Как изучают мир природы наука и искусство?

     В одном из недавних диалогов с уважаемой мною коллегой я услышал, что граница между наукой и искусством нечёткая, и что наука по своему существу является одним из жанров искусства.  В качестве аргумента было приведено то, что, например, работы бельгийского писателя, драматурга и философа  Мориса  Метерлинка "Разум цветов" и "Жизнь пчёл" - одновременно художественные произведения и самые настоящие научные трактаты, написанные в художественной форме, и что, в связи с этим,  труды некоторых докторов биологических наук, по сравнению с Метерлинком, мягко говоря, выглядят бледно... Как представитель и науки, и искусства, постараюсь кратко, но по возможности содержательно ответить на эти имеющие определённую логику и свою обоснованность изречения.
     И наука, и искусство познают мир, совершенствуют его и себя. Это бесспорно. Но прежде всего следует понимать,  что наука "жанром искусства" не является. Это самостоятельный, а не подчинённый искусству способ познания мира.  Общая картина мира делится, в частности,  на естественнонаучную, гуманитарно-художественную, религиозную. В рамках первой из них мир познаётся с помощью таких научных методов, как наблюдение, эксперимент, моделирования и т.д. В рамках второй - используются свои специфические методы, которые часто неприменимы для первого случая, как и наоборот. Есть язык поэзии,  язык естествознания,  язык филологического исследования, язык живописи, и все  они различны.  Как и методы познания, характерные для этих видов деятельности. То же самое касается и знаний как результата познавательного процесса. Знания имеют свою специфику. Одни из них относятся, например,  к сфере естественных  наук, другие - к сфере гуманитарных наук, третьи - к сфере искусства, но не науки.
     Произведения о природе, созданные в области художественной литературы, не нужно смешивать с монографией, научной или даже научно-популярной статьёй. Написанный прозаиком роман - этот не диссертация по одной из научных проблем в области литературы. Литературное описание природы -  это совсем не то, чем можно позволить себе опровергать серьёзные научные данные, и совсем не то,  за что можно получить учёные степени доктора биологических или доктора филологических наук. И совершенно справедливо то, что звания "профессор" и "академик" даются не за сборники повестей и рассказов или красивое профессиональное пение, а за научные труды в области естествознания, литературоведения или музыкальной культуры. Человек, пишущий повести и рассказы о природе - это ещё не учёный-биолог и не учёный-филолог. Он - писатель, прозаик, но не исследователь в научном понимании этого термина. Наука говорит на другом языке, не прощает необоснованных допущений или вольных трактовок, не принимает ничего на веру, требует объективных доказательств, нередко выраженных математическим языком, и в рамках её системы координат она поступает абсолютно правильно. Хотите создать красивые литературный образ животного или другого объекта природы  - имеете право включить фантазию. Хотите знать объективную реальность - прислушайтесь к научным данным и позиции учёных и не пытайтесь их опровергать красивыми романтизированными идеями и образами, "живущими" в художественной литературе.  А редким примером работ, в которых, с одной стороны, созданы замечательные литературные образы животных, а с другой - соблюдена научная корректность и биологическая достоверность , являются "Рассказы о животных" Эрнеста Сетон-Томпсона - великолепного биолога и литератора. Если не читали - очень советую. Однако и в данном случае перед нами всё-таки художественные произведения, а не научные работы, написанные с учётом соответствующих требований и достойные учёных  степеней... Безусловно, научные знания и идеи вдохновляли прозаиков, поэтов, художников, скульпторов и были неоднократно отражены в созданных этими творцами произведениях искусства. Многие писатели-фантасты, опережая своё время, предвидели и предсказывали новые научные достижения и изобретения. Но ведь это не предполагает подмены науки искусством или, наоборот, замещения искусства наукой...

Подведём итоги. Нужно понимать, что методы изучения мира природы, которые используются представителями искусства, в современном естественнонаучном познании не применяются. Иначе естествознание перестало бы существовать как наука. И это я должен отметить при всём моём уважении к искусству, которым сам с интересом занимаюсь...
   
А.В. КУЛЕВ, Гранд-доктор педагогики, доктор философии, профессор Российской академии естествознания; член Российского союза писателей, Российского межрегионального союза писателей


Рецензии
Понравилось, Александр. И что-то мне вспомнились старые дискуссии физиков и лириков. Есть ли они сегодня? С дружеским приветом

Юрий Панов 2   28.06.2021 15:56     Заявить о нарушении
Да, Юрий, есть некоторые аналогии. Но, кажется, спор между физиками и лириками поутих. Вероятно, идея гармонии близка теперь и тем, и другим. Кроме того, на первый план вышли проблемы выживания в условиях безработицы, коронавируса и прочих проблем... Спасибо за отзыв!
С дружеским приветом, Александр

Александр Кулев   28.06.2021 17:25   Заявить о нарушении