Лето в Царском селе

Какие мы дети!

( с ). Иоганн Вольфганг Гёте.

Был солнечный жаркий день. За окнами пели птицы и носились бабочки. Лиза сидела в своей комнате и учила стихотворение на немецком языке, которое принес учитель. Девочке ужасно хотелось гулять. До конца урока оставалась десять минут, но казалось, что время тянется невыносимо долго. В комнате было душно. Филипп Иванович подошел к окну и распахнул его. Звуки птичьего гомона и военной муштры хлынули в комнату вместе с дуновением зефира. Лизель выучила половину стихотворения, когда к ней обратился учитель:

- На сегодня достаточно, Елизавета Алексеевна! – проговорил учитель и начал собирать бумаги. – Завтра будет последние занятие в этом году и поэтому напишите небольшое эссе на свободную тему.
- До свидания, Филипп Иванович!

Радостно отложив тетрадь, Лиза подошла к окну и с интересом посмотрела, что происходит на площади. Офицеры прогуливались с женами и детьми, другие прогуливались с дамами. Вдоль набережной проехали конногвардейцы. Все шло своим чередом.

До обеда делать было нечего, и девочка решила проведать своего дядю и немного покататься на лошадях. Надев свой мундир, Изабелль, подошла к столику и написала записку:

« Дорогая матушка! В связи со скорым отъездом в Царское село мне бы очень хотелось навестить дядю Нику. До обеда буду вместе с кавалергардами! Не волнуйся за меня!
С любовью, Лиза!»

Оставив записку, девочка вышла из комнаты, минуя залу, в которой находилась Екатерина Леопольдовна вместе с Анной Александровной. Проходя мимо кухни, Елизавета взяла пару яблок для лошадей и вышла из усадьбы.

Казармы кавалергардского полка находились неподалеку от дома Уваровых, и три раза в неделю после учебы Лизель бегала туда. Сначала матушка ругалась на дочку, а потом немного успокоилась, ее успокаивал тот факт, что она находится под присмотром князя Соловьева. Служащие были не против присутствия маленькой княжны. Корнеты катали ее на лошадях, а также обучали верховой езде. Солдаты были при деле, и никто не нарушал дисциплины. О чем еще могли мечтать шефы и командиры полков?

Лиза шла по площади, когда к ней подъехал поручик Никита Глебов (красивый молодой человек, лет двадцати) и обратился к ней:

- Здравствуйте, Елизавета Алексеевна! Не желаете ли с ветерком доехать до манежа? Ваш дядюшка находиться на объезде лошадей!
- Здравствуйте, Никита! С превеликим удовольствием. Как давно я Вас не видела в полку.
- Был в отпуске, только вчера вернулся, Ваше сиятельство.

Посадив девушку на лошадь, поручик направился в сторону казарм.

Николай Леопольдович сидел на вороном коне в середине манежа и наблюдал, как младшие офицеры объезжали необузданных жеребцов. Остальные занимались обычными делами, некоторые выполняли различные аллюры, другие мыли лошадей. Корнеты давали животным воды и подкладывали сена. Так же в поле был разложен костер для походной кухни.

Никита и Лизель подъехали к конюшне, юноша помог девочке слезть с коня и удалился. Около забора ее встретил конюх Тихон, они пошли к группе эстандарт-юнкеров, которые сидели в тени и о чем-то бурно спорили.

- Здравие желаем, Елизавета Алексеевна!
- Здравствуйте, юнкера!
- Все прохлаждаетесь, лоботрясы! Лучше делом занялись, а ну марш по зводам! – ругался Тихон, уводя штандарт-юнкеров.

Лиза сидела на скамейке и смотрела на лошадей. Большинство из них были гнедыми, но также среди них присутствовали и вороные рысаки. Объезд, проходивший больше двух часов, подходил к концу. Николай Леопольдович отдавал последние приказания. После чего отпустил солдат на отдых. Повернув своего коня, он отправился к конюшне. Юноши, которые отдыхали в тени, отдали честь эскадронному командиру и разошлись по своим взводам. Отдав коня Тихону, Николай Леопольдович подошел к скамейке, на которой сидела девочка.

- Лизонька! Ты снова сбежала с урока? – рассмеявшись спросил дядя Ника, садясь рядом с племянницей.
- Почему сразу сбежала?! При том это было один раз! Меня пораньше отпустил Филипп Иванович! – ответила девочка и, сделав обиженную мину, слегка отвернулась.
 
Князь Соловьев знал, как развеселить Лизу, когда она начинала на него дуться. Николай Леопольдович достал из-за пазухи большое наливное красное яблоко и протянул его Лизоньке.

- Дядюшка! Ты же знаешь, что я не могу на тебя дуться дольше пяти секунд! - рассмеявшись, проговорила девочка, откусывая яблоко, оно казалось медовым.
- Хочешь, я тебе кое-что покажу?
- Очень хочу! – в глазах Изабелль разгорелось любопытство.
- Закрой глаза и дай мне руку! – проговорил Ника.
Елизавета послушно закрыла глаза и, держась за руку Николая Леопольдовича, пошла с ним в сторону конюшни. Зайдя во внутрь, они подошли к стойлу, где стоял прекрасный белоснежный орловский рысак.

Открыв глаза, девочка не могла поверить своему счастью. Чувства переполняли ее. Ей хотелось то плакать, то смеяться от счастья.

- Это мне?! – только и смогла вымолвить Лиза.
- Да! Это подарок от всего полка на твое пятнадцатилетие.
- Большое спасибо!
- Просим прощение, Елизавета Алексеевна, что только через месяц, - произнес штабс-капитан Корсанов, который стоял рядом с князем Соловьевым.

Лизонька проворно залезла на коня и выехала на манеж. Даже удалые наездники удивлялись, как этой девочке удается так проворно управляться с конями и так красиво ездить. Все самые сложные аллюры у нее получались изысканней и проворней, чем у лихих военных. Проехав несколько кругов, Лиза вернулась в конюшню.

- Прекрасный Парадер! Спасибо Вам, Сергей Петрович! Спасибо всему полку! Я буду на нем ездить в Царском селе! – гладя по морде коня, воскликнула девочка.
- Рады стараться, Елизавета Алексеевна!

Время в казармах летело незаметно, Лиза вспомнила, что скоро уже обед и воскликнула:

- Как жаль, что мне пора возвращаться!
- Не волнуйтесь княжна, Никитка вас быстро доставит до дома! – произнес Сергей Петрович.

Офицеры удалились по взводам, а девочка осталась в конюшне кормить Парадера яблоками и кусочком сахара. Попрощавшись с новым другом, Лиза поехала домой.
Поручик Глебов привез девушку к черному входу и уехал. Лизель прошмыгнула мимо маменькиной комнаты. Позвав служанку, девочка переоделась к обеду и спустилась в залу. В кресле сидел Алексей Николаевич и читал книжку.

- Здравствуйте, папенька!
Девочка подошла к роялю и начала что-то наигрывать.
- Здравствуй, доченька! У дядюшки была? И как тебе подарок?
- Вы все знали, папенька? Он шикарен, прекрасный конь! Давайте возьмем его в Царское село, пожалуйста! – умоляюще пропела девочка, пробежав пальцами по клавишам.
- Конечно, возьмем! – согласился Алексей Николаевич. – Устроите с Пашей забеги!
- Благодарю, папенька! – произнесла Лиза и поцеловала отца в щеку.


Рецензии