Тайные закоулки памяти... глава 13

               
Вот уже вторые сутки, под размеренный перестук колёс поезда, который вёз меня в неизвестность, в неожиданный, загадочный Казахстан, вспоминал, перебирал мысленно, оценивал все те события последних недель моей жизни. Как для меня, они были очень важной вехой – я таки осуществил свою детскую мечту и со свидетельством пилота, в форме лётчика Гражданской авиации нёсся необъятными просторами страны в “счастливое” будущее! А как же тешило самолюбие молодого, в меру самоуверенного парня то уважение, которое проявляли к нему его попутчики, с которыми он познакомился и общался в купе поезда. Это были – довольно пожилая, симпатичная семейная пара врачей и молодая студентка-геолог, которая направлялась на практику, на Урал, в геологоразведочную экспедицию. За рюмкой и домашними пирогами внимательно слушал рассказы врачей-ветеранов о боевом пути фронтами Великой Отечественной, они вместе прошли весь тот ужас от Бреста до Сталинграда и назад до Варшавы, до Победы!

Да, я действительно гордился ростом своего социального статуса было так приятно чувствовать уважение окружающих к человеку в форме пилота. А поздно вечером, когда все в купе спокойно уснули, не смог даже задремать – мысли, воспоминания! Перед глазами постоянно образы моих товарищей, с которыми жил три года вместе, в близком общении, жили общими интересами. В нашей лётной группе витал на удивление товарищеский, семейного типа дух (в других группах не всегда ладили между собой). Поэтому при расставании грустили все, обменивались адресами, уверяли друг друга, что будем всегда помнить нашу дружбу и совместно проведённые годы. Сейчас, оценивая свою жизнь, с благодарностью вспоминаю все  те письма, которые приходили мне в Аральск от друзей с Дальнего Востока, с Восточной Сибири, с Урала, из Харькова, из Грузии!

Сейчас, имея свободное время и средства, так жалею, вспоминая те письма от друзей с приглашениями погостить у них. Но это неумолимое время и непреодолимые жизненные обстоятельства по-своему выстраивали приоритеты и направления путей твоих жизненных дорог. Снова и снова вспоминаю постоянные приглашения от своего лучшего, самого близкого друга – Валеры Кобиашвили. Мы искренне подружились с первой нашей встречи. Валера совершенно был не похож на грузина – европейского типа лицо, светло-русые с рыжинкой волосы и только сильный акцент во время разговора выдавал его, в русском языке он был слабоват. Поэтому я с первого же дня общения взял над ним шефство. Мы всегда были рядом друг с другом и на экзаменах, и в аудиториях на занятиях, и в казармах наши койки находились рядом. Надо отдать должное его упорству – к концу учёбы акцент исчез. Эта дружба, доверие друг к другу, позволяли раскрыть душу, не боясь насмешек, предательства, озвучивания твоих тайн!
Как-то на первом месяце учёбы в училище нас поставили в наряд, на строительство спорткомплекса, где мы работая вместе, поведали друг другу о своей жизни до училища. Я, почувствовав его не показной интерес к моим рассказам, чистосердечно рассказал об очень тяжёлой судьбе моей мамы, об издевательствах отца. Под впечатлением услышанного Валера и сам начал рассказывать о себе, о семье, о Грузии. В тот вечер мы допоздна сидели на лавочке, возле казармы. С тех пор мы всегда находили время посидеть, пообщаться, нам было интересно вдвоём. С отпуска он привозил мне чурчхелу (в Интернете можно найти рецепт), которая очень понравилась мне, даже в Аральск он однажды прислал мне бандероль с моей любимой  чурчхелой. Несколько лет тому назад, с печалью узнал о его дальнейшей судьбе – через некоторое время после окончания училища он приезжал в Кременчуг и переучился на вертолётчика. Затем, в связи с войной в Грузии, пошёл в армию, где дослужился до капитана, но его вертолёт в горах потерпел катастрофу. Искренне жалею о таком друге, а в душе теплится надежда посетить когда-то Грузию и положить цветы на его могилу.

Как же тяжело вспоминать о своих лучших друзьях, которые ушли уже в свой последний полёт. Вот память напоминает мне о моём хорошем друге – Толе Храпатом, который приехал в училище из Харькова, а после получения свидетельства пилота вернулся в Харьковский авиаотряд. Мы с ним очень долго переписывались. Со временем он переучился на тяжёлую технику и однажды здорово помог мне. Мой старший сын, в то время, проходил воинскую службу десантником в г. Гянджа, в Азербайджане. Времена были тяжкие – развал Союза, смена власти в Азербайджане, страшные новости по телевизору. Сердце и душа родителей не выдерживала, да к тому же по три месяца нет писем и ответа на телеграммы командованию. Решил лететь в Гянджу, узнать подробности на месте. В Харькове нашёл Толю, который познакомил со своим товарищем, который летал на Баку. Так в пилотской кабине, как член экипажа и прилетел в Баку, а там военное положение, комендантский час, но сумел договориться с грузинским экипажем, который доставил меня в Гянджу, где обнял своего старшего и кормил домашними пирожками. Увидел, какая тяжкая, сложная служба досталась сынку, им даже пришлось из-за угрозы военного переворота срочно десантироваться в Украину. А в те дни, когда увидел сына и успокоил сердце, через четыре дня уже был в Харькове и благодарил Толю за бутылочкой винца из Гянджи. А позже, когда меня по возрасту направили на медицинское обследование в Харьков в наш Аэрофлотовский стационар, он каким-то образом узнал об этом и навещал меня, угощал фруктами. Мы долго с ним беседовали, вспоминали молодые курсантские годы, бесшабашные проделки, В. Кахновку, Градижск, наши самоволки. А недавно, общаясь с коллегами в группе КЛУ ГА, с прискорбием узнал – Толя также ушёл в свой последний полёт. Пусть земля ему будет пухом! Прекрасно понимаю, мы не в состоянии изменить ход времени, мы рождаемся, взрослеем, стареем и вынуждены умирать, освобождая место следующим поколениям и этот механизм вечен!


Рецензии