Как жилось в царской России
Я не буду повторяться, все, что хотел сказать по этому фильму и утверждениям режиссера, кстати, сына кузнеца, ставшего известным деятелем искусства и политическим деятелем, можно прочитать. Но вот хочу буквально капельку добавить к ранее написанному. Речь пойдет о развитии образования в царской России и оказании медицинской помощи.
Получившие образование в СССР граждане со школы знали, что большинство населения царской России было безграмотным, а пришедшие к власти после Великой Октябрьской социалистической революции большевики разработали и провели программу всеобщего образования.
Однако после «перестройки» и победы «демократии» об этом перестали говорить и начали рассказывать детям о «кровавых красных комиссарах», и «России, которую мы потеряли». Среди этих рассказов есть и миф о высоком уровне образования в дореволюционной России.
Как обстояло дело с образованием в царской России на самом деле.
В целом нужно отметить, что в царской России последовательно повышали уровень образования населения. Империи нужны были офицеры, инженеры, архитекторы, учёные, врачи и квалифицированные рабочие. Высшее образование в Российской империи при царе Николае II, вообще, было лучшим в Европе (по числу студентов и качеству). Однако тут стоит отметить, что высшее образование получали в основном представители высших социальных слоев – дети дворян, военных, чиновников, буржуазии, интеллигенции. То есть те, кто получил начальное и среднее образование и мог продолжить обучение.
Быстро рос бюджет Министерства народного просвещения. Кроме того, школы финансировали военные, Синод, земства и города. Успехи в образовании были очевидны: начальных школ в 1896 году было 78 тыс., а в 1914 году уже свыше 119 тыс.; число гимназий (средних учебных заведений) в 1892 году было 239, а в 1914 году – 2300; количество учащихся в 1896 году было 3,8 млн., в 1914 году – 9,7 млн.; количество учителей в 1896 году было 114 тыс., в 1914 году – 280 тыс.; число студентов в 1890 г. – 12,5 тысяч, в 1914 году – 127 тыс.
По данным первой полной переписи населения России 1897 года, в стране было выявлено 22,7 % грамотных (вместе с Финляндией). К 1914 году около трети населения было в той или иной степени грамотно. Но это в среднем. Грамотных было больше в русской Польше, Финляндии, европейской части России, в городах. В Туркестане и на Кавказе неграмотных могло быть до 90 %, низкий уровень был в сельской местности. Также грамотным мог оказаться человек, который мог написать свою фамилию. Низкий уровень образования был у женщин. Значительная часть детей вообще нигде не училась.
Таким образом, образование в царской России развивалось, а в годы правления Николая II весьма быстрыми темпами. Это было связано с необходимостью модернизации страны, общими мировыми тенденциями. Существовали объективные трудности: огромная территория, большое население (тогда мы уступали только Китаю и Индии), слаборазвитые национальные окраины, где ещё недавно существовало рабовладение, господствовали родоплеменные традиции и т.д. Миф о «безнадёжно отсталой», «тёмной» Российской империи и «тюрьме народов» создан врагами России, западниками, среди которых были и революционеры-интернационалисты.
Миф о грамотной царской России
Очевидно, если бы не мировая война, революция и Гражданская война, то уровень образования населения Российской империи также значительно вырос. Однако новые монархисты и сторонники «России, которую мы потеряли», идут дальше и утверждают, что Россия была грамотной уже до 1917 года.
К примеру, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) во время лекции «Февральская революция: что это было?» от 3 сентября 2017 года в Екатеринбурге сообщил:
«В 1920 году новоявленное Министерство просвещения, которое тогда называлось Наркомпрос, решило изучить, какова же грамотность в Совдепии – новой тогда Советской России. И была проведена перепись грамотного населения в этой самой отсталой, безграмотной, темной России. 1920 год – это третий год Гражданской войны. Понимаем, что большинство школ не работает, разруха, платить учителям – всегда огромные проблемы и прочее. Так вот, выяснилось, что подростки с 12 до 16 лет на 86 % грамотны».
Соответственно, делается вывод: эти дети получили образование ещё в царской России.
Что реально показывает перепись 1920 года?
В предварительных результатах переписи вообще не было возрастного разделения. В ней приводится состояние образования: число образовательных учреждений, учащихся (5,9 млн). Также общее число граждан РСФСР и Украины (без областей, где продолжается Гражданская война), оно составляло 131,5 млн человек. В более поздних документах Центрального статистического управления 1922–1923 годов указана грамотность населения по итогам переписи 1920 года – более 37 %. Есть разбивка по возрасту, но не отмеченные епископом Тихоном от 12 до 16 лет, а от 8 до 15 лет. 49 % грамотных детей в возрасте 8–15 лет. При этом стоит помнить, что при переписи 1920 года критерии оценки грамотности были максимально расширены – грамотными считали тех, кто умел читать по слогам и написать свою фамилию на родном или русском языке.
Сколько было детей в то время?
Средние величины современного периода – более трети от населения. Тогда рождаемость была значительно выше, население было намного «моложе». В более точной переписи СССР 1926 года, в которой есть возрастные группы, из 147 млн человек до 19 лет – 71,3 млн. В переписи представлены возрастные группы от 10 до 14 и от 15 до 19 лет. То есть рассчитать, сколько было детей в возрасте 12–16 лет, невозможно. Суммируя две группы, получаем 33,9 млн человек, из которых грамотными были 20,3 млн. Это две трети, и это более широкая возрастная категория, а не 86 %. Причём это данные 1926 года, а не 1920 года.
Таким образом, большевикам досталось тяжёлое наследство. Им пришлось не только создавать сначала всеобщее 4-летнее образование (затем 7 и 10-летнее), но и проводить ликбез среди взрослых и форсированными темпами. Так, через ликбез прошло около 40 млн неграмотных, и к началу 40-х годов грамотность среди населения в возрасте до 50 лет составила свыше 90 %. Проблема неграмотности в стране была практически решена. Большевики смогли сделать то, что не сделали до них цари: совершили качественный скачок, не только догнали, но и обогнали все передовые страны Запада. Русская школа стала лучшей в мире, отсюда все последующие успехи СССР в науке, технике, космосе, атоме, военном деле и т.д. При этом стоит помнить, что лучшие традиции русской классической (дореволюционной) школы были в полной мере унаследованы и советской школой.
Россия, которую мы потеряли
Зачем же создали и поддерживают миф о высоком уровне образования в Российской империи?
Вплоть до 80 % образованных. Дело в том, что уже три десятка лет в РФ формируют кастово-сословное общество. Где есть успешные и богатые, для которых Россия – страна возможностей, и все остальные – нищие, бедные и неудачники, якобы не желающие развиваться и заниматься бизнесом. Каста «новых дворян», которых полностью удовлетворяет такое положение дел, когда 90 % всех богатств страны принадлежат 2–3 % населения. Именно для этой касты и формируют миф о «России, которую мы потеряли». Мол, всё было прекрасно, красиво, чинно и благородно. Но пришли «кровавые большевики» и разрушили этот рай.
Факты о том, что Романовы сами привели Россию к катастрофе 1917 года, предпочитают не озвучивать. Как и то, что Февральская революция и разрушение царской России – дело рук не красных комиссаров и красногвардейцев, а тогдашней российской элиты, включая представителей дома Романовых, аристократии, генералитета, высшей бюрократии, Думы, ведущих политических партий. Умалчивают и про тот факт, что большевики спасли историческую Россию от полной гибели и захвата её земель другими державами. Что большевики воссоздали российскую государственность (в виде советской) и это был этап качественного исторического восхождения России, а не тупиковый путь развития.
Поэтому все «реформаторы» с 90-х годов и по настоящее время так последовательно разрушали-оптимизировали советско-русскую школу.
«На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь –
И делай с ним, что хошь!»
Ведь на наших глазах происходит постепенное возвращение в прошлое. Низам будет достаточно уметь пользоваться цифровыми приспособлениями (быть цифровыми идиотами), а классическое и качественное образование останется лишь для «элиты».
Вот как жилось среднему человеку в царской России? Это вопрос не праздный, сегодня стали ходить дикие сказки на тему не то, чтобы французской булки, но близко к этому. Мол, привольно разлеглась Русь царская, всем там было сытно, но почему-то злобные большевики всё разрушили.
А теперь — пусть не абсолютно охватывающая, но важная информация по реальной жизни. Константин Седых, писатель очень известный в СССР, написал роман-эпопею — «Даурия». И писал он, не фантазируя, а просто красочно рассказал о своей жизни, о семьях его окружавших. Я специально бывал на форуме забайкальских казаков (точнее, их семей), и там люди реально восстановили пофамильно, с кого списаны персонажи «Даурии», все семьи узнали, почти всех героев на всём протяжении романа. В итоге Седых даже в романе создал почти этнографическое полотно. Но он его приукрасил… Например, описав семью Улыбиных, он, для удобства романа, снизил число людей, проживавших в одном доме — мать, отец, двое детей и дед, да плюс старший сын угнан на каторгу.
Зато есть биография самого Седых. И она впечатляет простым и точным описанием реальной жизни русских людей. Что важно понимать — Седых родился в зажиточной казачьей семье, большая часть из 100 000 000 русских крестьян так не жили, а жили намного беднее.
Поначалу была проблема, Седых не успел написать свою биографию, но люди-то его знали и восстановили, что только возможно, из своей памяти. Семья Седых жила в Поперечном Зерентуе, 30 км от Маньчжурской границы. В те времена, когда был ещё царский период, в посёлке стояло 154 двора — жила 1000 человек. В посёлке было училище и церковь, по тем временам отличный задел. Россия в те времена была реально родовой силой — в этом посёлке было 47 дворов с фамилией Лопатины, 17 — с фамилией Седых, по 10 дворов Доровских, Коноплёвых, Пестовых, Каргиных. То бишь большая часть рождённых в селении в нём же и продолжала жить, не разъезжались. Это ясно говорит о почти сохранённой родовой структуре у русских, равно как сегодня иногда сохранена она на Кавказе, со всеми плюсами и минусами такой жизни.
Самая зажиточная фамилия — это как раз Седых. Непосредственно в семье Константина Седых было 25 человек. Дед, у деда два младших брата, у каждого из братьев были сыновья, дочери, невестки и внучата. А теперь реальный уровень бытия царской России в ЗАЖИТОЧНОЙ семье казаков — все 25 человек жили в 3-х комнатном доме. Пометка — это именно одна из самых богатых семей в поселении.
Как спали? Отдельная история, эдакий фильм ужасов для современных русских.
Цитата: «В горнице сдвигались в стороны столы и стулья. С семейной кровати на подметенный пол расстилали громадные войлочные потники, бросали в изголовья подушки в цветастых ситцевых наволочках, сверху покрывали пестрыми лоскутными одеялами. И девять взрослых девок укладывались на эту постель, как снопы на току.
Весело мне было, трехлетнему баловнику, каждый вечер перекатываться от тетки к тетке и слушать их девичьи секреты. В коридоре таким же порядком укладывались холостые мужчины, которых было четверо. А в большой кухне спали три пары женатых членов семьи. Дед Григорий, как старший, спал с бабушкой Милодорой на широкой крашеной кровати в горнице, за голубым ситцевым пологом. Дед Варлам с бабушкой Устиньей занимали кровать в коридоре, а дед Андрей, к тому времени уже овдовевший, обычно располагался на голбце...».
Седых подмечает, что рос болезненным и выжил чудом. Врачей в поселении не было от слова совсем. Отлежался, и то хорошо. Повезло. Другим, понятное дело, не всегда везло, и детская смертность в поселениях по всей России при царе зашкаливала. Константина не лечили толком, один раз он настолько ослаб, что его родители решили — помер, стали кадить на него ладаном. Но потом поняли, что ребёнок живой. Вот и вся суть. Врачей нет, люди тёмные, даже зажиточные. Не могли, не знали, как надо проверить дыхание, как и чем лечить воспаление лёгких.
Мать была неграмотной, но зато много песен знала. Ещё подробности — одежду почти не покупали, а только ткань и обувь. Из ткани уже шили одежду для всех, всё делали женщины. В целом жизнь среди коней и крестьянского быта был «весёлой». Один раз Константин пас быков и на них напали волки. Отбиться удалось самим животным, они быстро встали в круг и ощетинились рогами, а мальчонка оказался как раз в центре, снова повезло.
Эти подробности подтверждаются теми, кто был тех же лет с Константином Седых. Россия до СССР была не некой процветающей землёй, а бедной, глубоко неразвитой территорией. Общая грамотность населения была близка к нулевой. То, что в казачьем, зажиточном, по тем временам поселении была школа — это, конечно, хорошо. Но если взять статистические данные, то общая картина по Дальнему Востоку и Сибири выглядит почти тьмой.
Сборник статистических сведений… (1884-90 г.) СПб.: Изд.центр. стат. комит..
Здесь будут везде проценты неграмотных людей в тех или иных областях. То бишь, даже в областях-лидерах неграмотной была колоссальная часть населения. Это, так сказать, самая «умная» часть страны.
Акмолинская, Московская, Санкт-Петербургская, Дагестанская, Ярославская, Курляндская (Прибалтика), где количество грамотных людей составляла составляло от 45 до 40%.
Далее процент неграмотных только нарастает. По временам царской России — это средние области. В привычной всем около-Московской Тульской области неграмотны было 67%… Да, в городе Тула грамотность наверняка не огорчала, возможно и до 80% доходила, как-никак оружейный край. Но в самой области тьма.
Количество неграмотных составляло от 63 до 74% в следующих областях:
Вологодская, Кубанская, Олонецкая, Якутская, Архангельская, Калужская, Тульская, Новгородская, Рязанская, Терская, Владимирская, Тверская, Костромская, Семипалатинская.
Далее оставшиеся области царской России. В нынешней сверх-развитой по Российским меркам Казани (там есть огромный набор высших учебных заведений) неграмотность заваливала за 86 %. А сегодня в центре Казани красуются вузы, школы и гимназии. Хотя они могли бы красоваться и тогда. Никто не мешал.
Во всех остальных территориях царской России неграмотность составляла от 82 до 93%
Особенно мне, как дальневосточнику, «весело» осознавать, что в те годы неграмотными там были 84 % людей. Натурально, только один из десятка умел читать.
Зажиточный край казаков — область Войска Донского и неграмотность 80%. Точно такая же у Забайкальского края, как раз там, где родился и вырос Константин Седых. Ну, это ещё ничего, читать там умели двое из десяти.
Для сравнения — грамотность в других странах. Царская Россия была просто аутсайдером.
Грамотность мужчин/женщин в возрасте старше 9020 лет в 1889 и 1913 годах
Российская империя – 31/13 54/26
Великобритания - 91/89 99/99
Германия - 97/96 99/99
США - 88/85 93/93
Австрия - 74/60 81/75
Япония - 97/ - 98/ -
Франция - 89/91 95/94
По итогу жизнь при царе была тем ещё квестом. В почти полностью неграмотных регионах (коих большинство) выживали десятки миллионов крестьян и ремесленников. Без врачей, без вузов и школ, без централизованной системы медицинской помощи. Самые зажиточные получали школу, но часто не получали врача, а тот, что был, вечно был занят и, конечно, за большие деньги. Тотальная неграмотность женщин, ужасающая смертность детей от рождений и до 10-ти лет.
Всё это, наложенное на родовые понятия и возможность убить человека и не оставить следов, рождает довольно хмурую реальную русскую жизнь. Я не знаю, как там дворяне бытовали, наверное, получше. Но 100 000 000 крестьян ежедневно рисковали погибнуть от болезни, раны, от драки и свидетели не придут — везде родовые понятия, друг друга родня не сдаёт. Центральная власть решала эти проблемы крайне медленно, вразвалочку и враскачку.
Отсюда и моё крайне скептическое отношение к тому, что «при царе батюшке жили хорошо». Нет, не хорошо. Я не требую для начала двадцатого века телефонов в каждом доме. Но вот массовое образование и доступность медицины были нормой для любой развитой страны начала ХХ века. И царская Россия — ну, никак под эти показатели не влезает.
Свидетельство о публикации №221062800283
"Умалчивают и про тот факт, что большевики спасли историческую Россию от полной гибели и захвата её земель другими державами".
Хотелось бы спросить у автора,а кто это собирался захватить историческую Россию после Февральской революции 1917 года?
Или он не знает что именно большевики захватили власть и в октябре 1917 и следствием была гражданская война,интервенция и исключение России из стран победительниц в Первой мировой?
Что касается образования и медицины,приведя цифры роста уровня грамотности и здравоохранения в царской России автор не заметил, что при сохранении даже этих темпов ко времени, когда большевики гордятся успехами в этих областях, результаты были бы точно такими и без большевиков и без миллионов жертв гражданской и иммиграции.Как известно в отделившихся частях бывшей Российской империи все это именно так и произошло без участия большевиков.
О том, как развивалось образование и медицина в царской России и в первые годы советской власти я знаю из записей прадедов моей жены,один из которых был инспектором народных училишь Тульской губернии,а другой известным земским врачем,членом редколегии журнала"Земской врачь".
Александр Ресин 28.06.2021 18:55 Заявить о нарушении