Тётушка Шура
В студентах до дому далеко ехать, так я к тётушке на каникулы и на праздники в деревню Лежу заруливал. Антенну наладишь, дров поколешь, огород вскопаешь, а тётушка пивом-суслом угостит. И свежим теплым ещё из корчаги и уже постоявшим с пузырьками, которые уже изнутри в нос шибали куда как шибче магазинных сортов. И тётка предупреждала: «Ты, Жорка, очень-то не налегай. Это пока его сначала пьёшь, ничего и вкусно и сытно, а потом внезапно в голову ударяет, захмелеешь...» И правда хорошо торкало,главное, непредсказуемо. Думаю, что после употребления сусла, процесс брожения, в результате чего получался спирт продолжался с неменьшей интенсивностью непосредственно внутри человеческого организма. И там он уже ничем не дозировался, мог скопиться в одном месте и торкнуть--вырубить основательно.
Но хранилось такое пиво-сусло обидно мало. До Питера не мог довести – прогоркало.
Фронтовики после "наркомовских 100 граммов", которые были частенько элементарно навязаны - пристрастились к водке. А до войны многие из этих деревенских парней были абсолютными трезвенниками. Поэтому на свадьбы послевоенные запасали уже то, что покрепче. Но в магазине водку не купишь: дорого да и в продаже нет. И на мамину с отцом свадьбу, сразу после войны самогонку гнали из того же из сусла. Власти боролись с самогоноварением (в стране хлеба нехватка.) Идёт власть по улице деревни и из которой избы пахнет бражкой, всё ясно-гонят, вещественные доказательства искать не надо - все на-лицо. Наказание за самогоноварение были жёсткие. Но и народ не дремал. Аппарат для перегонки скомплектовали общий один на всех в лесу и как бы ничейный(на случай, если застукают всё бросали и убегали. Не пойман –не вор, а бегали быстро.
-Тятя младшую Шурку, как не занятую на общественных работах к этому делу и приставил. Обучил всему,всё объяснил. Образцы продукции для сравнения дал.
Шурка девка смышленая. В школе отличница по химии.
-Бойся милиции,- поучал тятя,- увидишь милицию, бросай всё к …"такой-то матери" и сама дёру. Поймают - ври чо-нибудь позаковыристей, на счёт аппарата и бражки иди в отказку- не моё и чьё не знаю,а то и посадить могут.
Аппарат собрал с вечера папаня, дровишек заготовил, водой холодной ручей обеспечивал. По-темну ещё всё настроил и наказал,- ты ложечкой пробуй чего капает-то, с образцами сравнивай , посуду меняй, сусла доливай да дровишек подкладывай, вот и всё. Губки смочила, языком посмаковала на воздухе, и крепость лучше всякого виномера определишь.
Ага, это он, мужик губки смочил самогоном и не почувствовал, а Шурке-то 14 лет всего,она и напробовалось. А посоветовать бы ей чтоб не глотала продукт, а сплёвывала. Да вы чо! Так за день-то можно и не один стакан расплевать. Нет,нет такого разбазаривания ценного продукта крестьянская бережливость не могла допустить. И к обеду у Шурки её молодую кровь грел уже добрый граненый с верхом. И чем дальше, тем делалось Шурке всё веселей и веселей от каждой ложечки.
Не ругайте папа с мамой скро кор заживём. Догоняет капля каплю, Все проблемы — нипочём!
К вечеру Шурка уже и поёт и пляшет, не останавливаясь.
Тут и тятя приспел в самое вовремя.
- Ох, погляжу и вёсёлую ты самогонку, Шурка, сварила. Ну ладна тащи четверть первача. Давай её сюды.
Шурка шасть... А нету!
-Да здесь где-то поблизости должна висеть на ольхе,-Бормочет Шурка,а найти не может. И на следующий день с Шуркой все вместе ходили, но так ничего и не нашли.
-Да вот на дереве висела. Как сама глазами вижу.
-Отвечает Шурка. Выследили, подкараулили злые люди. На этом и сошлись...
Года через два тятя случайно зашёл в лесок, остановился под ольхой и пока задумчиво кропил пенёк, мох-то с пенька и съезжал пстепенно и показался предмет всё больше принимавший очертания четверти, заполненной до горла и заткнутой плотной пробкой... Упала, видимо, ёмкость с ольхи и утонула во мху. Но и от удара не разбилась, и зимой при морозах за минус 40 не треснула. Первач, знать, крепостью никак не меньше 50 градусов получился.
Не удержался тятя – лизнул-глотнул. Хлебная водка – вкус божественный!
Лошадка, чувствуя настроение хозяина летела танцевальным аллюром, спешила Шурку обрадовать.
А все ещё раз убедились, что на работе спиртного ни-ни. Нельзя!
Тятя вёз четверть, смотрел на неё и не мог придумать, как и автор - куда её пристроить, чтобы продолжить её такую содержательную предисторию. Вариантов куча, но все они "ни уму, ни сердцу".
Свидетельство о публикации №221062801380
Изобретательны наши люди, в любых обстоятельствах качество продукта обеспечивали.
Рассказ о прозе жизни после войны, когда не жили, а выживали. Но написано с лёгким юмором, без которого и прожить, пожалуй, было не возможно.
С уважением,
Елена Владимировна Николаева 18.08.2021 10:52 Заявить о нарушении