Любовь бывает разная

                Любовь бывает разная


      Эта композиция – особенная.
      Её особенность состоит в том, что здесь почти нет комментариев. Вся она состоит из одних стихов.  Стихи разные, разных времён и разных поэтов, но все они об одном - о любви, о любви мужчины и женщины. Менялись эпохи, менялись ценности, но человек оставался таким же. Любовь, как существовала в древности, так существует и сейчас.
      Эта любовь – разная:
   - добрая и мучительная,
   - жертвенная и эгоистичная,
   - страстная и нежная  и т. д.
Все эпитеты подойдут для любви.
   Несмотря на то, что мужчина и женщина  – разные – («Мы не поймём друг друга никогда, разнопланетны мы, хоть из одной Вселенной» любовь существует вокруг нас. Это своеобразный  космос.  Нас много и отыскать в этом космосе свою частицу, свою половинку удаётся немногим, и поэтому, когда она находится, это так дорого нам. Человек без любви не живёт, а существует. Но завязка – всегда сказка, а развязка – печаль.
«Мужчина с Женщиной, как не были б дружны,
/не совпадают два магнита идеально/,
Вот двое:
                вроде любят и нежны,
Но…вновь обида и разлад…
                Печально…»


      Теперь не умирают от любви –
      Насмешливая, трезвая эпоха.
      Лишь падает гемоглобин в крови
      И человеку без причины плохо.
      Теперь не умирают от любви –
      Лишь сердце что-то барахлит ночами,
      Но «неотложку», мама, не зови:
      Врачи пожмут беспомощно плечами:
      «Теперь не умирают от любви…»
                Ю.Друнина

     И ныне умирают от любви!
     Так было, так и есть, и вечно будет!
     Попробуй, лишь от сердца оторви –
     тебя, как в водопаде, бьёт и крутит…
     И день, как ночь, и ходишь сам не свой,
     и в голове лишь этот образ милый.
     И мир вокруг тебя такой постылый,
     и сам без той любви – как неживой!
     И ныне умирают от любви!!!
                А.Пират

Любовь часто горит, греет или обжигает как огонь!

Огонь любви их был настолько жарок,
ведь чувства жгли и не хранили «про запас»,
что растопили льды вокруг,
и их любви огарок
в сырых объятиях талых вод
                угас.
                А.Пират


Ведь был огонь. Горел с такою силой,
Что невозможно было погасить.
И всё-таки угас. Оставил нас.
Но прежде нас довёл до боли, до несчастья,
И сжёг.  И ничего не пощадил.
Прошли уже не годы, а года
Зачем же я спешу к нему навстречу?
Ведь знаю, что не может повториться.
Дверь заперта – и не сыскать ключей.
                В.Боровицкая

Знакомо, как старинный сказ,
Уходят женщины от нас.
Они уходят и уносят
Холодный блеск холодных глаз.
Была нежна и влюблена,
Была так долго мной пьяна,
Так неужели  не осталось
Ни капли моего вина?
Увы! Её одну люблю
И с нею вместе быть хочу.
                В.Фёдоров

Где твоё личико смуглое?
Нынче смеётся кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому.
А ведь, бывало,  охотно
Шла ты ко мне вечерком.
Как мы с тобой беззаботны,
Веселы были вдвоём!
Как выражала ты живо
Милые чувство свои!
Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои.
Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя.
Но и зубами моими
Не удержал я тебя!
                Н.Некрасов
               

Я держал его в руках –               
И не удержал.               
Рвался голубь в облака,
К маленьким стрижам.

Покружился надо мной –
Ты, мол, извини…
И игрушкой ветряной
В поднебесье взвил!

Не вернулся голубок,
Как я ни молил,
Скрылся шарик голубой 
В солнечной дали.

Улетел он в облака,
К молодым стрижам…

Я держал любовь в руках –
И не удержал.
                С.Леонтьев



Битвы словесной стихла гроза.
Полные гнева, супруг и супруга         
Молча стояли друг против друга,
Сузив от ненависти глаз.
Все корабли за собою сожгли,
Вспомнили всё, что было плохого:
Каждый поступок и каждое слово,
Всё, не щадя, на свет извлекли:
Годы их дружбы, сердец их биенье -
Всё перечёркнуто без сожаленья.
Часто на свете так получается:
В ссоре хорошее всё забывается.
Тихо. Обоим уже не до споров.
Каждый умолк,  губу закусив.
Нынче не просто домашняя ссора –
Нынче конец отношений
                Разрыв!
                Э.Асадов

                /Слушаем песню М.Фадеева «По дороге одной, в разные стороны»


Полюбить тебя уж не хватит сил,
И одной теперь хорошо.
   Где ты раньше был?
   Где ты раньше был,
   Что так поздно ко мне пришёл?
Разве ты не знал о тоске моей?
Как ты мог прожить без меня?
    Где ты раньше был,
    Целовался с кем?
    С кем себе самому изменял?
Разве знает кто, сколько лет и зим
Я улыбку жду и тепла?
    Где ты раньше был, когда я с другим,
    С нелюбимым над пропастью шла?
Мы с тобой теперь – словно свет и тьма.
Полюбить тебя нету сил.
    Где ты раньше был? Столько дней и лет.
    Мой единственный, где же ты был???


Я поздно встретился с тобою
На жизненном моём пути.
Но с задушевною тоскою
Я говорю тебе: «прости».
В наш век отчаянных сомнений,
В наш век неверием больной,
Воскреснет жизнь, кровь заструится,
В любовь поверит сердце, и с тобой
У нас всё сложится.  Ты верь!
                Ф.Тютчев



Уж если ты разлюбишь, как теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре,
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя.
Оставь меня, но не в последний час,
Когда от мелких бед я ослабею,
Оставь сейчас, чтоб я могла постичь,
Что это горе всех невзгод больнее.
Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда
                У.Шекспир.

Не торопитесь уходить, не торопитесь.
Остановитесь на мгновенье, обернитесь
На то лицо, что вы так долго целовали,
То возносили до небес, то проклинали.
На эту маленькую комнату-страницу,
(Она вам будет иногда зачем-то сниться,
И полка книг, и эта сдержанная лампа,
И даже рамка прибалтийского эстампа).
Чуть-чуть помедлите, постойте на пороге,
На этом слишком очевидном эпилоге.
А дверь торопит и торопится закрыться.
Я вас прошу, я вас прошу не торопиться!
                В.Боровицкая


                УХОДЯ – УХОДИ!
Не скобли по живому,
ДАЙ ПОКОЯ РАЗОРВАННОЙ В КЛОЧЬЯ ГРУДИ,
                уходя – уходи
затихающим громом
грозовым,
чтобы знать: всё уже позади.
Уходя – уходи!
Пусть ледовым легато
спрячет память твой лик.
                Уходя – уходи!

Только, если услышишь
мой голос когда-то,
то безжалостно трубку,
прошу, не клади…
                /А.Пират/



Звоню, конечно.
                Как же не звонить?
И слышу голос ровный и красивый.
Никто тебя не смог мне заменить.
И хоть распался круг, как рук кольцо,
А я по-прежнему люблю твоё лицо.
Я так хочу его забыть.
                Но ночью ты
С улыбкой смотришь на меня
                из темноты.
                В.Боровицкая

               
Быть хорошим другом обещался,
Звёзды мне дарил и города.
А уехал   и   не попрощался,
И не возвратится никогда!
Я о нём потосковала в меру,
В меру слёз горючих пролила.
Прижилась обида, присмирела,
Люди обступили и дела…
Снова поднимаюсь на рассвете,
Пью с друзьями, к случаю, вино,
И никто не знает, что на свете
Нет меня уже давным-давно.
                В. Тушнова


Многолетнее восхищение,
каждодневное любование,
постоянное всепрощение,
на нехватку – «глаз закрывание».
И магнитит взгляд
Её спящих губ - сумасшедшее очертание!

Оглянись назад –
превратилось в труп
идеальное сочетание…
                А.Пират

                /Слушаем песню И.Саруханова  «Можешь не прощать,
                А надо было бы»/

Не хочу больше лжи и обмана,
и в словах твоих выгодной фальши.
Разрубить нужно «узел Гордиев»
и зудящий вопрос: «что же дальше?»
Говорят, что мужчины не плачут - 
слёзы сами предательски виснут.
Мысли в поисках выхода скачут.
счастье стонет, предчувствуя тризну…
                А.Пират


Прощаю всё! И то, что ты лгала мне
Губами алыми, дарами долгих ласк,
Что вместо хлеба мне давала камни,
Что на руках цепей я слышал лязг.
И то, что мной целованное тело
Бросала ты лобзаниям других,
И то, что сделать лживым ты хотела
Мой праведный, мой богомольный стих!
Прощаю всё! За то, что были алы
Твои всечасно лгавшие уста,
Что жгли меня твоих грудей овалы,
Что есть в твоём лице одна черта;
Ещё за то, что ласковым названьем
Ты нежила меня в час темноты.
За то, что всем томленьям, всем страданьям
Меня обречь умела только ты!
                В.Брюсов

Я вас любил!..
                Порой жалею,
что время попусту убил,
что декалитрами елея
для ваших благ себя разлил.
Ваял мечтанья быть до гроба
с тобой одной «морским узлом»
и охранял его особо,
но отвердел он.
                И разлом
произошёл.
                Переболею –
в душе – труха, на сердце – грай…
Я вас любил!  Но не жалею!
Благодарю за время-Рай!
                А.Пират



На свете я одна!
                И нет меня другой.
На свете ты один!
                И нет тебя другого.
И в нас одна любовь,
                О, друг мой дорогой,
До смерти, до конца.
                И после смерти снова…
                Н.Берберова


Что любят единожды – бредни.
Внимательней в судьбы всмотрись:
От первой любви до последней
У каждого целая жизнь.
И, может быть, молодость – плата,
За эту последнюю треть,
За алые краски заката,
Которым недолго гореть.
                Ю.Друнина


Мы шли пустынной улицей вдвоём
В рассветный час, распутицу кляня
И, как всегда, под самым фонарём
Ты вдруг решил поцеловать меня.
А нам с тобой навстречу в этот миг
Весёлые студенты, как на грех…
Мы очень, видно, рассмешили их -
Так дружно грянул нам вдогонку смех.
И слышен был их разговор таков:
- Видали вы подобных чудаков?
- И в прям чудак,  ведь он давно не молод.
- Да и она совсем не молода!
Давай простим их неуместный смех:
Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?
Ведь им прожить придётся столько лет,
Пока поймут, что для любви и старости-то нет!
                В.Тушнова



Ты говоришь, что в нас огонь погас,
Твердишь, что мы состарились с тобою.
 Взгляни ж, как блещет небо голубое!
 А ведь оно - куда старее нас!
                Д.Кедрин


О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней,
Сияй, сияй, прощальный свет,
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
                Ф.Тютчев


А я когда-то думал, что седые
Не любят, не тоскуют, не грустят.
Я думал, что седые, как святые,
На женщин и на девушек глядят.
Что кровь святых, гудевшая разбойно,
Как речка, напоившая луга,
Уже течёт и плавно и спокойно,
Не подмывая в страсти берега.
Нет! 
У седой реки всё то же буйство,
Всё та же быстрина и глубина…
О, как меня подводит седина,
Не избавляя от земного чувства!
                В.Фёдоров

                /Слушаем песню в исполнении Л.Утёсова «Когда проходит молодость…»
   

Я её не люблю, не люблю…
Это сила привычки случайной!
Но зачем же с тревогою тайной
На неё я смотрю, её речи ловлю?
Отчего же – и сам не пойму –
Мне при ней как-то сладко и больно,
Отчего трепещу я невольно,
Если руку её на прощанье пожму?
И спешу насмотреться, и жадно ловлю
Мелодически-милые детские речи;
Отчего я боюся и жду с нею встречи?..
Ведь её не люблю я, клянусь, не люблю.
                А.Григорьев


Присядет есть, кусочек половиня,
Прикрикнет: «Ешь!»
             Я сдамся: «Произвол!»
Она гремит кастрюлями,
                Богиня!
Читает книжку, подметает пол.
Бредёт босая, в мой пиджак одета,
Она поёт на кухне поутру.
                Любовь?
Да нет! Откуда? Вряд ли это?
А просто так:
                Уйдёт – и я умру!
                Е.Винокуров


Семья. Жена. Покой и проза.
Он был всегда открыт и прям.
Но жизнь, как рельса от мороза,
переломилась пополам.
Ему за сорок. Осень. Осень.
Грехи? Да были ли грехи?
Когда она  (ей 28)
легко вошла в его стихи.
Скользнула плавно и беззвучно,
и повело!  И понеслось!
Какою ласковою ручкой
она накинула лассо?
Какой накал пера и речи!
он бросил все свои дела
для той, которая навстречу
грозовым облаком плыла.
                В.Боровицкая



Ушёл он рано вечером.
Сказал: «Не жди, дела…»
Шёл первый снег
И улица была белым-бела.
В киоске он у девушки
Спросил стакан вина.
«Дела… твердил он мысленно,
Дела… и не моя вина»
Затем звонил он с площади:
- «Ты спишь?»
- «Нет, я не сплю».
- «Не спишь? А что ты делаешь?»
Ответила: - «Люблю!»
…Вернулся поздно утром он,
    В двенадцатом часу,
    И озирался в комнате,
    Как будто бы в лесу.
Она склонила голову,
И он увидел вдруг:
Быть может, и сама ещё
Она не хочет знать,
Откуда в чёрном золоте
Взялась такая прядь!
Он тронул это милое
Теперь ему навек
И понял, чьим он золотом
Платил за свой ночлег,
Она спросила: - «Что это?»
Сказал он: - «Первый снег!»
                Л.Мартынов


Я не могу без тебя жить!
Мне и в дождь без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть,
Мне без тебя и Москва – глушь!
Мне без тебя каждый час – с год,
Если время мельчить, дробя.
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов,
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
                Н.Асеев


Мы с ней живём, не зная горя,
Мы вместе дышим и поём.
Берём от жизни всё, не зная,
Что впереди нас ждёт потом.


Не разлюби меня.  Не разлюби!
Ведь все мои поэмы и безумства
Лишь потому, что всюду рядом – ты,
Что любишь так светло и неизменно.
Оставь меня – и сразу всё уйдёт.
Зачем она тогда, моя свобода?
Короткая история любви,
Короткая, как сон, как время года
                В.Боровицкая


Назначь мне свиданье на этом свете,
Назначь мне свиданье в этом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви,
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье в том городе южном,
Где ветры гоняли по взгорьям окружным,
Где море пленяло волной семицветной,
Где сердце не знало любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоём по окраинам,
Ты помнишь тот поцелуй поднебесный???
Числа я не знаю, но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоём потаённом сердечном тепле.
Друг другу навстречу по-прежнему выйдем,
Пока ещё слышим,
Пока ещё видим,
Пока ещё дышим,
И я сквозь рыданья тебя заклинаю:
Назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье хотя б на мгновенье,
Мне трудно дышать.  Я молю о спасенье…
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз. 
                М.Петровых      





Прощай, любимая, прощай.
Забудь любовь мою шальную,
И если встретишь невзначай,
Не тронь струну мою былую
Летело время день за днём,
И, изменяясь, мчались годы.
И вот остывшая любовь
Пришлась по милости природы.
И без упрёка и без слёз
Мои коснулись руки ножниц:
Я срезал, как цветок, любовь –
Решил, что именно так можно.
Прощай, любимая, прощай,
Забудь навек, что было с нами,
И ничего не обещай,
Пусть  будет гостьей только память
                Г.Улетова

Я прощаюсь с тобою
у последней черты.
С настоящей любовью,
может, встретишься ты.
Пусть иная, родная,
та, с которою - рай,
все равно заклинаю:
вспоминай! вспоминай!
… вспоминай мои слезы,
губы, руки, стихи...
Позабыть не старайся,
прочь из сердца гоня,
не старайся,
не майся -
слишком много меня!

В. Тушнова

                /Слушаем песню из кинофильма   «Оттепель»



- Серёжка! Милый! Сколько лет!!!
- О, Вика!.. Тесен мир, привет!
- Женат?
             - Два пацана, собака,
               Жена и дача … не в Монако.
               А ты как? Принца-то нашла?
               Красивой жизнью зажила?
- Давай не будем вспоминать…
  А то я разревусь опять.
  Ты, как тогда, такой лохматый,
  И руку жмёшь мне, как когда-то…
  И тот же взгляд, как у ребёнка,
  И ездишь  всё на  «Жигулёнке»,
  А я… хоть и на новом «Порше»,
  Но жизнь мне без тебя всё горше.
……………………………..
  …Ну что, пока!
                - Вик, не грусти!
- Серёж… пожалуйста, прости…
                А.Пират



Мы – женщины – услада из услад,
       И злейшее из порождений ада,
Мужчинам мы и радость, и награда!
       Мужчинам вы, как смертоносный яд.
Мы – добродетели цветущий сад,
       И аспид, выползающий из сада.
За доброту ведь нас прославить надо!
       За дьявольскую ложь – отправить в ад!
Мы кровью вас и молоком взрастили,
       Но есть ли в мире своенравней силы?
Мы – шелест крыл,
       И злобных гарпий прыть,
Мы нежим вам сердца, ласкаем,
       Да я бы вас сравнил с кровопусканьем!
Оно целит!
       Но может и убить!
Но, полно-те, не будем так сражаться,
Нам друг за друга надобно б держаться,
       И вместе дружно жить!
                Лопе де Вега




Тебе калитку отвори,
              А ну! – сказал Финдлей,
Ты спать не дашь мне до зари,
              Не дам! – сказал Финдлей,
С тобою ночь одну побудь,
              Побудь! – сказал Финдлей,
Ко мне опять найдёшь ты путь!
              Найду! – сказал Финдлей.
О том, что буду я с тобой,
              Со мной! – сказал Финдлей,
Молчи до крышки гробовой!
              Идёт! – сказал Финдлей.
                Р.Бернс



И обращается он к милой:
« Люби меня за то, что силой
   И красотой не обделён.
   Не обделён, не обездолен,
   В поступках – твёрд,
   А в чувствах – волен,
   За то, что молод и умён!»


Мой муж какой-то недотёпа,
Он не такой, как все мужья:
И ростом будто дядя Стёпа,
Зачем взяла такого я???
Зачем-то сам он строит дачу,
Когда купить давно пора,
Он тратит время, и в придачу
Корпит с утра и до утра.
Ведёт машину осторожно
В потоке плотном «Жигулей»,
Ведь обогнать кого-то можно,
Рванув по встречке поскорей.
Ходить он быстро не умеет,
И ест спокойно, не спеша.
Со спортом дружит, не болеет,
Хоть сам – в чём теплится душа.
Он сына часто поучает,
И строго с ним себя ведёт,
И не балует, не ругает, -
Ну, просто, круглый идиот.
Всё у него лежит на месте:
Носки, рубашки, карандаш.
А я, когда была невестой,
Не разглядела тот кураж.
А если гости соберутся,
Он скажет тост или споёт,
Умеет мило улыбнуться,
А водку горькую не пьёт!
Всё на работе успевает,
Домой приходит точно в срок.
Мамашу часто навещает –
Ну. просто, маменькин сынок.
Мой день рожденья твёрдо знает,
Преподнесёт букет из роз,
Как это всё надоедает,
Ну, просто, горестно до слёз.
Я часто думаю, гадаю,
И что я в нём тогда нашла?
Теперь-то уж я точно знаю -
Конечно, глупая была!
Не дай вам Бог такого встретить
На вашем жизненном пути,
С ним можно счастья не заметить,
С ним можно лишь с ума сойти!
                Л.Заглумов

                /Слушаем шуточную песню «Тюбик»/

…Я повстречала его весною,
Он был художник почти известный,
Мы целовались с ним под сосною —
И он женился, поскольку честный…
Он пил немного, он был негрубым,
Такое счастье, лишь раз бывает!
Одно смущало — почистит зубы,
И вечно тюбик не закрывает.
Но я внимания не обращала —
Такой мужчина мне небом даден!
И всё по-бабьи его прощала,
Всё — даже тюбик, будь он неладен…
А он, рисуя, впадал в нирвану,
То вдруг обнимет — люблю, и баста!
То вдруг, проказник, потащит в ванну…
А там - открыта зубная паста!
А я, как дура носки стирала,
В супы ложила бульонный кубик,
И всё просила, всё умоляла:
«Почистил зубы — закрой, блин, тюбик!»
А он, скотина — ну как нарочно:
«Всё это, Глаша, второстепенно!»
Скажите, девки, — ну разве можно
Любить и гадить одновременно?!
И я с досады ушла к соседу,
Ведь у соседа — вставная челюсть.
…На полке тюбик от бленд-а-меду
Лежит закрытый. Какая прелесть…

(Виктор Третьяков)


                К   О   Н   Е   Ц


Рецензии