Разумный эгоист

Я с удивлением обнаружил в почтовом ящике письмо. К письмам из налоговой я привык, а это был конверт, без прозрачного окошечка. В строке «От кого» было написано: «От старого знакомого». Последний раз, письмо от «физического лица» я получал в середине девяностых, поэтому с интересом прочитал письмо. Письмо было лаконичным:

Привет, Борис!

Пишет тебе Сергей, с которым ты не ладил в школе. Ты ещё мне в грудную клетку круглой наковальней зарядил. Мне бы хотелось встретиться и вспомнить былое. Я живу недалеко от города, и приглашаю тебя к себе, в удобное для тебя время. Позвони мне по номеру, договоримся о дате и времени, только приезжай без наковальни (шучу).

Воспоминания перенесли меня в школьные годы. В пятом классе мы переехали жить в другой район, а я продолжил учёбу в другой школе. Я не был отличником или выдающейся личностью, твёрдый хорошист. А вот Сергей был альфа – самцом. Он умел дрался, а его старший брат учился аж в седьмом классе. Сергей был заводилой, если он говорил, что после уроков идём играть в футбол, то все парни шли на школьный стадион. Если в кинотеатр, то все шли в кинотеатр.

Я сразу оторвался от коллектива, играть в футбол в школьной форме я отказался, от похода в кинотеатр тоже, поскольку у меня не было денег на билет. Жили мы через дорогу от школы, зачем мне карманные деньги? Сергей расценил моё поведение как вызов, и начал меня третировать. Сначала я терпел, потом огрызнулся, и Сергей меня побил. Тогда я выбрал тактику психа. В нашем прежнем дворе, большие пацаны носили с собой большие круглые батарейки. Если её зажать в кулак, то пальцам не больно бить, и сила удара усиливается. Я стал носить с собой батарейку, и когда Сергей в очередной раз меня допёк, я ударил его в лицо. Удар получился слабым, ведь я никогда не дрался, но умудрился рассечь ему губу. Сергей в сердцах крикнул, чтобы в школу я больше не приходил, иначе он убьёт меня, и куда-то убежал.

На следующий день я пришёл в школу, Сергей зловеще на меня посматривал, а мне было страшно. Вдруг он пожалуется брату и меня сильно побьют? Всё определилось на уроке труда. Едва учитель выдал нам задание и куда-то ушёл, Сергей подошёл ко мне и посмотрел как на беззащитную жертву. Меня прошиб пот, а потом я взял круглую наковальню и ударил Сергея. Моих сил хватило только на то, чтобы поднять наковальню на уровень груди Сергея. Сергей вскрикнул от боли, отскочил от меня, потирая грудину, и крикнул:

- Да он психованный! То батарейкой меня ударил, а теперь железякой!
- Если не перестанешь меня гнобить, я принесу в школу нож! – выкрикнул я, и убежал из класса домой.

Были вызваны наши родители, я заложил Сергея по-полной. Его отец заверил мою маму и завуча, что больше такого не повторится.

Сергей меня больше не замечал, и одноклассники тоже. Целых два года я был изгоем. Но психологически мне было легче, чем раньше. Я начал посещать секцию самбо. В седьмом классе, на уроке физкультуры, физрук поздравил меня с победой на городских соревнованиях, и попросил продемонстрировать пару приёмчиков, только «чтобы без травмы». Физрук пригласил добровольца, им оказался Сергей. Я показал боковую и переднюю подсечки, правда я почувствовал, что Сергей пытался мне помешать, наверно ему хотелось опозорить меня. Девчонки были в восторге, но пацаны были сдержанными. На следующей перемене, Сергей похвалил меня и сказал, что он пойдёт в секцию бокса. Для офицера, которым он хочет стать, бокс необходим. Потом он пожал мне руку и предложил мир. И уже на следующий день, все пацаны здоровались со мной за руку, а на переменах просили показать ещё один приёмчик.

Конфликтов с Сергеем больше не было, да и я не принимал участие в жизни класса. Сборы, соревнования, а после восьмого класса, по совету тренера, я поступил в техникум. И больше Сергея я не встречал. И тут письмо.
Сергей обрадовался моему звонку и пригласил меня в гости на своё ранчо. Меня немного напрягло, что он настоял, чтобы я приехал к нему с ночевой и один, без своей семьи. Но я согласился.

Сергей сам заехал за мной, и предложил закупиться, в соответствие с моим вкусом. После шопинга мы поехали за город.

- Сергей, а почему ты не разрешил мне приехать с женой?
- Борис, я пригласил тебя поговорить за жизнь, вспомнить былое. А о чём мне говорить с твоей женой?
- Она бы могла приготовить еду, накрыть стол, помочь прибраться, - возразил я.
- Борис, уже всё приготовлено и накрыто. Есть кому прибраться и помыть посуду, пока мы будем с тобой отдыхать на веранде. Затем банька! А рано утром – рыбалка, потом праздничный обед, и я отвезу тебя домой. Вот где здесь место для твоей жены? При всём моём уважении к ней.
- Согласен, баня ей противопоказана, а рыбалку она не переваривает. А кто всё приготовит? Твоя жена?
- Я не женат, а обслуживанием нашей встречи займётся приходящая хозяйка. Она же завхоз, снабженец, дворник, садовник и сторож, когда я отсутствую. Работы в деревне нет, вот она и рада. Зарплата её устраивает, меня тоже. Живу я в полном комфорте, и нервы никто не треплет. Зачем мне жена? – усмехнулся Сергей.

Сергей жил в одноэтажном коттедже, ухоженном, правда удивил сад. Ни одного дерева или грядки, газон, а посередине беседка, к которой вела дорожка, посыпанная гравием.

- Сергей, а почему сад у тебя странный?
- Это не сад, а газон, - ответил Сергей, - с ним конфуз вышел, хотел вырастить английский газон, а его надо растить сто лет! Махнул я рукой на это дело. Теперь в беседке принимаю воздушные ванны.

Я во время шопинга купил коньяк, и только за столом выяснилось, что Сергей предпочитает вино. Тостами сыпал Сергей, и я начал опасаться за себя, но Сергей предусмотрительно наливал мне в стопку ровно половину. Стол был накрыт без мясных блюд, чтобы было легче париться в бане. Перекусив, мы пошли в баню. Когда мы пришли на веранду, стол ломился от яств. Меня хватило только на борщ и плов, а потом мы начали беседовать.

- Борис, расскажи о себе, - предложил Сергей.
- Отучился в техникуме, а со спортом не получилось. Получил травму на тренировке, а потом даже в армию не взяли. Просился хоть в стройбат, но увы. Устроился работать на завод, поступил на вечернее отделение в институт. Окончил, стал инженером. Им до сих пор работаю. Женат, есть сын, вкалывает на Севере. Вроде всё.
- А родители?
- Умерли.
- Жизнью доволен?
- Грех жаловаться, сына вырастил и поставил на ноги. Жду внуков. Была дача, но сначала трансформатор украли, а потом магистральную водопроводную трубу. Теперь там делать нечего. Заезжаем иногда, чтобы яблоки собрать. Машина десятка, бегает старушка, но ехать на Юг опасно. Только дача, шашлыки, рынок. Новой уже не будет. Так и живём.
- А я всегда читал о соревнованиях по самбо, думал твою фамилию увидеть, а потом как тренера. А у тебя вот как сложилось!
- Сергей, а теперь твоя очередь.
- После школы поступил в военное училище. Окончил, а потом двадцать один год безупречной службы. Героем не был, но куда посылали – там и служил. Жениться не стал, служил в глухомани, дома только ночевал, да и то не всегда. После каждого неуставняка переводили на казарменное положение. Бывало по неделе ночевал в казарме. Да и с работой для жён было туговато. А потом решил, что как только уволюсь в запас, сразу женюсь. Ведь в сорок три года ещё не поздно. А когда уволился, вдруг осознал, что привык жить один. В армии я очень мечтал о покое. Я все отпуска проводил у бати с братом в Москве. Едва они уходили на работу, я испытывал восторг. Никаких посыльных и сигналов тревоги. Иди куда хочешь! Свобода!
- Постой, а разве твой отец не в нашем городе жил? Я его помню. Или твои родители развелись?
- Мама умерла, вот батя и решил поехать в Москву, лимитой на стройку. В нашем городе ему всё о маме напоминало. Заработали квартиру и живут там. А я вернулся в наш город, сначала получил квартиру, а потом перебрался сюда. И меня всё устраивает.
- Да  ты эгоист?
- Я разумный эгоист, - поправил меня Сергей, - от моего разумного эгоизма никто не страдает, а мне он приносит счастье.
- И не скучно одному?
- А я не один, у меня есть приличная библиотека, есть знакомые, которых я приглашаю на выходные. Два месяца в году, у меня гостят то батя, то брат. Скучать некогда.
- А тебе бы не хотелось иметь детей и внуков?
- Нет, я двадцать пять лет жил для кого-то, а теперь хочу пожить двадцать пять лет для себя! Вот ты сказал, что не можешь купить себе новую машину, а почему? Ведь вы с женой работаете, сын уже взрослый. Пора начать жить для себя.
- Помогаем сыну, он зарабатывает на квартиру, и не хочет кредит брать.
- Вот! Купит сын квартиру, потом на ремонт надо будет зарабатывать. Отремонтировали квартиру – надо на мебель заработать. Купили мебель – надо машину купить. А потом внукам образование давать. И вы с женой будете принимать в этом посильное участие. А потом будет пенсия, проблемы со здоровьем, и когда вы будете жить для себя? Молчишь? Отвечу за тебя – никогда! Буржуйские пенсионеры путешествуют по миру, а наши работают на детей и внуков. А теперь скажи честно – тебя это устраивает?
- Так многие живут, - тихо ответил я.
- А я не хочу так жить! Ладно, пора спать, завтра рано вставать.

Мне постелили в библиотеке, все стены занимали книжные полки, заполненные книгами и журналами. Я с любопытством стал рассматривать стопки журналов: «Наука и жизнь»; «Знамя»; «Нева»; «Новый мир»; «Москва»; «Техника молодёжи»; «Знание-сила»; «Химия и жизнь». И все с советских времён! Я не выдержал, и начал пролистывать журналы «Техника молодёжи». Заснул лишь под утро, а вскоре меня разбудил Сергей. Посмотрев на моё лицо, он спросил:

- Ты давно лёг спать?
- Нет, всю ночь листал журналы. Ностальгия! Я ведь тоже выписывал, потом прекратил, а журналы лежали в гараже, пока их в макулатуру не сдали. Шикарная у тебя библиотека! Даже захотелось пожить у тебя, и весь день читать книги и журналы.
- Понравился мой мужской рай?
- Да.
- Вопрос решаемый, как надумаешь – позвони, если у меня никого не будет, приезжай. Ты в шахматы играешь?
- Самую малость.
- Вот это добре!

Рыбалка не заладилась, я дремал и пропускал все поклёвки. А Сергей натаскал полтора десятка мелочёвки, и предложил прекращать издеваться над моим организмом. Мы пошли в дом, а Сергей разбрасывал котам свой улов. Коты словно ждали. Сергей предвосхитил мой вопрос и объяснил:

- Умные твари, знают, что будет аттракцион небывалой щедрости, поджидают.
- А для себя ты не ловишь? – спросил я.
- Я этой рыбы объелся, когда на Камчатке служил.

Всю обратную дорогу я спал. Разбудил меня Сергей, когда мы подъехали к моему дому. Я поблагодарил Сергея за выходные, а он напомнил: «Надумаешь – звони, но только без жены. С сыном – пожалуйста!..»


Рецензии