Цвет реки времени

      Я сидел в архиве и перелистывал подшивки Реутовской районной газеты «Большевистский путь» за тридцатые годы…
      Подшивки, словно машина времени, переносили меня в прошлое, - в период «великого перелома». Тысячелетнюю православную Россию ломали через колено – остатки замордованных крестьян сгребали в колхозы; рабочих, собранных в дома-коммуны и квартиры-коммуналки, приучали к новому быту; православную веру пытались заменить новой - «верой» в светлое коммунистическое будущее. Перед глазами мелькали лозунги и призывы: «В поповский праздник – все на работу!», «Ликвидировать грязь и тараканов в рабочих казармах!», «Поваров-воров – к ответу!»
     А вот заметка «Пионеры в борьбе за посевную» - «Школьники деревни Дятловка ввиду глубокого прорыва колхоза в весеннем севе, организовали демонстрацию по деревне с требованием к отцам и матерям о ликвидации прорыва. Среди целого ряда плакатов, призывающих к выходу на работу, был плакат следующего содержания: Требуем от правления колхозникам Маслову А., Гусеву Степану, Козлову Ивану и Хренову Сергею не давать ни одного грамма продуктов, как прогульщикам и лодырям.
    Требования ребят подействовали.»   Подпись-псевдоним «Иванов».
    Или - «Беспризорная лошадь» - «Худший пример обезлички тягловой силы можно наблюдать в Ново-Милетском колхозе. Дело дошло до того, что лошадь попала к единоличнику Воронову Ф. Ни председатель колхоза, ни заведующий хозяйством до сего времени не могут узнать, как могла колхозная лошадь попасть к единоличнику». Подпись-псевдоним «Свой».
    Ну лошадь-то можно понять, – думаю я - вернулась она к своему хозяину, потому что никак не могла смириться с тем, что вдруг загнали её в холодный сарай с другими такими же несчастными животинками и держали впроголодь. 
    Еды не хватало и людям. Не только крестьянам, но и рабочим.
    «Дать решительный бой кулацким разговорам» - «Картошка, капуста, лук, огурцы, морковь, помидоры. Все эти овощи имеют большой удельный вес в питании каждой семьи. Вот почему партия и правительство в этом году (1934 – А.С.) во весь рост поставили вопрос о развитии индивидуального огородничества и обеспечивают для этого самые благоприятные условия.
    Но на «Крафте», Чичеринке, Меховой, Саввинке ещё не закончили землеустроительные работы, не указали рабочему, где и какой ему отведён участок. Рабочие не обеспечены и семенами.
    На меховой фабрике находятся людишки, которые не только ничего не делают, но ещё и болтают, причём эта болтовня вредная, кулацкая. Помощник директора фабрики Гуреев распускал слух, что земля для каждого рабочего будет стоить 140 рублей.
    Рабочие стали отказываться от земли.
    Без кулацких разговоров не обошлось и на заводе «Крафт». Классовые враги разнесли слух о том, что рабочим для огородов будет дана самая худшая земля и что за неё будет взиматься налог…»
    И что удивительно – нам, из нашего 21 века, всё близко и понятно: говорю о дачных участках на неудобьях, о дачной амнистии и налогах, о «бесплатном газе» до каждого дома…
    Слава Богу, что за разговоры пока не «раскулачивают», а заботы остались те же!
   И вдруг среди заметок о вывозе навоза на поля, бесхозных лошадях, яростных пионерах, тараканах, атакующих рабочие казармы, натыкаюсь на заметку, в которой рассказывается о том, что принято правительственное решение о прокладке ветки от Москвы до Ногинска для шаропоезда инженера Ярмольчука.
   Что за ШАРОПОЕЗД!? Кто такой инженер Ярмольчук? Прожив почти жизнь на Горьковской железной дороге, я НИКОГДА о нём не слышал!
   В конце заметки читаю: «Мы подробно рассказали об изобретении советского инженера в номере нашей газеты от 22 апреля 1934 года.»
   Перелистываю подшивку назад – неужели пропустил!  – перелистываю, перелистываю – и… не нахожу этого номера. Его – нет!
   Нужно ли говорить о том, что вернувшись домой, я тут же погрузился в интернет. Вот из Википедии:
   «Николай Ярмольчук родился в 1898 году в деревне Любань Ровенской обл. Украины. Работал монтером на Курской железной дороге в Москве. Член ВКПб, участник подавления Кронштадского мятежа 1921 года.
Учился в МВТУ и МЭИ, первым в мире изобрел скоростной электропоезд оригинальной конструкции (Шаропоезд), скоростью движения до 300 км/час, а также лотковый путь для скоростных поездов (позднее стал применяться для поездов на воздушной подушке); резиновое покрытие колес поезда (применяется в поездах метро); обтекаемые формы вагонов и электровоза, аналогичные современным; аэродинамические тормоза, впоследствии нашедшие применение в самолетах.
Ветеран ВОВ, участник битвы на Курской Дуге (1943). Воевал в составе 4-го Украинского фронта, воинское звание инженер-капитан.
Умер в апреле 1979 года после продолжительной болезни в возрасте 80 лет.
Общественная деятельность
В 1950-х годах вел кружок юных конструкторов в Бауманском Доме пионеров Москвы, разработавших универсальную модель шаропоезда для езды по дорогам с любым покрытием. Работа была представлена на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.
Семья
Брат Сергей Григорьевич Ярмольчук. Племянница Софья Сергеевна Ярмольчук.

   Одинокий гений прожил долгую жизнь. Он наш современник, а я/мы ничего о нём не слышали.
   Мы с восхищением и завистью смотрели на современные скоростные японские поезда; я/мы знаем почти всю биографию инженера Илона Маска, но на вопрос, кто такой инженер Николай Ярмольчук – едва ли получим сразу ответ, ну разве что кто-нибудь из узких специалистов   Министерства путей сообщения припомнит, что – да, был такой чудак, который пытался заменить рельсы на бетонный жёлоб и пустить по нему поезд со скоростью 300 километров в час. Но у него ничего не получилось…
   Но «у него», инженера Николая Ярмольчука, как раз всё получилось! Он даже построил действующую модель своего ШАРОПОЕЗДА.
   Хотя это была лишь модель, в ней могли помещаться и пассажиры – по два в каждом вагоне, правда, в лежачем положении, расположившись на клеёнчатых подушках. Корреспондент журнала «Знание-сила» Д. Липовецкий, совершивший поездку в шаропоезде, так описывал свои ощущения: «Когда я влезал в узкий вагончик и готовился к опытному пробегу по трёхкилометровому кольцу, откровенно говоря, меня мучили сомнения и даже страх. Мне казалось, что поезд должен соскочить с лотка на быстром ходу, что он обязательно перевернётся, произойдёт что-то неожиданное и скверное.
Но ничего такого не случилось. Мягко и чуть заметно покачиваясь, без грохота и обычного в поездах железного перестука колёс шаропоезд глотал пространство. На кривых он самопроизвольно наклонялся, сохраняя равновесие. Одетые в резину шары бесшумно вертелись, унося вперёд железную змею с огромной скоростью».
   В Наркомате путей сообщения идею инженера поддержали и решили соединить промышленные районы Подмосковья новой веткой от Москвы до Ногинска. При Наркомате даже организовали отдельную группу специалистов для разработки и внедрения скоростных поездов. Правда, возглавил разработчиков не Николай Ярмольчук, что было бы логичным, а Нахман Овсеевич Белоцерковский. Я конечно не знаю, как руководил Нахман Овсеевич группой разработчиков, но в 1938 году его расстреляли, как врага народа. А группу разработчиков скоростного электропоезда просто распустили, чертежи шаропоезда сдали в архив.
   Как видим, идея создания скоростного поезда владела Ярмольчуком всю жизнь. Однако, советское государство разрешило реализовать её лишь в 50-е годы в кружке пионеров-конструкторов Бауманского района.
    Невольно задумался: что же помешало гениальному инженеру осуществить свой замысел? Слабое развитие материально-технической базы, - но перед войной тяжёлая промышленность была уже достаточно хорошо развита; без сомнения Великая Отечественная - помешала; потом – космическая эпоха с небывалым успехом рассматривала уже другие скорости. Что нам скорость какого-то поезда в 300 км., когда вокруг Земли запущен первый в мире Спутник!
   Однако Николай Ярмольчук не сдавался: он даже пытался попасть на приём к А.Н.Косыгину, - предсовмин изобретателя не принял.
   Судьба, как говорят на Руси, вернее – НЕ СУДЬБА…
   Я вернулся в архив, - время «великого перелома» вновь затянуло в водоворот.
   «Ново-Милетская ветлечебница находится в самом антисанитарном состоянии. Полы гниют, штукатурка отваливается. Ветфельдшер Филиппов поставил свою корову в помещение аптеки. До двух десятков кур находятся на лестнице. Этим безобразиям нужно положить конец.» Галкин.
    «Хулиганы наказаны» - «За последние 1-2 месяца на Измайловской и Саввинской фабриках заметно распоясались хулиганы. На Саввинке особо отличаются хулиганы – братья Смирновы. Не так давно Смирнов С. Тяжело ранил в голову активного комсомольца Лазаревича. 9-10 марта над хулиганами был организован показательный процесс. Подсудимый Смирнов С. Приговорён к 10 годам лишения свободы, его брат Пётр – к 2 годам.»
    Я листаю коричневатые страницы газет, - их цвет напоминает мне цвет воды в озёрах и речках Мещёры, настоянных на торфяных отложениях, которые получаются в результате распада прошлой органической жизни.
    Цвет реки времени…
   
 

   
   


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Обескураживающая судьба новаторских идей мне знакома не понаслышке. Мои нереализованные 20 патентов на изобретение сгинули в недрах ФИПСа под толщей таких же невостребованных идей других авторов. Помнится, как-то пришел я в наше, калужское отделение МЧС с разработками некоторых спасательных устройств и на удивление встретил живую заинтересованность зам. начальника управления. "Да-да, Сергей Анатольевич, нам бы такие устройства очень пригодились!" А на следующий день от секретаря получил все свои бумаги обратно без всякого комментария.
И еще. В романе Николая Островского "Как закалялась сталь" меня поразила одна фраза, на которую, похоже, никто не обратил внимание. "Старые рабочие правильно говорят - на хозяина работали лучше". А ведь это, по сути дела - приговор всей коммунистической идеи, которая, как мне представляется, представляет собой ничто иное, как социальный вариант идеи вечного двигателя, пытающегося черпать энергию из самого себя.
А еще мне очень понравился заключительный пассаж Вашего эссе о "цвете реки времени".
С уважением
Сергей.

Сергей Дерябин   05.11.2022 11:39     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Сергей Анатольевич, за мудрые слова! И соглашусь, что у всего должен быть ХОЗЯИН!
С признательностью,

Александр Сизухин   05.11.2022 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.