Несколько слов о Паскале

Здесь в этих заметках обратим наши взоры к такому оригинальному, несколько особняком стоящему среди мыслителей той эпохи «персональному центру», каковым, несомненно, является Блез Паскаль ( 1623 – 1662).  У него через все его творчество красной нитью проходят два лейтмотива, две страсти: а) любовь к науке и б) любовь к Богу.  Его знаменитые «Мысли» - это свой собственный опыт самопознания, так сказать, философская история меня. Познание, согласно Паскалю, отражает культурную ситуацию эпохи. Причем, существует бинарность в подходе к познанию, ибо есть два способа, две системы  познания мира: 1) религия и 2) наука. И здесь проблема: как они друг с другом соотносятся?  Б. Паскаль высказывает свои соображения на сей счет. Он подчеркивает, что рациональное = разумное познание всегда ограниченно и внешне, и внутренне. Внутренняя ограниченность его проявляется  хотя бы в том, что даже при четком и геометрическом методе в познании всегда есть элементы очевидные, но при этом непроясненные, незавершенные, некие постулаты и так далее. Внешняя ограниченность вытекает из того, что не все на свете доступно разуму, например, человек, Бог. У разума могут быть свои резоны, а у сердца – свои.
Б. Паскаль указывает на отличие религии от науки:
------- религия разуму не подчинена, ее нельзя формализовать, она базируется на традиции, авторитете, но для науки – любые авторитеты губительны;
------ религия не может модернизироваться, а вот наука может.
Человек – это, прежде всего, разум. Он уравнивает нас со Вселенной. Мы вмещаем в себя целую Вселенную, все галактики и миры благодаря разуму.
Паскаль в своих исканиях и размышлениях экзистенциален. Он говорит о своем переживании пребывания в мире, заброшенности, одиночестве, оставленности, слабости, отчаянии, страхе.  Спасение – это след пребывания Бога на земле. Только через Христа можно стать человеком. Христос – это нравственный идеал. Только осознавая свое ничтожество, свое несоответствие Ему, человек и может стать Человеком. Паскаль повлиял на И. Канта идеей, что Бог – это гарант нравственности. Паскаль говорит о внутренней разорванности человека: человек как он есть в эмпирической действительности, и человек как он должен быть в идеале по своей истинной сущности. Отдаленные реминисценции, отзвуки этой мысли мы находим у Ницше, с его идеей о том, что человек – это мост к человеку. Человек, согласно Паскалю, постоянно удручен своим несоответствием собственной сущности, он тяжело переживает этот трагический разлад с самим собой. Можно утверждать, что Паскаль очень чутко уловил экзистенциальную, внутреннюю, глубинную сущность человека, его переживания и перенес все это на бумагу.  Известно знаменитое пари Паскаля: если предположить, что Бог все же есть ( = выиграть пари), то мы выиграем все, а если даже окажется, что его нет, мы ничего не проиграем.  Правильная жизнь – это жизнь в работе разума. Без этого мы скучны сами себе, в погоне за развлечениями мы тратим жизнь, а в итоге перед нами разверзается страшная, зияющая пустота. То есть Паскаль предлагает различать две жизни: 1) жизнь подлинная и 2) жизнь под диктатом публичности.  (Вспомните в связи с этим размышления главного героя «Дамы с собачкой» А. П. Чехова. Д. Д. Гуров тоже ведь имел две жизни. Одна - явная, для окружающих, тот самый диктат публичности. Это – его служба в банке, хождение с женой на юбилеи, игра в карты в клубе. А другая, тайная – его встречи с Анной Сергеевной, о которых не знала ни одна живая душа, это и есть его подлинная, настоящая жизнь, заполняющая собой все его существо и придающая одна только смысл его существованию. И по себе он судил и о других, он не сомневался, что и у его знакомых есть тоже иная, неподвластная диктату публичности, подлинная и настоящая жизнь. Все личное существование держится на какой – то тайне, недоступной для окружающих, и не потому ли мы так ревниво оберегаем эту тайну, что если она раскроется, то рухнет и сам смысл подлинной жизни, и этот самый диктат публичности заполнит собой все и сделает самое наше существование абсолютно невыносимым. Но ведь это же чисто паскалевские мотивы и размышления).  Это явное предвосхищение экзистенциализма, предвозвестие, дыхание его. Паскаль противоречив, внутренне разорван. Человек взыскует жизни, и он недоволен жизнью. Никогда нет ощущения счастья, но есть чувство постоянной утраты. Отсюда, кстати, уже очерчиваются контуры моста к А. Шопенгауэру и его идеям о том, что человек не будет удовлетворен никаким миром и никогда.
Вот таковыми видятся автору этих строк основные философские интуиции Б. Паскаля.


Рецензии
Паскаль свой (очередной)
Закон Теории Счастья
(о том, как стать Счастливым Человеком)
сформулировал так:
- "Справедливость без силы - немощь."
* * *
Из моих наблюдений:
- Все хотят быть счастливыми,
но мало кто может этого достичь.
---------------
Для Настоящего - Большого Счастья -
много чего нужно!
И этого много - редко у кого бывает,
потому - по Настоящему Счастливых Людей - мало.
---------------
Счастье - НЕ-возможно без Процветания,
Процветание НЕ-возможно без Свободы,
Свобода НЕ-возможна без Просвещения!
Просвещение (обучение и воспитание) -
НЕ-возможно без Умных (Мудрых) Людей!
… И т.д.
=================
Подробнее см. Проза.ру, Сюткин Петр:
— "Законы ТЕОРИИ СЧАСТЬЯ".
* * *

Петр Сюткин   29.06.2021 06:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.