Герман Оберт и восемь космических миллионов. Культ

Герман Оберт и восемь космических миллионов. Культурологический и исторический очерк.


Одним из аргументов, использовавшихся Костиковым в «сигналах» о Лангемаке, Клеймёнове и других, было утверждение о нерациональном использовании государственных средств потенциальными вредителями и врагами народа.

В этой связи интересен переход от теории к практике, который имел место в биографии одного из основоположников космонавтики Германа Оберта (1894 - 1989).

В 1928 году Герман Оберт получил приглашение стать научным консультантом фильма «Женщина на Луне».

Это было начало 20 века. В европейском обществе рос интерес к космической теме.

Германская киностудия УФА решила снять фильм о космическом полете. К этому времени Герман Оберт стал общепризнанным автором, пишущим научные труды на космическую тему. Он состоял в переписке с Константином Циолковским.

Приглашение Оберта в качестве консультанта фильма было вполне логичным.

Первоначально казалось, что работа консультантом отвлечёт Германа  Оберта – преподавателя гимназии в одном из «немецких городов» в Румынии – от исследований на космическую тему. Однако, Оберту показалось полезным провести длительное время в Берлине и наладить связи с людьми, заинтересованными в космической тематике.

В Берлине Оберт из консультанта превратился в экспериментатора. Из средств режиссёра фильма и из средств киностудии УФА он получил деньги для построения экспериментального образца ракеты и для запуска экспериментальной ракеты. (Киностудия гарантировала свои интересы, заключив соглашение с Обертом о получении 50 процентов от потенциальных доходов Оберта – если он сделает за время работы над образцом ракеты выгодные изобретения).

Экспериментатор Оберт и его работы стали отличным рекламным контентом, позволившем подогреть интерес публики к фильму.

Сам Герман Оберт превратился из теоретика в экспериментатора. Он создал важные элементы эффективного ракетного двигателя, прошедшие успешные испытания.

Запуск ракеты до выхода фильма осуществить не удалось. В рекламных выпусках показывали и самого Оберта, и место будущего старта экспериментальной ракеты, и даже смонтировали фотоснимки, сообщив о первом экспериментальном старте ракеты Оберта. Опровержения никто не желал слушать.

Публика была разогрета и с нетерпением ждала появления нового фильма.

Киностудия заработала на фильме 8 миллионов марок. Оберт стал не только теоретиком космических полетов, но и экспериментатором-практиком, признанным специалистом по ракетной тематике. За время работы консультантом фильма и проведения экспериментов в Берлине он создал важные элементы двигателя для космической ракеты.

Вокруг Оберта и его работ в столице Германии объединился коллектив единомышленников – людей, увлеченных космической тематикой.

После съемок фильма Оберт возвратился в Румынию к своей работе преподавателя гимназии.

Его единомышленники в Берлине выкупили у киностудии созданные Обертом технические образцы, и продолжили эксперименты. В коллективе экспериментаторов начали работать студенты технической высшей школы в Берлине, среди которых был и Вернер фон Браун.

Имелись доходы и расходы, имелись достижения и провалы, но сообщения о нерациональном использовании государственных ресурсов в контрольные органы не появились. Социальное пространство для появления Костиковых отсутствовало.


29 июня 2021 г. 18:45


Рецензии