Две великие державы

   Перед встречей президентов Российской Федерации и Соединённых Штатов представитель Госдепа Нед Прайс обрисовал темы, которые намечались для обсуждения:
"Я не сомневаюсь, что права человека в целом, а также задержание ряда лиц, в том числе мистера Навального и, конечно, незаконно арестованных американцев, которые должны вернуться к своим семьям, будут затронуты в ходе саммита. Озабоченности США действиями, которые Москва предпринимает, чтобы угрожать американцам, нашим партнерам и союзникам в мире, определенно войдут в повестку беседы.»
  И действительно, эти темы обсуждались на первой за три года встрече двух глав великих держав. Это сам Байден назвал Россию великой: «Любая встреча лицом к лицу является полезной встречей. Мы пытаемся определить, где у нас есть общие вопросы и то, по каким вопросам можно работать вместе. А там, где у нас есть разногласия, мы должны сделать всё для того, чтобы мы смогли рационально и предсказуемо обсудить вопросы, — две великие державы»".  А за несколько месяцев до встречи он
что-то утвердительно промычал, отвечая на вопрос американского журналиста считает ли он Путина убийцей. Но журналист-то тот был не простой - Джордж Стефанопулос работал в своё время директором по связям с общественностью в администрации Билла Клинтона и прекрасно знает как выуживать из политиков информацию и ловить их на слове. Президент Путин тогда в ответ пожелал президенту Байдену крепкого здоровья и предложил дебаты в прямом эфире. Что тут началось в американских соцсетях и на телеканалах! «Да Путин порвёт Джо в два счёта. Не стоит выходить на дебаты с дзюдоистом», « Ждём мирового баттла!», «Беги, Джозеф, беги!» и все в том же духе.
  Но Джейн Псаки сообщила мировому сообществу о том, что президент Байден очень занят и дебатов не состоится. Более того, американская сторона отказалась и от совместной пресс-конференции после саммита - это можно было бы считать своего рода дебатами.
А на сольных пресс-конференциях президент Байден 11 минут читал речь с телесуфлёра, а затем ответил на 7 вопросов журналистов. «Как обычно мне дали список людей, которым я буду предоставлять слово»- во всеуслышание объявил президент страны, гордящейся гарантией свободы  слова и критикующей другие страны за отсутствие такового. Вместе с чтением заранее написанного текста выступление президента Байдена длилось полчаса, а закончилось лёгким оскорблением американской журналистки, задавшей вопрос: «Так как же это соотносится с тем, что встреча, как выразился президент Путин, была конструктивной?».
«Если вы этого не понимаете, вы выбрали не ту профессию», — пренебрежительно ответил президент США. К слову, на его пресс-конференцию не были приглашены российские журналисты, в то время как американские присутствовали и задавали вопросы российскому президенту, а он отвечал на них без шпаргалок и телесуфлёров в течение 55 минут.  Всего было задано более двадцати вопросов.
  А по возвращении домой президент Путин дал высокую оценку способностям и энергии президента Байдена: « Я хочу сказать, что образ президента Байдена, который рисует наша пресса и даже американская пресса, не имеет ничего общего с реальностью. Байден был в долгом путешествии, перелетел через океан, и ему пришлось столкнуться с нарушением биоритмов и разницей во времени. Когда я летаю, это берет свое. Но он выглядел бодрым, мы разговаривали лицом к лицу часа два, а то и больше. Байден - профессионал, и в работе с ним нужно быть очень осторожным, чтобы ничего не пропустить. Он ничего не упускает».
   Все заявленные темы были обсуждены, а одним из результатов саммита стало то, что российский и американский послы скоро вернутся к местам своей работы. Посол РФ в США Анатолий Антонов присутствовал на втором раунде переговоров и сидел за одним столом с Путиным, Лавровым и Песковым.
До пандемии под его эгидой в российском посольстве проводилась масса культурных мероприятий, на которых присутствовало много американцев: кинофильмы, концерты известных пианистов и скрипачей, выступления танцевальных коллективов из России. Такие мероприятия сопровождались вкусной русской едой и возможностью пообщаться друг с другом, а то и с самим послом Российской Федерации.              Мне посчастливилось несколько раз неформально лично поговорить с послом Анатолием Антоновым - о культурных мероприятиях, об отношениях между странами, о Латвии, о российских узниках в американских тюрьмах...  Говорили, в частности, о лётчике Константине Ярошенко, которого недавно посетили представители посольства, о его здоровье, которое настолько плачевно, что у него выпадают зубы и волосы. Я напомнил о Константине Никулине, который осужден пожизненно, не признав свою вину, но это уже не относится к вопросу российско-американских отношений, а, скорее, находится в компетенции европейских  правозащитников.
Тема заключённых тоже обсуждалась на саммите и, похоже, этот вопрос сдвинулся с места. Будем надеяться, что и американцы, арестованные в России, и россияне, томящиеся в американских острогах, скоро вернутся в свои страны, к своим родным и любимым. И если бы каждый саммит приносил хоть какие-то положительные результаты, то пусть президенты встречаются хоть каждый месяц, тем более, что, по словам Байдена, « они знают друг друга.»


Рецензии