Ирэн. 18

   Проплакав, Ирэн уснула.  Мать прикрыла её  пикейным одеялом и попробовала отстирать пятна чернил. Платье, чулки, рубашка, панталоны, всё было испорчено. Она тёрла вещи, но чернила, хоть и побледнели, всё равно оставались на местах. Закончив со стиркой, поняв, что уже ничего не исправишь, она вывесила стираное сушить во двор на верёвку.
   -Пенсию она получит через неделю, неизвестно, какую цену хозяин запросит за квартиру, весь месяц ходили слухи о подорожании, Ирэн нужны новые вещи, ведь ей придётся искать работу, надо как-то выкручиваться.
    Она подошла к комоду, открыла ящик, поискала в глубине. Достала маленькую коробочку, любовно завёрнутую в платок, раскрыла её – там лежало её обручальное кольцо.
  - Ничего не поделаешь, придётся продать.
Положила кольцо в довольно ветхую сумочку и вышла в город, там её поджидал сюрприз.
   Не успела она отойти  со двора и пройти до следующего дома, как её окликнул из экипажа неловкий молодой человек, из-за которого разгорелся сегодняшний сыр-бор.
  -Мадам! Могу ли я подвезти Вас?
Мать Ирэн сердилась на него, но его раскаяние и искреннее желание загладить вину, смягчили её,-
   -Если нам по дороге, подвезите меня до ювелирной лавки Михайлова.
Он помог ей сесть и спокойным шагом направил лошадь в сторону  Тираспольской. Там опять проходили митинги и демонстрация, проехать им не удалось, рабочие возводили баррикады.
  -Мадам, лучше отсюда убраться! Здесь опасно!
Он вывернул на тихую Успенскую. Остановился, спросил,-
 - Вам нужно что-то починить или купить?
Мать горько усмехнулась,-
 - Я хотела продать или заложить,-
 она показала кольцо.
  - Мадам, поскольку я нанёс ущерб Вам и Вашей дочери, я покупаю Ваше кольцо.
Он протянул ей ассигнацию 25 рублей.
 - Оно столько не стоит!
 -Мадам, я лучше знаю, сколько стоит память сердца. Возьмите деньги!
Он вложил ей ассигнацию в руку, забрал кольцо, опустил его в жилетный карман.
- Теперь куда? Домой?
Женщина колебалась, но соблазн был велик, она спрятала деньги в сумочку и попросила,-
-Отвезите меня в Пассаж!
-С радостью , Мадам!
Он  легонько хлестнул рысака, и они быстро покатили в сторону Преображенской.
   Димитриос помог своей спутнице спуститься, они вместе вошли в Пассаж. Он подождал, пока она была у Канцельсона, выбирала бельё и чулки, потом  вместе прошли в обувной отдел, и за пять рублей мать купила Ирэн изящные светлые туфельки с перепонкой и на французском каблучке. Потом пошли за платьем. Димитриосу очень понравилось одно лёгкое из муслина с оборочками и вышитыми полевыми цветами, но оно стоило двадцать пять рублей, и было отвергнуто его спутницей. Она нашла вариант попрактичней, из ситца, букетики фиалок по белому фону, прикинув, что можно будет пришить кружева, и оно будет ничуть не хуже, чем муслиновое.  Напоследок заглянули в шляпный отдел, и мать приобрела для Ирэн простую, но элегантную соломенную шляпку с лентой и цветами.
  Димитриос попросил служителя отнести покупки в его экипаж, сунул ему чаевые и хлопнул себя по лбу,-
  - Прошу извинить меня, мадам! Сегодня явно не мой день, я забыл важные для меня биржевые сводки. Подождите меня пожалуйста пять минут, я скоро буду.
   Он бросился бегом в отдел, через минуту появился довольный, с зажатой в руках газетой.
   Мать Ирэн была счастлива, она потратила все деньги, но совесть её была спокойна. Новая одежда для дочери даст ей  возможность получить хорошее место, а потом она вернёт деньги этому неловкому и забывчивому человеку и получит своё кольцо обратно. Надо бы спросить его имя, а то как-то неудобно, он её называет мадам, она его – сударь.
   Как будто услыхав её мысли, Димитриос повернувшись к ней сказал,-
  -Позвольте представиться, Димитриос Палеолог, -
он протянул ей визитную карточку, где под его именем был адрес конторы. Притормозив, он дописал карандашом домашний адрес на Екатерининской.
  -Как Вас звать, мадам?
   -Я Анна Васильевна Ковальская, урождённая Литинская.
 - Очень приятно, Анна Васильевна! Анна Васильевна, простили ли Вы мою оплошность?
- Да, вполне.
-Анна Васильевна, Ваша дочь потеряла работу?
- Да, ей отказали.
-Анна Васильевна, Ваша дочь хорошо знает языки?
- Да, французский, немецкий.
- Анна Васильевна, как Вы считаете, примет ли она моё предложение обучить меня французскому? Я имею много партнёров за границей и язык мне необходим. Я не располагаю свободным временем и очень просил бы заниматься со мной в конторе , скажем с …-
он задумался, вспоминая свой рабочий день,-
-С 11 до 12, пять дней в неделю. Как Вы думаете, она не откажет мне? Может быть Вам лучше поговорить с ней?
-Хорошо, я поговорю с дочерью, но неволить её не стану.
   Подъехали к квартире Анны Васильевна, Димитриос помог ей выйти, донёс покупки до двери, поцеловал ручку и испарился, страшась гнева Ирэн.
   Ирэн проснулась, надела старое платье, на душе у неё кошки скребли, все надежды на счастливое будущее рухнули в одночасье, но надо было жить и выпутываться из создавшегося положения.
   В такой одежде уроков не найдёшь, а зарабатывать на хлеб как-то нужно,-
  -Пойду завтра на Привоз, попрошусь торговать к тёте Розе.
От такого решения она повеселела, хоть и мизерная, но это была цель, и ей хотелось её достичь.
   В дверь постучали. Открыв, Ирэн обнаружила  мальчишку посыльного, он протянул  ей знакомый фиолетовый конверт от Марии Базылкевич. Не дожидаясь ответа, убежал. У него в руках Ирэн заметила ещё несколько  таких же конвертов.
   
 
      

   


Рецензии