26 часов лета 2011 года

    - Не ложись спать напротив зеркала, - сказал мне незнакомый голос во сне. – Странный сон,
 - подумала я. В комнате, где я сплю, нет ни одного зеркала. Я еще не знала, что этот сон я скоро вспомню...
    Много лет я не была в городе детства. Тянуло побывать там всегда. Но не отпускали работа, семейные дела, уход за коровой, сокращение на работе и материальные трудности. Наконец, все возможности для поездки судьба свела в одно целое. Я еще не знала, что в этой поездке, длившейся 26 часов, будут боль и радость, счастье и отчаяние, мистика и жизненная правда.
    Когда я вместе с двумя сестрами приехала в городок и вышла из автобуса, закружилась голова, я почувствовала запах Камы. Все поплыло перед глазами, наверное, это было еще и от волнения и ожидания встречи с далеким прошлым.
    Забыв, что я не одна, я повернулась, чтобы идти к бабушкиному дому, но одна из сестер схватила меня за руку:
- Я созвонилась с работниками музея, через час у нас экскурсия. А сейчас нам надо поселиться в гостинице и успеть позавтракать.
   Сестры распланировали все 26 часов поездки по минутам. Будь я одна, первым делом побежала бы туда, куда рвется мое сердце.
Частная гостиница была рядом с остановкой: длинный, серый, старый, но еще крепкий двухэтажный дом. Хозяин и хозяйка, которым сестры позвонили накануне, встретили нас вместе, настороженно всматриваются.
    Угрюмый дом снаружи оказался еще мрачнее внутри. Нам отвели меньшую часть дома: комната на втором этаже, кухня на первом, сказали, что в городе нет ни одной точки общепита. Закупив в магазине продукты, на скорую руку позавтракали.
    Экскурсовод, молодая женщина, любезно согласившаяся провести экскурсию для трех человек, сначала провела нас по историко- краеведческому музею.
    Было видно, что она очень любит свой город и гордится им. Она рассказала историю уральских мастеровых и о городе, создававшем лучшее кровельное железо России. Потом она показала достопримечательности центра города и рассказала о них. Я часто бывала здесь в детстве, но тогда я была мала и не интересовалась историей этого городка. Прошли по городскому саду – ландшафтному памятнику (19 век), здесь я и мои подружки любили бегать по аллеям, подошли к ротонде (1815 год), мы часто в ней бывали и называли «беседка», прошли возле торговых рядов (19 век).  Вместе с гидом поднялись на утес, на нем я была впервые.
    Отсюда видно всю водную гладь: Камское водохранилище, которое здесь называют морем, безбрежное, не видно противоположного берега, рядом пруд, он был заложен в 1765 году, он и сейчас является самым крупным на Урале. В детстве я купалась в Каме и в пруду.
    Зашли в каменное здание храма Рождества Богородицы (1829), оно занимает центральное место в планировке города. На фасаде- действующие часы-куранты и лунный календарь (1848 год). Церковь реставрируется, но службы идут. В Советское время в ней находился клуб. Женщина, служащая церкви, увидев меня, спросила:
    - Вы не родственница моих соседей, очень Вы на них похожи.
Разговорились. Оказалось, что мы с одного года рождения.
    - Сходите в маленькую церковь, там все еще служит батюшка Александр, он крестил меня и, конечно, Вас. Вам лучше пойти туда завтра днем. Да, дома Ваших родственников уже нет.
   - Как нет! - билось у меня в голове, когда я с сестрами, поблагодарив экскурсовода, быстро пошли к бабушкиному дому. Раньше, когда я шла маленькими ножками, это расстояние казалось мне большим. Сейчас мы преодолели его быстро. Я не претендовала на этот дом, я всего лишь хотела зайти в него или хотя бы постоять рядом...
    Место, где был дом и огород, заросли травой, выросли высокие деревья. Сколько же лет я не была здесь, если они стали такими большими... На том месте, где был палисадник, разрослись мальвы. Сердце сжалось...   Я взяла в поездку полотняный мешочек, чтобы взять из бабушкиного огорода земли для себя и дать ее по горстке братьям, которые не смогли поехать с нами, посыпать родной земли на могилки мамы и папы. Пробравшись в огород, я очистила землю от травы, но вот не задача: лето стояло сухое, жаркое, земля была как камень. Я оглянулась вокруг, чтобы найти что-нибудь, чтобы отковырнуть землю, и вдруг в метре от себя я увидела палочку длиной около 20 см, она была будто только что обработанная на станке: круглая, по всей длине ровная, желтая. Я подняла ее и увидела, что с одной стороны она заточена...Я разрыхлила ей землю и набрала в мешочек. Палочку я положила обратно. Уходила с щемящим сердцем.
    Приготовив обед на мрачной кухне, пошли гулять по улицам городка. Чистые, ухоженные улицы, зеленая травка, много деревьев, кустарников. Нигде не увидели ни бумажки, ни стекла, ни бутылки. Видно, здесь живут по принципу: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Во всех палисадниках – цветы, овражки тоже все в цветах. Такое впечатление, что идешь по курортному южному городу. Затем мы пошли на пруд, он знаком мне с детства, я часто купалась в нем с подружками.
    Вспомнился мамин рассказ о том, как перевернулся катер с ягодниками. Она хорошо плавала и смогла доплыть до берега. В течении своей жизни, видимо, вспоминая этот случай, она говорила одну фразу и замолкала:
   -Два ведра черники утонуло.
Я посмотрела на младшую сестру. Случись тогда несчастье, нас бы не было...
Вернулись в гостиницу поздно. Сестры сразу присмотрели себе кровати. Я присела на доставшуюся мне и вдруг... напротив себя я увидела большое зеркало.
    - Не ложись спать напротив зеркала, - вспомнила я свой сон. Стало жутковато. Я вспомнила, как в детстве на лавочке у бабушки собирались вечерами соседи и говорили, что этот город- город привидений, и рассказывали страшные истории. Когда я ложилась спать, то закрывалась с головой одеялом, оставляя дырочку дышать. Одна из сестер разрешила мне лечь спать с ней, видимо, она тоже вспомнила страшилки из детства. Сестры попытались закрыть дверь, но у них ничего не получилось.
    -Таня, попробуй ты закрыть.
Затвор на вид какой- то непонятный, но лишь мои руки дотронулись до него, я сразу закрыла его. Было такое впечатление, что я пользовалась им всю жизнь. Ночь прошла спокойно. Утром сестры как ни бились, не могли открыть затвор. Мои руки справились с этим сразу – что за наваждение?
    После завтрака пошли на кладбище. Попросили прощения у усопших, помолились. Горько, но таков закон природы – на Земле человек живет недолго, потом уходит в вечность. Когда-нибудь мы встретимся там с ними.
Ну, а теперь- в церковь, где крестили меня. Прохожие подсказали дорогу. Сестры идут не спеша, разговаривают, фотографируют. А мои ноги сами бегут к маленькой деревянной церкви. Десять минут как она должна быть закрыта. Я потянула ручку двери на себя, она открылась! Женщины, служащие церкви, здесь:
    -Здравствуйте, скажите, батюшка Александр здесь?
-Да.
Купила крестик и тут вышел, нет, выбежал, священник, ему сообщили, что какая-то женщина хочет его видеть. Я бросилась к нему:
    - Батюшка...- горло перехватило, выступили слезы.
-Успокойтесь, что случилось? услышала я его спокойный голос. Взгляд его добрых, умных глаз проникал в душу. Через сердце этого человека проходят людские скорби и радости, печали и счастье. Руки этого человека окунали меня в купель. Стыдно, но я раньше об этом не думала. Советская власть воспитывала меня атеисткой. Я успокоилась и объяснила, кто я.
- Батюшка, благословите меня и мой крестик.
    После обряда я попросила разрешения поцеловать его руку. Потом он расспрашивал меня о жизни, дал некоторые наставления. То, что было у меня в подсознании вошло в сознание. Я благодарна судьбе за то, что она дала возможность встретиться со своим духовным отцом. Через год я узнала, что батюшка Александр, пережив ненадолго свою жену, ушел в мир иной...
    До отъезда оставалось чуть больше часа и, конечно, мы поспешили искупаться в Каме. Ровное дно, мелкий песок, ласковая вода- та же восторженность, как в детстве.
Перед отъездом к нам зашла хозяйка, ее мы увидели второй раз. Хозяина мы видели часто. Конечно, пригляд за постояльцами должен быть. Но он появлялся бесшумно и иногда непонятно откуда. В задней части дома было множество пристроек, кладовок, коморок и, когда мы выходили во двор, он мог неожиданно появиться из какой-нибудь двери. Все это усиливало таинственность этого мрачного заведения.
Хозяйка рассказала историю этого дома. Его построил один мужчина, когда женился, но жена изменила ему, и он повесился, стал привидением, живет теперь в этом доме. Старая сказка...
    - Оставайтесь еще у нас, - предложила хозяйка.
Но билеты на автобус уже куплены, одной из сестер завтра на работу. Да и рассказ произвел удручающее впечатление.
    Уезжали мы из города детства с разными чувствами. Впечатления от поездки неизгладимы. Позади 26 часов лета, наполненные событиями, которые бывают в жизни, а может и больше...


Рецензии