Убить гитлера в себе

Пережитые еще ребенком ужасы войны в огненном Сталинграде, не оставляли Элема Климова на протяжении всей его жизни, и жили в нем не проходящей горькой памятью. Особенно врезалась адская переправа через Волгу осенней, холодной ночью 1942-го. Вода от взрывов снарядов вздыбливалась и с грохотом подбрасывала как щепку понтон вверх, а затем безжалостно бросала в огненный водоворот. Женщины-беженцы в ужасе, как могли, закрывали собой малолетних детей, и пытались всеми силами удержаться, чтобы не оказаться за бортом понтона.

Спустя многие годы, в интервью к своему фильму «Иди и смотри», известный культовый режиссер Элем Климов скажет: «Чувство агонии не покидало меня никогда, саднило от того, что не сделал «настоящий» фильм о войне.
 
Знакомство с писателем и сценаристом – Алесем Адамовичем и его богатейшим литературным творчеством о трагических событиях, происходящих на многострадальной белорусской земле времен войны, окончательно утвердили Э. Климова снять свой визионерский кинопроект. «Хатынская повесть» А. Адамовича стала настольной книгой для режиссера на протяжении всех съемок фильма. Работая совместно с Адамовичем над первым вариантом сценария к будущему фильму, режиссер предложил название «Убейте Гитлера».
 
Конечно же, не нужно понимать буквально – все аллегорично. В прямом же смысле сказанного – уничтожение одного психопата, ничего не решает, только реки могут течь в обратную сторону. Убить "гитлера" в себе – убить дьявольское начало, в большей или меньшей степени, так или иначе, живущее в каждом из нас, – утверждает Элем Климов. Собственными глазами видевшей смерть, а также страдания людей от насилия других – наверное, дает право человеку на подобное утверждение, чтобы уберечь нас сегодня.
 
Фильм «Иди и смотри» не только о войне как таковой, но еще больше о войне внутренней, личностной. Мы не увидим на экране характерного противостояния армий, сражений на передовой. Лишь только фашистский самолет-рама, время от времени будет напоминать своим гулом в небе. «Иди и смотри» – история нравственного падения человека, история разрушения его сущности под воздействием войны.
 
Палачи – обычные люди в форме и без нее. Староста из «своих» – не только хочет выжить любой ценой, охотно отправляя соотечественников насмерть, у Элема Климова – это «герой», жаждущий властвовать над другими.
 
Показывая акты жестокости, режиссер намеренно вызывает у зрителя полное отвращение к происходящему. Фильм рождает не только неприятие нацизма в целом, неприятие Гитлера в частности, но еще в большей степени – неприятие любых форм насилия над человеком.
 
Убить «гитлера» в себе – убить то зло, которое порождает то, что принято называть моральным уродством – призывает режиссер на протяжении всей кино-сюжетной истории тринадцатилетнего Флёра, к финалу седого старика с застывшим ужасом в глазах.
 
Можно соглашаться и абсолютно не разделять, позицию многочисленных отзывов на этот фильм – дело субъективное. Голливудского «экшен» здесь также нет.

Может быть единожды в жизни, но смотреть такие фильмы нужно. И может, главное – не то, что происходит на экране, а то, что происходит с нашим сознанием, под воздействием увиденного. Сегодня это просто необходимо, если хоть мало-мальски уважаешь себя.
 
Одна из заключительных сцен фильма: Флёра с остервенением стреляет в лежащий в грязи портрет Гитлера, а вокруг проносятся кадры из хроник Третьего Рейха в обратной перемотке; нарастающий шум и выстрел за выстрелом, казалось бы, только поднимают уровень ненависти к фашистам. Но вдруг увидев перед собой портрет Гитлера в детстве – маленького беззащитного ребенка – Флёра не может нажать курок автомата.
 
«Иди и смотри» посмотрели в 25 странах мира, порядка 30 миллионов человек.


Рецензии