любимой не было, не успел… Но знай: ты живёшь в сердцах твоих родных, моих детей и внуков, а они передадут, надеюсь, эту память дальше… Мне хочется, чтобы на Пискарёвском кладбище появилась табличка с твоим именем. Всё, что будет связано с тобой, узнают не только мои дети и родные, но и очень многие. Мы тебя помним…"


Рецензии