Сегодня мой Абраша выходной

   - Аня, ты проверила вчера домашнее задание у Абраши?- холодный голос отца с раннего утра прозвучал железом по стеклу и сразу привел в чувство бедную девушку.
   - Папа, вы  проснулись утром и встали не с той ноги?

   - Майн  либ  тохтэ(1), в моем возрасте встать рано утром, увидеть голубое  небо– это уже хорошая новость. Где этот бездельник Абраша? Он уже давно должен быть в школе.

   Отец большого семейства,  благообразный еврей в очках, несколько раз перевязанных  бечевкой, не знал, что младший его сынок уже как месяц не посещает школу.

   - Ицик, успокойся, ты что с утра разошелся, как холодный самовар. Наш  шлемазл (2)   давно уже за партой и слушает мансы (3) о нашем светлом будущем,- голос  Фанни, матери святого семейства, звонко прозвучал  из кухни, где она ловко заваривала  в большем чане еду для коровы.

   Убедившись, что отец вышел во  двор, Аннушка  прильнула  к материнскому уху.
  - Он таки бросил школу, говнюк, - доверительно сообщила  Анютка  эту новость маме.
   - Их вейс (4), дорогая. Что поделать, видно не судьба. Ты же помнишь,  какой он был болезненный в детстве, у него была падучая болезнь, и все говорили, что мы его не довезём з западу на Дальний Восток. Ты видела мозолистые руки нашего  Абраши? Ему так тяжело даются точные науки. Это такая редкость для еврейского мальчика.

   - Момэ, ну остался ведь всего один месяц, папа узнает, он его…
   - Доца, не переживай, пока у меня ещё есть пара слов, чтобы успокоить его.
Тут из коридора послышался  раскатистый голос главы семейства:
   - Фуля, Эрн (5)! А что у нас сегодня будет на обэд?
   - Гороховый суп. Ицик, у меня к тебе есть пара слов.
   - А на второе?- не обращая внимание  на реплику жены, продолжал хозяин.
   - А на второе я тебе выдам активированный уголь. Ты меня слышишь? Или я должна послать объявление в газету «Правда»?

   - Тыхо, Фуля, я уже тут, и не надо делать волну,- Ицик снял очки и попытался их протереть, взяв грязную тряпку с раскаленной  печки.
   - Аблинд (6), что ты анчекой(7)  вытираешь свой  пенсне, «шлУмпэр»(8)?
   - Майнс  фейгеле (9), я уже целый час стою в коридоре, что ты хочешь мне сообщить?
   - Если ты хочешь  знать, наш Абраша  уже месяц   не ходит в школу, это когда осталось учиться почти ничего…
   После непродолжительной паузы, за время которой не было сказано ни слова, Ицик   сказал сакраментальную  по своей сути фразу: « Если не хочет учиться и работать головой и это его выбор, то пойдет работать руками…»

  Анна и раньше догадывалась, что  Абраша делал себе выходной на берегу  Биры, где  ловил рыбу со своим закадычным дружком Фелькой  Шульмном, хотя регулярно  утром после завтрака брал свой портфель и  «уходил в школу».
   Место, которое облюбовали  два прогульщика в Парке культуры,  называлось « таёжный остров». Там–то и нашла Анюта  двух беглецов, которые с азартом вновь и вновь закидывали удочки в стремительные воды Биры в надежде что-нибудь поймать, но ленки и хариусы  в этот день, видно, взяли выходной.

   - Абраша, ты почему не в школе?- Вопрос прозвучал наивно, так как сестра была в курсе сей комбинации  младшего брата.
   - Азохен вэй (10)! Подумаешь, событие - школа? Вот если бы в Биробиджане пустили трамвай- это событие!- Абрам с ехидцей посмотрел на своего подельника Фельку, и оба рассмеялись.

   - Ну с Феликсом всё понятно, он уже  давно болтается, шлимазл. А тебе надо доучиться месяц!- Аннушка подошла  к брату,- Ты знаешь, что у папы  делается давление от твоих перлов?
   В это время единственная  удочка друзей зацепилась за корягу, Абрамчик вошел в реку, чтобы ее отцепить, но оступился и упал в воду. Мощным течением его стало относить от берега. И старшая сестра не растерялась, взяла длинную корягу, лежавшую недалеко, и быстро подала брату, тот крепко уцепился за неё, и уже вдвоём с Феликсом они вытащили Абрама на берег.

   Они просидели молча на берегу несколько минут, пока младшенький не задрожал от холода и обиды.
   - Им бы наших цурис (11). Абраша ,пошли домой,- сестра обняла брата ,и вся троица направилась в сторону улицы Волочаевская, двадцать.

                ***
   Аня была всегда самостоятельной и активной. Ещё в четырнадцать лет организовала «филиал» областной детской библиотеки, точнее читальный зал. Набрав книг в самой библиотеке, находившейся в центре города, Анюта отвозила их на своих санках к себе домой на городскую окраину. Обитавшая в соседних дворах  детвора приходила к девочке и читала эти книжки. Аннушку заметила поэтесса Любовь Вассерман и сделала зарисовку в местной газете, сообщив также, что в доме нет света. На следующий день после этой публикации к школьнице пришли электромонтёры и провели в дом электричество.
                ***

   - Доца, ты идешь сегодня в баню? Я купила на базаре мыло по двадцать пять рублей и лыковую мочалку для тебя.
   - Спасибо, мамэ,- Анютка уложила в трофейную сумочку вещи, где завидное место занимал кусок мыла и совершенно  новые
полушерстяные чулки.

   Баня на улице Советской в областном центре – это «запах счастья», островок гармонии и умиротворения, место для  полноценного отдыха уставшего за неделю  тела.
   Заплатив двадцать копеек за вход и получив от банщицы  заветный номерок,  девушка прошла в женский отдел и среди одинаково облезлых и пахнущих плесенью шкафов  нашла свой
заветный, который  болтался лишь на одной дверной петле.

   Было холодно и сыро, а в женском банном зале было  ещё и полутемно.  Но по мере  заполнения  зала голыми женскими телами и громкого функционирования огромного  коричневого крана, извергающего кипяток, как из активного гейзера на Камчатском плато, стало теплее и радостнее на душе.

   Для мытья Аня  приготовила себе «баню» из двух шаек. В одну  шайку налила  кипяток и в ней взбила пену при помощи мочалки. А в другую налила чуть прохладную воду.
  Затем  она намылила всё тело и…  в это время в тумане бани ей показалась знакомая фигура, обрамлённая тазиками.

Ну конечно, это была она - директор школы, в которой учился Абрамчик,  Дрисина Мира Израилевна. Анюта, как представитель  центральной детской библиотеки, присутствовала  на областных совещаниях педагогов  и   была знакома со многими педагогами и в частности с Мирой Израилевной.
   
   - Мира Израилевна, здрасти,- Анна, прикрываясь  шайкой, решительно подошла  к немолодой и обильно намыленной женщине.
   - Даже здесь в этом жутком женском обильно намыленном зоопарке  меня можно ещё узнать ? Кажется, вас звать Анна, дочка Ицика и Фаины?
   - Совершенно научно, Мира Израилевна. А хотите, я вам спинку потру,- и, не дожидаясь  ответа, девушка с особым старанием  начала натирать болезненную спину сурового педагога, удаляя  отмершие частички кожного покрова.
   - Вот спасибо, душечка, я как заново на свет родилась.

   Дамы ополоснулись прохладной водой и предстали друг перед другом в первозданном виде.
   - Мира Израйлевна, у меня к вам есть «слезная» просьба,-Аннушка потупила взгляд.
   - Милая, но ты вроде как уже вышла из школьных штанишек.
   - Да, я хочу попросить вас о своём младшем брате, Абраше. Такой шлемазл, месяц  недоучился в школе, хотя был очень способный, особенно на уроках труда и физической культуры.  Если можно что-то сделать, я буду вам очень благодарна.
   - Анна,- уже серьёзно заметила директор  школы,- конечно, баня -  это не место для дискуссий  на заданную тему, но я обещаю разобраться, если это не противоречит моим принципам, то, конечно, помогу.
                ***

   Кабинет директора школы боялись все ученики от  мала до велика и даже на переменах обходили его стороной.
    Аннушка в глубине  души  так же испытывала  определенный дискомфорт,  открывая заветную дверь, обитую красным дерматином.
   Мира Израилевна встретила девушку в хорошем расположении духа.
   -А, моя пенно-мочалочная  подруга! Сегодня вроде не банный день, - не без иронии ответила директриса.
   -Я по поводу моего младшего брата Абраши, — улыбаясь   смущенно, Анна вытерла капельки пота ладонью.
   -Конечно, душа моя, я выяснила все возможности продолжения учёбы, и вот что я вам скажу- вашему  брату надо идти в вечернюю школу, где можно совмещать учебу и работу, занятия  там  проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. Если вы не против, пусть пишет заявление, и с нового учебного года милости просим.
   -Я право не знаю, как благодарить вас за то, что вы нам помогли,  банального «спасибо» будет мало.
   -Анюта, идите домой и, пожалуйста, «вставьте» своему младшему брату  мозги обратно в голову,- уже серьёзно заключила Мира  Израилевна.

                ***
   На такой оптимистической ноте закончился  «выходной»  у младшего сына в благообразной еврейской семье.
   Теперь вся многочисленная родня с любовью наблюдала, как Абрамчик мыл руки  золой после работы, собирал тетрадки и шел продолжать своё образование в вечерней школе.






               

1. Майн  либ  тохтэ- моя любимя доченька
2.Шлемазл-весёлый придурок
3. Мансы-рассказни
4. Их вейс- я знаю
5. Эрн- слушай
6. Аблинд- слепой
7.Анчерка- кухонная тряпка
8. шлУмпэр- не опрятный, грязнуля
9. - Майнс  фейгеле- моя голубка
10. Азохен вэй - "какой ужас!" или "какое горе!"
11. Цурис - горе


Рецензии
Приятно почитать рассказ на родном языке, хотя у нас говорили по-другому. Но не принципиально.
Рассказ написан легко и легко читается. Спасибо.
Добра и счастья.
Илана

Илана Арад   27.10.2022 14:19     Заявить о нарушении
День добрый, Илана!

Весьма приятно получить от вас оценку моего скромного труда.

с уважением Саша

Александр Железногоров   30.10.2022 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.