Хохот гиены
А вот древнейшие египтяне, удалые охотники и отпетые гурманы, гиен нимало не боялись – они их придумали есть. В пятидесяти двух гробницах и одном погребальном храме эпохи великих пирамид, эпохи Древнего царства, гиена – «хетет», или «рен-хетет» (по-коптски «хойте»), изображена среди прочей всевозможной мясной снеди, собранной для погребальной тризны и жертвоприношений. Её голова лежит подле телячьих и козьих. Их не просто убивали на охоте, как диких кабанов или антилоп, а брали «в плен», то есть, увозили на подворье господина и там, скрутив верёвками, пичкали бедного зверя насильно мясом или птицей – падаль то была или нет, неизвестно, хотя гиене вполне можно было скормить околевшую по несчастью скотину и тем возместить убыток в хозяйстве. Не слишком-то велико было «удовольствие» откармливать зверя с челюстью, подобной капкану, способной вмиг раздробить в порошок самые твёрдые кости! Гиену в тугих путах заваливали на спину, а пока ей в пасть пихали мясо, остальные звери ждали очереди, низко привязанные за шею к кольцу в полу.
Право, с гусями или журавлями во время откорма обходились милее: на многих рельефах работники баюкают нежно птицу на руках, ставшую совершенно ручной. К тому же, у птиц, всё поголовье которых состояло сплошь из десятков диких видов, в весенний период должен был сам собой проявляться зверский аппетит. В эту пору северные птицы улетают из Египта, а их родина может при этом быть где-нибудь в Гренландии. Размах доместификации в эпоху именно Древнего царства был поистине бескрайним: на скотном дворе и в птичнике при каждом удобном случае собирали любую пойманную дичь, доставленную для господина его охотниками живьём. В загоны и вольеры попадали газели, козероги, журавли, пеликаны, лебеди и многие другие представители дикой фауны, которые в более поздние эпохи содержались разве что при зверинцах, так как их откорм и разведение признали бесполезными.
С чего вдруг вообще стали поедать гиен при древнем несусветном изобилии дичи не совсем-то понятно – неужели у этих зверей столь высокие гастрономические достоинства, или поедание носило ритуальный характер? Ведь в образе стай диких зверей и птиц, даже рыб, египтяне рисовали себе аллегорию первобытного хаоса, который надлежало покорить охотнику, в особенности если это сам царь. Для фараона это был обряд установления «маат» – мировой гармонии. Те вельможи VI-й династии, в мавзолеях (мастабах) которых вырезаны сцены откорма гиен – скажем, Кагемни и Мрарику (Марерука), были весьма близки не только двору, но и семье фараона. Гробницы царей того времени, увы, без рисунков, но сплошь испещрены священными текстами, точно оклеены газетами. И всё же не приходится сомневаться, что мясо гиен бытовало также и на столе или алтаре фараонов. Да, в конце концов, едят же и теперь в странах Азии собак, а гиены близки как раз именно им.
В пустынных долинах египетской земли водилась пятнистая гиена с характерной «леопардовой» окраской щетинистого меха (Crocuta crocuta) – это самый крупный вид, и даже без окорма такая гиена весит в среднем 60 – 80 кг. Другой вид – гиена полосатая (Hyaena hyaena), с «тигровой» окраской, мельче, но и во времена Брема она ещё сильно докучала египетским селениям, шныряя вокруг них – видимо, из-за больших свалок. В особенности их манят задворки скотобоен. Для них выкапывают по временам ямы-ловушки. Была гипотеза, что из гиен, как из собак и павианов, пытались вырастить сторожей или «гончих» для охоты, но это невероятно – гиена ведь трупоед, и на живых нападает, лишь теряя разум от острого голода. К тому же, великолепные рельефы гробниц изображают именно откорм на убой злосчастного хищника. С эпохи Среднего царства и далее в охотничьих сценах гиен просто истребляют как опасных и «вредных» созданий, от которых страдают людские селения, но уже не ловят на откорм – вековая барская причуда забыта.
На снимках: гиена в естественной среде обитания; изображения гиен в гробнице Аменемхеба (ТТ85) эпохи Нового царства и в мастабе визиря Мерерука, жившего в эпоху Древнего царства, когда на гиен не только охотились с целью отвадить от людских поселений их стаи, но и употребляли в пищу, причём почитали деликатесом.
Источники:
Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.
Икрам Салима: статья «Диета» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 390 – 395/ Ikram Salima: “Diet” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 390 – 395
Икрам Салима: статья «Иконография гиены в Древнем Египте». Опубликовано в Вестнике департамента Немецкого археологического института в Каире (Висбаден)./Ikram Salima: “The iconography of the Hyena in Ancient Egypt”. MDAIK — Mitteilungen des Deutschen Arch;ologischen Instituts. Abteilung Kairo. Wiesbaden, 2001 г.
Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. I: Млекопитающие.- М.: ТЕРРА, 1992.
Свидетельство о публикации №221062801616
Юрий Панов 2 30.06.2021 09:22 Заявить о нарушении