Сны о графе Н. П. Шереметеве и Прасковье Ивановне

  Сны о графе Н. П. Шереметеве и Прасковье  Ивановне Ковалёвой-Жемчуговой
   Автор Ирина Сергеевна Лесная-Иванова
                Драма
      Прозаический вариант
Перевод моего стихотворного текста в прозаический осуществлён мною в надежде на постановку спектакля, так как в стихах сейчас драмы ставят редко.
Действующие лица:
Граф Пётр Борисович Шереметев
Граф Николай Петрович Шереметев
Прасковья Ковалёва-Жемчугова крепостная актриса
Помощник графа Петра Борисовича при репетициях в театре Кэйафас 
Представители светского общества
Врач Иван Андреевич Бромов
Дама в красном, графиня Анна Львовна
Анфиса крепостная дамы в красном
Пелагея крепостная дамы в красном
Игнат крепостной дамы в красном
Прохор крепостной дамы в красном
Цыганка
Цыганский табор
Дворецкий
В драме использованы факты из жизни графа Николая Петровича Шереметьева и Прасковьи Ивановны Шереметевой, но сюжетная линия светской дамы, врача, обмана ими  графа является вымыслом автора.

                Пролог
Преподавательница университета начинает готовиться к предмету. Набирает на компьютере Дисциплина « Сохранение культурного и природного наследия» Тема «Парки России. Парк Кусково и его хозяева». Любовь Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой и графа Николая Петровича Шереметева. Видит колонку статей. Засыпает за их чтением. И снится ей сон.
                Часть первая
                Действие первое, год 1787
Утро у  пруда в имении Кусково. Прасковья Ковалёва-Жемчугова гуляет с подругой Анфисой.
Танец бабочек и стрекоз. Прекрасная природа. Прасковья идёт вдоль берега, находит большую раковину, поднимает, раскрывает и видит чудо.
Прасковья:
—Анфиса! Смотри, жемчужина какая! Ровная, большая, перламутровая!
Анфиса:
—Да, это просто подарок природы тебе. Но хранить у себя такие вещи опасно. Найдут и скажут, что ты украла. Вон, смотри, барин с сыном  идёт. Поди к ним, подари.
Правсковья:
—А ты со мной пойдёшь, Анфиса?
Анфиса:
—Нет, я стесняюсь. Я здесь тебя подожду, на облака полюбуюсь.
Прасковья подбегает к помещикам:
—Здравствуйте, Ваши сиятельства!
Старый барин:
— Здравствуй, Прасковья! Что у тебя новенького, интересного?
Прасковья:
—Жемчужину, Ваша светлость, нашла на пруду. Возьмите в честь хорошего дня.
Старый барин рассматривает жемчужину.
— Да, крупная, светлая, загадочная, как ты. Бери её себе, Прасковья! Дарю. И вот  ещё. Ты ведь играешь в театре. У всех почти актёров и актрис моих фамилии двойные. А у тебя просто Ковалёва.
Но отныне будешь ты Ковалёва-Жемчугова. Сегодня же я всех об этом оповещу. Но учти : фамилия такая обязывает играть в театре на отлично. Надеюсь, ты хорошо выучила свою роль Элианы в спектакле Гретри «Самнитские браки». Завтра вечером к нам приезжает сама императрица Екатерина Вторая. Днём последняя репетиция. Я не буду уж с Вами репетировать, временно передам дела помощнику моему, известному Вам Кэйафасу. Слушайтесь его как меня, обещал я, кого он похвалит на репетиции наградить, на кого пожалуется, наказать. Я только к спектаклю приду: много дел по подготовке к приезду императрицы мне ещё надо сделать, распоряжений много не успел отдать. Беги, девушка ,готовься, на репетицию и спектакль не опаздывай!
Прасковья:
—Спасибо, барин! Век не забуду Вашей доброты!
Старый граф сыну:
—Вот эта девушка мне по сердцу. Приветливая, ласковая, весёлая, добрая, честная, на нескольких языках говорит. Хотел бы её тебе в невесты, да жаль крепостная. С крепостными браки дворян не разрешены, да и приданого у них нет. Ничего, добрые и ласковые, да весёлые и среди дворянок есть. Ты себе невесту отыщешь . Может, и не дворянских, а королевских кровей.
Молодой граф:
—А если не отыщу? Что тогда?
Старый граф:
—Быть того не может. Ты жених будешь у нас завидный, самый богатый в этой местности. Только сначала надо  тебе послужить Отечеству, хорошо зарекомендовать себя на службе, а потом жениться. Но завтра вечером на спектакль приходи. Её величество  Екатерину Вторую увидишь. Да и посмотрим, как Прасковья наша играть будет. Прелесть девушка! Вот была бы невеста сыну, жаль, что крепостная, а то бы благословил на брак. Право, благословил бы.
                Действие второе
День. Пустая сцена театра. Помощник графа Петра Борисовича при репетициях  труппы Кэйафас ( греч.  поднимающий, настраивающий) и Прасковья Ковалёва-Жемчугова.
Кэйафас  :
—Прасковья! Ты у нас любимица графа Петра Борисовича, воспитанница княгиней Марфой Михайловной Долгорукой , барская барыня так сказать. При  всех замечаний делать тебе не хотел.
Но сейчас скажу. Роль свою ты выучила прекрасно, а ходишь по сцене как? Разве так ходит девушка, которая всех уверила, что она мужчина-воин? Где осанка, полёт, твёрдость, стремительность? Ты будто вдоль пруда прогуливаешься, овец или коров пасёшь. Ну-ка, пройдись ещё раз.
Прасковья проходит не как воин.
Кэйафас  :
—Всё не так! Никакого терпения с вами, крепостными крестьянками, нет. Понабрали труппу! Роль вызубрила, а что толку? Движения, мимика где? О чём задумалась? Видно, что ты мыслями не здесь, не со мной, а в облаках где-то пребываешь! Ты если так и дальше ходить на спектакле будешь, то получишь от меня направление в коровник убираться. Будешь не сцене выступать, а крутить хвосты коровам и говно их нюхать, и захлебнёшься в этом говне, и потонешь в нём. Ясно?
(Раздаётся мычание коровы)
Вон, бурёнка, слышишь, легка на помине. Так и ждёт тебя, будущую говночистку.
Прасковья! Ты меня слышишь? Что за отсутствующий взгляд? Влюбилась в кого что ли? ( Бьёт девушку по щекам)
Ну-ка, взгляни мне в глаза, да повтори, что я сказал?
Прасковья повторяет:
—Ты как ходишь? Ходишь, будто вдоль пруда гуляешь, коров или овец пасёшь. Получишь от меня направление в коровник убираться.
Кэйафас  :
—Размечталась, дура! Ещё и передразниваешь? Ладно. Даже насмешила, идиотка. А вывод-то какой из моих слов?
Прасковья:
—Вывод, что надо ходить энергично, подтянуто, бодро, как воин-мужчина, а не как девица вдоль пруда.
Кэйафас  :
—Слава Богу! Устал я с вами. Иди одна тренируйся и завтра, чтоб ходила, как на параде. Императрица приезжает, чтоб сыграла как надо, а иначе навек в коровник убирать за бурёнками.
Снова раздаётся мычание коровы.
Кейафас один:
—Вот. Накричал на Прасковью. Упился властью. Власть! Величайшее наслаждение —  власть! А разве есть она у  меня? Властитель меняет судьбы людей. Властитель  —  хозяин своей судьбы, ибо власть обеспечивает его немалыми деньгами. Вот известная нам помещица создала пансион крепостных девиц. Учит их танцам, игре на музыкальных инструментах, пению, хорошим манерам. А всё зачем? Чтобы потом выгодно и дорого продать и получить прибыль, с лихвой окупающую расходы на учителей и поваров. Да, да известно всем, что дев неблагородного происхождения господа продают на рынке. Нехорошо это — людьми торговать. Но ведь живём в нехорошем мире. Нехороший закон позволяет. А кто же против законов возражать будет? Есть право, так люди пользуются. Продают девиц крепостных. Некрасивых берут в поломойки. Цена им до десяти тысяч. Три хороших лошади можно купить, продав одну девицу. А красавиц продают в услаждение барам. Одна такая девушка пятьсот тысяч стоит. Целый небольшой домик можно купить. Одну красавицу прода — один домик. Двух — два домика. Трёх — три домика. Так целый город в городе купить можно. А на продаже некрасивых целую конюшню заиметь. Плодитесь и размножайтесь крепостные на благо помещиков! Ах! Почему я не помещик? Почему у меня нет крепостных душ? Уж я бы разбогател. Уж я бы большие способности проявил к коммерции, хоть и нехорошо это— людьми торговать! Но ведь все, кто имеет права, торгуют. А у меня, впрочем, крепостные души  есть. Владею ими всякий раз, как и играть на сцене обучаю. А вот тел нет. Никого из артисток мне не продать, и право первой ночи не для меня. А игру-то их продаю за хлеб и воду себе, да стакан вина по праздникам  барину нашему и гостям его в наслаждение. А сам наслаждений  мало имею: ни денег, ни власти, ни любви, ни семьи, одно лишь искусство, точнее, ремесло, ибо и здесь надо угождать публике, а не заниматься самовыражением. Ремесло, ремесло, утлой лодочки весло. А артистки-то все держатся как, будто они королевы, а не девки крепостные. Иная так взглянет иногда, что чувствуешь: ей бы на трон, а не на сцену. Глядеть умеют, а слова дуры этакие забывают. Памяти у некоторых нет совсем.
 Ох! Девки, девки! Мало вас пороли! Ох, девки-девки! Учите роли! Ох, девки-девки, роли Вы учите! Ох, девки-девки, меня не подведите!
— Прошка! Вина наставнику актёрок шереметевского театра! Вина! Сегодня её величество императрицу встречаем!

                Действие 3
Вечер. Театр полон. Заканчивается спектакль.
На сцене
Нарядные девушки кричат: «Наше племя самнитян победило. Слава, слава героям, слава, слава их предводителям, слава юному воину самнитянину!
Военачальник  произносит речь.
—Юный самнитярин, сражался ты геройски, спас мне жизнь и за это  можешь выбрать пару себя для земного брака.
Элиана выбирает любимого воина, говоря:
—Вот возлюбленный мой, а в образе воина была перед вами и участвовала в сражении Элиана, чтобы иметь возможность выбрать себе жениха.( Снимает шлем, и всё видят её длинные волосы, спрятанные под ним).
—Ты знаешь, что право выбора пары в браке, Элиана, у нас имеют только мужчины. Но ты поразила нас своим мужеством, тебе я обязан жизнью, ради тебя мы сделаем исключение. Да будет Парменон  мужем тебе!
Артисты выходят на сцену, кланяются.
  Встаёт Екатерина Вторая. Наступает тишина. Все кланяются.
Екатерина проходит через зал, выходит на сцену и говорит:
—Спектакль сей доставил удовольствие моему имперскому Величеству и роскошью костюмов, и игрой актёров. Особенно понравилась мне девушка, исполняющая роль Элианы. Пусть подойдёт ко мне поближе.
Прасковья подходит.
Екатерина снимает с пальца алмазный перстень и говорит:
—Сим алмазным перстнем награждаю я тебя, чтобы в жизни была, как алмаз крепка и сияла, как камень драгоценный, вечной славою да помнила свою государыню.
Все рукоплещут. Занавес опускается.
                Часть вторая
Прошёл год. Старый граф Пётр Борисович умер. Николай Петрович пребывал в безутешном горе, и случились с ним неожиданные события…
                Перед занавесом.
Идёт граф Н. П. Шереметев. Навстречу ему красивая цыганка. Или группа цыган.
Цыганка:
— Барин! Вижу: Вы добрый человек, возвращаетесь с бала. Позолотить ручку. Предскажу Вам судьбу, погадаю. Дайте, сколько не жалко.
Граф достает из кармана деньги, отдает цыганке.
Цыганка:
— О! Вижу: Вы щедрый человек, добрый человек, а в недавно пережили большое горе. Болит душа Ваша, и одиноко Вам на балах, и со светскими людьми Вы чувствуете себя чужим и опасаетесь их. И правильно делаете. Бойтесь дамы в красном платье.  Захочет принести Вам новую беду, беду черную, страшную. Сторонитесь ее, не общайтесь с ней. Вовсе не ходите на балы. Ждёт Вас любовь необыкновенная, чудесная, редкая. От горя Вас излечит, все забудете, ее повстречав. Девица будет умная, талантливая, вниманием царицы Екатерины отмеченная, и Вас в горе утешит, и род Ваш потомком умным, добрым, достойным продлит, да только не на балу ее встретите. На балы не ходите вовсе. А придет к Вам Ваше счастье само прямо в дом, но и трудностей в любви Вашей будет много. Пред ними не отступайте, с пути не сворачивайте и награду в достойном наследнике обретёте. Целую ручки, прощайте, барин, помните слова мои.
А то, пойдем в наш табор. Уж мы тебя развеселили песнями, плясками, уж мы тебя потешим. Звучит песня или ее поют "Ей, ямщик, гони-ка к "Яру"".
Ну что пойдешь, барин, к нам в табор?
Граф:
— Хороши песни у вас и пляски, но нет, цыганка, спасибо. Пойду я домой.
Цыганка:
— Иди,  да  помни, что я нагадала.
Граф идёт домой, звучит романс на стихи И. С. Тургенева «Утро туманное, утро седое»
                Действие первое
Граф Н. П. Шереметев после смерти отца один в поместье ходит по пустому дому, потом по имению:
— Холодно здесь сегодня. Пусто. Пусто и на душе. Отец мой умер. Все часы в доме  поломались. Одни не ходят, другие идут, но время показывают не то. Не хотят мне служить. Помнят хозяина. Да, умер отец, а людям всё равно уже. Уже глядят на меня как на нового графа и, наверно, говорят, старые матроны вот, мол, богатый жених, надо с ним дочек наших познакомить, как будет бал давать, так подослать. Влюблена в меня одна особа. Как бал, так глазки строит, светскую игру ведёт, завлекает. А я, признаться, боюсь красоток. Соперников потом  будет чёртова дюжина. От ревности разрыв сердца  хватит. А как изменит и найдёт, что соперник лучше? Да ребёнка чужого от тайной интрижки как твоего тебе преподнесёт? Только и следи за ней! Флирт мне навязывает. Несостоявшийся роман с Анной Львовной не даёт мне покоя. Есть в мадам что-то роковое. Ох, чувствую я: коль пойдёт она на абордаж, так корабль моей жизни потонуть может. Не смотреть в её глаза, не отвечать улыбкой любезной на её улыбку. Зачем женщины? Нас соблазнить, женить, закабалить, связать семейными заботами по рукам и ногам, а я ещё во цвете лет! Сколько могу для государства сделать! Добавить славы прославленному роду графов Шереметьевых, в историю войти. Нет! Надо совсем перестать ходить на балы. Что там? Одни интриги, а за ними беды. К тому ж, смерть отца —  серьёзная причина, чтобы жить уединенно. И мне действительно  не до балов.У меня в душе траур. Частенько вспоминаю я покойного отца. Любил меня папа и с крепостными был добр. Бывало за один стол с господами у нас садились. Всё чаще его артисты. По имени отчеству их называл, давал к фамилиям прибавки из названий драгоценных камней. Любил и роскошь. Вон и шапка его лежит. Рыжий бобр. Холодно в доме. Камины не топят. Кажется на улице теплее. (Выходит на улицу, идёт по направлению к конюшне, видит там жеребца)
— Ну что, Савраска! Часы меня не признают. А ты признал, помнишь ли седока своего?( Гладит по морде, гриве). Помню: ребёнком был когда, отец ездить учил.  Я упаду, а он говорит: « Что, сыночек, разбил коленку? Не плачь! Мужчины плакать не должны! Ты править рождён, любого коня обуздать должен, и сам со своей судьбой справиться. На то тебе воля дана сильная, отцовская». И сильный был, и богатый, и знаменитый, а умер, как обычный раб божий. Был человек, и нет. Одни вещи бесхозные остались.( Заходит снова в дом, открывает шкаф, полный шёлковыми рубашками.) Да, рубашек здесь сотни две. Несколько деревень одеть можно. А мне не подходит ни одна. Нельзя близкому родственнику с покойника вещи носить. Велю всё раздать крепостным. Куда ни пойдёшь — горькие воспоминания повсюду. А вот в буфете вино отцовское стоит. Хорошее, крепкое вино, высший класс! Вот выпью я сейчас, и согреюсь, и развеселюсь чуть-чуть. А что это рядом с бутылью? Жемчужина! Зачем она здесь? Откуда? Помню, приезжал из заграницы, попал на отцовский спектакль, там ещё императрица Екатерина Вторая присутствовала. Девочка одна так играла, так пела! Звуки, как золотые бабочки,  над нами порхали, царица тронута была, перстень с руки своей нежной сняла, артистке нашей подарила. А как же звали певицу ту? Кажется, Прасковья. Прасковья Ковалёва. А как жемчужину-то нашли у пруда, так и добавили к её фамилии Жемчугова. Графская фамилия получилась, двойная. Да, голос такой дар Бога, Всевышнего, Творца нашего. Давно это было. Так давно, что кажется сном. «Вся жизнь есть сон», — сказал великий Кальдерон. Может, и сейчас я сплю, и просто снится мне, что отец умер, а я стал хозяином огромного имения, где меня не слушаются даже часы. Ну, ничего, вызову мастера, всё пойдёт на лад, а сейчас надо ещё выпить и закусить.
                Действие второе
Зима. Святки. Из окна комнат крепостных актриса видна Рождественская ёлка.
Анфиса и ее подруга:
---Погадай нам, дорогая Прасковья!
Тебе  уж замуж пора. Поставь вот зеркало, а с ним свечу,
А мы с Маланьей посмотрим, кто явится к тебе,как скажешь ты заклинание и начнёшь глядеть в зеркало.
Как запотеет стекло --- не смотри, протри его полотенцем, и сзади подойдёт к тебе жених. А мы увидим тихо вас двоих. А как увидишь, чья будешь невеста, так говори скорей:" Чур, сего места!'
Прасковья выполняет требования гадания и видит с подругами в зеркале графа Шереметева, который призраком походит сзади.
Анфиса:
---Смотри! Граф Шереметев молодой! Неужели Прасковье быть его женой? Не бывает такого, чтобы помещики на крепостных девках женились-то! Графинюшка Прасковья! Ха-ха-ха! Послала тебе Полночь жениха! Мы тебе кланяемся. Нет, это ни на что не похоже. Может, бес нас всех попутал? Ночь звездная, светлая. Пора нам домой!
  Прасковья одна.
Вот и ушли подружки,  оставили меня с видением таинственным одну. Гаданье--бесовщина, говорят.
А все ж у графа взгляд очень добрый, взгляд, лучистый, солнечный.
Он меня согрел меня. Все осветил. В холодную и темную постель
 не хочется, взгляну на звёзды. Может, судьба привиделась мне!
Не бывает такого, чтобы помещики на крепостных девках женились-то! Посмеялись надо мной подружки.
А вдруг видение правду говорит, и стану я женой Николая Петровича? Граф молодой красив, добр и умён. Как он теперь? Все в горе, видно. Забросил театр. Может, дома пьет. И никто к нему бедному не придёт на помощь. Женой я буду или не женой, но разлучу его навек с тоской! Завтра я в барский дом к нему приду, если пустят меня, если примет меня молодой барин Николай Петрович… А примет, так я ключ от его сердца подберу, найду! Лишь бы только принял. Помолюсь об этом Господу. Уж я батюшку нашего барина и поддержу, и утешу. Может, хоть театром вновь заинтересуется он, и печаль-тоска пройдут. Нельзя человеку в таком горе одному оставаться.
                Действие третье
Граф Н. П. Шереметев сидит дома и пьёт.
В покоях графа появляется крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова:
Прасковья:
— Светлейший граф, Николай Петрович! Простите, что нарушила Ваше уединение. Пришла вот к Вам от всех актёров. Беспокоимся мы о Вашем самочувствии, состоянии. Совсем наш театр позабыли.
—Да, не до театра мне, Прасковья. Траур на душе.
— Николай Петрович! Драгоценный Вы наш! Тяжела Ваша утрата, чувствую, как Вам больно сейчас. Отец Ваш великий человек был. Царство ему небесное! Целый век при нем наш процветал, блистал. Но вот  ушел и Вам ключи отдал от своего имения и от сердец наших. Теперь Вы нам и родной отец, и правитель. А Вы покинули наш театр, мы так Вас ждём, каждый день, каждый час. А Вы вот здесь совсем один сидите и пьёте это горькое вино и думаете, что оно Вас утешит, развеселит лучше, чем мы? Право, это не так! Хотите я Вам спою, спою песенку из спектакля нашего?            
Граф Н. П. Шереметев
 — Спой, Прасковья, дорогая. Голос у тебя чудесный. Помню его ещё с тех времён, когда царица в наш театр приезжала, перстень тебе подарила. Спой. Отгони печаль-тоску прочь.
После окончания песни граф говорит:
 — Поешь ты хорошо, Прасковья, — но и вино веселит. Не отказывайся, выпей со мной вина крепкого, отцовского. Я тебя много лет помнил. Как ты похорошела! Расцвела ты, девушка, словно маков цвет. Разреши мне, доброму молодцу, поблагодарить тебя за пение поцелуем. В доме таком родную душу обнять бы, жить да радоваться. Да нет её родной души рядом! Нет! Есть. Ты моя родная душа! Одним театром жили много лет, одним искусством, с одними людьми вместе, одной судьбой, можно сказать. Значит, говоришь, добрый был мой отец? И я тоже добрый, иди сюда, Прасковья моя, утешительница, иди сюда, мой ангел, обними меня, утешь ещё в горе, по-настоящему, по- женски. Я ведь тебя, милая моя, давно тебя полюбил, только сказать боялся, думал: вдруг не взаимно это, вдруг напугаю тебя, красну девицу, а ты вот и сама пришла.
(Обнимает Прасковью, тушит свечу.

Все погружается во тьму).
                Действие-вставка для кино
Утро в доме, специально построенном для Прасковьи Ивановны в Кусковском парке. Граф Николай Петрович и Прасковья проснулись, понежились, сладко улыбнулись.
Прасковья одевается, подбегает к окну.
—Какое солнце в облаках! Как золотой апельсин из оранжерии! Кажется, что там, за окном, жарко. Посмотри, Николай!
Граф подбегает к окну:
Нет, там холодно. Мороз на стекле нарисовал узоры, а деревья в инее.
Прасковья:
 — Хочу в твой парк стряхивать иней с ветвей!
Граф
—Тогда велю запрячь тройку! Уж если стряхивать иней, так с бубенцами. Пусть летит со звоном.
Через некоторое время едут на тройке, делают круг по Кусковскому парку, обнимаются и целуются в санях, возвращаются. В доме Прасковья скидывает полушубок. Льнет к камину.
Граф:
— Ну как, моя радость? Довольна твоя душенька прогулкой? Я взбодрился. Теперь легко будет приступать к разбору служебных бумаг.
Прасковья:
— Так быстро покидаешь меня? Поет" На уходи, побудь со мною".
Граф:
— Я тебе, правда, ещё не наскучил? Ты не хочешь отдохнуть после прогулки?
Прасковья льнет к графу:
— Я хочу, чтобы ты никогда не уходил, ни на час, ни на минуту, ни на секунду. Иди ко мне, ты замёрз, милый. Я согрею тебя.
Граф обнимает Прасковью. Они целуются.
Граф в раздумье:
— А что, если мне приехать к тебе в этот флигелек? В доме отца всё так величественно и пустынно, как в ледяном дворце, где не светится лаской ни один огонек. Даже камин не так горит, когда тебя нет рядом. Зачем мне большой дом, в котором я один. Вот сейчас соберу вещи и к тебе переселюсь!
Прасковья:
— А важные бумаги?
Николай.
— А важные бумаги подождут.



Графиня Анна Львовна в  красном — А каков красавец граф Николай Петрович! Статный, бравый, глаза карие добро и свет излучают, губы улыбаются слегка, бакенбарды меня приводят в умиление, а лоб говорит об уме незаурядном. А с каким вкусом всегда одет, манеры не поддельно светские, как у некоторых. Так и хочется назвать его Николя. Но для меня пока Николай Петрович просто Граф, и   Граф мой любит другую. Он всё равно будет мой. Я добавлю в одно из моих вин яд цикуты. Он, говорят, смертелен. Моя крепостная Анфиса дружит с Прасковьей. Актёрке ей милей барыни. Прикажу им выпить вместе. Обе подохнут, как собаки. Кто принес вина, то не узнает даже Сатана. Зачем я говорю сама с собою? Я горю от ревности как в огне. Не знаю, чем объяснить такой успех соперницы, она некрасива, бедна, не нашего дворянского сословия, неужели одним талантом? Что так взяло графа за душу? Признаться я равнодушна к пению и театру. Даже засыпаю иногда на спектаклях. Есть только один стоящий внимания театр, театр нашей жизни.
Зовёт Анфису:
— Анфиса, подойди к своей барыне.
Анфиса походит.
Анна Львовна:
— Анфиса! Я слышала, что ты как-то ходила в поле собирать цветы с актрисою Ковалёвой-Жемчуговой. А тебе надобно знать, что она влюблена в графа, который никогда не женится на крепостной, потому грустна. Мне жаль бедную девушку. Я дам тебе целебное вино, скажи, что оно излечит грусть-тоску и выпей с бедняжкой. Вы развеселитесь.
(Подаёт бутылку вина)
Анфиса:
— Все говорят, что Вы влюблены в графа. Я догадываюсь: в вине спрятан смертельный яд. У Вас на уме убийство. Молитесь! Убийство—это страшный грех. Если граф не отвечает на Ваши чувства, то лучше идите в монастырь.
Анна Львовна:
— Дура! Слишком много думаешь и говорить. Не холопское дело советы барам давать. Кнут тебе нужен для поумнения. Я верующая в Бога женщина и хочу людям только добра». «Возлюби врагов своих»,— сказал Иисус. Вот я хочу возлюбить Прасковьюшку и помочь ей. Неси вино и пей, иначе засекут тебя на конюшне за непослушание.
Анфиса:
— Воля барская мне закон. Граф влюблён в крепостную актрису, но не женится на ней. Я передам целебное вино. Надеюсь, что оно не отравлено.
( Выходит в сад, выливает вино в ручей)
Произносит:
Не засечь тебе меня, злобная и лицемерная тварь. И мне ты готовила гибель, предлагая распить с Прасковьей это вино. Я слышала, что есть на свете Запорожская сечь, где нет крепостного права Говорят, она далеко отсюда, но я найду, сбегу от Анны, выйду там замуж за казака…

Через неделю
Графиня Анна Львовна  в красном:
— Не извело Аксинью, а след Анфисы давно пропал. Сбежала, чтобы не брать грех на душу, да и свою жизнь сохранить. Всё поняла. Прасковья жива, а мне как жить, есть, спать, воздухом дышать? Я вижу перед собой графа, я хочу быть его женой, хочу родить детей, на нас похожих. Как победить мне соперницу? Что сделать? Придумала! Надо приворожить графа! Пойду к известной ведьме.
Графиня в красном у ведьмы.
Анна Львовна:
— Ты про всех всё знаешь, всё ведаешь. Я люблю одного человека, а он безумно влюблён в другую, а не в меня. Дай мне приворотного зелья, такого, чтобы он меня полюбил, а о ней забыл вовсе.

Ведьма:
— Я не против тебе помочь. Но ты же заешь, что я ведьма, одна из дочерей Дьявола. Ты знаешь, что у нас с богом идёт страшная вражда. Поэтому слушай, что я скажу тебе сейчас. Я знаю, что в твоём доме есть икона, в которой не счесть бриллиантов. Отдай её мне. Я сниму оклад с камнями, а икону брошу на дрова. Твоё горе пройдёт , как сон. Безответная любовь станет ответной, граф влюбится так,  что не сможет есть и пить без тебя, потребность видеть тебя, быть рядом будет постоянной. Только отдай мне икону с драгоценными камнями в окладе.

Графиня в красном:
— Икону? Что ты? Это будет прямой вызов Богу, я окажусь заодно с силами Сатаны. Грех можно замолить, раскаяться, Бог и  убийство простить может, если каяться потом искренне и сильно, но отступничество, богоборчество, богохульство никогда. Одно дело просить приворота, а это совсем другое. Кстати, ты очень  дорого берёшь за приворот. Благодаря тем камням, что в окладе иконы, если их продать, целую жизнь прожить можно. Пойду я к другой ведьме. Может, она возьмет дешевле.
Ведьма:
— Иди.
Тихо вслед:
— До новой ведьмы не пойдешь.
В день смерти девы той и ты умрёшь.

Покои графини в красном

Анна Львовна:

— Анфиса была огородницей, а также хорошо ухаживала за садом. Сбежала, паскуда. Но для такой работы особых навыков совсем не надо. Сгодится любой человек. Отправлюсь-ка я на рынок и куплю вместо Анфиски любого крепостного.

Анна Львовна на рынке. Вместе с мясом, овощами, фруктами, козами, баранами там продают и крепостных крестьян. Графиня в красном ходит, рассматривает их.
Крепостной Прохор (в сторону, как бы про себя)
Вот ходит баба по рынку, как царица, крепостных, как  капусту, выбирает.
Только бы меня не купила. Продаёт барин за плохое поведение, шутовство, не понимает шуток, а у меня семья в его имении, никто не купит, домой вернёмся, ладно, не буду с ним шутить, не стану строить рожи.

Анна Львовна:

— Какой забавник!
Какова цена?

Продавец называет небольшую цену.

Анна Львовна:
— Ну что ж.

Цена мне вполне подходит.

(Графиня в красном покупает Прохора.)

Анна Львовна в своих покоях новому крепостному:

— Прохор, ты невесело и неопрятно выглядишь. Утри из своих глаз слезу и гной, мне нравятся опрятные крепостные. Правда, опрятным быть трудно: твоя работа — содержать в порядке сад и огород, но ты уж постарайся, кстати, там есть и другие крепостные, с людьми моими не ссорься.
После ухода Прохора
Какое же это счастье, что я родилась барыней, а не крепостной. Им, конечно, не позавидуешь. Но крест мой — безответная любовь к Николаю Петровичу. Граф мой не пришёл вновь на бал. А это был не просто бал, а карнавал. Узнал бы меня граф иль не узнал?( ( Вспоминает бал-маскарад. Люди в масках танцуют) Совсем он перестал ходить на балы! Пошлю с досады девок мыть полы! Прошка! Собери девок-поломоек, да пришли мне!

Прошка выполняет приказание, девки толпятся у входа.

Анна Львовна:

— Девки! Что вчера полы помыли так плохо? Смотрите, у Вас в пыли все  углы!
А ну-ка, тряпки в зубы и вперёд! Лентяйки! Мало вас секли на конюшне!

(Девки уходят. Помещица одна)

Анна Львовна  сама себе:

— Ушли. А мне не легче. Всё ведьма из головы не идёт, дорого она берёт за привороты, а к новой ведьме идти уже нет сил. Посмотрю, что дальше будет. Может, натешится он актёркой этой  да и бросит её.
Анна Львовна (ходит по комнате, снова говорит сама себе) :
— Не отвести на девках мне душу! Сгораю я от зависти.
Прельстила голосом сказочным дурнушка крепостная Николая! Чтоб голосочек-то у неё пропал! Стал хуже карканья ворон! Все плохо! Игнат не кормил коней.Говорял, что таскал мешки с овсом тайно на продажу. Я на земле ему устрою Ад. Велю вот Архипу-кузнецу  кнутом эту мерзкую тварь наказать, Иссечь, иссчечь, да так, чтобы кровь на коже кровь расцвела, как алый мак, со стороны красиво это так...На выставку картин ходить не надо.
Анна Львовна( кричит) :
— Пелагея! Позови Архипа-кузнеца и Игната-конюха.
Пелагея:
— Сейчас, барыня!
   (Архип и Игнат входят. Рядом с кузнецом далеко не маленький конюх смотрится, как волкодав с левреткой).
Анна Львовна:
— Архип! Ты знаешь: мой конюх Игнат стал нерадив. И службе он не рад.
Не чистит лошадей, не скребёт, не кормит, злодей этакий!
Веди его в кузницу и секи мерзавца посильней кнутом, а потом приведи его ко мне.
Но все ж, смотри, будь с ним осторожней. Мерзавец-то мерзавец, лентяй-то лентяй, а  нужен мне живым.

Игнат Анне Львовне:

— Барыня! Помилуйте, Вы ж голубых кровей! Лошадок Ваших я кормил, чистил, скрёб!
С Прасковьей графской обманул, не спал. Но лошадок содержал в порядке!

Анна Львовна:

— Болван! Спал или не спал, мне какое дело! Ты, злодей, лошадей чуть не уморил с голоду! Люди мои видели, как ты сам их овёс ел, да мешками продавать таскал! Твоя вина тут неоспорима тут. Иди и ложись покорно под кнут.

( Архип с конюхом уходят. Через некоторое время из кузницы доносятся крики.)

                Действие 4
Граф Николай Петрович Шереметев с Прасковьей Ивановной в Кусковском парке:
Граф Николай Петрович Шереметев
 —  Неправда ли, Прасковья, прекрасен наш парк и зимой, и летом? Ты рада, что гуляешь  со мной здесь? Цветы маленькие, а лучезарные. Кажется, будто они звёзды, упавшие с небес. А вот и белочка. Смотри, смотри! Да их целых две!
У меня орешки с собой. Возьми орешек, белку покорми. Они ручные, вон спускается с дерева прямо к тебе. Фея моя! Лесная фея! Любят тебя зверушки!
Ну, идём дальше. Возле флигеля нашего море голубое гиацинтов. Какой пьянящий аромат! Голова кругом! ( Переводит взгляд на Прасковью) А ты задумчива сегодня. Вспоминаешь что-то? Расскажи?
Прасковья Ивановна:
— В именье соседском переполох: говорят, сбежала крепостная.
Граф Шереметев:
—Как будет жить?
Прасковья Ивановна:
— Поможет Бог! Все знают, что там ад  для крепостных: И секут, и унижают, и загружают работой.
Граф Шереметьев:
—Вот и бегут. Ну, а у нас не так: и люди пока довольны, и я доволен. Но беглянке плохо будет, как поймают, да выдадут, возвратят барину по закону. Закон – то у нас на стороне хозяев, каковы бы они ни были.
   Прасковья Ивановна
— Коль убежать захочет кто, закон не сдержит. Да, что говорить про это? Я во лучше про нас расскажу. Видела я, Николай, сон. Будто высоко-высоко на горе стоит церковь, при алтаре чисто огонь сияет. А мы с тобой, друг сердечный, венчаемся. И вокруг почти нет людей. Священник. Один мужчина только и моя подруга.
Граф Н. П. Шереметев:
— Венчание и брак неразрывно связаны, Прасковья, а нам, дворянам, нельзя вступать в брак с крепостными. Всё получишь от меня, что в моих силах, а невозможного не желай. Хотя где-то я слышал, что нет ничего невозможного.
Прасковья Ивановна:
— Дай вольную ты всей моей семье. Как были мы тебе рабски преданы, так и останемся. В огонь и в воду за тебя пойдем. И ты увидишь, что всё это не из страха, а по зову сердца.
Граф Николай Петрович Шереметев:
— Мысль интересная. Хоть я, конечно, не царь, а все ж могу решать
судьбы людские. Так ты считаешь, что узнать через вольную  смогу:  ты любишь ли меня, играешь в неволе, как актриса крепостная?
Прасковья Ивановна:
— Узнаешь, мой граф, только дай вольную моей семье! А то в неволе убегу!
Смотри: я убегаю! Догони! Убегает. (Граф  догнал, обнял)
Прасковья Ивановна:
— Не надо вольной мне. Мой Николай! Я пошутила. С тобой мне и в неволе хорошо!
Граф Николай Петрович Шереметев:
— Нет, раз я решил, то сделаю все !Ты будешь вольной, Прасковья,
чтобы стать законную моей законную женой. И тогда мы, не срываясь, будем выходить в свет вместе, поедем за границу. Ты так прекрасно знаешь французский, итальянский. Будем беседовать с иностранцами.
Прасковья Ивановна:
— Вашими устами, Николай Петрович, пить бы мёд. Заграница хорошо, а мне петь бы на сцене!
Граф Николай Петрович Шереметев:
— Ты будешь петь, любимая!
Я подарю тебе целый театр! Но главное — законный брак. Как его добиться? Право, не знаю. Прячемся в лесу от глаз людских. А шила в мешке не утаишь. Модно сейчас помещикам с крепостными жить, и всегда так было, но у нас не тот случай. Я тебя по-настоящему люблю. Это не пошлость какая-нибудь, я в тебе душу чувствую родную.( После паузы) Знаешь, Прасковья,
мне надо побывать в Петербурге. Приглашает туда царь на службу. Ты ведь будешь меня сопровождать? 
Прасковья Ивановна:
— Там  ужасный климат, дождливый, сырой, просто созданный для того, чтобы люди чахоткой болели! Там дожди одни.
Граф Николай Петрович Шереметев:
— Возьмём зонты, не страшно, ангел мой! Бог не выдаст, свинья не съест. Чахотка — болезнь бедных, от плохого питания, слабого сопротивления организма. Я тебя как царицу содержать буду. Фрукты, мясо, рыба каждый день. Да и на улицу в сырую погоду зачем выходить тебе? Прислуга принесёт всё, что захочешь. Ты ведь не больна сейчас? Вроде не кашляешь, поёшь, лицо румяное.
Прасковья Ивановна в сторону как бы про себя:
— Больна, да собой владею, не кашляю при нём. А коль скажу правду, вдруг не возьмёт с собой?
Вслух:
 —  Что ж, Николай Петрович! Николай! С тобой хоть на край света!
                Действие 5
В Петербурге светское общество на балу обсуждает пир, крепостных и графа. Разговоры за столом перемежаются с танцами.
Первый гость бала:
—Прекрасно, что мы с Вами собрались здесь.
Жизнь проходит в пирах, словно в раю! Это ,несомненно, милость божья.
Раздается крик за окном:" Ой, больно, больно, простите, барыня, больше не буду! О---оооо!"
Второй гость, прислушиваясь:
Там крепостных секут, Это  хорошо. Они, канальи, совсем от рук отбились и обленились. Им за это наказанье божье. Ну, а у нас пиры, Эдем!
Гостья бала:
—Что Вы, что Вы говорите. Бог сочувствует этим бедным людям.И гневается на их хозяев. Нет, нет! Жестокость такую надо нам присечь. Так можно засечь людей до смерти.
Царица наша Екатерина помещицу Салтыкову, говорят, в тюрьму отправила за жестокое обращение с крепостными, а там ведь ад.
Третий гость бала:
—О, да! У нас в поместье не секут, а здесь кричат, как будто ходит кнут по спинке или даже по груди, но мы не должны вмешиваться в чужие дела, зачем нам мешать экзекуции. Хозяин ---барин. Наказывают, значит, есть за что. Нам ссоры с соседями не нужны.
Со своими крепостными будем милостливы по возможности. Особенно я добр, когда хорошо пообедаю. Кушаем-то мы сейчас вкусно. Отрываться от еды не хочется. А от женщин-красавиц, богинь наших, как уйдешь. Век бы любовался.
Гостья бала:
— И то правда! Устами Вашими мёд бы пить! Давайте я икры Вам подложу, про графа Шереметева скажу. Он роман ведь с крепостной актрисой завел, совсем ум от неё потерял.
Первый гость бала:
— Граф Николай Петрович знаменит. О нём говорит весь Петербург.
Имеет граф ордена Святого Александра Невского и Святого Андрея Первозванного. Любим царём, на службу приглашён. Ждут его великие дела. Будет прославленный на все века человек. Знатные люди станут удивляться размаху его деятельности. Придёт на ум основать что-либо и пойдёт работа.
Второй гость бала:
—  Что основать? Чему дивиться?
У графа на уме девица.
Третий гость бала:
— Да, кажется благополучный человек. Посетил Голландию, Англию, Швейцарию, Францию, Германию, а в такой беде оказался!
Влюбиться в неровню. Вся родня против! И со всеми порвал отношения родственниками, кто высказывался плохо о зазнобе его. Резкий человек.
Первая гостья бала:
— Но ведь и добрый, а щедрый какой. За границей, говорят,
Встречался с Моцартом и оказал ему поддержку. Граф наш меценат.
Он для невест богатых просто клад для богатых невест!
А дурнушкою увлёкся из крепостных. А, может, там разврат?
Игрались с крепостными много раз дворяне наши. Связи с актрисками в моде сейчас. Побесится, побесится, потом найдет дворянку, женится,
забудет куклу свою крепостную.
Четвёртый гость бала:
— Да, говорят, что сильно граф влюблён…
Вторая гостья бала:
— Ходил граф Николай Петрович наш недавно на балет.
А после устроил с крепостными обед с крепостными.
Как можно людей из народа рядом с собой за стол сажать? А вдруг у них чахотка? Дурной обычай в доме граф завел. Ещё со времён отца его так у них повелось. Нет, нет! Это плохой пример для подражания!
Пятый гость бала:
— Да, хороводы с девками водить опасно.
Они, может быть, и колдуют. Я слышал, что среди его крепостных актрис одна
дочь кузнеца,  горбуна. Он, говорят, пил и колдовал. И душу дьяволу он продавал. Недаром в дочке есть искусства бес, а граф к ней проявляет интерес.
И наблюдаем мы, что с каждым днём все чаще остаётся с ней вдвоем.
Бедный Николай Петрович! Он явно жертва нечистой силы, заговора крепостной актрисы. Невест богатых с чистой дворянской кровью всюду всюду тьма, а он одну её и видит.
Третья гостья бала:
— Оставьте графа! Он с ума сошёл!
Входит граф.
Все отшатывается от него, расходятся по комнатам так, что он остаётся один в зале.
Граф Н. П. Шереметев:
—  Все разошлись. Как будто я чумной. Ну что ж, к Прасковье мне пора домой.
И докажу я скоро всем, что намерения мои серьёзны, что это любовь, а не пошлое развлечение, какое у всех бывает, что души наши родственны, а развитие её такое умственное и душевное прекрасное, что быть моей законной женой она вполне достойна. Я написал уже письмо царю. Без предрассудков я  смотрю на мир. Отец учил меня ещё в детстве, что мы должны быть хозяевами своего счастья, сами делать свою судьбу.
                Действие 6
Тайное венчание графа Шереметева с Прасковьей Ивановной Ковалёвой-Жемчуговой.
Н. П. Шереметьев говорит священнику:
— Благодарю за все, батюшка. Никогда не забуду Вашу смелую помощь. Перед Богом мы стали супругами. А от царя я получил отказ.
Формальный. Но думаю я, что в душе и царь за нас. Павел был предрассудков раб. Неплох душой, ну, а характер слаб. И  новый царь Александр пока вердикта не даёт. Но я чувствую, что его-то уговорить мне в итоге удастся.
                Действие 7
Новый бал и обсуждение любви  графа Н. П. Шереметева
Первая гостья бала:
—  Он обвенчался с ведьмой, говорят. Бедный граф! Я лично подложила бы ей в тарелку яд, когда бы в дом была приглашена. Я спасла бы графа, его древний дворянский  род, будущего наследника. Ведь она и родить может. Что с чистой дворянской крови произойдёт? Каких кровей ребёнок будет? О, я бы на корню эту нечистую связь пресекла. Да они никого не приглашают.
Первый гость бала:
 — Боже! Какой грех-то у Вас на уме. За такие деяния геенна огненная. И думать забудьте. А они, видно, боятся. Живут уединенно. Как так жить? Я бы умер со скуки или свихнулся бы.
Вторая гостья бала:
 — Любовь его уж больше не поет. Горло золотое, а идёт из него кровь. Чахотка прогрессирует.
Первая гостья бала:
— Бог наказал: не надо соблазнять не надо было того, кто не ровня, отбирать у богатых невест жениха такого завидного. Из грязи в князи! Ах-ха,_ах-хаха!
Первый гость бала:
— Да эту девку, как ее не мой,
Клейма уж не отмоешь крепостной.
                Действие 8
 Граф Н. П. Шереметев с больной Прасковьей в своих покоях. Прасковья Ивановна пытается петь, не получает былого эффекта, плачет.
Граф Н. П. Шереметев:
— Душа моя, не надо петь. Горлышко только надорвёшь своё. Лишь горло надрывать. Прими вот лучше лекарство. Свет моя! Жизнь моя!
Прасковья Ивановна:
— Бросишь ты меня, Николай! Не развлечь, ни развеселить не могу, обузой тебе становлюсь. Знаю, за голос золотистый полюбил меня когда-то, а сейчас его нет.
Граф Н. П. Шереметев:
— За душу чудесную, за добродетели твои, за скромность и набожность, за сочувствие к беде моей полюбил я тебя, и без голоса ты дорога мне, моя судьба, жемчужинка моя! Пройдёт болезнь, Сатана отступит, Бог гам поможет!
 Прасковья Ивановна:
— Уже помог. Мой граф, я тяжела! Беременна.
Венчались мы, но это тайный брак, для законов земных, государственных его как бы и нет вовсе. Ужели все вот так и останется? И что тогда получит дочь иль сын, ребенок твой? Ты знаешь, что незаконнорождённые дети не могут наследовать имущества. Мне вольная подписана тобой, но что без денег воля?
О дорогих яствах и роскоши  лишь миражи.
Царь  Павел умер, и на троне царь Александр другой.
Быть может, он добрей, друг милый мой, ни один раз с просьбой к такому лицу обратиться надо. «Толчите и вам отверзется», — сказал Господь.
Граф Н. П. Шереметев:
— Благодарю тебя, душа моя! Я напишу опять письмо царю.
Я ухожу. Мой друг, пей лекарства, жди меня,  не смей унывать.
                Действие 9
Графиня Ковалёва-Жемчугова лежит на постели вспоминает свои выступления в крепостном театре. Сцена из спектакля «Браки Самнитян», за который она получила перстень от царицы Екатерины Второй. Вспоминая, засыпает.
                Действие 10
 Граф Шереметев в своих покоях с Прасковьей Ивановной.
Прасковья Ивановна:
— Николай! Свет очей моих! Что царь, он на письмо уж дал ответ?
Иль нет всё вестей от Александра?
Граф Н. П. Шереметев:
— Душа моя! Запасись терпением. Ответа нет, но не будем унывать. Дни нашей жизни должны быть счастливыми. Я решил, что твой образ, столь дорогой моему сердцу, надо увековечить для потомков и пригласил крепостного художника Ивана Петровича Аргунова. Ты будешь ему позировать в моём любимом красном платье. Хотя одежду можешь выбрать сама.
Прасковья Ивановна:
— Николай! Может быть, позже закажем портрет? Сейчас я не красива и, притом, я не стройна, с огромным животом.
Граф Н. П. Шереметев:
— Душа моя, в животе этом и прелесть. В античном мире богинь часто изображали беременными. Именно беременная женщина считалась красивой, так как она несла в себе ценность продолжения рода. Твой вид с этим большим животом мне очень приятен, так как я знаю, что в нём мой наследник, в нём мой сын. Я прозреваю милые черты, мой сын умён, талантлив, добр,  ты! Даже не сомневайся в себе! Ты моя Афродита!
Ты графиня Шереметева! Ты символ того, что наш род не прерван! Жизнь идёт, идёт вперёд! И это достойно кисти талантливого художника! Большого семейного портрета. Не унывай, душа моя! Скоро родишь мне сына, будешь снова петь!
                Действие 11
Покои графа Шереметева. Прасковья Ивановна спит.
Она видит богатую даму.
  Дама говорит в её сне:
— Нравился мне  Николай Петрович Шереметев. Казалось, и он отвечал  взаимностью при встречах на балах. Помню, как вспыхивало краской его лицо, словно у девушки, при моих откровенных взглядах. Но не ответил граф на мои призывы и даже  женился на другой. Как же так? Получается, что в лице его жены я обрела помеху. Жена не стена, подвинуть можно, если она надоест мужу. Но все говорят, что Прасковья эта сильно любима. Любима, но больна чахоткой. В хороших условиях и с чахоткой по десять лет живут. А мне нельзя ждать десять лет её смерти. Наша женская красота зачахнуть может. Впрочем, есть средства ускорить смерть. На балу проговорилась я. Пугали меня гневом господним и страшным судом. А есть ли Бог? Признаться, я не верю ни в Бога, ни в чёрта, а верю в силу науки. И есть у меня знакомый врач, знаток медицинских наук, который всегда нуждается в деньгах не потому, что беден, а потому, что алчен. Я попрошу его ускорить смерть соперницы и, кроме денег, пообещаю многое другое. Граф поплачет, полгода или год, а потом начнёт искать новую невесту. Тут мы  встретимся с ним на балу. Я выражу сочувствие его горю. Кто в нём виноват? Одина неизлечимая чахотка. Граф! Я так сочувствую Вашему горю, но жену уже не воскресить. А надо жить дальше!
                Смеётся смехом старой ведьмы.
Прасковья Ивановна просыпается, кричит.
У её постели появляется граф Шереметев с новым врачом.
Преподносят ей микстуру.
Прасковья Ивановна:
—  Нет! Уберите, унесите эти лекарства. Мне кажется, что они отравлены! Я не буду их пить!
Николай Петрович:
— Микстуру выпей, милый друг ты мой.
(Прасковья Ивановна, закрыв глаза, пьет)
Вот видишь, ты жива, все хорошо.
Прасковья Ивановна:
— Где этот врач?
Граф:
—Ушел домой, моё сердце. Видишь, Прасковья, все хорошо. Ты жива. Это страхи, тревоги, дурные сны. Я тоже порой боюсь и тревожусь. Но как жить, если не доверять людям? Право, людей хороших больше, чем плохих. Этого врача порекомендовали мне знакомые, он доктор медицинских наук. Продлил жизнь на долгие годы многим больным. Утром он придёт к тебе снова .Прасковья Ивановна заходится кашлем, показывает кровавый платок графу Шереметьеву, плачет.
                Действие 12
Графиня в красном:

— Не удалось отравить соперницу вином, не нашла новую ведьму с приворотным зельем, но знаю ещё одно средство я. В меня сильно влюблён уездный врач, его любовь я использую, чтобы устранить эту лапотницу.
Дворецкий:

К Вам доктор Иван Андреевич Бромов.

 Про себя: «А вот какое совпадение с моими планами( на ловца и зверь бежит)»
 
Графиня Анна Львовна вслух:
 
— Принять!
 
Врач Иван Андреевич Бромов:

—Графиня! Я устал вести благонамеренную жизнь. Долг мой повелевал сохранить свои чувства в тайне, так как я беден и не смог бы в случае брака обеспечить Вам самостоятельную жизнь. Но  все ночи думаю о Вас, желаю. Анна Львовна! Прошу у Вас руки и сердца. Сжальтесь надо мною. Я умру, не пережив отказа. Я сделаю всё, что Вы скажете, чтобы заслужить право быть Вашим супругом. Скажите, какой подвиг для этого надо совершить?

Графиня в красном:

— Трудный подвиг, мой друг. Если любите меня, то и на убийство пойдёте, и это будет доказательством Вашей любви. Я завидую одной крепостной актрисе, той, что стала Шереметьева женой, чахотка препятствует теперь её дивному пению, но дар соблазнять мужчин ещё живёт в этой дочери Дьявола. Убейте это исчадие Ада, и стану Вашей женой. Вы знаете, где добыть смертельный яд, а деньги---вот. Действуйте и как можно быстрее.

Врач Иван Андреевич Бромов:

— Я удивлён этой просьбой, поручение трудное и опасное, но ради Вашего благополучия и нашего будущего постараюсь выполнить его. Прощайте!

 Графиня в красном:

— Милый друг! Не говорите мне, «прощай»,  лишь до свидания. Помните, когда исполните всё, что я велела, нас ждут блаженство и счастливая супружеская жизнь. Про себя: « Наивный влюблённый, как исполнит всё, тайно приглашу домой и отравлю вином и лично закопаю труп в своём саду, а потом выйду замуж за моего любимого графа».
На улице
Врач   Иван Андреевич Бромов:
— Я разочарован  в любви своей. Это не женщина, а чудовище. Она никогда не выйдет за меня замуж, убьёт после убийства соперницы, боясь моего раскаянья и чистосердечного признания вины. Да и как страшно само её поручение. Разве можно представить, что та, кого я считал идеалом красоты внешней и внутренней, толкнёт меня на убийство. Я врач! Я должен спасать жизни и продлевать их, а не убивать.
Я полюбил чудовище, увы! А бедная больная Прасковья! Граф так трогательно в неё влюблён. Я уже был приглашён к нему в дом. Граф смотрел на меня с такой надеждой. Анна дала мне деньги на яд, но я куплю на него лекарство для Прасковьи. Новое лекарство для лечения чахотки. Случай здесь безнадёжный. И яда не надо, смерть сама скоро придёт к больной, но я ведь врач, необходимо попытаться продлить жизнь. Я куплю на эти деньги новое лекарство для Прасковьи.

                Действие 13

Утром в доме Н. П. Шереметева:
 Возле комнаты графини Прасковьи Ивановны Шереметевой
Граф Н. П. Шереметев:
— Ну, доктор, расскажите, как дела?
Новый врач, рекомендованный Анной Львовной:
— Мужайтесь, Николай Петрович! Судьба графини Прасковьи Ивановны отныне полностью в руках божьих. Светла была её душа, и Бог призвал к себе этого лучезарного ангела навсегда. Простите, простите, граф. Мы врачи, рабы божьи. Я сделал всё, что было в моих силах. Но видно, судьбы людей решаются на небесах.
                Действие 14
                Анна Львовна в красном в своих покоях сильно расстроенная
Анна Львовна:
Пелагея! Сердечные капли! Что ты, дура, стоишь как вкопанная?
Капли, подай сукина дочь, иначе засечь велю тебя на конюшне. Капли сердечные мне, идиотка, неси скорей! Видишь: барыне плохо! Скотина! Что стоишь, зенки вылупив? Засекут тебя на конюшне так, что мясо сойдёт с костей. Крепостной старик и тот замуж не возьмёт добровольно. Дубина стоеросовая! Ох, люди! Больно мне!
Прасковья умерла! А вдруг все было напрасно? Вдруг он так любит ее, что останется верен и после смерти? Вдруг никогда не женится на мне? А если есть Бог? Значит, душа моя будет в Аду. Значит, я не ее, а себя погубила! Врач, продажный врач! Зачем он взял эти деньги? Зачем не остановил,
Не пристыдил меня? Вот кто истинный убийца! Душегуб! Он погубил две души сразу. Нет! Три. Граф, бедный граф! Он все равно не женится на мне.
Так зачем же это все было? Сердце! Как больно! Доктора! Помогите! Доктора!
Падает, умирает.

Пелагея, глядя на труп барыни:
— Никак умерла? Так тебе и надо, изверг в юбке. Бог наказал тебя за плохое отношение к нам, девушкам крепостным. Кто сукина дочь? Разве я,  сукина дочь! Вот она, сукина дочь мертвая лежит.
С истошным криком" барыня померла" бросается вон из комнаты.

Доктор Иван Андреевич Бромов:

— Граф! Должен сообщить вам новую печальную весть. Знакомая Вам графиня Анна Львовна умерла в тот же день, узнав о смерти Прасковьи, от разрыва сердца. Слуги говорят, что она жутко кричала, повторяла Ваше имя, потом кляла врачей, плакала и повторяла, что Вы всё рано не женитесь на ней. Криками и слезами выдала свою безответную любовь к Вам. Родственники послали меня узнать, придёте ли Вы её хоронить. Похороны назначены в тот же день, что и у Прасковьи, но на несколько часов позже.

Граф Шереметев:

— Несчастная графиня умерла.
Мою беду она приняла так близко к сердцу. Любила меня. Я же не любил.
Плохим бы мужем без любви я был! Сделал бы её несчастной и свою любовь потерял бы. К сожалению, я не смогу пойти на похороны Анны Львовны. Прасковья всё видит с небес. Она будет ревновать. Я память о Прасковье не предам!
И после смерти искушенье нам! Передайте родственникам Анны Львовны мои соболезнования.


                Действие 15
Церковь. Отпевание. Все расходятся.
Граф остаётся один с ребенком на руках. За кадром песня Ковалевой-Жемчуговой
«ВЕЧОР ПОЗДНО ИЗ ЛЕСОЧКА»
Вечор поздно из лесочка,
Я коров домой гнала.
Вниз спустилась к ручеёчку,
Близ зеленого лужка.
Слышу, вижу — едет барин
С поля на буланой лошади,
Две собачки впереди,
Да два лакея позади.
Со мной барин поравнялся,
Бросил взгляд свой на меня,
Бросил взгляд свой на меня,
Да стал расспрашивать меня:
— Ты скажи, моя красотка,
Из которого села?
— Вашей милости крестьянка, —
Отвечала ему я.
Отвечала я ему,
Да, господину своему.
—Ты премилая красотка,
Не к тому ты рождена!
Ты со вечера — крестьянка,
Завтра — будешь госпожа.
Как в Успенском во соборе
В большой колокол звонят, —
Нашу бедную крестьянку
Венчать с барином хотят.
http://a-pesni.org/popular20/vetchorpozd.htm
                Действие 16
          Аудитория университета. На доске написано
Дисциплина « Сохранение культурного и природного наследия»
Тема «Парки России. Парк Кусково и его хозяева» Портреты супругов Шереметьевых.
Преподавательница заканчивает рассказ:
— Крепостная актриса Ковалёва-Жемчугова , а впоследствии графиня Шереметева, была безумна любима графом, который доказал свою любовь рядом благородных поступков.
 Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на мог Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на могильной плите эпитафия:
Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь,
В ней дружба обитала...
Выполняя волю покойной, Николай Петрович Шереметев много занимался благотворительностью. Он материально помогал бедным невестам и ремесленникам, начал строить в Москве Странноприимный дом, помог в возведении многих храмов:
Дмитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом, церкви Троицы при Странноприимном доме, церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре.
                Занятие окончено. Благодарю за внимание.
                Примечание
На конкурсе МГО СПР "Маски 21 века"в 2021 г. получила диплом и именную статуэтку с надписью "И. Лесная-Иванова Премия имени Уильяма Шекспира". Имеется поэтический вариант на сайте "Стихи ру" автор Лесная-Иванова4 Из сведений о себе могу сообщить, что я родилась, выросла, работаю в Москве, окончила МГПИ имени В. И. Ленина в 1988, сейчас преподаю в одном из университетов, научные конференции которого и вдохновили меня на эту драму.      
Осенью 2022 данное произведение вышло в книге И.С. Лесная-Иванова " Сны о графе Н. П. Шереметеве и П. И. Ковалёвой-Жемчуговой Лирика. Стихи о Москве".
Строка для библиографии
И.С. Лесная-Иванова " Сны о графе Н. П. Шереметеве и П. И. Ковалёвой-Жемчуговой Лирика. Стихи о Москве"/И. С. Лесная-Иванова.— М. Московская городская организация Союза писателей России, 2022г.— 118с.

    


Рецензии