Мокша Самарской области
Мокоша почиталась многими поколениями. Своих богов мордва никогда не забывала, где бы им ни приходилось жить: в глубине таежных лесов, все дальше на север, на великой реке или на маленьких речках. У пересыхающей речки Мочи – мутные воды, которые устремляются в Волгу, называемой в древности мордвой Рав. Славяне и финские племена на севере знают Мокошу – Параскеву. Их деревянные скульптуры ставились на колодцах, им бросались ткань, нитки и овечья шерсть. Древняя мордва жила по берегам многих рек: Волги, Самары, Сургута, Кинеля, Сока, Суры. Эти люди оставили нам не только названия, но и бытовые и культовые предметы, одежду, оружие, предметы прикладного искусства: вышивку, резьбу по дереву, кости и камню.
Раскопки мордовских могильников еще расскажут современникам много интересного, а пока ответы есть не на все вопросы. Но «предметы старины», как и песни и частушки Поволжья, Урала и Сибири помогают лучше узнавать своих дальних родственников и самих себя. Так по материалам из мордовских могильников можно определить территорию, с которой мордва эмигрировала в Самарский край. Сейчас делаются только первые шаги в решении этого вопроса. Но уже стало известно, что у мокши, например, были серьги – пилькст, бусы – ожнат, кольцевая застежка нагрудного украшения – сюлгам. Глубина выреза женской рубахи – щам составляла 20 – 30 см. Кочкури – языческое личное имя мордвы. «Мазы» - «красивый», а «мазя» – «неглубокая, мелководная». «Лей, ляй» – «река», «овраг». Свет, светлый у мокши «валда», а у эрзи – «валдо». Местность или место у мокши «васта». Холм, бугор или небольшая возвышенность называется «губор». Камень по-мордовски «кев». Лощину или долину мокша называют «лашма». А так часто встречаемый «мар» (например «Самара») означает «курган», «холм». Есть, к примеру, Атемар – «Стариков холм». Болото мокша называют «няй» или «няйдише».
В начале 1770-х гг. Орловы переводили часть своих крепостных из старых сел и деревень на правобережье Волги в новые - по реке Безенчук. Примерно в то же время государственные крестьяне из Симбирского и Пензенского уездов основали на реке Моче свои поселения: Титовку, Томылово и Горки. Известно, что в конце XIX в. мордва составляла 7,6% всего населения Самарской губернии. Мокшанки в XIX веке вышивали свои рубахи еще шерстяными нитками, в основном черными и синими. Среди узоров чаще всего были розетка, косой крест и звездочка. Многие вышивки выполнялись техникой набора, росписью и косым стежком. С начала XX века мокшанские женские рубахи стали вышивать шелковыми и хлопчатобумажными нитками.
В Мордовии мокша расселена в основном в ее западных и южных районах, в то время как эрзя – в восточных. Есть еще теньгушевская мордва, «шокша» (по с. Шокша), которая живет в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская мордва, или «каратаи» (по с. Мордовские Каратаи), в Камско – Устьенском районе Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа мордвы подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская мордва, которую одни считают мокшанской, другие – эрзянской, а третьи – эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар.
В Самарской области мордвы сейчас – 116, 5 тыс. человек, в то время как в самой Мордовии ее 313, 4 тыс. человек, в соседней Ульяновской области – 61,6 тыс., в Чувашии – 18, 7 тысяч, в Татарстане – 28,9. В Сибири и на Дальнем Востоке мордвы проживает более 80 тысяч человек.
В древности соседями мордвы на западе и северо-западе были мурома, черемисы и русские, на юге – хазары и печенеги, с 11 века – половцы и куманы, или огузы, а затем татары, на востоке – волжские болгары и чуваши. Древние мордовские поселения – это села, погосты, зимницы и тверди. Если села, погосты и зимницы не имели укреплений, то тверди сооружались в лесах как крепости – городища, в которых укрывались в случае военной опасности. На реке Мокша, в южной части, на месте мордовского поселения в конце 13 – начале 14 вв. был построен город, названный монголо - татарами Мохши (Мухши), ставший центром северного улуса Золотой Орды. В русских летописях он называется Наручадью. Это современный город Наровчат Пензенской области. Другим золотоордынским административно-военным центром на мордовской земле был город Темников, тоже расположенный на реке Мокше. Спокойно и величаво течет она среди зеленых берегов, мимо лугов и лесов; речные перекаты, на которых сквозь зеленоватую быстрину видны рябины песчаного дна, сменяются широкими плесами, а плесы черными, глубокими омутами, обросшими по берегам густым ивняком.
Бассейн Мокши – район древнейшего заселения мордвы. Примокшанская Мордовия в прошлом – край лесов. Они тянулись вниз по Мокше, где смыкались с дремучими муромскими лесами. Сейчас большие леса сохранились по притоку Мокши Ваду на самом западе Мордовии и отдельными массивами по долине Мокши. Город Темников хранит богатую и необычную историю. Например, помнит атамана Алену, сражавшуюся и казненную здесь. В 1671 году в Поволжье шла Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Среди его соратников была и мужественная Алена. Она объединила сотни крестьян и с ними воевала против князей, бояр и помещиков. Сейчас бесстрашную женщину-атамана одни называют Аленой Арзамасской, так как она родилась в городе Арзамасе. Другие – Аленой Темниковой. Город этот Алена вместе со своим семитысячным отрядом взяла штурмом и два месяца не впускала туда врагов. Но царские войска все-таки одолели восставших. Алену мучали, пытали и казнили очень жестоко: ее живую сожгли на костре… Не важно, как ее называют – Арзамасской или Темниковской. Она – народная героиня, которую помнят уже 300 лет.
В Темникове сейчас есть краеведческий музей. Предметы (да и все живое вокруг) говорят о далекой старине, которая тесно переплетается с настоящим. В избах, в простенке от печи до задней стены у двери, раньше помещался дощатый настил, напоминавший татарские нары. Под потолком находились полати, на которых спали, рядом с печью располагался шкаф – ларь для посуды (потмар), на стене у печи висела плетенная из ивовых прутьев, из лыка или бересты, иногда деревянная, предназначенная для хранения ложек ложкарница (или пенчкерь). В костюме мокшанки грудь украшается бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником крганьпирьф. К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.
Украшения мокшанок – это серьги, браслеты, перстни, кольца, которые изготовлялись из меди и ее сплавов, реже – из золота и его сплавов, из сплава золота с серебром. У мокшанок были двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Прическами замужних мокшанок были два закрученных на висках пучка волос, которые тоже походили на рога. В уши вставляли серьги с подвеской – серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. Мокшанки с древности носили полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти, которые носят и сейчас. Они имеют как будничные, так и праздничные варианты.
У северных ханты до сих пор популярны нагрудные женские украшения из бисера и нагрудные украшения с пуговицами, похожими на мордовские. Есть еще головные уборы из бисера и шерстяные гетры с геометрическим орнаментом.
Из музыкальных инструментов наиболее популярными были нюди, нудей – двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см, называемый фам у мокши, или пувама у эрзи. На них исполняли ритуальные плясовые наигрыши и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на молянах (озксах), на празднике «рождественского дома» и свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши. Пувама – волынка попала даже в мокшанскую песню. «Аляняце вешеннтянза» – это про девушку, которую выдают замуж. В конце песни там такие слова:
- Тебя ищет батюшка,
Хочет выдать матушка!
- Ой, ой, за кого?
- За пильщика – песельника,
за сына волынщика.
- Ой, ой, я пойду: парень будет поигрывать,
А я, краса, приплясывать!
Пувама – это кожаный мешок, наполненный воздухом. В нем – три отверстия. А в отверстия вставлены дудочки, на которых и так можно играть. Но если нажать на кожаный мешок, то зазвучат сразу три дудочки, как маленький оркестр. Да еще и по-разному: одна долгий звук тянет, две других мелодию выводят.
Дощечки, ложки, тростинки, камышинки, стручки акации, гребенки – на всем играли древние мордовские музыканты! Да еще и рассказывали: какой это звук – светлый, темный, блестящий, матовый, прозрачный или густой. Или красный, синий и белый. То звонкие звуки вдруг раздавались, то глухие, то острые, как клинок, то колючие, как жесткий снег… Заиграет, к примеру, сандеень морама – пастушья дудка из тростника, а ей уж вторит пешень морама – дудка из липового дерева, тут и кевень тутушка подхватит – свистулька из глины.
До сих пор в мордовских деревнях отмечают праздник «Девичий дом»: он бывает, когда наступает осень и заканчиваются все работы в поле. А еще был раньше у мордвы обычай обращаться к земле, как к живому существу. Считалось, что есть у земли мать – покровительница – Норов-ава. И если ее как следует похвалить да попросить, даст она хороший урожай. Взявшись за руки, крестьяне, встав в хоровод, приплясывая, пели песню:
Норов-ава, матушка,
Норов-ава, хлеб да соль.
Расти хлеба, словно леса,
Словно леса, земли краса.
Расти, колос, ты с оглоблю.
А зерно – с желток яичный.
Научи петь не поющих,
А не пляшущих – плясать!
Мы все поем, поем, пляшем,
Прославляем землю нашу!
Раньше на праздниках встречались еще мокшанская гарзе и эрзянская кайга. Это плоская деревянная коробка, на которой натянуты три волосяных струны. В отличие от русской балалайки, имевшей треугольную форму корпуса, кайга – четырехугольная. На ней играют прутиком с натянутым на нем прочным конским волосом, так же, как смычком на скрипке. Это и есть скрипка, только мордовская. Такие скрипки были даже у маленьких детей, только не с тремя, а с двумя струнами.
Во многих мордовских деревнях до сих пор придерживаются языческой обрядовой культуры, где отражается аграрная специфика жизни мордвы и в этой связи – магия плодородия, уходящая своими корнями в общечеловеческую практику жизни. До сих пор здесь отмечают моление богине дома («Юрт – ава – озкс»), моление выезда на осенний сев («Озимь – озкс»), моление жеребца («Айгор – озкс»), моление на меже («Межа озкс»), моление богу двора («Кардо сярко – озкс»). Есть еще моление старушечьей каши («Бабань каша озкс»), когда на неделе после Троицы на площадку для общественных молений привозят старуху, завернутую с головой в покрывало, сажают в центре площадки, ножом проводят вокруг ее шеи, после чего увозят и 2 – 3 дня ее не показывают. На площадке все то время режут и варят курицу.
В русско–мордовской среде на Самарской Луке до сих пор сохранилась и обрядовая традиция «хоронить весну». У мордвы огромное количество женских божеств. Ава – «женщина, мать» похожа и на хантыйское «девушка» - Эви, как атя – «старик, мужчина» - на мансийское «отец» - Атям. Наряду с женскими божествами: леса (вирь) – Вирь – авой, воды (ведь) – Ведь – авой, земли (мода) – Мода – авой, ветра (варма) – Варма – авой, огня (тол) – Тол – авой, дома (кудо) – Кудо – авой - есть и мужские, как Вирь –атя, считавшиеся мужьями женских божеств.
Как странно - чтобы больше узнать о предках ханты и манси – необходимо изучение таких этносов, как: мордва, коми, мари, удмурты. Без этого не будет полной картины их жизни. Еще предстоит сравнить орнаментированные насечками обломки глиняных рыболовных грузил, медные пряжки, обломки глиняной посуды, восстановить типы одежды и обуви, сравнить фрагменты украшений из могильников Самарского края и Западной Сибири, но и уже изученное говорит о родстве ныне живущих, приоткрывая важную страничку богатой и загадочной истории. И мне повезло, что я родилась на Урале, жила в Поволжье и в Сибири, а сегодня снова живу на земле своих предков.
Евстигнеева Светлана. Мокша Самарской области // Берегиня – журнал для вас. - 2013. - №8.- С.61 – 66.
Евстигнеева Светлана. Мокша Самарской области // Виражи времени. Сборник поэзии и прозы. - Самара: Издательство "Инсома-пресс", 2021.- С. 69 - 76.
Свидетельство о публикации №221062701302