В день Скорби и Памяти

22 июня 2021 года исполнилось 80 лет с начала в нашей Советской стране Великой Отечественной войны. И я в этот день Скорби и Памяти была приглашена для участия в торжественной церемонии возложения венков и цветов на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге. И я с радостью приняла это приглашение. Для меня эта церемония была очень важна. Она имела особое - очень важное значение для меня.

Год назад я узнала о том, что на этом кладбище похоронена любимая, родная мамина тётя - Мария Яковлевна Ручкина 1874 года рождения. Она родилась и жила до войны в деревне Власово Некоузского района Ярославской области. Была целительницей. У неё лечилась вся Ярославская область. Неизлечимых болезней, как говорила моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, для неё не было. К ней привозили умирающих больных на санях. А через некоторое время после лечения Марией Яковлевной они выходили уже из дома Ручкиных на своих ногах.

Мария Яковлевна хорошо разбиралась в лечебных свойствах трав. Лечила молитвами, заговорами и травами. И всему этому она обучала и мою маму, которая тоже родилась в деревне Власово. И здесь прошли её счастливые детские годы. А затем она уехала учиться в Ленинград и осталась жить в этом городе до конца своих дней.

Как мне рассказывала мама, тётушка Мария Яковлевна жила в их семье, готовила очень вкусную еду, помогала растить детей Александры Александровны и Александра Ручкина - родного брата. На столе у неё всегда стоял заварной чайник с лечебными травами. И она постоянно пила чаи из лечебных трав. У неё были здоровые, белоснежные зубы и не было ни одного седого волоса. Она умела и старалась поддерживаить своё здоовье и близких, родных людей. Её отец тоже был лекарь.

Старинные семейные рецепты по лечению различных заболеваний передавались у Ручкиных из одного поколения в другое. Поэтому и моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, стала медицинским работником. И тоже старалась передать мне свои знания. И старалась лечить меня без применения фармакологических препаратов. И поэтому и я стараюсь поддерживать своё здоровье и лечиться на основе различных сборов из лечебных трав.

Но, когда началась Великая Отечественная война, мамина тётя - Мария Яковлевна Ручкина, оказалась, к большому несчастью, в блокадном Ленинграде. Она приехала к маминой старшей сестре - Елизавете Александровне Захаровой (до замужества Ручкиной).

Старшая сестра мамы вышла замуж за Ивана Павловича Захарова из деревни Подберезье Некоузского района Ярославской области. И затем уехала с ним жить в Ленинград на улицу Марата, дом 67, квартира 1. У них было шесть детей. Когда началась Великая Отечественная война, двое из них: Дюка и Антонина - ушли воевать на фронт. Дюка был отважным офицером, но, к сожалению, погиб. Иавн Захаров тоже был призван в армию, но 15 сентября 1941 года был на станции Лигово под Ленинградом пленён. И умер 1 июля 1944 года в немецком лагере Зандбостель. Но об этом долго было неизвестно. Он считался пропавшим без вести. О его судьбе я узнала только в январе 2020 года.

Во время блокады в семье Захаровых осталось четверо детей: Сергей, две  сестры Тамары и Виктор 1928 года рождения. Одной из сестёр был всего один год. Она лежала на столе. Но на стол забралась огромная крыса и отгрызла у бедной девочки нос. И она, конечно, умерла. Вторая Тамара 1939 года рождения умерла от голода в феврале 1942 года. Умер в феврале 1942 года и их брат Виктор. Он пошёл в сарай за дровами. Поленница обрушилась на него и выдавила ему кишки из живота. И он в страшных муках умер. Где похоронены все они мне не известно.

Печальная участь была и у Марии Яковлевны Ручкиной, маминой тёти. Она оказалась в семье Захаровых вовремя блокады на улице Марата. Своей продовольственной карточки у неё не было. Но с ней делилась хлебом моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, её родная племянница. Моя мама работала в это время в Володарском районе Ленинграда в санитарной службе. Она осуществляла контроль за питанием рабочих оборонных заводов. И кроме этого была политорганизатором рабочего батальона завода № 174.

Моя мама очень любила свою родную тётю Марию. И шла с хлебом пешком из другого района города, чтобы дать ей часть своего хлеба. Но однажды она не успела. Тётушка Мария её очень ждала, но не дождалась и умерла в феврале 1942 года от голода. И, чтобы не умереть, она ела землю во дворе дома № 67 на улице Марата. Об этом мама узнала от соседки.

Мама была военно-обязанной. И не могла своводно отлучаться и опаздывать на работу. Она очень жалела свою тётю. Но у неё не было возможности её похоронить. Ей надо было идти обратно на работу. Мама моя дала соседке деньги, чтобы та отвезла тётю на кладбище и похоронила. Но о месте захоронения мама узнать не смогла. Об этом узнала только я и благодаря интернету.

Я узнала о том, что Мария Яковлевна Ручкина умерла в феврале 1942 года в Ленинграде на улице Марата, дом № 67. И затем связалась с работником из архива Пискарёвского кладбища - Ириной Кирилловной. И от неё узнала, что мамина тётя похоронена в одной из братских могил на этом кладбище с номерами 8, 9, 22 или 23.

И поэтому 22 июня 2021 года я приняла участие в торжественной церемонии для того, чтобы отдать дань Памяти Марии Яковлевне Ручкиной, сёстрам Тамарам Захаровым и брату Виктору Захарову... Я положила цветы у памятных плит Ярославцам и землякам-Ленинградцам, которые погибли, защищая наш город Ленинград, и на братской могиле 1942 года.

Мне было предоставлено слово. И я перед членами делегации и памятником Матери-Родины рассказала о трагической судьбе своих родных, которые умерли во время блокады Ленинграда. И меня попросили прочитать стихи. И я экспромтом сочинила и прочитала здесь стихотворение "Храним Память в Душах и сердцах" в знак Светлой Памяти, Скорби и Любви к погибшим во время блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны. И на Душе стало легче, поскольку я смогла таким образом отдать дань Светлой Памяти, Скорби и показать свою Любовь и Уважение к моим родным и ко всем погибшим во время страшной и жестокой Великой Отечественной войны.

27 июня 2021 года
Стихотворение "Храним Память в Душах и сердцах"
размещено на моей авторской странице сайта СТИХИ.РУ
 https://stihi.ru/2021/06/23/4326


Рецензии