Кокон комфорта

Михаил Делягин:

"Новая структура общества уже самоочевидна, хотя и достаточно грустна. Я надеюсь, что нам удастся выскочить из нее. Любое линейное продолжение в бесконечность сегодняшних тенденций ошибочно. Количество переходит в качество. И линейные тенденции всегда ломаются. Как мы сломаем эту тенденцию, я этого пока не вижу. Думаю, мы борьбой за свои права ее сломаем. Причем в масштабах всего мира.
Новая структура общества уже самоочевидна и, по правде сказать, омерзительна. Высший уровень – это владельцы социальных платформ. Сегодня это ключевые инвестиционные фонды, которые находятся в коллективной собственности друг друга, в конечном счете – в собственности ключевой части глобального управляющего класса. В 11-м году швейцарские биологи провели исследование, кому принадлежит мировая экономика. А поскольку это были биологи, это исследование не было закрыто, не было пресечено, они смогли его сделать. Правда, никто не смог его повторить, потому что за подобное карают беспощадно. Это как если начать выяснять, сколько людей умерло от коронавируса, а сколько умерло от коронабесия. Но в 11-м году это удалось сделать. Выяснилось, что вся мировая экономика есть ядро, 1147 корпораций, а внутри них есть суперядро из 147 корпораций, и все они владеют друг другом. То есть, по сути дела, мировая экономика сверхмонополизирована под прикрытием болтовни о конкуренции.
Это переносится на социальные платформы, и инвестиционные фонды владеют ими и владеют друг другом. Но капитал социальных платформ неминуемо освободится от финансового капитала, то есть от инвестиционных фондов, просто в силу неразделимой связанности финансового капитала с теряющим значение рынком спекуляций или преобразует близкую к себе часть этого финансового спекулятивного капитала в принципиально новое качество.
Интересно, что капитал социальных платформ контролирует человека во всех аспектах его жизни, может преодолеть органическую неполноту и имманентную неполноценность капитала и его самосознания. Эта неполноценность капитала вызвана частичным характером его деятельности. Капитал стремится к прибыли и тем самым он существенно уже жизни, которая, несмотря на все многовековые усилия капитала, категорически несводима к прибыли. А если социальные платформы контролируют все сферы жизни человека, то вот этот их частичный характер будет преодолен. Потому что, контролируя все сферы нашей жизни, социальные платформы будут торжественны нашей жизни или почти тождественны. И вот это преодоление ликвидирует одно из важнейших внутренних противоречий человеческого общества и, соответственно, лишит нас одного из важнейших внутренних движителей. Потому что любой встроенный конфликт, любое внутреннее противоречие, с одной стороны, это ужасно, а с другой стороны, это инструмент развития. Чувство дискомфорта – это не просто любимый рекламный слоган, который нужно преодолеть. Преодоление чувства дискомфорта и есть мотивация к развитию. Нет дискомфорта — нет мотивации, нет и развития. И мы видим это на примере Дани Милохина, Грефов и всего остального.
На втором социальном уровне, чуть ниже владельцев социальных платформ находятся специалисты (они называются салариатом в западной традиции). Будут очень жестко разделяться специалисты, которые необходимы социальным платформам для обеспечения их функционирования, грубо говоря, специалисты по системам жизнеобеспечения, и специалисты во всех остальных, не столь необходимых сферах, которые зависят от тех или иных локальных проектов и поэтому находятся в неустойчивом положении. Предприниматели будут существовать в рамках так называемого инклюзивного капитализма, капитализма участия. Развитие их проектов в случае их первичного успеха будет возможно только при передаче этого проекта в собственность капиталу соответствующей социальной платформы. А предприниматель, если он достигнет успеха, будет оставаться в проекте топ-менеджером с незначительной долей в капитале и, как правило, всей полнотой ответственности за его дальнейшую судьбу.
То есть положение успешных предпринимателей в целом будет соответствовать положению высшей части жизненно необходимых платформ и специалистов, а все остальные предприниматели, которые пока еще не добились успеха, будут находиться в положении сегодняшних самозанятых, то есть безработных, которые в силу своих амбиций опрометчиво отказываются от пособия по безработице. На третьем основном социальном уровне будут находиться все остальные люди. Это так называемый прекариат или новые опасные классы. Они будут разобщены, они будут объектом управления, они будут представлять ценность исключительно как генераторы цифровых следов. Нам предстоит бороться именно с этой перспективой.
Для удержания внимания обычного человека социальные платформы уже сегодня погружают их в так называемый кокон комфорта, когда мы видим только то, что нам удобно. Нет, это не заговор, это нормальный маркетинг, чтобы мы сидели на платформе как можно дольше, как показывают только то, что нам приятно, что нам комфортно. Не только наших друзей, нам показывают удобных для нас врагов, чтобы мы могли праведно негодовать и получать от этого удовольствие. Кокон комфорта исключает развитие и, соответственно, обеспечивает деградацию в силу отсутствия стимулов к нему. Первые две страты (владельцы социальных сетей и специалисты) могут преодолевать воздействие коконов комфорта, потому что они участвуют в конкуренции, а обычный человек этой возможности, боюсь, будет лишен.
В данной системе работа сама по себе на уровне личности становится такой же исключительной привилегией, какой на уровне общества уже является наличие государства, ориентированного на общественное благо и стремящегося служить народу, а не глобальному бизнесу. При этом самосознание личности будет постоянно разрушаться жесткими, многообразными, систематическими эмоциональными штормами даже на высших уровнях иерархии. Хотя с понижением социального уровня деструктивное воздействие на сознание личности будет возрастать качественно. Строго говоря, мы это всё видим прямо сейчас. Складывающаяся общественная структура – это аналог феодализма, который основан на контроле уже не за средствами производства, а за всей жизненной средой как таковой.
К сожалению, компьютерное средневековье останется компьютерным недолго, потому что тайное знание вырождается в ритуалы и погибает. Сужение сфер интеллектуальной деятельности до верхних страт общества обеспечит интеллектуальную деградацию, а затем утрату технологий. Дополнительным стимулом утраты технологий будет падение емкости рынков при распаде глобальных рынков на макрорегионы. Основное противоречие информационного общества – противоречие между общественной природой информации и частным характером ее использования, и в особенности присвоение. Ну, это свойственно всем эксплуататорским формациям. Это основное противоречие информационного общества останется открытым, форма его снятия не определена до сих пор. Сначала, понятно, произойдет приватизация информации, в особенности знания, с формированием описанного выше общества компьютерного феодализма. Его нежизнеспособность обеспечит его крах и создаст предпосылки для формирования коммунистического общества, которыми сознательными индивиды и группы должны обязательно воспользоваться.
Чем быстрее мы в этом достигнем успеха, тем с более высокого технологического уровня начнется возврат к нормальности, начнется развитие, начнется возобновление прогресса и, соответственно, движение к коммунизму. Соответственно, тем меньшими будут падение благосостояние и человеческие жертвы в ходе неизбежного разрушения нового компьютерного феодализма."
Источник: Радио КП.



Далее:
http://proza.ru/2021/09/08/853

Одной строкой с начала:
http://www.proza.ru/2017/03/13/2128


Рецензии