Сопереживание 2. 0

сопереживание.
в современном обществе 'сопереживание' стало только куском смысла, которое оно в самом деле имеет. 'со-переживание' - всё начинается с того, что мы понимаем: есть я, есть ты. Мы погружаемся в первые воды, касаемся поверхности и заключаем: мы можем понять друг друга.
Затем, как заложено законами природы, идёт откат: мы открываем для себя факт, что у каждого есть свои метафорические очки, которые, к счастью или нет, никто не в силах снять. Мы смотрим на мир через призму опыта. Это отдаляет нас, создавая индивидуальность.
Я нырнула ещё глубже, пытаясь понять корень несчастья, которое испытываю ежедневно. Я раз за разом захлёбывалась глубинами, находя там лишь чёрную пустошь.
Я верила, да и сейчас верю, что противная печаль возвращается, если чего-то не понимаешь. Чего-то важного, основополагающего.
Я возвращалась к сопереживанию, и, возможно, нашла то место в смысле, где маятник замирает на середине.
Как счастливы глупые люди. Люди безнравственные, люди безответственные. Как грустны речи тех, кто много испытал, увидел. И между этими людьми будто нарисована мелом линия. Разделение.
Либо с нами, либо против нас.
Я нырнула в тёмную глубину. Теперь я смотрю наверх и вижу болтыхающиеся ноги на поверхности. Я всегда усмехаюсь - вот только именно в этом заключалась мощь давления глубин.
Просто-напросто я подумала банальность, которую давно было пора подумать.
Не все знают то, что знаю я.
И это не гордость, это правило игры. Потому что тот, кто не знает, - не глупый. У него от зубов может отскакивать мудрость, которую не познала я. Нам дана целая жизнь, а мои собеседники, как и я, живут первую половину жизни. У нас просто мало времени. Мы стремимся к идеалам, и мы знаем, что всего и сразу не бывает.
Подъём происходит шаг за шагом. Ступень за ступенькой. А лифт - это всего лишь уловка маркетологов.
Кто-то скажет, что глупых людей нужно ненавидеть. Признаюсь, я сама борюсь с этой мыслью в себе.
Ты скажешь, зачем я начала всё с пресловутого сопереживания?
А суть в том, чтобы быть способным встать на место другого. Полностью. Не со своими характеристиками и правилами. А "спуститься" или "подняться" до формы и содержания другого. Как говорилось в каком-то мультике: чтобы найти преступника, нужно мыслить, как преступник. Чтобы оценить событие, ссору, недомолвку, ошибку, недосказанность, нужно стать в мыслительном эксперименте другим человеком. Понять его мораль: со зла или от незнания сделал он больно, искренне или лукавы его слова; может ли быть, что ему жаль?
Путь пройден нами разный, разные глубины мы избороздили и разных существ повидали. Мартин Иден не был плохим парнем, он был неграмотным молодым мужчиной с горячим сердцем. Он вёл себя вызывающе, потому что другого в портовых кабаках не видел. И только терпеливое обучение наукам и искусству Руфь возвысило его. Что мог дать необтёсанный мужлан интеллигентной особе? Искренность. И другой, более реальный, некрасивый мир.
Понимаешь о чём я?
Твой друг, конечно, мог тебя обидеть. Но осыпал ли он тебя проклятиями, обесценил твою личность? Возможно, даже это он сделал, потому что ещё слишком юн. А потом он выстирал забытую в гостях, убитую тобой куртку или принёс обед, зная, что ты не поешь сам, или записал глупую песню на диктофон, зная, что ты грустишь из-за чего-то.
Детали и тонкости.
Мы проявляем чувства и близость по-разному. И нам пора перестать брать за мерило мира свою личность. Неизвестно, одни ли мы во Вселенной, но мы не одни на планете. И здесь достаточно того, что можно познавать.
Встань на место другого. Пойми его. И мир распахнётся перед тобой, будто магазин с игрушками во время апокалипсиса.


Рецензии