C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Эссе. Можно только удивляться!

   Эссе. «Можно только …удивляться!»

«Театр Слова» много работает над радиопостановками. Ольга Николаевна ведет «Надежду», а мы в ней звучим. И каждый наш радиоспектакль вызывает бурный отклик слушателей. «Делайте побольше радиопостановок, они так слушаются, мы столько получаем отзывов».

А, надо признаться, я и сама очень люблю радиоспектакли. Когда только слушаешь, какая разливается  фантазия, видишь свое кино. Надо сказать, что в раннем детстве я очень любила слушать наш черный репродуктор, черное радио, которое стояло на этажерке, а оттуда столько лилось сказочного,  необычного, такого, чего не было вокруг, а там было. Я любила играть в своем кукольном уголке и слушать, нет, скорее жить в этом мире сказочной красоты. Потом начинаешь куклу наряжать Снежной королевой, а какую–нибудь маленькую куколку Дюймовочкой. Детская фантазия откликалась и долго жила  в прекрасном мире сказки. Теперь я могу сказать, что это оставалось со мной, т.е. в памяти,  навсегда. У меня уже внуки, но эти передачи во мне живут. И теперь, когда я делаю радиоспектакли со своими артистами «Театра Слова», я, конечно, стараюсь их сделать их такими же выразительными, чтобы в воображении слушателя появлялась видеолента. А сегодня, когда слух без конца точит вирус, страх заразиться, желание выжить, желание «видеть свет в конце туннеля», я и пытаюсь помочь нашими аудиоспектаклями.

      Прежде всего, пытаюсь напомнить слушателю страницы наших прекрасных классиков, дать им услышать подлинные тексты. Наши работы – это Звучащая литература. Как она написана автором, с его стилем, с его почерком, с его правдой, я не перекраиваю авторов, я отношусь к  ним с огромным уважением. В любой композиции я сохраняю авторское начало. А еще очень важно увидеть героев, как видит их автор, услышать их. Вот тут-то и начинается большая, точнее, скрупулезная работа. Я начинаю вслушиваться в своих актеров, находя в каждом звучание будущего героя. Лет пятнадцать тому назад я искала Пилата для драмы «Царь Иудейский». Такого, как он написан в драме, у него должен быть твердый голос, крепкий шаг, он должен нести себя, каждое его слово должно быть услышано и исполнено. И вот как-то иду по бульвару около оперного театра, смотрю, издалека навстречу идет, нет не идет, а шествует наш актер филармонии Павел Зверев. Я просто остановилась, навстречу шел Пилат, высокий, с цепкими глазами. Подходит, он же не знает, что я в нем вижу Пилата, и я с ходу: «Паша, а ты не хочешь прочесть Пилата в «Царе Иудейском», объясняю, что за образ,.. «А, что –говорит- можно попробовать..». Я тут же усаживаю его на лавочку, открываю драму, она у меня все время с собой, открываю сцену и слышу сочный, глубокий, волевой голос…голос Пилата. Так началась с ним наша первая работа. И, когда слушали готовый наш радиоспектакль «Царь Иудейский» по драме Вел. Кн. Константина Константиновича, меня всегда спрашивали: «А где вы нашли такого мхатовского героя…?» Я отвечала: « На улице, на бульваре, возле оперного театра…. Иду, а навстречу мне Пилат». И надо добавить, что Павел Павлович,  более 10 лет пропел в Большом Театре,красивейший баритон, талантливая личность. Вот и не случайно, получилось точное попадание. Надо сказать, я все время вслушиваюсь, вглядываюсь, ищу это попадание в образ. И, когда это удается, прежде всего, актеру удобно, он на месте, и это все потом передается и слушателю. Итак, я ищу типажи, ищу тембры, чтобы актер точно сливался с замыслом, и тогда работа идет ЛЕГКО. И это, прежде всего, передается слушателю.

   Вот, скоро год, как я застряла на «Гранатовом браслете».  Всех нашла, у всех проверила попадание. Но не могу найти Желткова, это такой образ, сотканный Куприным из живых неповторимых, непохожих ни на что, ни на кого, нитей. Он выбивается, он не вписывается  в строй всех героев повести. Но ради него и повесть написана. Можно сказать не человеческая  структура, но среди людей. Он понятен? Нет. Он не такой, как все, он другой. Сколько там граней, оттенков, нюансов в одном этом несуразном, непонятном образе… И вот я не могу найти таких черт среди моих актеров…..это должен быть актер подобный Евгению Миронову, он в нашем мире, и в то же время «не от мира сего».  Уже стольким актерам разослала письмо и послушала: «Я не виноват, Вера Николаевна…». Нет не попадают. Попробовала поработать с одним, другим и… оставляю. «НЕ ПОПАДАЕТ…».

 А мне говорят, да ты напиши  Миронову. А я отвечаю, Евгений Викторович-актер мирового уровня, я не могу ни в ком увидеть ТО, что я вижу в этом актере. Помню, что такую же НЕПОХОЖЕСТЬ я видела в И. Смоктуновском. И, когда Андрей Алексеевич Попов, это был народный артист СССР, которому я имела счастье, показывать свои программы в течение более  8 лет, предложил мне познакомить с Кешей  Смоктуновским  ( он так и назвал его), я  так оробела, чтобы просто пожать руку Князю Мышкину . Меня воспитывали в скромности и в огромном почтении к личности, недосягаемой для нас. Нынче все иначе. Поэтому я понимаю, что актеры такой высоты сегодня очень  далеки.  Совершенно безразлично - есть деньги,  нет денег…..препятствием остается космическое расстояние. А я буду искать такого актера дальше. Думаю, найду…

Народная артистка России  Тамара Воронина
25 июня 2021г.
Г. Екатеринбург


Рецензии
Желаю Вам успехов в поисках на космических высотах!

Людмила Самойленко   20.10.2021 07:16     Заявить о нарушении