Любви все ужасы покорны?

* Полная версия статьи с иллюстрациями представлена на странице автора ниже, по ссылке "Подборка статей".

«Сочно. Остро. Но ужасно»* – подходящая характеристика для фильмов в духе махровой готики, где оттенки ужаса обволакивают персонажей и побуждают их к действиям, а порой и необдуманным поступкам. Здесь нет самого жанра Ужасы, он нигде не прописан, но мрачная атмосфера наталкивает на мысль, что персонажи охвачены страхом, возведенным в степень ужаса.

Экранизации, рассмотренные ниже, объединяет одна эпоха, заканчивающаяся временами Регенства и начинающаяся Викторианством. Ассоциация вызывает красивые костюмированные страшные сказки в духе братьев Гримм, но два фильма из трех биографичны и поэтому более впечатляющи своей природой.

1. Первый фильм при первом просмотре показался страшным и впечатляющим, мне было шесть лет. Кадр, где ветви разбивают стекло в окне, навсегда запечатлелся в памяти, а также вид и слова главного героя в исполнении Ральфа Файенса: «Какого дьявола так орать? <…> Не надо было туда ходить». Фильм Грозовой перевал (Wuthering Heights, 1992) навсегда останется той экранизацией книги Эмили Бронте, которую стоит посмотреть из существующих двух десятков одноименных фильмов.


Пока жизнь не разлучит вас – именно так можно охарактеризовать события этого фильма, где романтика между главными героями переросла в страсть + отчаянье + ужас, а дерево стало безмолвным свидетелем слов, которые оказались роковыми для главного героя: «Я знаю, что призраки бродят по земле. Будь со мной всегда. В любом виде. Доведи до безумия. Только не бросай меня». И если романтика была прелюдией к «жизни», то безумные выходки персонажа стали подтверждением клятвы, которая была приведена в исполнение. Готический Хеппи Энд обеспечен, если вы верите в существование загробной жизни.

2. Фильм Ворон, (The Raven, 2012) – история, где главным героем становится писатель Эдгар Аллан По. Каждый уважающий себя скульптор, архитектор, художник хотел бы увидеть реализацию своей мысли, не так ли?

Но как быть, если вы автор horror произведений и изощренных убийств, и вам представился шанс не только лицезреть, но и прочувствовать на себе свои задумки? Увы, в реальной жизни подобное также случалось, и человек, усовершенствовавший гильотину, испытал на себе все прелести своего новшества**. Мы отвлеклись. Вернемся к телу…или телам. Запретная Любовь на фоне горы трупов и каждая жертва это ничто иное, как перекус между основными блюдами, где повар – тихий маньяк-самоучка, взявший в качестве кулинарной книги – рассказы Эдгара По. Что желанно вам более всего, желанно для Него…

Фильм противостояние + фильм компромисс + фильм сделка. И если первая экранизация дала призрачную надежду на воссоединение влюбленных в прямом смысле этого слова, то этот фильм вместо надежды дает право выбора главному герою – право за собой поставить финальную кровавую точку.

3. Красавица для чудовища (Mary Shelley, 2017) – фильм автобиография английской писательницы Мери Шелли, которая известна как автор романа «Франкенштейн или современный Прометей».

Интересная история о том, как создавался шедевр, положивший начало экранизациям Франкенштейна. Если в первых двух фильмах влюбленным не удавалось воссоединиться, то здесь, в реальной жизни, всё оказалось возможно. Никакие преграды, барьеры и смерти не стали причинами для отказа от своих идей, мечт и иллюзий. Вас окунают целиком и полностью в викторианские трудности и предрассудки социума, в готический суровый сюрреализм внутренних душевных терзаний главной героини.

Процесс отрезвления главной героини происходит постепенно, в течение просмотра всего фильма. От маленькой влюбленной простушки, писавшей тривиальные ужастики, до увековеченной непростыми реалиями жизни женщины, которой всё же приходится продолжать бороться не только за свои права, но и за свое собственное имя и творение:

«–…Почему бы ему не сделать что-нибудь обнадеживающее? Представь, что он создал идеальное существо. Ангела.
-Ангела?
-Да, и сделав его, он покажет, каким может быть человек, он создаст версию себя, от которого исходит доброта. И это, это будет послание человечеству.
- Это послание человечеству…
-Я имею ввиду обнадеживающее послание, об идеале.
–Да что ты, что мы можем знать о надежде и идеале? Посмотри вокруг, какой мы устроили кошмар. Посмотри на меня.
-Тогда это имеет смысл».

***
Смешение жанров, подобно первичному бульону, порождает смешанные чувства – никогда не подумаешь, что это не один жанр, а несколько, и лишь атмосфера готики порождает фантасмагорию ужаса. Вы видите персонажей не снаружи, а изнутри, и эта изнанка выстлана не романтизмом и светлыми чувствами любви, а нечто иным, к чему налипло много лишнего. « К нашей любви прилипло так много лишнего, и сколько бы я не расчищал путь, все равно не смог бы теперь найти чистый источник»***.

_______________________________________________

*Слова Ру из к/ф Шоколад, 2000 г.

** Король Франции Людовик ХVI, 1792 год – утверждение и усовершенствование гильотины, 1793 год – жертва своего усовершенствования.

***Миллюахо Мика, пьеса «Паника. Мужчины на грани нервного срыва».


Рецензии