Воспоминание. Успевай делать добрые дела

Воспоминание. Успевай делать добрые дела…
       Вот уже и бывшему  директору Свердловской государственной ,ордена Трудового Красного Знамени, филармонии, заслуженному работнику культуры,28 июня  Николаю Романовичу  Марковичу исполняется 100 лет. Значит родился он  в 1921г. значит 20 лет ему было, когда началась война. В его биографии  есть все. Моя работа в филармонии началась при нем. Моя трудовая книжка(1965г) до сих пор в отделе кадров, как действующей  актрисы. Мой стаж распадается на два временных раздела. Обратимся к первому творческому периоду. Это было время расцвета филармонии. Мой первый показ проходил при огромной комиссии. Там были и дирижеры, и музыканты, и вокалисты, и лекторы-литературоведы. и, не менее 10  мастеров художественного слова. Все оценки давал Художественный Совет, состоявший из концертных исполнителей, редакторы и администраторы имели право только присутствовать, но право голоса у них не было. Просмотры и показы проходили в Большом зале филармонии. Там актер смотрелся  как  на  ладони: голос  без микрофона, фактура, артистизм, владение вниманием  зала. Сдачи могли проходить и  в большом классе с роялем.

      К директору ходили в основном, когда вызывали. Например, уральский хор едет на гастроли  Москва -города на Волге. Вызывает меня Николай Романович и просит поехать  в качестве ведущей. А там же особый говор нужен, не говоря уже  о костюме. Поработали со мной, показали, как надо и поехали.

      Большой праздник -День города в Свердловске. Торжественные события проходили в к-к  зале Космос или во Дворце молодежи. Помню, накануне буквально, завтра- праздник, вызывает директор: «Тамарочка, завтра надо прочесть стихотворение Льва Сорокина, он его дописывает. Позвони Льву Леонидовичу, он тебе его продиктует, завтра в зале прочтешь». Звоню Сорокину, диктует, тут же редактирует, тут же исправляет, а я  уже на ходу учу. А на завтра выхожу… и читаю. Такой же точно был случай и с Нижним Тагилом. Сорокин уже в Тагиле, пишет, юбилейный праздник на Вагон-заводе  в огромном зале.. Утром мы  выезжаем с директором. «Ничего, сейчас приедем, ты к Сорокину, берешь стих и учи, а вечером прочтешь». «Николай Романович, так мало времени, можно я с маленькой записной  книжечкой выйду для уверенности, она у меня с собой». Показываю крошечную записную книжечку..
 « Нет, ты постарайся, все-таки, наизусть». Постаралась, Николай Романович же попросил, у меня было часа четыре до выступления …и выучила и прочла и услышала: «Молодец! Не подвела! Это же про Тагил, про малахиты…Подарок им».
    Приходилось выезжать и на открытие заводов, цехов.. Помню, поехали  в Асбест концертной бригадой  на открытие нового асбестовского  цеха. В бригаде Тамара  Радченко, Молиан Таубы, из Уральского хора обязательно кто-нибудь-танцы и пение, их любил народ, я веду и читаю производственную поэзию о людях труда, об Урале. Народу тысячи. Лето. Пресса. Газета « На смену» дала отличный материал. Фотографии, и моя тоже, большая красивая, на первой странице. Иду показать директору, а у него уже на столе газета, думаю, сейчас похвалит, а он: « Ты что это в таком платье, с голыми руками в цех вышла, не скромно, костюм должен соответствовать событию. Ты ведь в цех, на завод ехала». Вот так  по-отечески нас и воспитывали.
      Со всеми успехами, достижениями нас  Николай Романович всегда поздравлял, вызывал и говорил лично. Победа на пушкинском конкурсе чтецов была отмечена  пред всем коллективом. Ведь сразу три лауреаты вернулись из Москвы. Александр Гейзик, Валерий Бардин и я. Это были общие наши достижения Надо сказать, и это очень важная деталь. Я делала много программ с московскими режиссерами. И когда я привозила сделанную  программу с лауреатом Всероссийских конкурсов чтецов, Верой Васильевной  Бельцовой (школа А.Я.Закушняка) –и все концертные программы по два отделения каждая, сделанные с Народным артистом РСФСР Юрием Васильевичем Катиным-Ярцевым, то  все они  были оплачены по договору, после приема Художественным советом, филармонией за подписью директора. И при всем, при том, у нас был штатный режиссер Ширяев Андрей Петрович. (школа Тиме) 
    Надо вспомнить о важных датах, таких, как 7 ноября,1 мая 9 мая. Яркий период жизни всех, почти всех чтецов филармонии, -это участие в «Группе ликования», которая в течение 10 лет  приветствовала праздничные  шествия колон демонстрантов. Мы все были во внимании нашего директора- все должны быть здоровы и готовы, собраны к этому правительственному акту. Обязательно каждым поинтересуется. Нас обзванивают, ему докладывают.
     Незабываемые, неповторимые, блистательно организованы были «Поезда искусств». На стадионах выступали и Уральские звезды и  Звезды со всего Советского Союза: М. Магомаев Т. Синявская, Э. Пьеха, кино актеры Н. Мордюкова, Г. Вицин, Б. Андреев, Е. Моргунов, ведущий Б.  Брунов и мы, артисты филармонии, лично я выходила с Денискими рассказами. А на других площадках  художники выставляли свои полотна, киностудия  фильмы и создателей, народные мастера- умельцы со своими работами, да всего и не перечислить. И это нужная, необходимая Форма-Искусство в массы - началась в Советском Союзе.
          1984 год, я получаю Правительственную награду, звание- Заслуженный артист РСФСР. И поздравления были  на самом высоком уровне. Незабываемая радость, это была ПОБЕДА..

    Торжественные партийные события, праздники города, ноябрьские, майские, Победные… очень тщательно готовились, все  тексты, прежде всего, согласовывались  с идеологическим отделом  горкома партии. Часто мне приходилось вести эти важные  торжества в паре с Валентином Ворониным, артистом Драмы. А когда коллектив филармонии выехал с юбилейным отчетом в Москву, торжественное открытие в зале Россия мы тоже вели вместе с Валентином Ворониным.
         Помню, ехали в поезде в одном вагоне с Лидией Александровной Худяковой, зав. отделом Обкома партии, а мне, прямо в поезде дошивали голубое платье для второго концерта в зале Россия. Это был концерт для детей, а программу показывал коллектив  детской  филармонии. Платье примеряли прямо в купе,  а Лидия Александровна подсказывала, как лучше. Для открытия  черное платье было уже готово.. Я очень много в них работала, они сохранились до сего времени.. Николай Романович уже был в Москве. Какая была встреча, какой это был грандиозный показ всех исполнительских сил филармонии, всех коллективов. Это ведь и симфонический оркестр, и Уральский хор, и Детская филармония и небольших коллективов, как трио баянистов, несколько замечательных ансамблей и огромная  армия концертных исполнителей.
    А как все спланировано, а какие роскошные столичные нам были даны залы. Не случайно этот отчет называли  ЗВЕЗДНЫМ ЧАСОМ. 1986г.  Николай Романович тогда шутил : «Радуйтесь, а то ведь такого может уже никогда и  не быть!» и мы тогда это воспринимали, как  шутку-тогда  нам казалось, что  так у нас будет всегда. Ведь филармония занимала третье место в стране, в концертном отделе было  более 100  человек Мы никогда, никто из нас даже не думал, что может быть иначе..». Но сегодня эта шутка оказалось реальностью. Огромной заслугой Николая Романовича можно считать создание таких коллективов, которые смогли вырасти в самостоятельную структуру, как  Уральский хор или Детская филармония. Мы вспоминаем о нем, как о прекрасном руководителе и как о человеке, который берег и дорожил коллективом филармонии. Создание органного зала тоже было заслугой Николая Романовича. Память о нем мы  сохраним навсегда в наших сердцах.

Народная артистка России
Тамара Воронина
28 июня 2021г
  Г. Екатеринбург


Рецензии
Тамара Никитична, очень интересные воспоминания! Для меня в них много новых фактов и интересных оценок событий более чем полувековой давности!Спасибо!Желаю Вам и далее быть активной в творчестве и в любых Ваших делах!

Людмила Самойленко   20.10.2021 07:11     Заявить о нарушении