Первая треть Иерусалима от Алана Мура

Прочел пока одну смысловую треть, то есть первую книгу из трех, образующих «Иерусалим». И я просто в благостном шоке, дорогая редакция. Ранее о Муре я не знал толком ничего, никогда не увлекался комиксами, поэтому шумиха вокруг его внезапно прозаического произведения меня удивила да позабавила. Но и раздразнила... Все эти слова: великий роман, круче Джойса, гениально... Ну, понятное дело, маркетинг. Поискал отзывы нашей публики, их оказалось очень мало и такое впечатление, что отозвались люди, которые этот текст только видели издалека (на тот момент, сейчас отзывов уже чуть больше). И лагеря, понятное дело, было два: это гениально и это полное Г.

В общем, что-то меня кольнуло, и я решил узнать всё сам. Прибыл ко мне этот прекрасный гигант с интригующей обложкой, и я не удержался, начал читать в тот же день, отбросив остальные книги. К чему я был готов? К тому, что «Иерусалим» окажется просто никаким, серым текстом известного человека. Был готов я и к тому, что история может оказаться увлекательной, что будет хотя бы весело.

Но что я получил? С нарастающим удивлением, я читал (и продолжаю теперь) действительно сильный текст, полный художественности, смыслов, увлекающий каждой деталью.

Это истории о городе и его людях, о людях и их городе, и их жизнях, и их смертях. О разных временах, переплетающихся друг с другом в одном конкретном месте, в Нортгемптоне. Алан Мур вводит столько будничных деталей, исторических, социальных, культурных — книга полнится картинами, ощущениями, и для каждого временного отрезка — своими. Почти каждая глава написана в своем литературном стиле, отвечающем эпохе, о которой идет речь. И каждый из них автор выдерживает на все сто. Не хочу подробно говорить о том, что же происходит в произведении, ибо с одной стороны — будут спойлеры, а с другой — трудно вот так взять и сказать, что там происходит. С одной стороны — есть определенная главная линия, но с другой, как и в жизни, постоянно происходит много чего.

Да, в какой-то мере мы можем говорить о сходствах с Джойсом, но очень издалека. Мне текст напомнил и «Сто лет одиночества» Маркеса, и кино «Небо над Берлином», какие-то блейковские настроения с этими ангелами и ментальными путешествиями, что-то есть и от Т. Элиота, с его мистическими размышлениями о мироздании. На самом деле, книга действительно является калейдоскопом стилей, жанров и идей. Калейдоскопом, который смастерил весьма глубокий и талантливый ум.

Разумеется, произведение не для каждого, вернее, оно не дастся легко. Не могу сказать — налетай, торопись. Книга большая, она не стремится сразу же понравиться читателю и безудержно его развлекать. С другой стороны, это далеко не самый трудный во всех отношениях текст, Алан Мур, все же, если и экспериментирует, то довольно гуманно, понятно, если и затягивает описания, то они все равно очень живые и волшебные. И это тоже впечатляет — большое разноплановое полотно, которое при этом, может осилить не только филологическая дева или академик РАН.

Мне действительно трудно закрывать эту книгу, хочется читать дальше, не останавливаясь. С большим интересом жду и гадаю, что же привнесет вторая смысловая часть. И не потому, что там есть какая-то острая интрига, а потому, что литературные картины, которые рисует автор, просто великолепны с моей точки зрения. Ну а всем сомневающимся в том, стоит читать или нет, у меня есть простая рекомендация — прочтите хоть страницу, их выкладывали в сети. Вы, скорее всего, сразу заметите индивидуальные особенности текста. Если вас эти особенности сразу оттолкнут, тогда, скорее всего, вам не стоит продолжать. А вот если станет любопытно или страница придется действительно по душе — ну, там таких еще 1325, разных, но проникнутых одним своеобразным почерком автора, и они все ждут вас.

Напишу о впечатлениях по поводу второй части, если будет, что добавить, или сразу выложу все свои чувства, дочитав до самого конца. Добавлю, что эти мои слова лишь капля в море, и о такой книге нужно писать большие статьи, с цитатками и разборами разных эпизодов. Но, подумалось мне, может быть мои слова помогут вам немного сориентироваться в вопросе, чего это там за город такой.


Рецензии