Фреска Джотто Поцелуй Иуды

    (На странице Википедии "Поцелуй Иуды" фреску можно рассмотреть с увеличением)

 Фреска Джотто «Поцелуй Иуды»

                Предисловие

Об этой фреске Джотто очень хорошо рассказала Паола Волкова в цикле передач "Мост над бездной" (Джотто "Поцелуй Иуды"). Она есть на Youtube. Мне хотелось только добавить к этому вдохновенному описанию несколько своих наблюдений и размышлений об этом произведении.

         1. "И тьма не объяла его"

Вначале о символике изображённой сцены. Обратите внимание на эту мрачную чёрную тучу из шлемов стражников, неожиданно возникшую на заднем плане и  сгустившуюся около головы Христа. Из неё высоко вверх торчат «дреколья» палки, копья, алебарды, которые тревожно колышатся на фоне тёмно-синего ночного неба.

Джотто очень выразительно показывает как эта зловещая чёрная туча, ощетинившаяся пиками и символизирующая «власть тьмы»*, начинает захватывать Христа  рукой Иуды и его жёлтым плащём, чтобы как водоворот затянуть Его в себя. Ещё один слуга первосященика бросается из-за спины к Иисусу, чтобы окончательно замкнуть оставшийся маленький проём, через который ещё виден краешек  плеча и спины  Господа. Ему пытается помешать апостол Пётр, который резко бросается и отсекает ухо дерзкому слуге. Это происходит так стремительно, что слуга ещё не успел почувствовать боль. То есть фреска запечатлела мельчайшую долю секунды, миг.

Однако этот миг, в котором чёрная воронка тьмы хочет поглотить Христа, символически разрастается до целых тысячелетий. В этой застывшей паузе мы видим как Великая Римская империя, а затем другие царства и эпохи, используя предательство в среде самих христиан,  столетиями боролись с Христом, пытаясь уничтожить Его. Однако точно так же как на фреске Джотто «и свет во тьме светит и тьма не объяла его.» Антихристианский водоворот никак не может окончательно сомкнуться вокруг Господа. Так Джотто пытается утвердить в нас неколебимую христианскую надежду, и оптимизм веры даже в самые трагические моменты жизни, когда зло казалось бы уже готово праздновать свою победу.

       2. Духовная красота учения Христова и неспособность понять его

Итак, на фреске перед нами разворачивается  потрясающее драматическое действие, символизирующее не только конкретное евангельское событие, но и всю историю христианства.   Фокусом этого действия являются две фигуры, точнее два лица, Иисуса и Иуды. Между ними всего лишь несколько дюймов. Иуда тянется ко Христу снизу вверх, чтобы поцеловать его. Его губы уже вытянулись в поцелуе. (Тайную  цель поцелуя - указать Христа его врагам - выражает человек, похожий на первосвященника, за спиной Иуды пальцем указывающего на Христа, а так же два лица, которые мы видим в узком промежутке  между профилем  Христа и Иуды. Они наблюдают за тем, кого поцелует Иуда.)

Благодаря такой фокуссировке всей сцены на двух лицах символический драматизм её  заостряется духовным психологизмом, глубину которого  выражает контакт  глаз Учителя и его предателя.  Это принципиальное новшество, которое привнёс в живопись  Джотто. В уродливом лице Иуды с его глубоко запавшей переносицей и в его взгляде иcподлобья  застыла трагическая неспособность понять и вместить в себя  духовную красоту учения Христова, а в лице и твёрдом взгляде Христа – красота этого учения, которая  выражена в невозмутимом спокойствии и непоколебимом мужестве перед лицом предстоящих страданий и смерти на кресте во имя любви. Последующие за этим событием страсти Христовы мы  видим на других фресках капеллы.

         3. Предупреждение о грозящей опасности предательства

Хотя художник осознаёт неотвратимость того, что сейчас произойдёт, он словно  хочет остановить это мгновение, не дать ему совершиться. Почему?  Думаю, что он делает это  не только ради выражения максимального драматического напряжения. В этом необычном решении угадывается также немое обращение Джотто  к своим современникам и к последующим поколениям: «Братья во Христе, ещё есть мгновение всем нам одуматься и не предавать Христа подобно Иуде.  Вся наша короткая жизнь и вся история человечества  – является этим судьбоносным мгновением. Братья, не станем предателями Господа! Не будем поколением иуд.»

Поэтому художник заставляет одного из героев во всю силу трубить в рог из слоновой кости, чтобы тем самым предупредить своих современников и нас об опасности и остановить перед непоправимым шагом. Два факела, обрамляющие рог и наклонившиеся в сторону Иисуса и Иуды из второй толпы уточняют смысл предупреждения.** Этот намёк в виде трубящего рога и горящих в ночи факелов  раскрывается во всей своей грозной полноте и силе в сцене Страшного Суда на одной из стен этой капеллы***, где предатель оказывается в пасти сатаны, а огни факелов превращаются в языки адского пламени.


-------------------------------
* «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22:53).

** А тем кто в них не верит, легче будет если их будет пожирать  бессмертная совесть, или если их бессмертную совесть  будут бичевать  лучи божественной любви? 
 
*** Капелла дель Арена





Ведь никто до Джотто не изображал эту сцену за многовение до предательского поцелуя.


Рецензии
Спасибо, Владислав, за столь прихологически точные портреты, которые Вы раскрываете и на фреске Джотто, и в описании зари Гомером. У Вас дар видеть то, что видим все мы, но - изнутри. То, о чём думает творческая душа с кистью или пером в руках. Вы поднимаете в глазах людей Христа и церковь, давно оболганные и сегодня насквозь иудейские. Если бы люди поняли это и увидели, что Христом изначально было принесено в жизнь Вселенское мировоззрение, а не людоедский бред с сатанинским обрядом поедания тела Бога и питья Его крови, Русь и весь мир проснулись бы совсем в другом измерении...

К первоначальному замыслу Христа вернул его учение Сергий Радонежский. Ведические прототипы учения он спрятал за христианские. Это был очень тонкий ход противостояния иудейскому бреду, насильно навязанному всему миру. Тогда только в Европе на кострах сожгли 9 миллионов женщин... Мужчин-староверов было уничтожено много больше...

Добавьте к Вашему размышлению над фреской саму фреску. Лучше - копию центральной части крупным планом, где Исус и Иуда смотрят в глаза друг другу... Описание картины без картины перед глазами читателя много теряет.

Евгений Кашкаров   02.07.2021 07:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений.

Спасибо за Ваш отзыв.

Не совсем Вас понял, что Вы подразумеваете под "людоедским бредом с сатанинским обрядом поедания тела Бога и питья Его крови".

И ещё совершенно дилетанский вопрос: дохристианские религиозные культы обходились без человеческих жертвоприношений?

К сожелению не могу добавить к своему размышлению саму фреску. У меня нет своих фотографий этой фрески. Использование чужих фотографий из итренета (даже если они выставлены в нём как бесплатные) без разрешения их авторов считаю для себя (и только для себя) неэтичным.

С теплом и уважением,



Владислав Плеханов   02.07.2021 18:10   Заявить о нарушении
Второй вопрос отпал, потому что мне стала понятна Ваша концепция о приходе после каждого посещения Земли великими учителями тех, кто искажает их учение.

Владислав Плеханов   03.07.2021 12:52   Заявить о нарушении
Символически есть в церкви тело Христа и пить его кровь при причащении - и есть людоедство, точнее богоедство. Символы правят миром. Потому церковников, исполняющих сатанинские обряды, наши предки и назвали ПОПами - Предавшими Отцов Память.

Евгений Кашкаров   04.07.2021 06:53   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений.

Ваше представление о таинстве Причастия я не разделяю. Попытась объяснить свою точку зрения, не вступая с Вами в научный диспут.

Вы пишете: «Символически есть в церкви тело Христа и пить его кровь при причащении - и есть людоедство, точнее богоедство.»

Я вижу это совсем под другим углом: Церковь есть Тело Христово. В теле Христовом есть свои процессы, недоступные людям внешним. Как, например, в человеческом циркуляция крови, при которой клетки различных органов, мускулатуры и костей получают от крови питание. Клетки, которые питаются от крови мы же не называем людоедами. Я думаю, Вы поняли мою мысль и не стоит развивать её дальше.

Что же касается «церковников», по Вашим словам «исполняющих сатанинские обряды», то в этих словах нет ничего странного, это предвидел Господь с самого начала, сказав своим ученикам: «Если хозяина дома назвали Веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Конечно, среди священников есть недостойные своего сана и даже предатели, как и среди учеников Господа был Иуда. Однако это не значит, что все они являются таковыми. И тем более нельзя предательство одного апостола (или скажем сотен священников) распространять на всю Церковь. Так в жизни не бывает.

Теперь о попах или священниках. Слово поп не оскорбительное. В русской древности оно было так же уважаемо как священник (вспомним протопопа Аввакума). Со временем оно приобрело в народе негативную окраску. Причиной тому были некоторые священники, которые вели себя недостойно своего сана, а так же критики Церкви, которых и тогда было много.Поэтому Ваше разъяснение этого слова как аббревиатуры «ПОПы - Предавшие Отцов Память» это чья-то, возможно Ваша субъктивная трактовка этого слова не имеющая под собой исторических корней.

Вы можете оспорить мое мнение, однако мне не хотелось бы превращать обмен мнений в дискуссию. Вы изложили свою точку зрения, я изложил свою. Не Вы и не я не являемся экспертами в этом вопросе. А в интернете он и без нас хорошо представлен.

Искренне с теплом и уважением,

Владислав Плеханов   04.07.2021 11:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав. Не буду задевать Ваши религиозные чувства. Если у Вас мировоззрение, Вы сможете хотя бы себе объяснить смысл имени И(и)сус Христос. Если религия - Вы даже не понимаете во что верите.
Всего доброго*

Евгений Кашкаров   04.07.2021 12:36   Заявить о нарушении