Сегодня мой Абраша выходной
- Папа, вы проснулись утром и встали не с той ноги?
- Майн либ тохтэ(1), в моем возрасте встать рано утром, увидеть голубое небо– это уже хорошая новость. Где этот бездельник Абраша? Он уже давно должен быть в школе.
Отец большого семейства, благообразный еврей в очках, несколько раз перевязанных бечевкой, не знал, что младший его сынок уже как месяц не посещает школу.
- Ицик, успокойся, ты что с утра разошелся, как холодный самовар. Наш шлемазл (2) давно уже за партой и слушает мансы (3) о нашем светлом будущем,- голос Фанни, матери святого семейства, звонко прозвучал из кухни, где она ловко заваривала в большем чане еду для коровы.
Убедившись, что отец вышел во двор, Аннушка прильнула к материнскому уху.
- Он таки бросил школу, говнюк, - доверительно сообщила Анютка эту новость маме.
- Их вейс (4), дорогая. Что поделать, видно не судьба. Ты же помнишь, какой он был болезненный в детстве, у него была падучая болезнь, и все говорили, что мы его не довезём з западу на Дальний Восток. Ты видела мозолистые руки нашего Абраши? Ему так тяжело даются точные науки. Это такая редкость для еврейского мальчика.
- Момэ, ну остался ведь всего один месяц, папа узнает, он его…
- Доца, не переживай, пока у меня ещё есть пара слов, чтобы успокоить его.
Тут из коридора послышался раскатистый голос главы семейства:
- Фуля, Эрн (5)! А что у нас сегодня будет на обэд?
- Гороховый суп. Ицик, у меня к тебе есть пара слов.
- А на второе?- не обращая внимание на реплику жены, продолжал хозяин.
- А на второе я тебе выдам активированный уголь. Ты меня слышишь? Или я должна послать объявление в газету «Правда»?
- Тыхо, Фуля, я уже тут, и не надо делать волну,- Ицик снял очки и попытался их протереть, взяв грязную тряпку с раскаленной печки.
- Аблинд (6), что ты анчекой(7) вытираешь свой пенсне, «шлУмпэр»(8)?
- Майнс фейгеле (9), я уже целый час стою в коридоре, что ты хочешь мне сообщить?
- Если ты хочешь знать, наш Абраша уже месяц не ходит в школу, это когда осталось учиться почти ничего…
После непродолжительной паузы, за время которой не было сказано ни слова, Ицик сказал сакраментальную по своей сути фразу: « Если не хочет учиться и работать головой и это его выбор, то пойдет работать руками…»
Анна и раньше догадывалась, что Абраша делал себе выходной на берегу Биры, где ловил рыбу со своим закадычным дружком Фелькой Шульмном, хотя регулярно утром после завтрака брал свой портфель и «уходил в школу».
Место, которое облюбовали два прогульщика в Парке культуры, называлось « таёжный остров». Там–то и нашла Анюта двух беглецов, которые с азартом вновь и вновь закидывали удочки в стремительные воды Биры в надежде что-нибудь поймать, но ленки и хариусы в этот день, видно, взяли выходной.
- Абраша, ты почему не в школе?- Вопрос прозвучал наивно, так как сестра была в курсе сей комбинации младшего брата.
- Азохен вэй (10)! Подумаешь, событие - школа? Вот если бы в Биробиджане пустили трамвай- это событие!- Абрам с ехидцей посмотрел на своего подельника Фельку, и оба рассмеялись.
- Ну с Феликсом всё понятно, он уже давно болтается, шлимазл. А тебе надо доучиться месяц!- Аннушка подошла к брату,- Ты знаешь, что у папы делается давление от твоих перлов?
В это время единственная удочка друзей зацепилась за корягу, Абрамчик вошел в реку, чтобы ее отцепить, но оступился и упал в воду. Мощным течением его стало относить от берега. И старшая сестра не растерялась, взяла длинную корягу, лежавшую недалеко, и быстро подала брату, тот крепко уцепился за неё, и уже вдвоём с Феликсом они вытащили Абрама на берег.
Они просидели молча на берегу несколько минут, пока младшенький не задрожал от холода и обиды.
- Им бы наших цурис (11). Абраша ,пошли домой,- сестра обняла брата ,и вся троица направилась в сторону улицы Волочаевская, двадцать.
***
Аня была всегда самостоятельной и активной. Ещё в четырнадцать лет организовала «филиал» областной детской библиотеки, точнее читальный зал. Набрав книг в самой библиотеке, находившейся в центре города, Анюта отвозила их на своих санках к себе домой на городскую окраину. Обитавшая в соседних дворах детвора приходила к девочке и читала эти книжки. Аннушку заметила поэтесса Любовь Вассерман и сделала зарисовку в местной газете, сообщив также, что в доме нет света. На следующий день после этой публикации к школьнице пришли электромонтёры и провели в дом электричество.
***
- Доца, ты идешь сегодня в баню? Я купила на базаре мыло по двадцать пять рублей и лыковую мочалку для тебя.
- Спасибо, мамэ,- Анютка уложила в трофейную сумочку вещи, где завидное место занимал кусок мыла и совершенно новые
полушерстяные чулки.
Баня на улице Советской в областном центре – это «запах счастья», островок гармонии и умиротворения, место для полноценного отдыха уставшего за неделю тела.
Заплатив двадцать копеек за вход и получив от банщицы заветный номерок, девушка прошла в женский отдел и среди одинаково облезлых и пахнущих плесенью шкафов нашла свой
заветный, который болтался лишь на одной дверной петле.
Было холодно и сыро, а в женском банном зале было ещё и полутемно. Но по мере заполнения зала голыми женскими телами и громкого функционирования огромного коричневого крана, извергающего кипяток, как из активного гейзера на Камчатском плато, стало теплее и радостнее на душе.
Для мытья Аня приготовила себе «баню» из двух шаек. В одну шайку налила кипяток и в ней взбила пену при помощи мочалки. А в другую налила чуть прохладную воду.
Затем она намылила всё тело и… в это время в тумане бани ей показалась знакомая фигура, обрамлённая тазиками.
Ну конечно, это была она - директор школы, в которой учился Абрамчик, Дрисина Мира Израилевна. Анюта, как представитель центральной детской библиотеки, присутствовала на областных совещаниях педагогов и была знакома со многими педагогами и в частности с Мирой Израилевной.
- Мира Израилевна, здрасти,- Анна, прикрываясь шайкой, решительно подошла к немолодой и обильно намыленной женщине.
- Даже здесь в этом жутком женском обильно намыленном зоопарке меня можно ещё узнать ? Кажется, вас звать Анна, дочка Ицика и Фаины?
- Совершенно научно, Мира Израилевна. А хотите, я вам спинку потру,- и, не дожидаясь ответа, девушка с особым старанием начала натирать болезненную спину сурового педагога, удаляя отмершие частички кожного покрова.
- Вот спасибо, душечка, я как заново на свет родилась.
Дамы ополоснулись прохладной водой и предстали друг перед другом в первозданном виде.
- Мира Израйлевна, у меня к вам есть «слезная» просьба,-Аннушка потупила взгляд.
- Милая, но ты вроде как уже вышла из школьных штанишек.
- Да, я хочу попросить вас о своём младшем брате, Абраше. Такой шлемазл, месяц недоучился в школе, хотя был очень способный, особенно на уроках труда и физической культуры. Если можно что-то сделать, я буду вам очень благодарна.
- Анна,- уже серьёзно заметила директор школы,- конечно, баня - это не место для дискуссий на заданную тему, но я обещаю разобраться, если это не противоречит моим принципам, то, конечно, помогу.
***
Кабинет директора школы боялись все ученики от мала до велика и даже на переменах обходили его стороной.
Аннушка в глубине души так же испытывала определенный дискомфорт, открывая заветную дверь, обитую красным дерматином.
Мира Израилевна встретила девушку в хорошем расположении духа.
-А, моя пенно-мочалочная подруга! Сегодня вроде не банный день, - не без иронии ответила директриса.
-Я по поводу моего младшего брата Абраши, — улыбаясь смущенно, Анна вытерла капельки пота ладонью.
-Конечно, душа моя, я выяснила все возможности продолжения учёбы, и вот что я вам скажу- вашему брату надо идти в вечернюю школу, где можно совмещать учебу и работу, занятия там проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. Если вы не против, пусть пишет заявление, и с нового учебного года милости просим.
-Я право не знаю, как благодарить вас за то, что вы нам помогли, банального «спасибо» будет мало.
-Анюта, идите домой и, пожалуйста, «вставьте» своему младшему брату мозги обратно в голову,- уже серьёзно заключила Мира Израилевна.
***
На такой оптимистической ноте закончился «выходной» у младшего сына в благообразной еврейской семье.
Теперь вся многочисленная родня с любовью наблюдала, как Абрамчик мыл руки золой после работы, собирал тетрадки и шел продолжать своё образование в вечерней школе.
1. Майн либ тохтэ- моя любимя доченька
2.Шлемазл-весёлый придурок
3. Мансы-рассказни
4. Их вейс- я знаю
5. Эрн- слушай
6. Аблинд- слепой
7.Анчерка- кухонная тряпка
8. шлУмпэр- не опрятный, грязнуля
9. - Майнс фейгеле- моя голубка
10. Азохен вэй - "какой ужас!" или "какое горе!"
11. Цурис - горе
Свидетельство о публикации №221062600639
Рассказ написан легко и легко читается. Спасибо.
Добра и счастья.
Илана
Илана Арад 27.10.2022 14:19 Заявить о нарушении
Весьма приятно получить от вас оценку моего скромного труда.
с уважением Саша
Александр Железногоров 30.10.2022 08:47 Заявить о нарушении