Т-34

Самый массовый танк Т-34 стал супероружием Красной армии времен Великой Отечественной войны и настоящей легендой – танком Победы.
 
Боевая машина была разработана группой конструкторов во главе с М. Кошкиным в 1937–1940 годах на харьковском заводе № 183.
По оканчанию войны легендарная тридцатьчетверка была установлена в качестве памятника практически на всем постсоветском пространстве и не только.
Так два легендарных танка Т-34 штурмовавших Берлин в 1945 году, были установлены на аллее побед прусских королей «Зигес-аллеея» парка Тиргартен в столице Германии в ознаменование сохранения мира.

В 1952 году танк-памятник Т-34 – как символ освобождения Минска был установлен на постаменте у Дома Офицеров.

По одной из версий, на пьедестале – боевая машина безвозвратно поврежденная в боях за Минск. Какое-то время танк находился перед Оперным театром, где возможно, и был подбит.

По предположению специалистов, данный танк был собран из двух поврежденных машин, так как имеет не стандартную конфигурацию для серийного выпуска танка. Справа на башни имеется заплатка, возможно закрыли повреждение от попадания снарядом. Моторный отсек закрыт гнутым листом металла, вместо оригинальных деталей. Это может означать то, что танк был подбит и возможно горел. Так случалось, что за 20–30 суток наступления усилиями ремонтников танк мог не единожды возвращался в строй.
 
Первоначально памятник-танк выглядел иначе, чем в настоящее время. На постаменте на плите были нанесены слова генералиссимуса Советского Союза: «На полях сражений советские танкисты показали беспримерное мужество и с честью выполнили свой долг перед Родиной». И.B. Сталин.
На башне боевой машины кроме красной звезды других отличительных знаков не было.
Данная тридцатьчетверка воспринималась как памятник боевой славы всем танкистам времен Великой Отечественной войны.
 
В 1970-е года знаковый монумент Великой Отечественной войны отреставрировали. Пьедестал предстал мощным, гранитным, как и должно, чтобы соответствовать легендарной боевой машине. Т-34 обрел бортовой номер Л-145, рядом нанесли гвардейский знак. Былую надпись заменили на новую: «Доблестным воинам 4-й гвардейской Минской Краснознаменной ордена Суворова II-й степени танковой бригады 2-го гвардейского Тацинского Краснознаменного ордена Суворова II-й степени танкового корпуса вступившим первыми в город Минск 3 июля 1944 года при освобождении его от немецко-фашистских захватчиков».

Легендарная тридцатьчетверка, замершая на пьедестале, также известна минчанам как «танк младшего лейтенанта Фроликова» – командира взвода 3-го танкового батальона 4-ой гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского Тацинского орденов Красного Знамени и Суворова II степени танкового корпуса.
 
Ранним утром 3 июля 1944 года началась стратегическая наступательная операция Красной армии по освобождению белорусской столицы от нацистов.
Для танкистов бой в городе, при сильнейшем сопротивлении противника, представлялся опасным и сложным.
Тесное взаимодействие танкистов, артиллеристов и подразделений разведки, освобождавших Минск, дало возможность взводу младшего лейтенанта Д.Г. Фроликова 4 гвардейской танковой бригады одним из первых ворваться на восточною окраину города в район нынешнего здания «Беларусьфильм».
 
В 5 утра, 3 июля 1944 года. Эфир танковой связи разорвал голос: «Я Фроликов! Нахожусь в Минске!». Сметая на ходу фашистский «Фердинанд», взвод отважного командира ввязался в уличный бой.

24 марта 1945 года младшему лейтенанту Дмитрию Фроликову было присвоено звание Героя Советского Союза. Большой мастер танкового боя, так назовет его генерал-полковник А.С. Бурдейный в своих послевоенных воспоминаниях. Командир танкового взвода Фроликов погиб в бою 2 февраля 1945 года, так и не узнав о своей высокой награде. Дмитрию Фроликову было 27 лет.

На постаменте у Дома Офицеров перед нами настоящий, «залечивший» боевые раны воевавший танк. Танк, который олицетворяет мужество и доблесть всех танкистов, освобождавших столицу Беларуси!


Рецензии