Петляков Владимир Михайлович

День рождения Героя

Петляков Владимир Михайлович (15 [27] июня 1891 – 12 января 1942), авиаконструктор.

Окончил Московское высшее техническое училище (1922). Работал в ЦАГИ инженером-конструктором. Вёл разработку крыльев самолётов А. Н. Туполева (самолёты АТН). В дальнейшем у Туполева он отвечал за подготовку самолётов к лётным испытаниям и передачу в серийное производство.

Сыграл большую роль создании самолёта АНТ-25. На этом самолёте летом 1937 г. были совершены два выдающихся перелёта через Северный полюс в США: сначала В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым, а затем М. Громовым, А. Юмашевым и С. Данилиным.

В 1934 году бригада В. М. Петлякова получила задание на разработку дальнего четырёхмоторного бомбардировщика класса «летающая крепость» ТБ-7 (АНТ-42). Вместе с А. Н. Туполевым Петляков был обвиненён во вредительстве и арестован в ноябре 1937 г. Доработка самолёта осуществлялась заместителем Петлякова И. Незвалем. После гибели Петлякова в 1942 г., в честь признания его заслуг, самолет получил наименование Пе-8.

Из Бутырской тюрьмы был переведён в ОКБ НКВД, где получил задание на разработку дальнего высотного скоростного трёхместного истребителя с индексом СТО (100). Основной боевой задачей самолёта должно было стать сопровождение тяжёлого бомбардировщика ТБ-7 в его полётах в глубокий тыл врага.

Испытания ВИ-100 закончились успешно, однако 4 июня 1940 г. было принято решение о «перепрофилировании» высотного истребителя в пикирующий бомбардировщик. Коллективу предстояло разработать и испытать практически новый фюзеляж, тормозные щитки и систему управления ими, коренным образом пересмотреть размещение экипажа, изменить винтомоторную установку. 23 июля 1940 г началось серийное производство самолёта на заводах № 22 и № 39 в Москве.

В качестве вознаграждения за выполненную работу В. М. Петляков и сотрудники его КБ были выпущены на свободу. Петляков был освобождён из заключения 27 июля 1940 г. В октябре В. М. Петляков был назначен главным конструктором завода № 39. 15 декабря 1940 г. лётчик Н. Фёдоров поднял в воздух самолёт, который получил наименование Пе-2. 16 января 1941 г. задание на производство Пе-2 получили заводы № 124 в Казани, № 125 в Иркутске и № 450 в Воронеже. В феврале В. М. Петляков был назначен главным конструктором завода № 22. За пять месяцев до начала войны было выпущено 306 самолётов Пе-2. В октябре В. М. Петляков руководил эвакуацией завода № 22 в Казань, на территорию завода № 124.

12 января 1942 г. В. Петляков направлялся из Казани в Москву для встречи с наркомом авиационной промышленности А. И. Шахуриным. Самолёт потерпел катастрофу, в которой погиб весь экипаж и В. Петляков.

Награждён двумя орденами Ленина и орденом Красной Звезды. Лауреат Сталинской премии 1-й степени.


Иллюстрация: Неизвестный автор. Владимир Михайлович Петляков. Фото из открытых источников.


Рецензии