Гл. 34 Кто с мечом к нам придёт...

В БОЯХ ЗА КРАСЛАВУ БОЙЦЫ 112-Й СД УНИЧТОЖИЛИ ДО 10 ТЫСЯЧ ФАШИСТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ГЕНЕРАЛА - ОТТО ЛАНСЕЛЯ.    ЛАТВИЙСКИЙ ИСТОРИК А. РЖАВИН СЧИТАЕТ, ЧТО ЕГО ОТПРАВИЛИ К ПРАОТЦАМ КУНГУРЯКИ

«С интересом читал ваши материалы о 416-м стрелковом полке (опубликованы на моей странице в разделе "По следам Кунгурского полка" - В.О.)Александра Антоновича Буданова. Судьба полка и майора Буданова связана с боями под Краславой (Латвия). Латвийский историк Александр Ржавин уверен, что ПЕРВЫЙ генерал вермахта (генерал-майор Отто Квирин Лансель), убитый в ходе Великой Отечественной войны, был убит под Краславой в боестолкновении с красноармейцами Кунгурского, 416 СП.
Алексей, Грязных, г. Рига»

ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ СРЕДИ НЕМЕЦКИХ ГЕНЕРАЛОВ
В этом письме, пришедшем недавно на мою почту, были  ссылки на публикации историка Александра Ржавина в соцсети  Facebook: «Из фашистов – в жертвы войны?!», «Кто убил генерала-нациста в Краславе?»
Порадовало, что в Латвии помнят кунгуряков, оборонявших от фашистов Краславу в 1941 году. Порадовало и то, что далеко не все её жители приветствуют установку памятника немецкому генералу-нацисту Ланселю.
О том, что его могли уничтожить бойцы Кунгурского полка, мы уже писали («Искра», 28 марта 2017 года). Напомним, что узнали об этом из книги Н.А. Косача «Сыны Урала» (авторы-составители В.Н. Аброськин, А.Н. Мантуров, 2012 год). В этой книге опубликовано фото командира немецкой 121-й пехотной дивизии Отто Ланкелле (в литературе встречаются разное написание фамилии - Ланселе, Ланцелле), который «стал первой потерей среди генеральского состава группы армий «Север». В текстовке о нём сказано: «Кавалер ордена Мерит… Командир 121-й пехотной дивизии. Убит 3 июля 1941 года советским снайпером на предмостных укреплениях в районе Краславы (Где вёл бои 416-й Кунгурский полк). Может быть, отличился кунгуряк?»


«УБИТ В БЛИЖНЕМ БОЮ»
Латвийский историк Александр Ржавин пишет, что «в ходе ожесточенных оборонительных боёв» 1-3 июля Краслава, которую обороняет Кунгурский полк, трижды переходит из рук в руки. Генерал был убит 3 июля, когда его дивизия пришла на помощь немецкой моторизованной дивизии СС «Мёртвая голова». Как это произошло?
«Когда основные силы 407-го пехотного полка 121 пд достигли лесного массива, генерал-майор Отто Ланcель (Ланцелле), командующий 121 пд, покинул свой командный пункт. Вместе с офицером штаба дивизии старшим лейтенантом Штеллером он отправился на командный пункт 407 пп. Доехав до передовых подразделений батальона, наступающего слева от дороги, Ланcель не обратил внимания, что правый батальон отстал. Отступающие перед этим батальоном красноармейцы неожиданно появились с тыла. В завязавшемся ближнем бою генерал и несколько офицеров были убиты».


«ГЕРОИ 1941-го – МАРИЯ РУДАКОВА И ЕЁ ТОВАРИЩИ»
Статья Александра Ржавина «Кто убил генерала-нациста в Краславе?» имеет говорящий подзаголовок «Герои 1941-го: советская красавица Мария Рудакова и её товарищи-кунгурцы». Историк, используя информацию Кунгурского музея-заповедника (опубликована на сайте Министерства культуры РФ, в Госкаталоге музейного фонда) знакомит читателей  с некоторыми героями боёв за Краславу, воинами Кунгурского полка. Это интендант второго ранга Мария Андреевна Рудакова (Лоскутова)(1912- 1941), её боевая подруга Елена Голдобина, командир полка Александр Антонович Буданов (1902-1941), политрук Гавриил Дмитриевич Михеев (1914-1941), начальник связи полка Леонид Феофилович Рудаков (1908 – 1984), командир пулемётной роты Андрей Васильевич Лебедихин (1915 – 1986), снайпер Василий Васильевич Барминский (1922 - 1992) и другие. Историк  полагает, что «все они – командир, политрук, санинструктор, связист, пулемётчик, разведчик, снайпер – одинаково могли отправить Ланселя к праотцам. А кто именно из них, так ли важно? Они общее дело делали, сражаясь против опасного, умелого и жестокого врага»


ВАСИЛИЙ БАРМИНСКИЙ:
«ЭТО БЫЛИ ВАЖНЫЕ ПТИЦЫ»
Ознакомившись со статьями Александра Ржавина, интересную версию о том, кто убил генерала, предложил капитан второго ранга запаса Евгений Петров: «Порадовала гипотеза, что Ланцелле ликвидировали кунгуряки. Порылся в интернете и, оказывается, ключик был рядом. А напомнил нам эти обстоятельства на форуме про снайперов в 1941 г. некто Андрей Шерстобитов. Он пишет: "у Барминского в статье "В рядах Кунгурского полка" (опубликована в «Искре» в 1974 году, 20, 22 августа, 5 сентября -  В.О.) есть информация о гибели Ланцелле: "Вскоре к ручью подкатил немецкий лимузин, потом стал быстро разворачиваться. “Уйдет”, - подумали мы. Раздалась пулеметная очередь. Машина заглохла. Из кабины выскочили два немецких офицера, но, скошенные пулями, упали, распластав руки. Шофер и еще один фашист были убиты в машине. Мы взяли оружие, документы, штабные карты. Как потом стало известно, это были “важные птицы”.
Сообщил об этой версии историку Александру Ржавину. Он сделал P.S. к своей статье с таким послесловием: «Очень похоже на описание того, как красноармейцы-кунгурцы поставили точку в жизни генерала-нациста Ланселя (Ланцелле). Молодцы!» Правда, потом выяснилось, что описанные Василием Барминским, события, скорее всего, произошли позже, после 9 июля (эта дата указана в его воспоминаниях), и, стало быть, среди убитых «важных птиц»  был не Отто Ланселе.


КОМДИВ ИВАН КОПЯК:
«УБИТО 2 ГЕНЕРАЛА…»
Вообще, в боях под Краславой, которую оборонял Кунгурский полк, фашистов  изрядно потрепали. Вот как об этом сказал командир дивизии Иван Копяк в докладной записке военному совету 22-й армии «О боевых действиях 112 сд с 26 июня по 22 июля 1941 года»:
«1. Проявленное упорство и доблесть бойцов, командиров и политработников 112 сд под Краславой в течение 3-дневных боев с противником, который превосходил в 3-4 раза, нанесла двум дивизиям противника тяжелые потери.
2. За разгром двух дивизий противника Военный совет 22 армии объявил благодарность всему личному составу 112 сд.
3. Противник (потерял) убитыми и ранеными до 10000, убито 2 генерала, один полковник. 4 июля 112 сд с рассветом начала отход, противник совершенно не преследовал; сд отходила в восточном направлении. В этом бою была выведена 111 пд противника, которая в последующих боях не проявлялась перед фронтом 112 сд и ск.
4. Лично по моей оценке, при наличии наступления соседнего корпуса Лялюшенко справа,   полная возможность была взять обратно Двинск. 112 сд вынуждена была начать отход на новый рубеж, вследствие того, что сосед справа открыл совершенно фланг по неизвестным для меня причинам, в то время, когда части сд активно готовились к наступлению.
5. Дивизия в течение трехдневного сражения понесла в людском составе (потери) до 250 убитыми и ранеными. Дух наступательного порыва был силен».
Отметим, что комдив докладывает о двух немецких генералах, убитых в боях под Краславой! Кто был второй – ещё предстоит выяснить.


ПАМЯТНИК ЕСТЬ, НО…
У читателя, наверняка, возникнет вопрос: памятник генералу-нацисту в Краславе стоит, а увековечена ли там память воинов 112-й стрелковой дивизии?
В письме бывшего комдива 112 СД Яна Адамсона на имя руководителей Пермской области от 29 июля 1967 года, где он, в частности, ходатайствует о том, чтобы в Кунгуре появилась улица, названная именем командира 416 СП Александра Буданова («Искра», 5 сентября 2020 года), есть несколько строк о памятнике в Краславе: «Особенно нужно отметить патриотизм 93-й пермской средней школы, - пишет он. – Группа экскурсантов в этом 1967 году ездила в город Краславу (Латв. ССР). В районе этого города происходили ожесточенные бои, и город трижды переходил из рук в руки. В парке этого города под обелиском покоятся 168 героически погибших воинов 112-й Пермской дивизии. Они стояли насмерть…»
В Госкаталоге РФ обнаружил фотографию, подписанную так: «Митинг на братской могиле погибших воинов 112-й стрелковой дивизии в г. Краслава Латвийская ССР". Снимок, скорее всего, из архива П. Зороастрова, который был в Краславе в 1969 году и сейчас хранится в Кунгурском музее-заповеднике.
Дожил ли памятник до наших дней?
На мои вопросы ответил историк Александр Ржавин:
«… советский мемориал расположен на площади на углу улиц Ригас и Графу Платеру  в центре города Краслава. И вместо обелиска там просто памятник в латышском стиле».
Капитан второго ранга запаса Евгений Петров проанализировал список бойцов, чьи имена на плитах. Из 172 человек только трое воевали в 112-й стрелковой дивизии, остальные погибли при освобождении Латвии в 1944 году. А по данным комдива 112-й СД Ивана Копяка, во время трёхдневных боёв за Краславу погибло до 250 наших воинов. Кто они и где покоятся?..

(«Искра», г. Кунгур,3 октября 2020 года)


Рецензии