Мамин хлеб

ВИТАЛИЙ ЛОЗОВОЙ - http://proza.ru/avtor/89601332266 - ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ МИНИАТЮР "МАМА ПРИШЛА" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ
               
Мама пришла под вечер усталая,разбитая тяжким трудом было это вскоре после войны. От ран умер наш отец и кормилец Иван Филиппович.
Мама, Елизавета Ивановна, вдова с четырьмя детьми, осталась в деревне в старой,
крытой соломой, с земляным полом избе. В свои тридцать пять лет, в голодные годы ей было трудно поднять и сберечь нас, своих детей, старшему из которых было девять, а мне, последышу, полгода.

Работа в колхозе от зари и до зари, не оставляла маме времени для нас. Старшие сыновья следили за мной и сестрой: кормили нас скудной едой, приглядывали, чтобы мы, малыши-глупыши, не влезали куда не следует. Но Господь был милостив и ничего плохого с нами не случилось. Спустя много лет, когда я окончил институт и работал учителем в школе, в один из зимних вечеров, я вдруг отчётливо вспомнил случай, насквозь пронзивший меня.

Мне было лет пять-шесть. Мама пришла с работы. Я сидел на крылечке, а старших во дворе не было. Она отдала мне свою старенькую сумку и пошла посмотреть нашу живность, имевшуюся в хозяйстве - все ли в порядке?

Из любопытства заглянув в сумку, я увидел в ней... большую белую булку! Я осторожно взял её в руки и почувствовал, насколько она была мягкой. От неё исходил, тонкий, нежный, неповторимый аромат хлеба. Ровные, округлые края булки говорили о том, что испекли её на хлебозаводе.

Сказать, что я был голоден - ничего не сказать. Когда вернулась мама... булки не было. Она взяла сумку и, по её лёгкости, поняла, что дорогого гостинца для всех нас нет... Ни одного слова упрёка, недовольства сказано не было. Спустя некоторое время мама спросила: "Сынок, а где булочка? - на что я совершенно спокойно, не понимая содеянного ответил, - я её съел, мам". Мама тихо сказала: "Сынок, а мне тоже хотелось кусочек булки"...

Этот случай рядовой и, наверное, что-то подобное бывает в каждой семье, но только спустя многие годы я отчётливо понял всю драму своего поступка. Понял, что она, моя мать, не менее голодная, чем я, тогда испытала, какие чувства охватили её, какие мысли терзали издёрганную нищетой и бессилием что-либо изменить в жизни.

Мама прожила долгую жизнь, видно Господь разрешил за её великие труды, мы все выросли и, как говорят в народе, стали людьми. Теперь, когда приезжаю на могилку к моей маме, я всегда привожу ей мягкую, белую душистую булочку.



На Конкурс "Мама пришла" Международного Фонда ВСМ http://proza.ru/2021/04/09/1626


Рецензии