Антон Гапоник. Опыт автобиографии
О чём я тогда думал и думал ли вообще? Сколько ни пытаюсь вспомнить – не могу! Но жил во мне кто-то, кому было всё понятно и доступно. Этот кто-то мог мыслить, знать, вспоминать, анализировать.
Потом – провал. И вот мне три года, и я в детском саду. Беззаботное детство! Слова воспитателей, сказанные маме: «Ваш мальчик не такой, как все. Покажите его врачу». Но всё это меня не касается, я радуюсь жизни, а жизнь радуется мне. Лишь кто-то внутри меня тревожен и задумчив… Потом врачи, больницы, обследования. Что-то не так. Я болен? Ну и что! Жизнь-то не кончается, она так прекрасна! И ничего, что в голове уже давно кружатся недетские мысли. Но сформулировать, превратить их в слова пока не могу. До чего же я ещё мал! А сколько всего впереди!
Мне шесть лет. Я болен, и потому переведён в садик для детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Там встречаю ползающих, хромающих, частично парализованных детей. Слабые, беспомощные, бледные, в глазах совсем не детская тоска. Кто-то плачет внутри меня, и я плачу. Приходит сознание того, что с этим кем-то мы живём одной жизнью, одинаково мыслим, одинаково чувствуем. А может, этот кто-то и есть я?... И вот я, в ту пору здоровый, сильный, краснощёкий, стал помогать воспитателям ухаживать за этими детьми. Я умывал их, носил на руках в туалет, кормил, старался сделать всё, от меня зависящее, чтобы они не чувствовали себя ненужными. Но детское безрассудство, конечно же, брало верх надо мной и, к моему стыду, всё же случилась одна драка между мной и другим мальчиком. Мы не поделили игрушки.
Жизнь в этом детском саду казалась мне раем. Я чувствовал себя нужным, полезным. Впервые познав ответственность за других, испытав сочувствие, сопереживание, отзывчивость, стремление помочь, поддержать в трудную минуту, я уже не мог забыть эти драгоценные уроки жизни, которые впоследствии помогли мне духовно выжить и развиваться дальше.
Наступило 1 сентября 1998 года. Мне почти восемь. В новом, отглаженном костюме, в блестящих туфлях, с огромным букетом и огромным счастьем в сердце, гордый и уверенный, я шёл в школу! Я шёл учиться! Отныне я взрослый и самостоятельный человек! Встречай меня, школа!
На этом моё детство, как и мои лучшие воспоминания, заканчивается. Я вступил в новую жизнь, где оказался «не таким, как все», а значит, лишним, обременяющим. Я подсознательно ощущал, что когда-нибудь испытаю эти чувства, ведь я болен. Но чтоб так скоро! Снаружи казалось, что я сдался и гибну. Ведь я перестал разговаривать и долгими часами мог смотреть в одну точку. Но не тут-то было! Всё внутри меня кипело, боролось, искало. Что делать? Что изменить? Где выход?..
И вдруг…размышления стали складываться в слова, потом в рифмы. Что это? Оказалось – стихи…
Мне девять лет. Метания, страхи, слёзы, муки – всё позади. То, зашедшее в тупик «Я», погибло. Я рождён заново. Больше нет слабости, неуверенности, чувства ненужности, незащищённости. Есть любовь, добро, надежда и творчество.
Удалось ли мне ступить на первую ступень духовного развития? Наверное, нет. Подошёл ли я к ней? Жизнь покажет. Так будем жить!
Мне 18…
В 2002-м вышел первый сборник моих детских стихов и сочинений «Я слышу всё, чем мир наполнен»;
в 2004-м – небольшой сборник стихов «И каждый день дороже»;
в 2005-м – сборник стихов «Войди в мой хрупкий храм»;
в 2006-м – сборник стихов «Слова мои будут просты»;
в 2007-м - сборник стихов "Творить по законам любви".
Побеждал в международном конкурсе, нескольких областных и городских конкурсах, автор песни о Юрге.
Удостоен медалей "Надежда Кузбасса" и "За веру и добро". Премии "За любовь к жизни". В 2005-м принят в союз писателей Кузбасса.
Свидетельство о публикации №221062800888
…Я молчу.
Я устала с тобой говорить без ответов…
Забрала тебя осень. Как листочек с веточки, ты сорвался и улетел. Не оставил и следа. И бреду я по листьям памяти, памяти о тебе, любимый малыш, светлый мой Ангел. Ночами я мысленно шлю тебе рассказы, сочиняю поэмы, пишу повести воспоминаний. Под них засыпаю. А утром все стирается. Чисто и пусто. И слова не выдумать. Но мне так нравится говорить с тобой ночами, когда особенно тихо, темно и одиноко. Тогда всплывают образы – резко, исподтишка. Они мелькают, как молнии, в голове, как разряд тока. От них больно. Они вышибают мгновенные слезы. Мелькают, как листы книги. А на листах этих записана она - хрупкая, истерзанная неизлечимой болезнью, судьба мудрого не по годам человечка с могучей и нежной душой.
Антоша уже родился с добрым сердцем и был очень любознательным. Его интересовало и восторгало буквально все. Он радовался солнышку, траве, снегу, дождю, букашкам, жучкам, гусеницам. Малыш верил, что мир ждал его рождение, и вся природа с ее красотой созданы были лишь для него. Антоша как будто хотел обнять весь мир. Его детство было для него сказкой. Отзывчивый, общительный, любопытный и не ведающий зла, он шел ко всем на руки, всем доверял, всем улыбался. Интересно познавал мир. Старательно изучал всплеск воды, дуновение ветерка, плывущие по небу облака. Первое слово Антоша произнес, когда ему было 7 месяцев.
Люди тянулись к моему Солнышку. Хотели его подержать на руках. Когда мы проходили мимо базарчика недалеко от нашего дома, бабушки угощали сыночка ягодами, фруктами, овощами, конфетами, печеньем. И все это Антоша успевал зажать в кулачках. И съесть...
Оглядываюсь назад… Там, за моей спиной, - счастливое, доброе, светлое прошлое. Там - чудо рождения и жизни моего единственного сыночка Антошки, в котором соединилось все самое прекрасное, что только Вселенная может дать душе человеческой. Это и станет началом моей повести - повести о человеке, ставшем моей бережно хранимой легендой.
Я как будто исчезла. Затерялась во снах.
Все земное вдруг стало немилым, ненужным –
Обернулось единым мгновением в прах…
Только ветер в пустотах взывает натужно.
Возвращаюсь туда, в листопадную ночь,
Задыхаюсь с тобой, мой невинный сыночек.
Память ранена… больно!.. умоляет помочь.
Но врывается смерть между памятных строчек.
Мой волшебный малыш, восклицаю «Дыши!
Ну, дыши же со мной! Ну, дыши! Заклинаю!
Ты не рвись в небеса… журавлем… не спеши!
На Земле… я твой вздох… я твой взмах охраняю.
Ночь – спасенье мое. Шорох крыльев и в миг…
Улетает душа… к своему малышу…
Там увидит душа Светом залитый Лик
И прошепчет: «Дыши!» … И услышит: «Дышу!».
(Людмила Гапоник. Памяти сыночка всегда)
Единственное, что сделало бы меня счастливой - тот призрачный остров, где жили бы только я, сын, мама и кошка Чернышка. Вечно и без болезней. Иного счастья просто нет. И этого не будет. Иногда хочется рассказать все маме. Поплакаться. Никогда при ее жизни ей не плакалась. А теперь хочется. Еще посидеть с сыном у костра. Говорить обо всем. И никого больше не надо. И ничего. Не надо богатства, роскоши. Не надо людей посторонних. Шалаш, солнце, звезды, райский остров и семья. Моя семья. В этом состоит моё, призрачное теперь, счастье.
Людмила Гапоник 30.06.2021 11:29 Заявить о нарушении
И ПОКОЙ ОБРЕТАЮ,
И ДУШОЙ ВОЗРАСТАЮ
В ГУСТОЙ СИНЕВЕ..."
Имя Антона Гапоника знакомо многим юргинцам. 27 сентября 2013г. Антона не стало, но остались его стихи. Было издано 5 сборников стихов при жизни Антона и один посмертно.
Писать стихи Антон начал писать стихи с девяти лет. Судьба отвела Антону неполные 24 года. Но, как писал Б.Бурмистров в предисловии к посмертной книги "Собираюсь в дальнюю дорогу" - "...это время было наполнено таким творческим началом, такой болью за нас, такой любовью к нам! То божественное начало, которое в нем, он ставил, передал нам. Читая его слова, становится светлее и чище на душе." И, конечно, по праву Б.Бурмистров называет Антона Поэтом с большой буквы.
Елена Погадаева, руководитель литературного клуба.
***
Я извлеку из сердца
Огонь моей любви,
Чтоб у него погреться
В простуженные дни.
Пусть он осветит людям
К прекрасному пути…
Когда меня не будет,
Огонь любви, свети!
Я извлеку из мысли
Полёт моей мечты,
Чтоб он дождем пролился,
И расцвели цветы.
Пусть он поможет людям
Сквозь тернии пройти…
Когда меня не будет,
Мечта моя, лети!
Я извлеку из чувства
Добро души моей,
Чтоб мир людской очнулся
От суматохи дней.
Оно поможет людям
Жить дружно, не греша…
Когда меня не будет,
Живи, моя душа!
13 лет. 2002г.
***
Затерялся лист тополиный
В глубине опустевшего сада,
В небе стылом напев журавлиный
Посвящает дождям серенаду.
Лучик солнца глядит сиротливо,
Светлый нимб у воды очертя,
Будто хочет, как ветка ивы,
Окунуться в студёность ручья.
Дорог сердцу осенний багрянец
В обрамленье причудливых кружев,
Осень словно украсил румянец,
Как рябину в угрюмую стужу.
Вот она – моя Русь золотая!
Как напевы её хороши!
С переборами ветер играет
Для моей истомлённой души.
13 лет. 2002г.
***
Я росинкой блесну на заре,
Я слезинкой прольюсь из души,
Журавлиной мечтой в сентябре
Кану в самое сердце тиши.
Заплутаю я в храме берёз,
Обгоняя полёт ветерка.
Насладившись дыханием гроз,
Лёгкой блажью взлечу в облака.
Ты, неволя, меня не зови,
Своей цепью зловеще звеня.
Нет преград для сердечной любви!
Я – любовь! Нет преград для меня!
15 лет. 2004г.
***
Войди в мой хрупкий Храм, в мой тихий дом смиренный,
Я слабыми руками воздвиг его в тиши,
Из поднебесья крыша, из горизонтов стены.
Войди в него, мой друг, коснись моей души.
Тебе она расскажет, как сладко ей мечталось,
Как птицей, обезумев, к познаниям рвалась…
Но, виражи судьба навеяли усталость –
И всё оборвалось. И жизнь оборвалась.
Тебе она расскажет, как в возведённом Храме
Взметнётся ненароком глухой, протяжный стон,
Как-будто кто-то плачет и молится в печали
О невозвратной неге растаявших времён –
Так плачет дождь осенний о беззаботном солнце,
Так стонет ночь глухая о суматошном дне…
Напев былых мгновений – он больше не вернётся…
Так плачет обречённость о бесконечном сне.
Войди в мой хрупкий Храм, в мой тихий дом смиренный,
Когда меня не будет, ты сохрани его.
Быть может, там приют найдёт мой дух нетленный –
Не разрушай святыню покоя моего!
15 лет. 2004г.
***
Я слышу звёздное дыханье.
Прекрасной вечности признанье,
Оно ли может обмануть?
Отбросить страхи и страданья,
Найти Истоки мирозданья,
Испить! Впитать! И в вечный путь!
И в вечный мир преображенья!
Не допуская искаженья
Ни в настоящем, пи в былом,
Предстать, прося не снисхожденья
Перед Судом, по в день рожденья
Родиться с ангельским крылом!
Расти! И вновь идти к прозренью!
И день и ночь! Пока мгновенье
Не приведёт к Истоку вновь,
Испить, впитать с него терпенье!
Вспарить на крыльях к просветленью
И влиться в вечную любовь!
Таков мой путь. Он счастье множит!
И каждый день, что мною прожит,
И миг, что в вечности разлит,
Меня не мучают, не гложут.
И лишь ошибки подытожит
Судья. Я жду Его вердикт.
17 лет. 2006г.
***
В небе синем облака тают,
Словно детские мои грёзы.
Подхожу я к своему краю,
Унося с собой боль, слёзы.
Бездна тьмы мне о конце шепчет,
Только сердце всё стучит, спорит:
- Стану я, поверь мне, друг, крепче!
Встретим мы ещё не раз зори.
Очарована душа волей.
Телом словлена, а всё-ж, рвётся
В небо синее, да в ширь поля,
Где от счастья так легко поётся.
Ей бы странствовать ещё долго,
Ей бы впитывать еще много,
Только рыщет злой недуг волком,
Сторожит он мои дни строго.
Силы, словно облака, тают,
С каждым днём боль сильней и капризней,
Но, чем ближе подхожу к краю,
Тем острее во мне тяга к жизни.
18 лет. 2007г.
***
Не покинь меня, Ангел-Хранитель,
Ни сейчас, ни потом, после жизни.
Освяти в моём сердце обитель,
Я-бессменный служитель Отчизне!
Обними меня русской природой,
Напои мою душу восторгом!
Я сегодня исполнен свободы,
Как поэт пред грядущим итогом.
Перед русским, бескрайним раздольем,
Пред небесной благой чистотой
Я склонюсь, опьянённый от воли,
И признаю блаженный покой.
Помолюсь на иконные дали
За Россию-святую обитель.
Чтобы тучи над ней не витали,
Не оставь её, Ангел-хранитель!
18 лет. 2007г. Антон Гапоник
Людмила Гапоник 30.06.2021 14:53 Заявить о нарушении
Людмила Гапоник 21.10.2021 13:38 Заявить о нарушении