Вундеркинд из города Орла Арсений Цыбаров

Вундеркинд из Орла Арсений Цыбаров заинтересовал Министерство обороны России
16-летний Арсений Цыбаров из Орла для своего будущего выбрал «оборонку». А «оборонка» выбрала его. В Суворовском училище, куда он поступал этим летом, ему сказали: «Такие люди нам нужны!». Но в Министерстве обороны, узнав, что орловский талант намерен поступать в подведомственное учреждение, рекомендовали ему кадетский корпус (школа IT-технологий) Военной академии связи им. маршала Советского Союза С.М. Будённого. Арсений сдал экзамены и туда. Теперь ждёт результатов.

Шагающий механизм Арсения Цыбарова

Ждёт результатов и занимается делом — ремонтом в квартире. На встречу в Горпарке после сборки мебели пришёл с мамой.
Арсений рано стал главой семьи — отец его трагически погиб на производстве. И мама — Ирина Геннадьевна без него как без рук.
Они лучшие друзья. Пожалуй, мама — самый главный человек в его жизни, с которым он может обсудить всё, что угодно. И пускай она не вникает в глубины технических увлечений сына, зато хорошо помнит и наизусть знает каждую его разработку.
И рассказывает, как с пяти лет сын зачитывался… Перельманом и Ландау! А в 8 лет написал свой первый исследовательский проект по абстрактной математике. Как в 9 лет начал изучать стробоскопический эффект и создал установку оригинальной конструкции для изучения соответствующих явлений, представил свою работу на  Всероссийской научно-практической  конференции по физике и занял 1 место.   
А уже в 10 лет стал исследовать шагающие механизмы Чебышева, Кланна и Янсона и в 11 лет собрал свой оригинальный «шагающий механизм Арсения Цыбарова». Позже (в феврале 2016 года) с  ним он участвовал в робототехническом фестивале «РОБОАРТ» Воронежского Государственного университета, занял там 3 место. В 11 лет увлёкся изучением эффекта  Кориолиса, создал  установку оригинальной конструкции для демонстрации этого эффекта и на его базе –аккумулятор  механической энергии на основе эффекта Кориолиса.
Ирина Геннадьевна вспоминает, как в январе 2015 года сын был приглашён на  собеседование к тогдашнему ректору ОрелГТУ Ольге Пилипенко (ныне депутату Госдумы) и был принят вольным слушателем на кафедру «Мехатроники и международного инжиниринга».
— Ольга Васильевна немалую роль сыграла в судьбе Арсения. И до сих пор поддерживает связь с нашей семьёй. Тогда на кафедре по индивидуальной программе Сеня изучал черчение, конструирование, технический английский. Параллельно был зачислен в школу робототехники при ОГУ, проучился в ней три года и успешно её закончил, — с гордостью говорит Ирина Геннадьевна.
И с горечью вспоминает о том, как сыну непросто пришлось в обычной школе. Непросто настолько, что мама вынуждена была перевести сына на семейное обучение.
— Ему в школе было неинтересно. На уроках он скучал, зевал, а его попытки узнать у учителей что-то сверх программы, у последних вызывало недоумение и раздражение, — рассказывает женщина.

Школа — экстерном

— Я учился на дому и сдавал экзамены экстерном, — включается в разговор Арсений. — Учебную программу за год сдавал за полгода. Остальные полгода тратил на внешкольные занятия.
Вскоре он увлёкся информатикой и системами счисления, изучил программный язык Haskell и на его основе создал универсальную программу – калькулятор для всех систем счисления. С ней занял 2-ое место на Всероссийской молодёжной научно-практической конференции «МИФ» в секции «Информатика». 
В 12 лет году на телеканале «Россия-1» Арсений участвовал в съёмках программы об  одарённых детях «Золото нации», где выступил экспертом по автомобильным двигателям. После её выхода к нему обратился наш соотечественник, выпускник Ленинградского энергетического института, профессор США Ю.А. Запорожченко и  предложил участие в совместном проекте по созданию безопасного автомобиля. 
— Я  придумал радиоуправляемую машину по схеме «мотор – колесо». С ней я  участвовал в робототехническом фестивале «Робофест» в Воронеже, где в награду  получил золотую медаль и принтер из Фонда президентских грантов, — рассказывает парень.
А через год Арсений участвовал в программе «Удивительные люди» как эксперт по авиастроению. И вдруг после передачи – звонок от представителя бизнесмена с Кипра, который обратил внимание на парня и решил его поддержать. Позже он приехал к Цыбаровым домой и подарил Арсению дорогостоящее оборудование и инструменты. К слову, на этом оборудовании парень преподавал робототехнику для ребят младших классов в одной из школ-интернатов.

Не вписался в систему

Но ОГЭ после 9 класса никто не отменял, и Арсений вынужден был вернуться в обычную школу. Всё снова обострилось. Ему сложно было вписаться в систему, самой же системе он со своим мозгами, видимо, был чужд. Арсений вспоминает случай на уроке геометрии.
— Мы решали задачу. Я нашёл второй способ и решил им. Он был рациональнее и быстрее, не в четыре действия, а в три или даже в два шага. Учительница посмотрела и говорит: ставлю тебе плохую оценку, неправильно. «Как так, почему неправильно?», — вслух недоумеваю я. «А мы этот способ ещё не проходили, мы решаем только одним способом. А вообще, Арсений, ты всегда привлекаешь к себе внимание», — сказала мне учительница. А я лишь просто решил задачу способом, который рациональнее, и по всем правилам математики подходит больше для решения! Для себя я давно понял, что школа — она для потока, не для пытливых ребят. Надеюсь, что при дальнейшем обучении такие неприятности меня минуют.
 
Мечта — быть полезным для страны

Арсению очень хочется стать кадетом школы IT-технологий Военной академии связи имени маршала Советского Союза С.М. Будённого.
— Для меня это будет практически идеальное место. Военная электроника — это передовые разработки на самом современном оборудовании под контролем государства и для государства. То есть я буду работать не на дядю Васю, а на свою страну. И это очень хорошо. Плюс ещё здесь совмещаются технологии и армейская дисциплина, — рассуждает парень.
Но поступить туда архисложно: со всей страны отбирают только 40 (!) человек. Конкурс — 6 человек на место. И Арсений рассказывает, как преодолел настоящий экзаменационный марафон — в один день сдавал сразу три экзамена.
— Сумасшедший уровень сложности был у экзаменов, — признался Арсений. — Я сдавал физику, информатику и математику. Например, по информатике должен был разработать собственный алгоритм решения задачи. А потом спрашивали такие вещи, которые в школе не проходят. Я сказал, что сейчас работаю на программной платформе Ардуино. И меня спрашивали про машинный код, компиляторы, каким образом объявляется точка входа в языке программирования Си, который под Ардуино заточен.
В итоге парень сдал математику на 9 баллов из 10, физику и информатику — на 10. К слову, 7-8 баллов — это школьная «пятёрка».
Арсений признается, что у него пол-лета ушло на подготовку к экзаменам.
— Смотрю, все мои друзья с утра до вечера на улице: кто на речке, кто на велосипеде катается. Я же от репетитора к репетитору бегал, а в свободное время готовился сам.
Были минуты, когда думал: вот они прохлаждаются, а я тут парюсь. Но успокаивал себя мыслью: оно того стоит! Я хочу быть полезным для своей страны.
Об этом он заявил решительно громко, глядя прямо мне в глаза, и прибавил: «Я честен в этом».

Арсений-оптимист

Юношеский максимализм? Может, и так. Но он искренне переживает, что пока не встретил на своём пути единомышленников, которые бы осознанно учились и стремились что-то сделать для своей страны. Он уверен, такие ребята есть. Где-то.
— В прошлом году я был в университетском кампусе ОГУ — это такой летний научный лагерь. Мы занимались разработкой системы машинного зрения для квадрокоптера, работали с нейросетями. Нашей задачей была разработка беспилотного летательного аппарата. При этом у нас было очень крутое оборудование, я такого ещё не встречал. Но народ был не очень патриотичный, и это мягко сказано. Я слышал раздражающие меня фразы: на Западе всё лучше. И не раз слышал от ребят, что они собираются «валить из страны». То есть почти все хотят уехать на Запад. Я был поражён, — признаётся парень.
Он говорит, что его патриотический настрой — заслуга мамы, которая воспитала в нём уважение к своим корням. Арсений с особой гордостью рассказывает о своих дедах-героях.
— Мой прадед Николай Лучкин представлен к ордену Великой Отечественной войны II степени. В 42-ом совершил подвиг. На 100 метров вышел вперёд от позиции и расстрелял до полроты немцев и остальных обратил в бегство. Он был станковой пулемётчик. Погиб в 43-ем в одном бою с Александром Матросовым.
А недавно мы узнали, что дед Цыбаров Владимир, когда ему было 18 лет, был призван на фронт связистом. Он дошёл до Берлина, тоже награждён орденом Великой Отечественной войны II степени. А я хочу связать свою жизнь с академией связи. Вот как теперь не верить в генетику?
— Для меня не любить свою страну равнозначно, что не любить свою семью. Я вижу недостатки, недочёты в стране. Но смысл-то человеческой жизни в чём? Жить и улучшать нашу страну, а не критиковать и убегать на Запад, взяв здесь всё самое лучшее, — убеждён парень.
— Не боишься разочароваться в своих идеалах? Вдруг потом поймёшь, что были правы те ребята, которые хотели «свалить из страны»? — провоцирую его на искренность.
— Не могут они быть правы, — спокойно и уверенно говорит Арсений. — Приведу аналогию. У человека больна мать. Что ему делать? Лечить и поправлять её здоровье? Или отказываться и делать вид, что её, этой матери, не существует и приписать себе другую, здоровую да ещё с деньгами?
— Я не очень склонен к накопительству денег, — продолжает Арсений. — Конечно, хорошо иметь деньги и расти в чинах. Но не это главное. Главное, чтобы было любимое дело в любимой стране.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии