Тихая жизнь с огурцами

Джехутихотеп II (он же Тотхотеп) – великий (наследный) князь, глава нома Унут (Заячьего округа), верховный жрец бога Тота, а судя по ряду титулов и «удалённый министр» трёх фараонов эпохи Среднего царства (вторая половина XII династии, конец XX начало XIX вв. до н.э.). Он был родом из клана могущественных номархов, одним из наследников блестящей династии владык, которых сам царь едва удерживал от того, чтобы они возомнили себя удельными князьями. Его отец – четвёртый сын номарха Нехери II, младший брат ещё двух номархов и хранителя царской печати, Каи III, верховный жрец в монаршем некрополе.

Год рождения Тотхотепа II видимо, приходится на время правления фараона Сенусерта I. О его матери, госпоже Сат-хепер-ка, кроме имени ничего не известно, а от двух его сестёр не осталось в истории даже и имён. Но, быть может, девочки, как и их брат, тоже жили при дворе фараона Аменемхета II, в пределе, называемом «кап», где обитали и учились пажи (хереду-эн-кап) и будущие придворные дамы (нефрут). Удостоенный наивысшего придворного чина «друг единственный (царя)», номарх Тотхотеп приписывал себе главенство над всеми номами Юга.

Так это было на самом деле или царский фаворит слишком много на себя брал, но в создании «южного альянса номов» в то время и сам фараон не видел уже никакой угрозы, а наоборот, верил, что он создается во славу его и во благо государства, единого и неделимого. Во всяком случае, под каток опалы и репрессий Тотхотеп так и не попал. А его гробница в некрополе Дейр эль-Берша по-царски роскошна. Не только и не столько из-за размеров, сколько из-за убранства она считается одним из самых выдающихся архитектурных памятников египетской древности.

Увы, былое великолепие склепа в наше время можно увидеть лишь глядя на репродукции, создание которых потребовало от учёных долгого и кропотливого труда. Дело в том, что, не считая неминуемо свершившихся однажды грабежей, все гробницы знати эпохи Среднего царства до нашего времени дошли разгромленными силами природы. Их декор обычно похож на разбитую вдребезги пёструю мозаику, пазлы которой бывает трудно собрать воедино без ошибки. Не стал исключением и склеп Тотхотепа II, умершего при фараоне Сенусерте III.

Но, конечно, нельзя установить точно, когда случилось то самое губительное землетрясение, что обрушило его расписанный под мрамор величественный фасад и внешний зал. Быть может, этот природный погром совпал с очередной бурей истории, и именно тогда из гробницы была похищена огромная, ослепительной красоты алебастровая статуя номарха. Об истории этого изваяния можно узнать из памятных надписей в самой усыпальнице. Время потрясает не только столбы зданий, но и столпы государств, но, как вещала известная реклама, оно не властно над истинными ценностями.

Руины гробницы номарха Тотхотепа II были обнаружены в 1817 г. в числе многих других усыпальниц открытого археологами некрополя Дейр эль-Берша. В 1981-82 гг. её весьма скрупулёзно исследовал П. Ньюберри, изложив данные по ней в двух своих монографиях. Удары стихии обратили красочные росписи восточной стены внутренней камеры в подобие рассыпавшегося панно. Большая часть осколков штукатурки, на которой была выполнена живопись, так и осталась в гробнице, но около сотни мелких фрагментов разошлись по музеям.

Крупные детали попали в музей Каира, хотя Бостон «урвал» для себя фрагменты потолка и куски восточной стены. Свыше сорока осколков в Британском музее и шестьдесят, добытые экспедицией Гарварда и Бостонского музея, из хаотичной головоломки можно сложить в гармоничную панораму мирной жизни номарха и обитателей его домена. Были восстановлены сцены охоты, рыбалки, выгона скота, выпечки хлеба, виноделия, разного ремесленного труда, в том числе прядения и ткачества, а также ухода за садом и огородом.

Такого рода темы были обычны для любой вельможеской гробницы, хотя уровень их исполнения и стиль различались. То, что сделало роспись гробницы Тотхотепа II уникальной, не сразу и бросилось в глаза. В первую очередь внимание привлекали исключительно красивые церемониальные сцены, в которых участвовали дамы из дома номарха в «русалочьих» коронах из нильских лилий. Из сопроводительных надписей к семейным сценам удалось узнать, что супругой номарха, «госпожой дома» (небет-пер) была жрица богини Хатхор по имени Хатхорхотеп.

У него с нею было целых восемь детей: сыновья Шемсуемхауеф, Сенусертанх и Нехери, и пять дочерей, но по именам известны лишь три из них: Небу-Унут, Сат-хепру-ка и Сат-хеджет-хетеп. Кроме супруги, сестёр и дочерей номарха в его гробнице были также представлены и другие женщины, в том числе и две дамы, чьё убранство тоже говорит об очень высоком статусе. У обеих загадочный титул – «анхит», который принято переводить как «наложница». Но я позволю себе заметить, что это не самый обычный термин для младших жён, если уж на то пошло. К наложнице обращались «хабсут», но и это слово могло означать порой вторую по очереди, а не по «старшинству» супругу.

Конечно, одна из «анхит» носит то же имя, что и номарх, и даже «любима» им, но любовь – это же очень широкое понятие. «Анхит» коррелирует с терминами «анху» («юноша», «молодец»), «анхит им» («чужеземка»), а ещё его можно сравнить со званием «горожанка» из судебных документов эпохи Нового царства («анхит эн ньют» – «та, что живёт в городе»). Дамы-анхит встречаются и в гробницах других номархов. А что, если их домашний титул в чём-то равен русскому понятию «приживалка», но без уничижительного смысла? Дамы из клана номарха, но без собственного статуса в жизни в роли жены, жрицы и т.д. тоже имели место быть.

А вот было ли им место среди самых близких номарху и хозяину дома женщин – другой вопрос. На разбитой вдребезги восточной стене семья властителя нома была изображена наблюдающей за ходом работ в своём имении. Труд радостный (по крайней мере, на картинах) и усердный радовал взор хозяев. В четвёртом и пятом регистрах на южной половине стены размещались три разные сцены, связанные с садово-огородными делами: возня с рассадой в горшках, полив лозы и грядок, сбор винограда, переноска собранных фруктов и овощей в корзинах и плетёных сумках.

В третьей сцене, сильно разрушенной, но особенно интересной с точки зрения археоботаники, был представлен сбор плодов с растения из семейства тыквенных. Лианы, похожие на огуречные, были включены в «огородные» сцены также и на росписях из гробницы номарха Хнумхотепа II (Бени-Хассан), однако там они изображены без плодов и даже без цветов. А художники Тотхотепа II не поленились изобразить среди округлых листьев на ползучих стеблях что-то вроде огурцов. В своей реконструкции Ньюберри вначале по ошибке или рассеянности вставил один осколок с таким огурцом в сцену с виноградником.

Но гроздья винограда было принято окрашивать в синий цвет, да и вообще, продолговатые изумрудные плоды с тёмными продольными полосками и жёлтым цветком, обведённым красной каёмкой контура, слишком чётко различимы, чтобы спутать их с кистью винограда, даже зелёного. Аналогов подобному изображению до сих пор не было обнаружено. Но, правда, в гробничных натюрмортах, представлявших уже собранные овощи, огурцевидные плоды есть обязательно.

Грешным делом даже вспоминается карикатурный натюрморт с баклажаном в сериал «Дживс и Вустер», с которым у переводчиков дубляжа случился конфуз: они назвали картину «Тихая жизнь с баклажаном», буквально переведя фразу «Still-life with Eggplant». А в древних египетских гробницах, выходит, «тихая жизнь с огурцами». Но это не индийские огурцы (Cucumis sativus). В любом случае, отличить семена особого рода дынь, распространённых в Африке, от семян огурцов очень и очень сложно, особенно если это семена из гробниц, которым тысячи лет. Едва ли в склепе Тотхотепа II была изображена горлянка («кебу») или арбуз («бедедука»).

Форма нарисованных плодов больше соответствует именно плодам дыни шате (C. melo flexuosus, вариант Chate), которая очень близка азиатской змеевидной дыне аджур (тарре). От плодов огурца плоды шате отличаются пушком, но он не стал для древнего художника какой-то значимой деталью, поэтому Черезов смело сравнивает зелёные плоды на египетских памятниках с нежинскими огурцами. Так же, как и лозу, вырастить «огурцы» на Юге было большим делом. В изобильной водами Дельте и на оазисах были огромные плантации таких овощей.

В Файюме одно из селений было названо в честь сорта «огурца» – Бенедет, а в Гуробе, где жили царские жёны, в моде были сосуды в форме шате. На фрагментах росписи с «огуречником» виден розоватый тон, испещрённый точками: так рисовали красноватую почву пустынь, на границе с которой и разбивали сады, оставляя пойму для хлеба и льна. Значит, каждое растение высаживалось в ямку с плотными глиняными стенками, то есть, как бы в горшок, забитый чернозёмом и вкопанный в бесплодный грунт. Затем стебли аккуратно подвязывали к шпалерам из тростника или ивовых прутьев. Хрустящие, освежающие плоды были желанным сюрпризом в знойный день.

Источники:

Худакова Любица. Садоводство в Дейр эль-Берша в эпоху Среднего царства. Уникальное изображение выращивания тыквенных культур/Lubica Hudakova. Gardening at Deir el-Bersha in the Middle Kingdom: A unique representation of Cucurbitaceae cultivation. ;gypten und Levante / Egypt and the Levant Vol. 26 (2016), pp. 313-327 (15 pages). Published By: Austrian Academy of Sciences Press

Гасперини Валентина. Грабежи гробниц на закате эпохи Нового царства: новое истолкование следов пожара в комплексах Гуроба/Gasperini Valentina. Tomb Robberies at the End of the New Kingdom: The Gurob Burnt Groups Reinterpreted. Oxford University Press, 21 июн. 2018 г.

Коэмот Пьер. Калебас в Древнем Египте. Ботанический, магический и фармакологический аспекты./Pierre P. Koemoth. La calebasse en Egypte ancienne. Aspects botaniques, magiques et pharmacologiques. January 2004Chronique d';gypte; bulletin p;riodique de la Fondation ;gyptologique reine ;lisabeth 79(157-158) : 89-103. DOI:10.1484/J.CDE.2.309241

Броварски Э. Номы Зайца и Антилопы в Первый Переходный период и начале эпохи Среднего царства/Edward Brovarski. The Hare and Oryx Nomes in the First Intermediate Period and Early Middle Kingdom (англ.) // Egyptian Culture and Society (cahier № 38). — Conseil Supr;me des Antiquit;s de l';gypte, 2010. — Vol. 1. — P. 31—85.

Брестед Дж.Г. Древние летописи Египта/James Henry Breasted. Ancient Records of Egypt. — Chicago: The University of Chicago Press, 1906. — Vol. I.
Percy E. Newberryruen. El Bersheh (Part I) // Archaeological Survey of Egypt / Edited by Francis L. Griffith. — London: Egypt Exploration Society, 1895.

Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства/АН СССР. Ин-т востоковедения. - Москва : Наука, 1972.

Фойшт Эрика: статья «Семья» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 501 – 504/ Erika Feucht: “Family” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 501 – 50

Грейвс-Браун Каролин. «Танцы для Хат-Хор». Женщина в Древнем Египте/Carolyn Graves-Brown. Dancing For Hathor. Women in Ancient Egypt. London and New York City: Continuum Books. ISBN 978-1-8472-5054-4

Уилфонг Дж. Терри. Статья «Брак и развод» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том II, стр. 340 – 345/Terry G. Wilfong: Marriage and divorce in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. II, p. 340 – 345

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche

Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.


Рецензии