Константин Сокольский

Далеко не всегда поиски чего-то важного для себя связаны с какой-то практической целью, но мы, тем не менее, продолжаем искать, словно нет ничего важнее на свете.

Смело, с вызовом, и с невероятной силой притяжения смотрят на нас молодые парни. В чем же магнетизм этой старой, черно-белой фотографии? В чем сила духа каждого из них, и что, собственно, делает их единым-целым в наших глазах! Открытые лица, желание жить, любить, мечтать, побеждать, служить своему Отечеству, как и должно, когда ты молод и жизнь впереди, как подобает людям, избравшим профессию военного.

Вглядываясь в лица молодых, харизматичных парней, в голове продолжает вертеться все тот же вопрос: в чем секрет их силы! Вереницей проносятся всевозможные мысли: сослуживцы, озабоченные событиями, которые еще могут быть, знакомые, заполняющие каждое мгновение своей жизни делами и заботами, сейчас мне кажущимися совершенной ерундой. Наверное, каждый решает сам: нитей быть или струной, или для битвы титевой.

Как в жизни отдельного человека, так и в истории государства, многое порой бывает предопределено. Грабительские и унизительные условия Брестского мира (3 марта 1918 г.), требовали от руководства молодой страны Советов (СССР) оперативного создания флота, способного защитить водные границы Советского государства. Из остатков Российского императорского флота, который почти полностью был уничтожен в результате Октябрьской революции и Гражданской войны, в неимоверно тяжелых экономических условиях создавался Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ). По решению Совнаркома 3 марта 1918 г РККФ возглавил Л.Д. Троцкий. Спустя многие годы, историки-аналитики деятельность председателя Высшего военного совета, назовут «звездным часом» в биографии Троцкого. Именно Троцкий являлся автором первого обращения Советского правительства к русским офицерам с призывом служить в Красной Армии.

В целях решения государственных задач по укреплению Красной Армии и Флота, Комсомол страны взял шефство над военным флотом Республики. Были организованы всевозможные шефства: Дни и Недели Красного флота, организовывали сбор средств на строительство кораблей, оказывали материальную помощь краснофлотцам и их семьям, выступали с концертами на кораблях, собирали литературу для судовых библиотек, парни призывного возраста по комсомольским путевкам шли служить во флот. Сильный комсомол для флота означал – сильный флот.

Комсомольская организация Архангельска только за один месяц передала военморам (военные моряки) 12 пудов простого и 500 кусков туалетного мыла, 5 пудов консервов, 50 пудов соли, 1500 карандашей и писчую бумагу. Комсомольцы Онеги внесли в фонд флота 200 тысяч рублей. Молодежь Шенкурска передала морякам полфунта легкого табака, четверть фунта махорки, папирос 9 пачек, 3 коробки мази сапожной, 4 коробки зубного порошка, зубные щетки…

Сегодня эти подарки кажутся не только скромными, а для большинства современной молодежи и вообще непонятными. Тем не менее, когда в стране царила разруха, голод, свирепствовал тиф, вклад комсомольцев Севера воспринимался совсем иначе.
Свой вклад в это движение внесли и курсанты военно-морского Петроградского училища: восстановили легендарный крейсер «Аврора» и «Комсомолец», мертво стоявшие на якоре. Крейсер стал учебным кораблем для курсантов военно-морских училищ.
 
Летом 1923 года «Аврора», принявшая на борт первую группу курсантов, в команде которой были и наши моряки с фотографии, стояла на Большом Кронштадтском рейде. Надвигался вечер, вахтенный крейсера, заметив дым со стороны форта «Павел», подал команду сбора вахтенным отделениям. В тот день – 19 июля, курсант Александр Евсеев выполнял обязанности гребца дежурной шлюпки – услышав команду, подошёл к группе моряков стоявших у борта, и спросил в чём дело. Показывая руками в направлении форта «Павел», моряки говорили про пожар. Курсантам было известно, что в районе форта находился склад старых мин, которые похоже и стали причиной возгорания. Тут же было отдано через вахтенного приказание – отправить дежурную шлюпку-шестёрку на форт для ликвидации пожара. Пятеро наших моряков в числе других курсантов-добровольцев и начальника учебного отдела военно-морского училища товарища Гедле, оказались в одной шлюпке. Все дружно налегли на весла. Преодолев за короткое время водное расстояние, пристали к бону форта. Не теряя времени, быстро выскочили на берег. Гедле отрывисто бросил:– одному из гребцов остаться дежурным у шлюпки, остальным следовать за ним! На бегу, Гедле приказал курсантам насыпать песок в фуражки и голландки, чтобы пригасить пламя.

 Тяжеленная – похожая на шар мина, проглотив весь песок, лишь на какое-то мгновение замерла, а затем зловеще зашипела и выбросила пламя в два раза большее, чем оно было прежде. С секунды на секунду мог произойти взрыв. Смерть смотрела в лицо морякам, однако ни у кого и мысли не возникло убежать, спасти собственную жизнь. Мина накалилась докрасна. Видя неудачу попыток погасить огонь, курсанты решили изолировать ее от многих других, здесь же зловеще лежавших на всей прилегающей территории. Используя минреп, который оказался на берегу, попытались оттащить горящую мину в море. Затея оказалась не такой простой, источник взрыва находился почти в центре загроможденной территории, и перекатить мину по прямой траектории в воду, не задев другие, мины, не представлялось для курсантов возможным. Время отсчета взрыва пошло на секунды. Неимоверными, совместными усилиями, морякам все же удалось раскачать и придать направление огнедышащему шару. Получив ускорение, раскаленная мина, продолжая извергать огонь, медленно покатилась к воде, при этом, как будто бы специально, пыталась уцепиться своими многочисленными штырями за все, что попадалось на пути движения, гипнотизируя спасателей-моряков. В следующее мгновение вода у берега вздыбилась и огромным фонтаном взлетела вверх.

В действительности, все это длилось один миг – ценою четырех жизней из девяти участников операции. Офицер В.В. Гедле умер от полученных ран в госпитале, курсанты Г.И. Альман, К.Я. Казаков, М.У. Ушерович погибли при взрыве на берегу. Четверо из пяти уцелевших, получили ранения – А.К. Евсеев, Н.К. Моралев, В.И. Полещук, Ф.С. Седельников. И только нашему соотечественнику, брестчанину – курсанту Константину Сокольскому, участвующему также в этой операции, посчастливилось остаться, живым и невредимым.
 
Советское правительство достойно оценило подвиг моряков, наградив всех девятерых орденами Красного Знамени.
В 1924 году учебное судно «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту отправились в плавание вокруг Скандинавии, для отработки практических навыков в морском деле. Обогнув Скандинавский полуостров, ранним утром корабли вошли в норвежские воды. По программе перехода им предстояло побывать в портах Берген и Тронхейм.
 
В Бергене крейсер «Аврора» посетила А.М. Коллонтай – первая женщина-посол Советского государства. Ее имя было хорошо известно военморам, она часто выступала на митингах и собраниях перед балтийскими моряками.
Александра Михайловна вручила ордена Красного Знамени курсантам, которые остались в живых, ликвидируя пожар на территории форта «Павел» летом 1923 года.
Получить Орден, если тебе только еще 20 лет! И, тем не менее, это так. Впервые позируя фотографу на палубе крейсера «Аврора», в том далеком 1924 г. вряд ли кто-то из этих морячков мог себе представить, как сложится дальнейшая жизнь, какие радости и испытания уготовила им судьба.
 
Ф.С. Седельников будет командовать Каспийской военной флотилией в звании вице-адмирала; на черноморских боевых кораблях пройдет дальнейшая служба капитана I ранга В.И Полещука; кандидат военно-морских наук, капитан I ранга А.К. Евсеев будет возглавлять кафедру тактики в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе в Ленинграде (Санкт-Петербург); не простой путь подводника изберет капитан I ранга Н.К. Морылев.

Борьба с минами станет делом всей жизни для нашего земляка, уроженца Бреста – Сокольского Константина Ивановича. Гибель на его глазах командира и товарищей, при ликвидации пожара на форту «Павел», предопределили не только дальнейшую службу моряка, но и всю его жизнь. Следуя своему жизненному избранию – он прошел путь от вахтенного начальника Отряда траления на Черном море до заместителя начальника минно-торпедного управления Военно-Морского Флота СССР. Контр-адмирал-инженер К. Сокольский будет вести «личную войну» с минами, спасая от крушения корабли флота, спасая человеческие жизни.

В период Великой Отечественной войны, учитывая огромнейший опыт контр-адмирала в минном деле, командование ВМФ СССР перебрасывало К. Сокольского в необходимые районы для проведения операций по тралению вод от мин:
Май-июнь 1942 г. – Константин Иванович находился на Северном флоте с целью создания тральных средств против неконтактных мин противника;
С июля 1942 г. по январь 1943 г. – обеспечивал создание тральных средств против неконтактных мин на Волжской и Каспийской флотилиях; (награжден Орденом Красного Знамени)
Март-июль 1943 г. – был командирован на реку Волга по обеспеченью провозки нефтяных караванов из Астрахани через минные заграждения; (награжден Орденом Красного Знамени)
Июль 1943 г. – руководил организацией тральных работ в Керченском проливе;
Октябрь-декабрь 1944 г. – проводил операцию по тралению участка Калафат-Белград от неконтактных мин; (награжден Орденом Красного Знамени)
Июнь-октябрь 1945 г. – непосредственное участие в тральных операциях в портах Сейсин и Расин в войне с Японией. (награжден Орденом Ленина, Орденом Нахимова I степени)

Закончилась война. Тяготы военной службы, не могли не сказаться на здоровье Константина Ивановича, в 1957 году ушел в отставку, а через два года контр-адмирала Сокольского не стало.
 
Всю свою жизнь Константин Иванович посвятил противостоянию минам, и они не смели его задевать, однажды «забрав» у его на глазах его друзей.

Орден Нахимова I степени контр-адмирала Сокольского в настоящее время находится в собственности фонда Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

Говорят, если прикоснуться хоть на мгновение к данному ордену Сокольского, можно уберечь себя от бед.
Фото Сокольского смотреть:Instagram mirval_blr


Рецензии