Религиозный обычай Зек1уэ

Обычай «ЗекIуэ» (Путешествие, поход, странствие)
Один из древнейших адыгских религиозных обычаев – ЗекIуэ (Путешествие, Поход, Странствие).
Чаще всего путешествие Зек1уэ носило характер героического, мужественного, экстремального,
рискованного, познавательного.  В последние два века бытуют  множество неправильных трактовок
смысла обычая, таких как наездничество, набеговая система, грабёжи, и т.д.
При объективном анализе будет понятно, что этот обычай Зек1уэ появился одновременно с ранее
упомянутыми обычаями «Псапэ», «Гостеприимство» и др. 
Древняя религиозная суть обычая Зек1уэ, его изначальная природа остаётся  малоизвестной для
современных адыгов. Более известен и обсуждаем обычай «Гостеприимства»,
пропитанный уважением к душе каждого гостя-чужестранца, служивший нартам и адыгам прекрасным
ПАССИВНЫМ средством познания Мира. Он позволял сидя дома, в относительно комфортных и
безопасных условиях, получать от гостей (чужестранцев, путешественников) информацию о
происходящем во внешнем мире. Но нарты завещали  ещё и АКТИВНОЕ средство познания Мира.
Согласно Нартыгъэ, нарт не имеет права всё время сидеть дома, в привычной «зоне комфорта».
Нарт имел священную обязанность потчевать гостей-чужестранцев, а также имел обязанность
 (не менее священную) самому бывать гостем в чужих странах. Для активного познания внешнего
мира, т.е. требовалось личное  путешествие – Зек1уэ.
Сегодня нарт делает бесплатные подарки незваному гостю-чужестранцу, а завтра, будучи незваным
в чужой стране, нарт рассчитывает получить такой же благодушный приём.
У себя дома, тысячелетиями одаривая гостеприимством всех чужестранцев, адыгский народ своими
руками создавал гарантию безопасных путешествий в чужие страны, практическими делами создавал
прочный фундамент дружбы народов.
По глубинной сути, обычай «Гостеприимства» имел цель – превращать чужестранцев в друзей у себя
дома. Обычай «Зек1уэ» имел ту же самую цель, только превращение чужестранцев в друзей должно
было происходить  уже в  домах самих чужестранцев. Эти два обычая, проистекают из одной
древнейшей религии, из одних верований, из одной дароОбменной традиции, из одной формы любви
к человеку и  процессу познания Мира, поэтому их единая цель вполне логична и естественна.
Многие квазирелигии имеют целью превращение чужих людей во врагов, для последующего
конфликтов, военных побед и т.д. В некоторых квазиРелигиях встречаются призывы кормить
соседей мертвечиной, встречаются запреты дружить, запреты на смешанные браки и т.п.
Чего нет в квазирелигиях, так это обычаев практикой формирующих дружбу разных народов.
Истинные религии (в т.ч. Адыгагъэ) имеют противоположные цели, а именно цель превращать всех
чужих в друзей, ведь это единственный путь во всеобщему счастью народов.
Голословные лицемерные призывы "жить мирно" есть и у квазирелигий, потому что им известно, что
одних слов недостаточно для достижения такой цели. По причине недостаточности слов, в Адыгагъэ
есть практические исполняемые народом обычаи (Гостеприимство и Зек1уэ), эффективно ведущие
народы к взаимоуважению и дружбе.
Как солнце светит во все стороны, так и нарты расходились во все стороны света, путешествовали,
познавая мир и жизнь окружающих народов. Только путешествуя по Нартии, нарт был обязан попутно
обеспечивать справедливость, обеспечивать соблюдение нартских обычаев и законов.
Похвально то, что ни в Нартиаде, ни в истории адыгов, не замечено попыток нартов или адыгов
влиять на законы жизни других народов, на их нравы, обычай. К примеру, даже будучи длительный
период  правителями Египта, черкесские мамлюки не навязывали своих законов и религии.
Для работы по хозяйству и для путешествий на малые расстояния могла сгодиться любая лошадь.
Однако, ставилась цель путешествий в очень далёкие страны, поэтому адыги были вынуждены
вырастить Адыгэш (кабардинскую породу лошадей). Возможно, что издревле приоритет был отдан
путешествиям в южном направлении, поэтому нарты и адыги более всего зафиксированы историей
в Малой Азии и Египте. Путешествия в Крым не считались дальними, хотя тоже были многочисленны.
К примеру, древний народ Хатты (не путать с хЕттами), живший в Малой Азии 3500 лет назад, скорее
всего это исторический отпечаток таких путешествий. Во время Зек1уэ возникала дружба,
формировались родственные связи, возникали новые поселения, но это не было массовым
переселением, так как основной массив адыгов именно в это время строил тысячи дольмены
у себя дома, на территории исторической Черкессии.
Трусливые люди не могли отважиться на дальние путешествия в неизведанные дали, им спокойнее
было сидеть дома, в окружении родственников, соплеменников и т.д. Образно говоря, они были
похожи на заключённых в домашней тюрьме, их свобода была условной, они были заперты в клетке
из различных страхов. Чтобы сидеть дома у них было много философских обоснований, но смелые
их не слушали, а требования духовного учения оставались неизменными. 
Духовное учение адыгов прямо утверждало, что умереть дома от старости или от болезней это плохая
судьба и плохая смерть. «Ныбжьырей хъуэн нэхърэ зы махуэ гъащIэ» - «Чем бесславное
долгожительство, лучше один день славной жизни».
Недопустима гордость на основе ошибочного утверждения типа - «обычай Зек1уэ это исключительно
адыгское изобретение». Авторские права принадлежат древнейшим нартам, доАдыгского периода
истории. Адыги не изобретали этот обычай, они унаследовали его, вместе с древнейшим учением
Нартыгъэ. На это косвенно указывает тот факт, что путешествия героев это распространённый
сюжет многих древнейших мифов планеты. Ненаучно, стандартное требование древнейших
религий объявлять изобретением адыгов, сделанным недавно  (к примеру, в период зарождения
феодализма в Кабарде и т.п.).
Познавательные и рискованные путешествия, в ходе которых культурный герой добывал для
соплеменников  ценные вещи, полезные знания и славу, бытовали даже ранее тех времён, когда
люди каменного века выбирались из пещер и охотились на мамонтов. Многие современные народы
обязаны своей жизнью, тем предкам-героям, которые в древности отважились на путешествия и
спасали своих соплеменников от голодной смерти.
Иногда можно услышать шутливое утверждение, что это женщины выгоняли мужчин охотиться, но
понятно, что в дальние путешествия, навстречу опасностям, навстречу поражениям и победам,
храбрецов толкали подогреваемые религиозными требованиями два основных фактора : жажда
познать мир и желание добиться славы. Примерно также, нельзя полагать, будто женщины
заставляют современных альпинистов покорять Эверест или заставляют космонавтов совершать
полёты.  Сейчас говорят, что только смелые играют в хоккей, но чтобы совершить Зек1уэ,
требовалось гораздо больше мужества. Образно говоря, чтобы в те времена, в одиночку,
отправиться в длительное и дальнее путешествие в чужую страну, нужно было практически
быть тем сверхчеловеком, о появлении которого так мечтал Фридрих Ницше.
Правомерна гордость по другому поводу. За пять тысяч лет, прошедших после революции в области
земледелия, отодвинувшей охоту и собирательство на задний план, многие народы планеты
практически полностью утратили обычай Зек1уэ, в его народном и духовном смысле. Напротив, все
эти 5.000 лет, адыгам удалось соблюдать этот обычай, следовать его духовному призыву. К примеру,
найденные археологами, в уляпском кургане, олимпийские призовые кубки, мы рассматриваем как
следы путешествий адыгов-меотов в древнюю Грецию (мир посмотреть и себя показать).
Другой, более поздний пример - найденные археологами, в белореченских могильниках, египетские
медальоны знатного статуса, относимые к 10-му веку. Феноменальное достижение народа, это то,
что обычай Зек1уэ бытовал у адыгов примерно до конца РЧВ.
При всём этом следует признать, что ещё до исчезновения, под влиянием примесей токсичных догм
из чужих религий, длительного военного противостояния с империей, обычай испытал частичную
деградацию и ремотивацию. К примеру, это выразилась в том, что впервые появились люди,
обозначаемые народом как «Хъырцыжь» (заматеревшие в набегах, жившие исключительно за счет
захваченного в набегах). О частичной деградации учения свидетельствует и то, что некоторые
манкурты-наемники, за деньги участвовавшие в несправедливых войнах, возвращаясь домой
заявляли, будто они вернулись с Зек1уэ. К сожалению, такие заявление уже не получали дружного
осуждения со стороны полуманкуртизированного населения.
За период, прошедший с момента окончания РЧВ, мир изменился. На земле почти не осталось мест,
где ещё не ступала нога человека с фото или кинокамерой. Нартии или исторической Черкессии
сейчас нет на политической карте планеты. Эгрегоры государств установили границы, ввели свои
законы. Современные средства связи позволяют удовлетворить любопытство на больших
расстояниях. Через СМИ и интернет идёт моментальный всепланетный обмен научными и другими
знаниями. По множеству объективных причин, обычай Зек1уэ, в его первоначальных древних
формах, сейчас невозможно и не нужно соблюдать. Тем не менее, личные путешествия остаются
удивительно полезными. В новой модернизированной форме обычай допустим и даже необходим.
Ведь остаются неизученными многие места под водой, а про открывшиеся горизонты космоса и
говорить не приходится. Для добычи славы, путём свершения подвигов познания мира, ещё очень
много возможностей и пространства, а Нартыгъэ-Адыгагъэ не разрешают спокойный сон души в
привычной «зоне комфорта» тела.
Наше подсознание и древние инстинкты выживания настроены решительно препятствовать нам
в том, чтобы выйти из «зоны комфорта», но адыгский духовный путь нельзя пройти оставаясь
в клетке страха. Также, этот путь нельзя проехать в комфортабельном туристическом автобусе,
совершая ритуально-развлекательное путешествие для поклонения святым мощам каких-либо
некромонгеров. (При этом мы совершенно не против комфортных видов транспорта).
   Вторичные аспекты.
Дарообменные религиозные традиции позволяли древнейшим первопредкам выжить.  Однако, уже
в той древности было замечено, что встречаются люди и племена, не соблюдающие дарообменные
обычаи, т.е. люди, не делающие подарки, не устраивающие пиры и т.д. Эти жадные люди прикипали
душой к материальным ценностям. Было видно, что они не любят Бога подарков. Несправедливое
распределение средств, необходимых для выживания, особенно когда имели место тяжелейшие
условиями выживания,  воспринималось как самое большое Зло.
Историки не смогут установить – когда именно было впервые принято решение, что нарты вправе
и обязаны регулировать справедливое распределение материальных благ, что для этого не нужно
беспокоить Бога. Было решено, что храбрые и справедливые люди, не только вправе, но и обязаны
восстанавливать справедливость (всеми возможными способами). 
Так, одной из целей идущего в Зек1уэ стало отъём имущества (скота, еды, одежды) у разбогатевших
путем нарушения дарообменных традиций, у нарушителей законов (преступников), а затем раздача
этого имущества всем нуждающимся, обездоленным.
Бороться за справедливость в те времена было также обязательно, как сейчас обязательно
бросаться спасать утопающего в реке.
Недовольные этим обычаем жадные безбожники, у которых иногда отнималось имущество, ещё
в древности хотели всех кто идёт в Зек1уэ объявить преступниками, но народ их не слушал.
Обычай Зек1уэ пугал жадных людей. Вероятно, что число тех, кто из страха соблюдал дарообменные
традиции было немалым, но жадные люди ещё оставались. Имущество, отнятое у жадных и богатых,
следовало немедленно раздать нуждающимся, неимущим, равномерно и справедливо. Это была
священная и достаточно стандартная обязанность Нартов. Нартский герой не скрывал от народа,
что он выполнил эту обязанность, он имел заслуженное право гордиться реальными достижениями.
Не будем путать положительную кавказскую нартскую «гордость» с отрицательным заболеванием
«гордыня» из иных религий.
Читатель может проверить - подавляющее большинство нартских сказаний заканчиваются тем, что
после победы над врагами, положительный герой, раздаёт народу, все имущество, отнятое у врагов,
причём часто раздаёт ещё на въезде в селение, не успев доехать до дома. В адыгской Нартиаде нет
сказания, где нарт разбогател, оставив себе богатство, отнятое у злодеев, у нартов не возникает
даже мысли о подобном способе обогащения. Экономические интересы у совершавшего Зек1э были,
но  только на втором плане. Главной целью была добыча славы и получение знаний.
Экономический интерес допускался НЕ для личного обогащения, а только для раздачи даров всему
племени, общине. Совершение Зек1уэ в целях личного обогащения не вело к славе, а имело
обратный эффект «позора». Захватывая добычу, адыг проявлял доблесть, а вернувшись и
моментально раздав добычу, он проявлял свою безграничную щедрость. Через обычай, достигалось 
более справедливое распределение материальных средств, но и это не было главной целью этого
обычая. Это было редкой вторичной целью. Обеспечение справедливости, пресечение Зла, тоже
было вторичной и попутной целью.
Планетарная деградация этого обычая началась пять-шесть тысяч лет назад. Тогда появился новый
 вид энергоинформационных паразитов, а именно появились эгрегоры рабовладельческих
государств и обслуживающих их религий. Постепенно, эти эгрегоры монополизировали право
регулировать социальную справедливость, включая право отнимать имущество и перераспределять
его. По сути, всё то, что современные люди именуют «система налогообложения», «система
социальной помощи» и т.д., это замаскированный древний обычай «ЗекIуэ».
За одобрение рабовладения, религиозные организации тоже получили право собирать с народа
свои проценты. Постепенно многие народы пришли к тому, что они  живут в государствах, где они
редко делают дары друг другу, вместо этого они платят обязательные налоги эгрегору-государству
и добровольные отчисления эгрегорам религии. Разные государства отбирают имущество под
одним и тем же древнейшим девизом-обещанием: «справедливо поделить на всех».
Тот, кто добровольно не заплатит, попытается разбогатеть, не уплатив налоги, тот может готовиться
встретить вооружённых «рыцарей» на пороге своего дома. Разница лишь в том, что теперь
эти «рыцари» одеты в одинаковую форму налоговиков и приставов.
На стороне нартов, кто шёл в ЗекIуэ с целью отнять и поделить чужое богатство, стоял обычай,
одобренный древнейшими народными религиями. Об этом одобрении знали все, это был
повсеместно общепринятый обычай, он бытовал не только у адыгов, но и на всём Кавказе,
 и во многих других регионах. Сейчас на стороне силовиков, принудительно собирающих налоги,
стоят законы эгрегоров государств. Если бы в древности власть перешла к древним богачам,
накопителям, нарушителям дарообменной традиции, то они первым делом отменили бы
обычай ЗекIуэ, но адыги (будучи свободным народом), им не давал такой власти.
Если сейчас дать власть капиталистам, то они отменят налоговый пакет законов в отношении себя
 (оффшорные и иные лазейки уже существуют).
Т.е., уровень узаконенности для добровольно-принудительного отъема имущества, сильно не
изменился, изменилась только форма преподнесения народу требования делиться, добавилась
специальная форма-одежда для принуждающих рыцарей-силовиков.
Однако, с появлением эгрегоров-государств, в их законах появились лазейки для обогащения
фаворитов этих эгрегоров (чиновников). Нарты, свершив Зек1уэ, справедливо делили имущество,
это было видно народу, так как нарты жили среди народа и не отделяли себя от него, даже высокие
заборы были неприличны, неприемлемы. Мы знаем, как успешно эгрегоры-государств собирают
налоги, как властная элита регулирует справедливость, как растёт пропасть между бедными и
богатыми.
Когда мы смотрим фильм про Робин Гуда, грабящего богачей и раздающего награбленное народу,
то никто (кроме ограбленных) не считает его плохим, никто не считает его представителем плохого
народа с отсталой варварской религией. Таких героев в мифах разных народов тысячи, они
любимы и уважаемы. Разница лишь в том, что у адыгов они были не только в мифах, но ещё и в
реальности, вплоть до конца 19 века.
В средние века, примерно начиная с 5-го века, в мире началось внедрение феодализма, новой
формы эксплуатации человека человеком. С точки зрения манкуртов и современных экономистов,
она была более прогрессивной, более мягкой по сравнению с рабовладением. Однако, адыги
перескочившие через формацию «рабовладение», захотели перескочить и через «феодализм».
Одни квазирелигии старались не замечать того, что рабовладение и феодализм были явно
антиЧеловечными и антиДуховными. Другие квазирелигии старались обосновать рабовладение
и феодализм, придать им статус освящённый богом и т.д. Религия Адыгагъэ не последовала
за этими квазирелигиями. Многие народы допустили феодализм, без особого сопротивления.
Попытки внедрения феодализма, а значит и разрушения общинного уклада жизни равноправных
людей, черкесское общество и религия Адыгагъэ восприняли в штыки.
Как и проникновение токсичных догм из квазирелигий, так и внедрение феодализма у адыгов
продвигалось медленно, сквозь сопротивление, доходившее до кровопролитных массовых
сражений. Подробности этого сопротивления известны исторической науке, а Бзиюкская
битва (1796г.) лишь один из последних эпизодов.
В отличии от манкуртов, адыги обязаны гордиться тем, что ни рабовладельческий строй, ни
последовавший феодализм не смогли полностью захватить всю историческую Черкессию.
При этом, следует признать, что факт внедрения феодализма на части территорий был симптомом
ослабления влияния адыгагъэ, симптомом успешного внедрения антиЧеловечных догм. Однако, даже
там, где казалось, что феодализм уже победил, обычай Зек1уэ резко выдвигался вперёд, возглавлял
протестную самозащиту бедных слоёв общества, а также повстанческое движение против
иностранных завоевателей.
Следует отметить ещё одну деталь — английского Робин Гуда, русского Дубровского и др. сначала
обидели другие богачи и власть имущие, после чего он начал вершить справедливость из чувства
мести. Нартских героев и адыгов идущих в Зек1уэ никто не обидел, они никому не мстили.
Если они во время путешествий вершили справедливость, то только из чувства справедливости и
долга перед народом, а также для сохранения самоуважения.
Тяга человека силой творить справедливый делёж имущества это не что чисто адыгское, это не
что-то оставшееся в далёком прошлом человечества. К примеру, искажённый до неузнаваемости
и до ущербности, реализованный в масштабе целой империи, обычай «Зек1уэ» присутствует и в
новейшей истории СССР (в 1917-1937 гг). Тогда, не адыги, а большевики, под предлогом
«справедливого дележа», ограбили (заодно расстреляли и репрессировали) класс богачей
(репрессировали более 2 млн. дворян, кулаков, нэпманов) в огромной империи, назвав это
словом «экспроприация». Более 100 народов, включённых в СССР, общей численностью
более 100 млн.человек, никто не отказался от получения и использования имущества отнятого
большевиками у богачей. Недавно, СССР развалился, большевики потеряли власть, капитализм
восстановлен, однако, никто не вернул имущество тем собственникам, которых ограбили
большевики. Насильственная «экспроприация» осталась без всенародного осуждения.
Адыги относятся к малому списку народов, сумевших долго оставаться страной свободных
людей, где паразит-эгрегор именуемый «государство» не смог взять народ под контроль, а сам
оставался подконтрольным народному собранию (Хасэ). Если бы этот Эгрегор-государства не
желал превратить людей в рабов или крепостных, если бы он не покушался на свободу адыгов,
то вероятно он получил бы больше доверия, а не сопротивление. В результате была страна, был
саморегулирующийся народ, а паразит Эгрегора-государства не получил бесконтрольных
средств паразитирования.  Тысячи лет, прим. до 16-17 вв, обычая даров, в сочетании с обычаем
ЗекIуэ, адыгам было достаточно, для справедливой жизни народа, для равномерного распределения
материальных благ, не было нищих, обездоленных и т.д. Не было пастуха - Эгрегора-государства,
не было его законов, но адыги сами успешно регулировали справедливость и все остальные сферы
жизни, опираясь на древние обычаи. Позже, империя с населением в 20 раз превосходящей
численность адыгов, смогла уничтожить историческую Черкессию, но это нельзя считать
полноценным доказательством того, что паразитные Эгрегоры-государств это необходимое Зло,
которое обязательно нужно терпеть и кормить.
Отправляться в путешествия в древние времена было небезопасно, следовало быть вооружённым,
чтобы суметь защитить себя. Наличие оружия у путешественников удерживало древних грабителей
от соблазнов напасть, точно также наличие современных армий удерживает соседние государства
от соблазнов вторжения. Конечно, древний религиозный обычай Зек1уэ постепенно стал основой
военной культуры адыгов, основой военной мобильности, без которой народ просто не смог бы
выжить, в окружении тех соседей, что известны из истории вторжений.
Некоторые наши манкурты советской поры критиковали и даже оскорбляли обычаи Зек1уэ, мало
зная о нём, либо умышленно искажая его суть. Чаще всего, объектом критики манкуртов 20 века
становился не сам обычай Зек1уэ, а те грабежи, что творили манкурты 19 века, прикрываясь этим
обычаем, т.е. их критика имеет слабое отношение к обычаю Зек1уэ, но имеет отношение к их прошлым
деяниям. Когда обычай исполнялся настоящими адыгами, а не манкуртами, то всегда хорошо были
видны духовные, а не экономические цели, о чём многократно свидетельствовали даже противники
адыгов. К примеру, В.А. Потто отмечал, что у черкесов, совершавших набеги, «желание добычи
стояло далеко не на первом плане; чаще увлекала их жажда известности, желание прославить свое
имя каким-либо подвигом» [111. Т. 2. 333].
При этом, сами наши манкурты забывали о том, что получили высшее образование за счёт того, что
недавно большевики провели грабительскую экспроприацию, т.е. применили обычай «Зек1уэ»,
в отношении имущества богачей. Хорошо видеть «соринку в чужом глазу».
Под видом научных статей, от них, в адрес предков сыпались обвинения, в воровстве, грабежах,
набегах, архаичности, дикости и т.д. Никто из них не критиковал Робин Гуда, Дубровского и др.
Никто из них, под видом науки, не публиковал сравнительный анализ мышления революционеров
с мышлением неандертальцев. Никто из них не критиковал белорусских партизан, за то, что они
грабили немецкие поезда. Очевидно, что их нападки на обычай Зек1уэ это не наука, не поиск
истины, а попытки манипуляции историей и культурой адыгов. Наша молодежь, регулярно
выслушивая эту псевдонаучную ложь, постепенно поддавалась манипуляциям и делала
неправильные выводы о сути древней религиозной системы.


Рецензии
Ф1эхъус, къуэш! Ты ухватил суть. На памяти множество таких случаев. Особенно это сохранилось в ауле Бесленей. Какой-нибудь водитель мог вывалить, например, уголь, или пшеницу прямо перед домом вдовы, или живущего бедно. Люди быстро собирались и разбирали бесследно "улики". Помню рассказы о брате дедушки, который уезжал на месяца два, потом возвращался с телегой нагруженной добром, и он все это раздавал. Не все в статье гладко. Ты вообще не коснулся Зек1уэтхьэ, одного из ипостасей Тхьэшхуэ. А здесь есть где развернуться. Заменяй своё любимое слово "манкурт" каким-нибудь другим словом, а то получается брюзжание.

Брат Мурат   30.06.2021 11:32     Заявить о нарушении