Вейкко

Вейкко или Вейкушка, как ласково его звали в семье, родился первого октября 1954 года в семье Эйлы и Ермы  Мантере. Долгожданный сын в  большой семье; у них росли две девочки Паула и Орла, а теперь вот сын, второй мужчина в семье. -Вейкушка.  Бабушки очень обрадовались-есть продолжение рода Мантере. Родился мальчик семимесячным,  тщедушным, кожа да    кости,  мышцы не совсем  сформировались. Но бабушка Эмма  сказала:

-Главное, жив и здоров, кости есть , а мясо нарастет.

И стали две бабушки, Эмма и Тула, с маминой и папиной сторон  кормить малыша  разными кашками, да поить козьим молочком, которое разводили кипятком. Сынишка рос, крепчал да  родителей радовал. Он был младшеньким и сестры его постоянно  опекали. Разница в возрасте между ними была в четыре года. Они хорошо ладили между собой, особенно Орла с Вейкко. Жила семья в щитовом доме, занимая его  половину, две комнатки были небольшими и места семье было маловато. И  задумались взрослые  о строительстве дома, и  решили просить Главу поселкового совета о выделении участка для постройки дома  и  леса для дома. Семья Мантере была на хорошем счету в поселке: мать  - Эйла Викторовна-фельдшер, ее знали в каждом доме  и в любое время  шли  за советом к ней домой.; отец-Ерма Ялмарович-связист, электрик, специалист по радиоаппаратуре и ему несли в ремонт все, что выходило из строя. Семье  выделили участок в   пятнадцать соток для  постройки дома  и лес для дома. на улице Лесной.

 Семье повезло: Эмма, мать Эйлы Викторовны,  выиграла пятьсот рублей по облигации трехпроцентного займа. По тем временам  это были большие деньги и  позволило начать строительство дома. Место для дома располагалось между двух дорог, ближе к лесопилке и сосновому бору. Он начинался прямо за лесопилкой. Там растет  корабельная сосна, лес как будто охраняет жителей поселка. По обеим сторонам дороги уже стояли дома и новый дом как бы завершал план этой части улицы Лесной. Он выгодно выделялся среди других своим положением: в него можно  было войти с четырех сторон. Дом помогали ставить все соседи и друзья семьи. И в течение года он был построен. С началом лета семья въехала в новый дом. по улице Лесной  №8. Какое это было счастье! Дом и пятнадцать соток земли-целое богатство!
 
Во дворе первым делом вырыли колодец, построили дровяник и баню, а около дома посадили плодово- ягодные кусты: черную и красную смородину, крыжовник, иргу, а также ревень и клубнику; а за ними сделали  грядки для овощей и поле для картофеля. У главного входа, у крыльца -белую сирень и венгерку, а от калитки до крыльца стройными рядами кусты акации. На участке в качестве живой изгороди оставили сосны, березы и ель, а со стороны бани- посадили черноплодную рябину и шиповник. Саженцами помогли соседи. Каждый посадил дерево или куст и двор фантастически преобразился прямо на глазах-стало уютно и комфортно. Это был типично финский дом светло-зеленого цвета с белыми наличниками на окнах, с аккуратными посадками вокруг и дорожками, ведущими к высокому крыльцу.

Вейкко было два годика, когда семья переехала в этот дом. Когда  же он пошел в первый класс, он  посадил вербу, внес свою лепту в благоустройство территории,  недалеко от окна  на кухне. И это дерево росло вместе с ним. Через десять лет оно  стало большим  и  раскидистым,  и под его кроной летом семья обедала, оборудовав здесь место для отдыха.

Наконец-то появилось родовое гнездо, где всем нашлось место,  было хорошо и комфортно жить, куда каждый спешил вернуться. В семье управляли женщины, их было большинство, но никто и никогда не покушался  на авторитет отца. Его все любили и уважали. Вейкко с младых ногтей впитал уважение к женщине, это передалось от отца, очень трепетно относился к матери и сестрам .Отношения отца и матери для него были эталоном. Когда мы собирались пожениться, он мне сказал:

-Давай жить так, как мои родители, в любви и согласии всю жизнь.


-Давай! Мне очень нравятся твои родители и я рада, что у меня будут такие красивые, образованные и культурные родственники,-поддержала я Вейкко.

У Вейкко появились друзья, которые жили в соседних частных домах и эта дружба длилась долго: Рудик Пелле, он был типичным  финном, старше Вейкко на четыре года; Эмиль Киннарь, на год младше и Виктор Трусов, старше на год. Ближе всех Вейкко сошелся с Виктором, они жили рядом, их окна смотрели друг на друга У них были общие интересы: они  любили читать, ходить  в  лес, кататься на лыжах,, позже увлеклись фотографией. Семья Эмиля в семидесятые годы переехала в Ленобласть и связь с Эмилем прервалась.  Рудик был свидетелем на нашей свадьбе в 1974 году, а в 1975 году мы с Вейкко гуляли на его свадьбе;  через год они с женой  переехали  жить в Костомукшу.  В феврале 1976 года  мы с Вейкко были свидетелями на свадьбе Виктора Трусова.

Все друзья женились почти в одно время и на учительницах. Но надо заметить, что в парах, где оба супруга  были  с высшим образованием,  имели общие интересы, разделяли   общие ценности-они до сих пор живут вместе и здравствуют. А Рудику не повезло, ошибся с выбором. Он  работал шофером-дальнобойщиком, а жена Тамара -учителем географии- они вместе  не нашли общего языка, хотя прожили семнадцать  лет в браке и у них выросли две дочери. Сейчас уже нет ни Рудика, ни Тамары. Судьба их трагична: Рудику  в одной из поездок стало плохо с сердцем, он успел съехать с дороги в кусты недалеко от Лодейного поля, но помочь ему было некому. А Тамаре поставили неправильный диагноз: вместо воспаления легких лечили от туберкулеза, а когда окончательно разрушили иммунитет сильными препаратами,  поменяли лечение- но было поздно, она умерла. Обоим не было и пятидесяти лет. Светлая память нашим друзьям!
С Виктором Трусовым Вейкко  дружит до сих пор, и то, что мы сейчас живем в Хельсинки,  немалая его заслуга.

Отец Вейкко увлекался радиоэлектроникой и фотографией. У него на чердаке была оборудована комната под фотолабораторию,  он  там делал фотографии семьи и привлекал к этому сына.  А  когда Вейкко стал учиться в пединституте, отец  передал ему все оборудование. Теперь уже он  часто засиживался в лаборатории, проявляя пленки и делая фотографии. Вейкко много времени уделял тренировкам собаки  из породы восточно-европейской  овчарки. Он взял Дингу  щенком и очень сильно  к ней прикипел, она стала ему  другом, а  когда он ушел в армию, а  она,  заболев чумкой,   умерла,  он это переживал, как личное горе, лишился дорогого друга. Это произошло в 1977 году. Когда мы поженились, мы часто гуляли с нею в лесу или ходили на пороги реки Шуя. Это была очень умная собака. Десять лет она прожила в семье и осталась на память в наших домашних фото.

Вейкко два года учился в Пряже и там окончил среднюю школу. В это время он приобщился к лыжным гонкам и баскетболу. Первым тренером стал  Валерий Яковлевич  Кононов . Я его случайно встретила в Петрозаводске в ноябре 2020 года, когда мы с Вейкко и семьей Анны целый месяц гостили у друзей, снимали квартиру. Я остановилась на улице Волховской  у школы №8, где я работала зам. директора по воспитательной работе, и которую в 2003 году закрыли на ремонт. Я была в шоке от открывшейся картины: школа сиротливо и подавленно глядела на мир выбитыми пустыми глазницами окон. За восемнадцать лет ничего не произошло в плане ремонта, а стало еще хуже.
Я гуляла с коляской со своей внучкой и с дочерью подруги,  и стала ей рассказывать о школе. Вдруг рядом с нами остановилась немолодая  пара и мужчина сказал, обращаясь ко мне:

-Вы знаете, мы каждый день ходим мимо школы, мы живем рядом и не устаем удивляться нашим властям. Как  же можно так запустить одно из лучших зданий довоенной постройки.! Это чудовищно!- говорил Валерий Кононов, тренер.

Мы разговорились и оказалось, что он хорошо знает моего мужа Вейкко и его сестру Орлу, которые занимались у него спортом в Пряже.

-Благодаря им я  остался в Карелии,  и о чем ни разу не пожалел. Передавайте им привет!-сказал он на прощанье.

Интерес к спорту привел Вейкко в Петрозаводский  пединститут на факультет физического воспитания. Он сразу  стал членом сборной Карелии по баскетболу и в течение четырех лет успешно принимал участие во всех Всесоюзных  соревнованиях.

Мы с ним познакомились в стройотряде в июле 1973 года в поселке Эссойла Пряжинского  района. Наш отряд состоял из тридцати парней физвоза и десяти девчонок с разных факультетов. Нам дали Аккордный наряд: в течение месяца вырубить шесть гектаров леса и подготовить площадку для строительства  асфальтобетонного  завода.
Нас разместили в полутора километрах от поселка в специально построенном лагере для студентов, который состоял из спального барака,  кухни-столовой с навесом. и небольшого двора, обнесенного забором. Студенты -народ неприхотливый и быстро и весело разместились в бараке: с одной стороны парни, а с другой девчонки.

На общем собрании избрали  совет отряда, назначили повара и приняли решение: две девушки выделяются ему в помощь, а остальные в пару к  лесорубам. И работа началась. Студенты работали ударно и за две недели выполнили план. Жители поселка называли их " СС"-сумасшедшие студенты. Администрация поселка не смогла обеспечить фронт работ и стройотряд остался на две недели без работы. Но студенты и тут нашли, чем заняться: они с большим удовольствием изучали окрестности  вокруг Эссойлы, ходили в лес по грибы и ягоды, рыбачили, а по вечерам бежали в клуб на танцы. С приездом студентов  жизнь в поселке оживилась, танцы стали проводить каждый день. После танцев студенты долго не могли уснуть и сидели у ворот лагеря и пели песни под гитару или слушали магнитофон. Мы с Людмилой, моей подругой, тоже были здесь. Однажды, когда мы вернулись  уже далеко за полночь, навстречу нам с грубой бранью вышла Людмила Григорьева:

-Эй, вы, бл…! Хватит шляться по ночам! Надоели! Санаторий вам здесь что ли?- от ненависти она брызгала слюной.

Мы так обалдели от ее  речи, что  не могли сказать ей ни слова. Стояла ночь,  девчонки спали и мы  решили не поднимать шума, а потом поговорить со "старухой", так мы называли ее про себя. Людмила Григорьева была старше всех студентов на шесть лет, крупная, полная, некрасивая и очень завистливая. Никто из девчонок с нею не общался и она, видимо, чувствовала себя одинокой. А особенно она близко  принимала к сердцу  слова парней, что Галина и Людмила- самые симпатичные и классные девчонки. Мы не захотели с утра портить себе настроение  разборками, но прощать ее  мы тоже  не собирались, решили  при случае ее наказать. И случай не застал себя ждать.

Как-то на танцах объявили “Белый танец”, когда девушки приглашают юношей. Мы с Людмилой стояли у стены и разглядывали публику, как вдруг увидели по направлению взгляда Людмилы Григорьевой, что она собирается пригласить Вейкко. И мы решили ей помешать. Раздумывать было некогда, но и первой  быть  из нас никто не хотел. Вдруг Людмила толкнула меня на середину зала,   и я оказалась прямо перед Вейкко. Я растерялась и сказала ему несколько грубовато:

-Ну, что пошли!

И Вейкко шагнул мне навстречу. Во время танца он признался, что влюбился в меня с первой встречи, как только увидел, но боялся подойти ко мне и сказать об этом. Я,  по его словам,  очень активная и острая на язык, и он боялся получить отказ. Затем Вейкко пригласил меня на танец. Мы весь вечер протанцевали с ним. и домой пошли вместе. Странную картину наблюдала моя подруга: за нами следовала Людмила Григорьева и старательно  вслушивалась в наш с Вейкко разговор.-все полтора километра до лагеря. Она настолько была сосредоточена на подслушивании, что не замечала моей подруги, идущей за нею.
 
Мы с Вейкко сразу нашли общий язык, нам легко было общаться, мы понимали друг друга с полуслова. Наша дружба росла с каждым днем, мы теперь уже везде ходили вместе. Это в отряде все сразу заметили. Не обошлось и без курьеза. Как-то вечером перед танцами меня вызвали на разговор трое парней и старший из них, Александр, тренер из ДЮСШ, начал разговор:

-Скажи, Галина, что у тебя с Вейкко? Ты с ним серьезно или забавы ради?

Мне стало смешно, как строгий отец, спрашивает неразумную дочь, так он говорил.
И вдруг меня осенило, откуда ветер дует.

-Друзья, а уж не Людмила ли вас прислала?- спросила я с едкой иронией.

Они, конечно, же сразу раскололись.

-Да, она попросила  убедить тебя, чтобы ты оставила Вейкко в покое.- немного смущаясь продолжил Александр.


-Передайте ей, что у нас с Вейкко все настолько серьезно, что серьезней не бывает! Это на всю жизнь!- жестко и с достоинством сказала я им в ответ.


Парни обалдели от моих слов. И вдруг чуть ли не хором стали меня спрашивать:

-Почему он? Почему ты никого из нас не выбрала? Зачем тебе этот тонкий. звонкий и прозрачный?- и это был крик души.

-Парни, поверьте. В отряде много хороших парней, но я свой выбор сделала! Это наше с Вейкко сугубо личное дело! Прошу по данному вопросу нас не беспокоить! Уходите! Мне надо собираться, Вейкко уже ждет меня!- и я широко  открыла дверь, говоря этим жестом-прошу на выход.

Не солоно хлебавши парни отправились восвояси.


Сказав парням, что у нас  с Вейкко на всю жизнь, я о любви не думала тогда. На сердце стоял запрет; еще жил в сердце печальный опыт первой любви. Лучшее лекарство от грустных мыслей-работа, что я и делала до встречи с Вейкко. А разговор с парнями заставил меня задуматься о Вейкко, что он действительно  значит для меня?

Почему среди тридцати парней я выбрала его? А может это он меня выбрал?

Теперь, спустя достаточно большое время, я могу дать ответ на этот вопрос. Тогда в стройотряде нас, девчонок,  ставили в пару с парнями: он валит дерево, а ты обрубаешь сучья, а затем их  стаскиваешь в кучу. Каждый день лесорубы менялись. Все парни делали именно так: свалив дерево, они уходили дальше, оставив девушку одну рубить сучья. А деревья были большими и сучья почти, как деревья, и было девушке  в одиночку справиться с этим трудным  делом сложно. Вейкко же, единственный из лесорубов, который  помогал девушке справиться с ее сложной задачей, обрубить сучья и снести их в кучу:

-Держи крепче другой конец!-

говорил он,  и мы быстро справившись  с деревом,  переходили к следующему. Так работать было просто удовольствие! Вейкко  от работы не бегал, делал все основательно, помогал своему напарнику-это все выделяло его среди парней. У нас с ним сложился хороший рабочий тандем. И я незаметно для себя выделила его, а после памятного танцевального вечера, где он практически признался мне в любви, я им заинтересовалась всерьез. Иногда он уезжал в Матросы проведать родителей, благо это было недалеко, где-то час на автобусе. Я сначала на него обижалась, называя про себя "маменькиным  сынком", но позже поняла, что если мужчина трепетно относится к своей матери, он и потом также будет относиться и к жене. И жизнь подтверждает это постоянно.

Незаметно лето 1973 года пролетело. В последний вечер мы с Вейкко долго гуляли по Эссойле, катались на лодке в лунной дорожке, а потом до утра сидели в машине грузовика, стоящего на территории лагеря,  и все время целовались в предвкушении расставания.

-Я люблю тебя, Галинка! Я хочу тебя!-крепко прижимая меня к себе и осыпая поцелуями,-выдохнул Вейкко.

-Ты мне тоже нравишься! Но сейчас не время и не место. Извини!- охладила я его пыл.

Видно было, что он обиделся, но ночь была последней; утром девчонки уезжали домой, а парни оставались еще на две недели для завершения работ. Мы договорились с Вейкко писать письма друг другу ежедневно и определили звезду Венеру для встречи: если я захочу его видеть,  то должна долго смотреть на Венеру вечером, когда звезды появятся на небе. Он делает тоже самое- и наши взгляды  должны встретиться.   Даже сейчас, когда я знаю, что Венера -моя звезда, я все время ищу ее на небе. Я чувствовала свою связь со звездами, еще тогда,  не разбираясь в них.

В последний вечер Вейкко признался мне в любви, а позже в письмах называл меня своей  невестой .Его письма были полны поэзии; он красочно описывал сентябрь, свой любимый месяц, когда ходил в лес по грибы и ягоды, на рыбалку, на охоту, или гулял с собакой Дингой. Я лишь дополняла его описания своими стихами. Теперь я точно знаю, что влюблена в Вейкко, а разлука лишь усиливала чувства;  как легкий ветерок, зародившись в кронах деревьев, постепенно усиливаясь, раздувает пламя небольшого костра, превращая его в мощный энергетический источник Любви. С каждым днем эти чувства росли и захватывали мои мысли полностью, и хотелось  скорее  встретиться с ним . Чувства  были взаимными!

Целый год мы встречались с Вейкко. У нас был любимый маршрут для прогулок: Городской парк, парк около пединститута на Пушкинской и обсерватория, где мы могли часами, не смотря на погоду, говорить обо всем, и нам не было скучно.
На наш женский праздник  решили собраться в комнате Вейкко на Герцена: мы с Вейкко и моя подруга Людмила с Володей Богдановым. Мы красиво накрыли стол и прежде, чем сесть,юноши вручили нам цветы и поздравили с  праздником. Это было мило и трогательно с их стороны. И вот мы сидим, разговариваем, вспоминаем стройотряд, как вдруг Людмила заговорила:

-Вейкко, я что-то не пойму, что с тобой произошло? Тебя просто не узнать! Из гадкого утенка, тонкого, звонкого и прозрачного ты превратился в прекрасного лебедя! Вот бы знать, что так будет, я бы за тобой приударила!


-Извини, Людмила! Но ты не в моем вкусе, и у нас с тобой ничего бы не получилось, это просто невозможно!-спокойно, с достоинством, как о чем-то давно решенном для него, ответил ей Вейкко.

В эту ночь Вейкко доказал свою любовь и я стала женщиной. Это я поняла по испачканной кровью простыне. Близость с любимым не вызвала во мне каких-либо чувственных  ощущений, было больно на какой-то момент, сыро и хотелось скорее привести себя в порядок. Вейкко  же был счастлив, и я не стала портить ему праздник. Мы встали рано, все привели в порядок, приготовили завтрак и пошли в комнату к Володе, чтобы позвать его с Людмилой  на завтрак. Так день 8 марта стал для нас знаковым: Вейкко понял, что он был первым мужчиной у меня и это  здорово  тешило его самолюбие.

В апреле студентов 2-3 курсов отправляли на работу в детские оздоровительные лагеря. Мне, имеющей опыт работы с детьми, предложили работу старшей пионерской вожатой в д/о "Волна" в пяти километрах от  поселка Хелюля Сортавальского района, а Вейкко по моей просьбе назначили плавруком в этот же лагерь. Две смены мы работали в лагере, все делали вместе. Решили пожениться по осени и стали жить вместе. А пока надо было  заработать денег на свадьбу, чтобы не просить у родителей. Вейкко учился на курс старше и ему заказали на выпускной темно-синий костюм с расчетом   и на свадьбу.
На три дня мы съездили в Ленинград и мне купили гипюр на платье, он был как раз в моде, и заказали платье в лучшем ателье на Пр. К. Маркса. Платье получилось скромное, но очень элегантное.

Для проведения свадьбы выбрали столовую-кафе №14 на пр. Октябрьском. Пригласили родственников с  обеих сторон, их было всего семь человек: мои -мама, брат Алексей и сестра Люба; и со стороны Вейкко: родители и две сестры. Гостями стали наши обе группы: с физического воспитания и филологического факультета. Свадьба получилась студенческая и очень веселая! Жених и невеста были очень красивыми и счастливыми, по словам друзей. Да, это так! Теперь День Свадьбы 1 ноября стал семейным праздником. А погода в этот день была отвратительной: сыпал с неба крупный  снег вместе с дождем, на дорогах образовались большие лужи, воды в них было едва не по колено.
Мы поехали домой в Матросы на такси, к дому невозможно подъехать. И тогда Вейкко берет меня на руки, и шлепая по лужам в свадебных туфлях, несет меня в дом. На улице темно, сыро и грязно. А в доме тепло и красиво. На втором этаже для молодых  оборудовали комнату: везде цветы в вазах, а на столике, рядом с кроватью, ваза с фруктами, сладости и соки, на случай, если молодые проголодаются. Это сестры Вейкко постарались Паула и Орла для любимого брата. Спасибо им!

На второй день гуляли в доме, сюда собрались самые близкие, друзья, знакомые родителей Вейкко. Мои родственники впервые увидели моего избранника только на свадьбе. Свадебный торт для молодых пятикилограммовый  красивый привезли из кафе и подали к чаю в Матросах. В первый день он оказался невостребованным. Вейкко еще тот сладкоежка! После чая он пропал. Я заволновалась и пошла по дому его искать. Эйла Викторовна, мать Вейкко, меня успокоила:

-Он в вашей комнате. Возьми Димедрол и одеколон. Дай ему лекарство, а потом разотри всего одеколоном. Это у него аллергия на несвежие продукты. Запомни: кормить его только свежеприготовленной пищей. А в аптечке дома всегда должны быть антигистаминные препараты, типа Димедрола. Если вовремя не дать лекарство, может быть отек Квинке, а это смертельно,-спокойно продолжила мать разговор со своей невесткой. А вечером Эйла Викторовна, подойдя к молодым и обняв их за плечи, сказала, обращаясь к сыну:

-Дорогой мой мальчик, Вейкушка! Тебе очень повезло с женой! Я рада, что она искусная хозяйка, все умеет: готовит вкусно, шьет, перешивает,  вяжет. Да, и по характеру спокойная, не скандальная, с чувством юмора, чистоплотная, трудолюбивая, жизнью не избалованная. Будьте счастливы, дорогие! За Вейкко я спокойна, он в надежных руках.


Свадьбу гуляли , как и положено, три дня, а на четвертый поехали в Сегежу на свадьбу моей школьной подруги Людмилы Теряевой. С первого по одиннадцатое мы гуляли, жизнь нам улыбалась. В родном городе при встрече с учителями школы №5, моими бывшими коллегами, я с большим удовольствием знакомила их с мужем, они одобрили мой выбор. Старший брат Иван, который по семейным обстоятельствам не был на свадьбе, очень был рад познакомиться  с Вейкко, и они понравились друг другу и дружат до сих пор. Но особенно, Вейкко пришелся по душе моей матери Лидии Ивановне; может он напоминал ей горячо любимого мужа, погибшего на фронте. При встрече, она не знала, куда его посадить и чем накормить. Так началась наша семейная жизнь. Правда, ничего не изменилось: я жила в своем общежитии, он в своем. И только на выходные мы уезжали в Матросы, чтобы побыть вдвоем в своей комнате. Наша встреча с Вейкко стала судьбоносной. Мы вместе уже 47 лет!

Я счастливая  женщина, любимая до сих пор, мне повезло с мужем! Но только я знаю, чего это стоит быть рядом с одним человеком полвека. Одной любви здесь мало, это постоянный труд двоих на благо семьи, взаимопонимание, взаимовыручка, надежное плечо рядом, жилетка, в которую можно поплакаться, это друг, который не предаст и простит все грехи, возьмет твою боль на себя. Желаю каждому встретить  своего человека и быть счастливым!


 









,


Рецензии