Море моё - 2

  Гвардейский крейсер "Варяг"
 Добрались до поселка Тихоокеанский, он же «Техас», на КПП десятой оперативной эскадры надводных кораблей. За нами прибыли офицеры с кораблей, на которые мы попали по распределению.
Меня и еще одного морячка забрал к себе лейтенант Демченко и мы, через некоторое время, пройдя по пирсу, мимо пришвартованных с десяток кораблей, попали на палубу крейсера «Варяг».
В наш кубрик набилось много моряков даже с других кубриков, ища нет среди нас своих земляков. С Запорожской области ко мне пришло двое.
— Привет, зема*. Как зовут? – спросил, протягивая мне руку один из них.
— Леонид.
— А меня Владимир, а это Николай. Теперь нас трое. Если что обращайся.

  Сверхсрочник главный старшина Артамонов всех зевак разогнал. Показал, где моя койка и рундук, где будет храниться моя одежда.
Так началась моя служба на корабле. Мой командир отделения Стафиевский, ознакомление с кораблем начал с боевого поста, где пройдет моя служба. Приборы – компьютеры, в общем, были знакомы, еще с учебки, но здесь они выглядели как то по — другому.
— Ничего освоишь, подбодрил меня Стафиевский. И тебе это нужно будет сделать в самый короткий срок. Тебе на все про все месяц. Вот тебе боевая книжка, носи её с собой и то, что в ней написано, знай как Отче наш.
 Знакомство с кораблем заняло почти больше часа. Завтра еще, пойдем изучать расположение боевых постов на корабле.
Так начались мои будни на боевом корабле. Познакомился я с «машкой», так любезно на корабле называют моряки швабру. Тяжелая и капризная. С ней нужно обращаться только на вы, иначе сто потов сойдет, а палуба будет грязная. Ничего найдем правильный подход.
Прошел месяц. Экзамены сдал. Мой командир отделения под звуки Славянки, отправлен на дембель.
А наш корабль, снявшись со швартовых, сделал переход с залива Стрелок во Владивосток, в Док.

  Естественно в Доке, главная у нас задача работы по нарядам.
Сегодня по наряду мы уходим в котельный цех. Соответственно, что мы можем делать? Принеси, подай или вторая специальность, наверное, самая ходовая, бери побольше, кидай подальше. Вот на вторую нас и направили. Рабочие цеха сразу мне предложили отбойный молоток и указали где нужно долбить. Ни когда не держав в руках отбойного молотка и сразу стать профессионалом, такого не бывает. Дядя Жора, понял это, когда я только взял молоток в руки и словно в музее стал его вертеть в руках, изучая как это устройство работает.
— Вот смотри, взяв руки отбойный молоток, показал, как пользоваться этим молотком.
Молоток сразу подчинился его умелым действиям и отколол небольшой кусок бетона. Показав это несколько раз, спросил — понял?
Я кивнул. Вроде не хитрое устройство. Нажав на пусковое устройство, молоток запрыгал в руках, словно необъезженный конь.
— Крепче держи! – прокричал дядя Жора.
Дело пошло. К обеду бригада выкопала котлован, под основание перекачивающего насоса. Уставший, но доволен результатом своего труда, в обеденный перерыв ел честно заработанный обед. А какой обед был вкусный, особенно пастеризованное молоко в треугольных пакетах. Мне, конечно, было не положено молоко, но какая — то женщина поставила на стол мне, такой пакет молока.
— Кушай сынок, а то от этих работников не дождешься.
— Ладно  Катерина, мы исправимся, парировал укол женщины дядя Жора.
На заводе все работы на корабле предусмотрены для ремонта и наладки всего внутреннего пространства корабля. Задача судоремонтников заключается в обеспечении моряков и судна как единого целого механизма.
За это время, что корабль стоял в Доке, больше всего мне понравилась работа в цехе снабжения. Дородная женщина лет сорока, Варвара, доверила мне работать на электрокаре. Вождению транспортного средства я научился еще на гражданке. Там управлял уборочным комбайном, так что рулить я умел.
Заявку в цех женщина оформляла ежедневно, и меня отправляли работать именно в этот цех. В цехе было изобилие продуктов: особенно фруктов и молока разных сортов. Уходил я после работы на корабль с приличной сумкой для своей батареи.

  Ну, вот все работы закончились. Корабль покидает Док. С виду, словно новая иголка. Запахи свежей краски, еще не улетучились.
Это для всех событие №1. Весь личный состав расположился на своих боевых местах и приготовился устранять все не штатные проблемы, которые могли появиться после ремонта. Короче. Борьба за живучесть корабля. Благодаря рабочим Дока все работы по живучести корабля были выполнены отлично. Машинисты постарались, бросив на прощание из своих труб «шапку» дыма — морская традиция, придуманная не нашим поколением, взяли курс в залив Стрелок, где в бухте Абрек базировалась бригада ракетных кораблей Тихоокеанского флота.
  При швартовке к пирсу, на всех присутствующих в бухте кораблях были подняты флаги расцвечивания, приветствующие наше появление в базе.
Волнения на воде большого не было и опытный боевой офицер, капитан второго ранга Евлахов, ловко пришвартовал корабль кормой к стенке*.
Задача швартовой команды, в которую входил по боевому расписанию и я, закрепить швартовые, чтобы корабль надежно был пришвартован к стенке и не мешал другим кораблям выполнять возложенные на них боевые задачи.
Теперь отсюда наш корабль будет выполнять все поставленные боевые задачи командованием флота.
 Ну это впереди, а сегодня заступаю в наряд в поселок Тихоокеанский, на охрану склада боеприпасов. Этот склад оказывается в стороне от дороги в поселок. Огражден склад колючей проволокой в два ряда.
Старший наряда от нашей команды, принял склад боеприпасов, помещение и небольшой арсенал, находившийся в ней, под нашу охрану. Теперь вся ответственность лежит на нём, а мы ему помогаем сохранить объкт в целостности и сохранности.
Первый заступил матрос Майоров, вторым в ночь иду я.
Пошли знакомиться с местностью. Да вахта здесь словно на курорте. Птицы поют, лесной воздух свежий, а вот целая лужайка цветущих ландышей. Спрятаться от непогоды можно под небольшим деревянным грибком. Ну и то хорошо. Дождик здесь часто срывается.
Покушав вкусно приготовленную старшиной наряда пюрешку с китайской тушёнкой, улегся отдыхать.
В двадцать два часа заступил на вахту.  Проверил все замки и пластилиновые пломбы, которые размещались рядом с замками, начал прохаживаться по периметру, постоянно держа в поле зрения замки на складе. Воздух свежий дурманящий, за полночь начал меня склонять ко сну. Любым путем противостоял этому. Но тут мне помог бурундук, который начал шелестеть прошлогодней листвой. Я напрягся, не видя нарушителя. Сон как рукой сняло. Снял карабин с плеча и был готов применить его в любой момент, если обнаружу противника. Не успел я подать команду «Стой, кто идёт! Стрелять буду!, как в поле моего зрения попал небольшая зверушка, которая передвигаясь по сухим листьям издавала в звенящей ночной тишине, что кто то перебежкой приближается к сетке.
Увидев бурундука, улыбнулся, но держал его в поле зрения, пока он не покинул охраняемую территорию, ловко юркнув под колючую ограду.
 Сменяясь с караула, предупредил об этом своего сменщика. В присутствии старшины караула, разрядил карабин и сдал его в арсенал, а сам пошел спать.
В шесть утра умылся, позавтракал, снова заступил в наряд. Утром охранять склад, это не ночью. Птицы в лесу своим пением создали такой хор голосов и каждая птица вставляла свой голос, словно по указке невидимого дирижера.
Но вот из поселка послышалась мелодия. Эта мелодия своим эхом от близ лежащих сопок, создавала слаженный концерт Валерия Ободзинского:
Облака качнутся,
Поплывут назад,
Только б окунуться
В синие глаза.
У - У - У - У
Лишь в твои глаза мне окунуться.
У - У - У - У
Лишь в твои глаза мне окунуться.
Ищу я лишь её -
Мечту мою,
И лишь она одна мне нужна.
Ты, ветер, знаешь всё,
Ты скажешь мне
Она, она где она?

Ну чем не служба. Сутки пролетели быстро и мы снова на корабле.

Впереди первая задача: ходовые испытания.
  Выходили в море с одной задачей — встать в строй боевых кораблей. Получить заветный вымпел — морской рубль, тогда к нашему жалованию прибавиться рубль. Если корабль не в строю, то этот рубль не выплачивается.
Перед выходом в море после ремонтных работ в Доке, нам предстояла задача пополнить запасы артиллерийских погребов. Загружали артиллерийский погреб до обеда, передавая по цепочке из рук в руки снаряды для пушек.
А еще прошел посвящение меня в моряки. Вся батарея собралась в боевом посту. Нас молодых усадили посреди боевого поста. Принесли ведро морской воды. Сняли плафон со светильника, а в него входит, наверное, больше пол литры воды. Набирая воды в плафон и передавая его мне, самый старший из собравшихся старшина второй статьи Дыгай, положив мне свою руку на плечо и словно батюшка в церкви спросил:
— Курсант Иванов, а ты хочешь стать матросом?
Какой вопрос. Конечно, кивнул я.
— Тогда выпей эту соленую воду, и мы тебя зачисляем в свой экипаж.
Ну как я мог себя подвести.
Первые глотки солоновато - горькой воды не лезли в горло. Но я же хочу стать моряком, значит нужно воду выпить. И я её выпил.
Все, дружно улыбаясь, видно вспомнили, как сами пили эту противную воду, поздравили меня, крепко по старшинству пожимая мне руку.
Теперь ты молодой матрос — «карась».
Ну что же. Все прошли такие испытание на прочность, и я прошел.

   С каждым выходом в море с нами выходили гражданские специалисты. Они налаживали систему «Турель», перестраивали её на низколетящие цели. Не знаю, что у них там не шло, но старшина I статьи Кашин, во время стрельбы в море, высунувшись из открытой двери башни артиллерийской установки, увидев низколетящую цель, перевел управление из башни в ручное управление и поразил цель. А электроника цель не видела. Вот такие были курьёзы. Потом специалисты все наладили и обкатку уже делали реактивные самолёты СУ – 9, которые умудрялись пролетать так низко, что от работы двигателей закладывало уши. Вот такой курьёзный случай был.
После выполнения задачи в море, которая стояла перед нашим кораблем, пришвартовались у «стенки»* в своей базе — в бухте «Абрек». Первостепенной задачей для нас молодых, в ущерб учебе и тренировкам по специальности  на корабле считалась уборка палубы и помещений. Драили её милую до блеска. После такой уборки палуба выглядела, словно зеркало. Особенно большая приборка была, если на корабль пожаловала большая зарубежная делегация или большое начальство.
Вот и сегодня с утра на корабле сыграли «Большой сбор».
 Задача:
Приготовить корабль к приему зарубежных гостей.
После того как личный состав разошелся по закрепленным заведованиям, прозвучала другая команда:
«Боевая тревога!». «С якоря и швартовых сниматься!»
Бросив уборку, надели спасательные жилеты, рабочие перчатки и заняли своё место согласно, боевого расписания.
Где — то через пол — часа, наш корабль был уже в море и взял курс на Владивосток.  По кораблю разлетелась новость идем встречать делегацию из Чехословакии во главе с Людвигом Свободой*
Встречали космонавтов, делегации разных нам дружеских стран и прочие организации. В общем не боевой крейсер, а учебно показательный образцовый морской музей, где проходили практику курсанты морских училищ страны.
Но в дин день всё изменилось. Все официальные приемы высокопоставленных гостей закончились. Ветераны корабля:
Командир корабля
Капитан первого ранга Пинчук А.А.
 и командир БЧ – 2
Капитан второго ранга Евлахов ушли на повышение.
Их место заняли соответственно:
 Капитан третьего ранга, бывший старпом корабля Дерябин Юрий Иванович
Командир БЧ – 2 Капитан третьего ранга Виткевич Владимир Гудиевич.
Началась новая жизнь корабля. Подул свежий ветер перемен. Начали больше внимание уделять боевой службе корабля.

  Пополнили запасы основного вооружения корабля — ракетами П – 35.
После погрузки всех комплектов боеприпасов, для всех видов вооружения, установленных на нашем корабле, корабль становиться на боевое дежурство по охране рубежей наше Родины. Готовность корабля к выходу в море — пятнадцать минут. Все увольнения запрещены.
Нам то что. Корабль это наш дом. А вот офицерам и сверхсрочникам живущем в поселке Тихоокеанский, это испытание на прочность их семей.
 Военные -  морские учения "Океан-70" проводились под руководством Главнокомандующего ВМФ  Сергея Георгиевича Горшкова и проходили с 14 апреля по 5 мая 1970 года.  Официально учения были посвящены столетию со дня рождения В. И. Ленина.
Наш корабль принимает участие в этих маневрах. В этих учениях проводились стрельбы главным калибром корабля, ракетами П – 35. Ничего не предвещало неприятности. Все системы, когда установка была в походном состоянии, работали нормально. Но стоило пусковую установку поднять на угол старта, обнаружилась неисправность. Прибор  выдал на пульт сигнал, что гидравлика ракеты отключена. Вот это номер! В одно мгновение выскочил на палубу и проник в контейнер, где ракета готовилась на старт. С виду гидравлика подключена, но сигнала нет. Отключил гидравлику и снова  состыковал, но сигнал не появился. Отключил ещё раз,  доведенными до автоматизма на тренировках движениями гидравлику и снова подсоединил. Слышу в наушниках, голос командира батареи:
— Есть сигнал! Выпрыгивай оттуда поскорее!
В одно мгновение оказался за приборами. Старт разрешен. Через минуту после того как покинул контейнер, ракета взвила в небо и достигла цели.
Радости у всех не было предела.
  После ремонтных работ на базе и приведению обгоревшей  палубы в образцовое положение, приехавшие специалисты с завода, стыковочный узел заменили. После этого еще корабль провел три стрельбы. Больше таких казусов не повторилось.

   В сентябре 1971 года ГРКр «Варяг» принял участие в учениях «Восход» под флагом Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова*.
Проследовали маршрутом: Бухта Абрек,  Японское море – Татарский пролив – база подводных лодок в городе  Советская гавань.
  Далее наш маршрут продолжился. Знаменитый пролив Лаперуза, но камешки мы в него не бросали, у нас их не было с собой.
 Корсаков – Курильская гряда (Кунашир, Итуруп, Уруп) – Тихий океан и прибыли в Петропавловск Камчатский.
  На пути следования провели стрельбы. Полюбовались красотами океана. Погода благоприятствовала проведению учений. А как вы хотели. Не на курорты мы сюда прибыли. Но кита все  — таки удалось увидеть в Тихом океане.

  Корабельная вахта, помогла увидеть и красоту окружающей природы. Человека всегда манило море. Он мог бесконечно наслаждаться видом моря, той песней, которую поют волны. Море живёт своей жизнью, а мы своей. И вот мне представился случай, попав на вахту, на верхнюю палубу.  Не отрываясь от порученной мне, согласно уставу обязанности по несению постовой службы, успел увидеть, того же кита и морских чаек. Видим ли мы, замечаем ли эту красоту моря? У нас всегда не хватает на это время.  Море, а тем более океан – это прекрасное творение природы, целая вселенная, живущая по своим законам, правилам.  Это символ свободы, простора, красоты. Кругом вода. В тумане, с левого борта проплывает остров Итуруп, но мы движемся дальше. Конечная цель у нас город Петропавловск Камчатский на Камчатке. Море холодное, темно синего цвета. Сегодня спокойное, а завтра штормит, что на палубу не выйдешь.
Огромное количество воды завораживает, зачаровывает человека. Может принести человеку беду, но в то же время может накормить или доставить человека в любую точку планеты.
Хватит любоваться морем. Звучит «Боевая тревога». Занимаю свое место по боевому расписанию.
Впереди Петропавловск Камчатский.

   Становимся на рейде Авачинской бухты на якорь. С берега к нашему кораблю спешит катер.
Спускаем забортный трап*.
Министра обороны провожает командир корабля, старпом, помощник командира по политической, дежурный офицер по кораблю, я — как дежурная вахта на верхней палубе и боцманская команда, подготовившая трап к спуску.
Катер с Министром обороны убывает.
У нас задача принять топливо с подошедшего к нам танкера. Работа кипит. Волна в бухте не более одного балла. Спускают корабельный катер на воду. Нужно забрать продукты с рядом расположившегося на якоре сухогруза.
Работы продолжаются, а я, сменившись с вахты, иду отдыхать.
Утром в составе небольшой делегации от корабля, я как комсорг батареи включен в состав этой делегации. Посмотрели город, побывали с шефским визитом в местной школе. Подарили школе макет нашего корабля. Местные гиды показали нам  местную достопримечательность, Никольскую сопку — «Сопку любви». Сопка расположена в юго – восточной части города. Отсюда открывается красивый вид на Авачинскую бухту на берегах которой расположен сам город. Здесь всегда многолюдно, особенно влюбленных пар. Посетили и другую достопримечательность,  долину гейзеров, которые бьют из - под земли, извергая фонтаны горячей воды.  Камчатские гейзеры — это глубокая и узкая долина, в которой находятся многочисленные озера, водопады, горячие и термальные источники. В долине можно наблюдать великолепие и богатство окружающей нас природы, увидеть бьющие фонтаны кипятка и много пара.
Время визита у нас было ограничено, и мы возвратились на корабль. Прогулка была утомительной, но интересной и запоминающейся!
    
На следующий день снимаемся с якоря и берем курс в родную базу. Назад возвращаемся почти тем же маршрутом, только без Министра обороны и заходов в другие порты.


Рецензии
читаю с удовольствием
спасибо


Олег Устинов   11.07.2021 11:33     Заявить о нарушении