Башкиры земли сибирской
Одной из интереснейших тем в российской историографии, на мой взгляд, является тема контактов между регионами, крупными городами. Мало изучены связи Западной Сибири и Башкирии (современного Башкортостана). А ведь эти два региона были связаны между собой с древнейших времен.
Сейчас в Сургуте есть татаро-башкирское общество «Намус». Совсем недавно было подписано соглашение о сотрудничестве в гуманитарной сфере между Ханты – Мансийским округом и республикой Башкортостан. Стали проходить дни республики Башкортостан, праздники башкир «Курултай» в Ханты – Мансийском округе.
В формировании башкир решающую роль сыграли тюрские скотоводческие племена южносибирско–ценральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал кочевали в приаральско–сырдарьинских степях. В конце VIII – начале IX вв. предки башкир вслед за булгарами ушли на север в степные и лесостепные районы, расположенные между Волгой и Яиком. Название народа башкорт известно с IX – начала X веков. Баш – «главный», корт – «волк», «вожак» (от тотемного героя – первопредка). Также известно имя военачальника первой половины IX века, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения. В это время в состав башкир вливались булгаро-мадьярские племена, которые жили в приуральских степях.
Еще в Сибири, Саяно – Алтайском нагорье в центральной Азии древнебашкирские племена испытывали влияние тунгусо-манчьжуров и монголов. Придя на Южный Урал, башкиры частью вытеснили, а частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население.
В XI – XIII веках башкиры жили в Приуралье, на Южном Урале и в степях между Волгой и Яиком. Вместе с основным занятием – скотоводством – кочевые башкирские племена занимались охотой и рыболовством. У них было развито и бортничество.
Землевладение было общинное, а скот находился в руках отдельных семей. Некоторые родовые вожди владели огромными табунами скота. Патриархальное рабство способствовало разложению родового строя и переходу к феодальному. Торговля рабами на рынках Волжской Булгарии и Средней Азии способствовала накоплению богатств, возвышению над остальными родовых вождей.
Основная часть Башкирии добровольно присоединилась к Русскому государству в 1555 – 1556 гг. Освобождаясь от власти казанского и ногайского ханов, западные башкиры, а вслед за ними южные и юго-восточные племена обратились к Ивану IV с просьбой о подданстве. Башкирам выдали царскую грамоту, признававшую их подданными России. Зауральские башкиры оставались под властью Сибирского ханства до XVI века. В 1675 –1676 гг. граница с башкирскими землями на Урале проходила в устье речки Арамилки, правого притока реки Исети.
Опыт русских крестьян помог башкирам перейти к пашенному земледелию и оседлости, развить торговлю и ремесла. Быстрее стали развиваться феодальные отношения. В земли башкир все больше проникали русские помещики. Они дивились на башкирские кибитки, на простоту и честность, наивность и ум этого народа. Их поражали здоровый климат и простота хозяйства. То и дело где-нибудь на взгорье затевалась игра в бешелей и в ракан… А потом все вместе ели бешбармак из деревянной миски, слушали башкирские мелодии, исполняемые на курае. В кибитках женщины прятались за ситцевой занавеской, когда приходили мужчины, и просовывали из-под занавески чашки с кумысом, выдолбленные из березовых наплывов, величиной с бутылку, а то и больше.
Башкиры сохраняли почитания рек, озер, гор, лесов, ветров, буранов. Почитали они и небесные светила, животных и птиц (медведя, волка, лошадь, собаку). Издревле был у них культ грачей, который связан с умиранием и оживанием природы. Среди многочисленных духов – хозяин (эйэ). Особое место всегда отводилось домовому (йорт эйэн) и водяному (hыу эйэhе). Верховное небесное божество Тэнре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурэле, домовой были наделены чертами мусульманских шайтанов, иблиса, джиннов. Переплетения традиций и мусульманских верований наблюдаются также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных. Сейчас к общепринятым мусульманским праздникам относятся Курбан – байрам (Ид-аль-адха), или большой байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (Ид-аль-фитр) – праздник разговения, Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда), Лейлят-аль-кадр (ночь предопределения) и Мирадж (ночь чудесного вознесения пророка на небеса). Праздники отмечаются по мусульманскому календарю – лунному.
Башкиры селились преимущественно по «кинйылге» (т.е. широкой реке, «кин» тат., башк. – широкий и «йылга» башк. – река). Покидали со временем «коротмак» - пересыхающие речки и шли дальше. Селились на «ярах» (тат.) – крутых отвесных берегах. Иногда останавливаясь на «таше» - на «камне» (башк., казах.), или рядом с ольховым лесом, у речки, по берегам которой росла «ерек» - ольха. Около «карамы» - (башк., тат. – «вяз»), около «усаки» - «осины» (баш., тат.). Это связано с почитанием духа реки, духа камня и духа ольхи, вяза или осины; как и с почитанием душ предков. Как у манси береза – небесное дерево, кедр – дерево прародительницы, ель – дерево невидимых черных духов, лиственница – дерево лесных великанов, а сосна – дерево главного покровителя манси.
2.
В 1612 году вогулы, провозгласив, что в России нет царя, покушались сжечь Пелым. Неспокойно было в эту пору и у башкир. До 1736 года на правом
берегу реки Уфы, при впадении речки Сарги (что на Урале) была башкирская деревушка, а рядом проходила единственная дорога, которой пользовались башкиры при набегах на Кунгурский край, имея удобный брод через Уфу. До половины XVIII века башкиры совместно с казахскими кочевниками совершали набеги на горнозаводской Урал.
В 1776 – 1777 году в Усть – Каменогорскую крепость были выписаны из Башкирии тридцать ульев, которые не дошли до места назначения. Так что разведения пчел не получилось. Но уже 1786 год отмечен как начало пчеловодства в Сибири. В этом году командир Иркутского драгунского полка Аршеневский выписал из Оренбурга семь ульев и опытного пчеловода из башкир. Ульи были выставлены недалеко от Устькаменогорска, около деревни Бобровки.
Устные предания говорят о том, что там, где были башкирские поселки на Урале и в Сибири, места называли «татарскими». Потому что первые русские поселенцы отождествляли башкир с татарами. В конце XIXв. у города Ревда, что в Свердловской области, были обнаружены три кургана. По поручению Уральского общества любителей естествознания курганы раскапывались в 1898 г. смотрителем Ревдинского завода А.М.Козыриным. Он вскрыл западный курган и нашел там останки человека и коня, бронзовый меч и металлические части сбруи. Находки переданы в Екатеринбургский музей. Они относятся к сарматскому времени, т.е. ко второй половине I тыс. до н.э., когда сарматы кочевали в Поволжье и Приуралье.
Южнее этих курганов в 1925 г. были обнаружены следы старой дороги. По словам ревдинских старожилов, это была древняя уральская дорога, соединявшая запад с Сибирью. До сих пор в народе рассказывают, как уральские башкиры со времен Ивана Грозного платили русским царям ясак (подать) рухлядью – пушниной. Значит, занимались башкиры не только скотоводством, но и охотой. Старики утверждают, что первые русские поселенцы жили с башкирами в дружбе и переняли у них немало слов и обычаев. Например, охотники говорили не «охотиться» или «идти на охоту», а «ясачить». Про Волгу тоже рассказывают интересные вещи. Будто бы великую реку назвали «йылга» (река) для удобства произношения. К «йы» или «о» добавляли «в». До сих пор, например, девушек по имени Ольга называют «Вольга», «Волгушка», вместо «Ольгушка».
Сейчас реки и водный транспорт имеют немаловажное значение. По Белой, Каме и Волге ежегодно перевозятся миллионы тонн различных грузов. А железнодорожная магистраль Самара – Уфа – Челябинск обеспечивает надежные транспортно – экономические связи со Средним Поволжьем, Южным Уралом, Северным Казахстаном и Сибирью. Многих удивляет, что в отличие от Камы цвет воды в верховьях Белой светло – зеленый, а то и почти белый, светлый – светлый. Это потому, что русло реки проходит по известковым и алебастровым породам. Предки тоже когда-то удивлялись «белой» реке. А еще очень любили ивняки, черемуху и дикий хмель в низовьях Белой. Здесь то и дело встречаешь озера, богатые рыбой. А в зарослях много птиц. Это прекрасные места для охоты и рыболовства. Выше по реке до сих пор много диких уток и гусей и по-прежнему встречаются белые лебеди. Предки знали, где надо жить! А наша теперь задача: жить, чтобы не оскудела земля предков, чтобы не было стыдно перед их памятью.
Евстигнеева С. Башкиры земли сибирской //Югра.- 2000.- N 7- 8.- С.85 – 86.
Свидетельство о публикации №221062601331