Смерть тёти Раи

Пролог.

      Кто такая тётя Рая? – спросит меня читатель. Отвечаю – это моя родная тётя, родная сестра моего отца. Что ж, надо сказать, в мои года почти все мои дяди и тёти уже умерли, и это, конечно, вполне естественно. Уходили в мир иной все по-разному, но провожали их, что называется, «туда» почти что одинаково. Вполне обыденно и стандартно, что, в сущности, не вызывало никогда никакого дополнительного интереса. Но вот эта смерть, которая постигла именно тётю Раю, стоит здесь как-то особенно. Здесь случилось то, что ни разу ещё не вписывалось в происходящее ни с моими родственниками, ни со мной лично. Я тоже ранее похоронил своих родителей, и эти проводы также не были чем-то особенными.  Но с тётей Раей было всё совершенно по-другому, почему я и решил здесь об этом написать. Дай Бог, чтобы моим читателям с этим лучше не сталкиваться. А мне, однако, пришлось невольно взяться за такое вот, не совсем обычное,  расследование, что и послужило в итоге сюжетом к данному повествованию. Но, всё по порядку.

Небольшая предыстория.

     Прежде чем перейти к изложению главной темы данной истории, я хотел бы привести некоторые моменты прежних событий из жизни моей тёти, которые и предопределили собой такой вот неприятный исход.
      Итак, позвольте сначала представить, если так можно сказать, нашу героиню: Фролова Раиса Филипповна, 1939 года рождения. Двухлетним ребёнком она пережила немецкую оккупацию в годы войны, но в силу своего тогдашнего возраста она этого не запомнила. Жила в семье моего дедушки - председателя колхоза, а потому особых жизненных трудностей она тогда не знала. Столкнулась с ними позже, уже будучи взрослой женщиной, но до конца с этим фактором, увы, так и не справилась. Пусть читатель не подумает, что я сейчас осуждаю собственную тётю. Нет, ни в коем случае. Просто эти данные позволят лучше понять, почему всё произошло именно так, а не иначе. Изложить это как-то по-другому у меня, прошу прощения, просто не получается.
       В 60 – е годы двадцатого столетия Раиса Филипповна вышла замуж, после чего вскоре у неё в этом браке рождается дочь – моя двоюродная сестра. Я тогда ещё сам был маленьким, видел сестру только один раз, а потому плохо её помню. Дело в том, что она умерла, так и не дожив до 2-х лет. Но вскоре после этого у тёти Раи рождается другая дочь, которая проживёт куда более продолжительную жизнь. Однако после этого у Раисы Филипповны на долгие годы не сложилась семейная жизнь. Неоднократные схождения и разводы происходили на глазах у подрастающей дочери вплоть до середины 80-х годов. И это не могло не отразиться на моей очередной двоюродной сестре. Когда она подросла, то рано вышла замуж, будучи к этому время уже в «интересном положении», и родила своего единственного сына Сашу.
       К сожалению, моя сестра после этого уже не вела, что называется, здорового образа жизни. Брак её вскоре распался, а сама сестра затем сошлась с часто пьющим мужчиной. Её сын Саша остался со своим отцом, который, в свою очередь, сам тоже познакомился с другой женщиной. Так мой племянник стал расти у приёмной матери, видя при этом свою родную мать только от случая к случаю. Я помню Сашу спокойным и добрым мальчиком, но таким он остался, увы, не навсегда.
       В возрасте 29 лет моя сестра умирает при загадочных обстоятельствах. Скажу сразу, что эти самые обстоятельства тогда никто не выяснял, и все сочли за лучшее благополучно о них просто забыть. Всё-таки это были, как называли те самые годы - «лихие 90-е».  Сестру, конечно же, нормально похоронили, а Саша при прощании с ней не проронил о родной матери ни одной слезинки. И кто же знал, что это всё аукнется через каких-то 24 года! А это и есть те самые события, о которых я и хочу сейчас рассказать.

Несостоявшееся поздравление.

       Итак, наступил Международный женский день 8 Марта. Праздник, в который, как известно, мужчины поздравляют своих женщин. Ну, иногда и не своих, конечно. Вот и я решил в числе прочих поздравить с этим праздником также свою тётю Раю. Однако мои попытки дозвониться до неё так ни к чему и не привели. «Телефон абонента выключен или находится вне действия сети» - только это мне удалось услышать. Честно говоря, уже тогда мне показалось, что здесь произошло что-то неладное, но я решил всё-таки не спешить с выводами. Возможно, что тут всё обстоит не так, как я думаю.
       Тем не менее, мне всё же хотелось при этом кое-что выяснить, хотя бы для того, чтобы находиться, по меньшей мере, в курсе происходящих там событий. Тогда я решил позвонить моей двоюродной сестре, которая также приходится родной племянницей тёти Раи. Что ж, идея оказалась удачной, тем более, что появился повод поздравить с праздником и свою сестру. Я быстро нашёл её телефонный номер и нажал на кнопку «Вызов». Тут же раздались долгие гудки – значит, абонент был на связи.
       - Алло, - прозвучал женский голос в моём телефоне. Да, это была моя сестра Галя.
       - Здравствуй, Галя, - ответил я, - поздравляю тебя с международным женским днём 8 Марта.
        Дальше, разумеется, шли традиционные пожелания. Галя была, конечно, обрадована этим звонком, за что меня сердечно и поблагодарила. Но я стал продолжать.
       - Знаешь, Галя, я хотел дозвониться до тёти Раи, но у меня это как-то не получилось.
       - Да, Паша, - подтвердила сестра, - тётя Рая действительно не отвечает на звонки. Я сама до неё так и не смогла дозвониться.
       - А когда ты с ней разговаривала в последний раз?
       - Да вот, в самом начале марта.
       - То есть, неделю назад.
       - В общем, да.
       - Так может к ней лучше сходить?
       - Ой, Паша, я одна туда не пойду.
       - А это ещё почему?
       - Знаешь, Паша, там, где она живёт – это такой «бомжатник», что я туда одна не пойду. Там живут такие пьяницы, от которых можно, знаешь, и по башке получить. Да ведь ты же бывал раньше у неё. Это же коммуналка, если ты помнишь.
       - Да, я помню, но я там был очень давно. Сегодняшних её соседей я не знаю.
       - Ну, а я их видала.
       - Но, ведь, надо же всё равно проверить, в чём же дело.
       - Согласна. Я попрошу, наверное, Ларису, может с ней вместе и сходим. А хочешь, ты приезжай. Сходим с тобой вместе.
       - Знаешь ли, Галя, вы все живёте там, а я здесь. Мне до вас ещё надо доехать. Вам там на месте это сделать гораздо проще.
       - Проще, конечно. Но, может, ты лучше приедешь?
       - Я подумаю об этом. Если не будет другого варианта, то я приеду.
       На этом основная тема разговора, в принципе, и завершилась. Но я первоначально действительно не собирался ехать туда. В самом деле. В том же городе, где жила тётя Рая, живут также другие её племянники – мой брат и сёстры. Та же Галя, и упомянутая Лариса. Там же живёт её внук Саша. Есть кому сходить в эту коммуналку и без меня. Однако, я ошибся. Идти туда оказалось некому – желающих это сделать, как говорится, не нашлось.
        Я со своей стороны тоже не стал торопить события. Может, вдруг, найдётся тётя Рая и без меня. Увы, не нашлась. Тем не менее, я спокойно дождался апреля, когда у меня подошло время отпуска. Отработав свою крайнюю рабочую смену, я всё-таки решил отправиться на поиски нашей Раисы Филипповны. Разумеется, перед поездкой я снова позвонил тёте Рае, и, не дождавшись ответа, затем - сестре Гале, чтобы удостоверится лишний раз о нашей тёте.
         - Здравствуй, Галя, - звоню я сестре, - есть новости о тёте Рае?
         - Здравствуй, Паша, - ответила она мне. -  Нового ничего. На звонки она по-прежнему не отвечает.
         - Ну, про это я и сам знаю. Узнать-то получилось что-нибудь?
         - Нет, Паша, ничего.
         - Тогда я сам еду. Хочу поехать в пятницу.
         - Ой, знаешь, Паша, в пятницу я занята на работе. Приду поздно. Так что приезжай лучше в субботу. Тогда сможем встретиться.
         - Я подумаю.
         - Тогда до встречи.
         - До встречи.
         Однако, мне об этом действительно пришлось подумать. В пятницу, то есть в будни, я, скорее всего, больше узнаю, чем в выходной день. Впоследствии это оказалось именно так. Да и жена посоветовала ехать мне именно в пятницу. Так я и поступил. Узнав, таким образом, что ничего в этом плане не изменилось, я решил отправиться в путь.

Иду по следу.

На дорогу к месту назначения у меня ушло не так уж и мало времени. Более четырёх часов. Ну, вот, наконец, они позади, и я прибыл в свой город Солнечногорск. Называю  его своим, потому что несколько лет сам прожил там, но волею обстоятельств был вынужден отсюда уехать. Да и почти половина моего детства также прошла здесь.
В данный момент, стоит признаться, я не был занят прошлыми воспоминаниями. У меня уже созрел, что называется, план для поиска затерявшейся тёти, а потому по приезду решил немедленно заняться реализацией этого самого плана. Однажды, честно сказать, у меня уже был опыт по поиску таким же образом пропавшего моего соседа по бывшей коммунальной квартире. И найти его мне тогда действительно удалось. Правда, уже в морге, но всё-таки. Так что кое-какой опыт поиска у меня к этому времени был, а потому особых затруднений в данной ситуации я уже не испытывал.
Первое, что мне нужно было сделать, это отправиться на квартиру к моей тёте Рае. Как я уже говорил, это была коммуналка. А раз коммуналка – значит, там есть соседи. Должны быть, во всяком случае, о ком Галя мне и говорила. Им мне и предстояло задать первые вопросы.
Но первый «блин», правда, вышел как-то комом. За время моего долгого отсутствия в Солнечногорске у меня кое-что успело, что называется, выйти из головы. Словом, доехав на автобусе до нужной мне улицы – а я по старой памяти лёгко ориентировался в этом городе – перепутал в начале дома. Эти строения были рядом, а потому я и ошибся. Попав поначалу вовсе не в тот дом, мне пришлось снова звонить Гале, которая, кстати, не знала о моём раннем приезде.
- Здравствуй, Галя, я не отрываю тебя от работы?
- Здравствуй, Паша. Ничего страшного. Я тебя слушаю.
- Галя, ты не помнишь номер дома тёти Раи? Я что-то запамятовал.
- Не помню, но живёт она напротив меня.
- Твой дом – это номер восемь?
- Нет, двенадцатый.
- Тогда я действительно перепутал.
- Паша, я не поняла. Ты что, в городе?
- Да, Галя. Решил приехать пораньше. Так, думаю, лучше.
- Но мы же договаривались на субботу.
- Ничего, Галя, я не в претензиях. Обо мне можешь не волноваться. Раз я сам так решил.
- Тогда звони мне в случае чего.
- Хорошо, Галя, я позвоню.
Теперь мне окончательно стало ясно, куда идти.

Разговор в коммуналке.

Ну, вот я и стою теперь перед домом, где находится комната тёти Раи. Где конкретно расположена эта самая коммуналка, я знал хорошо. Здесь память меня точно не подвела. Но вот в сам дом войти у меня никак не получалось. В двери подъезда был кодовый замок, шифра которого я, разумеется, не знал. Да и Галя мне не могла его подсказать. Когда она ранее ходила к Раисе Филипповне, то вызывала её по мобильному телефону. Но сейчас такая возможность полностью отсутствовала. Поэтому мне оставалось покорно ждать, когда кто-нибудь войдёт или выйдет через эту дверь.
Ожидать такого момента, кстати, пришлось недолго. Я заметил, что кто-то собрался выходить, и я тут же направился к входной двери, чтобы передо мной она не успела бы захлопнуться. Да, один человек действительно вышел, а я, поблагодарив его за открытие этой двери, тут же проник в подъезд. Нужную квартиру мне искать не пришлось – я, как ранее сказано, ещё помнил, где она находится. Номер на её двери к моему приходу уже не сохранился, но для меня никаких трудностей это не вызывало. Ранее там даже была табличка – сколько и к кому звонков нужно сделать, чтобы именно с нужной комнаты подойти к двери. Сейчас не стало и этого, а потому мне пришлось просто нажать на кнопку звонка.
Дверь мне открыл действительно немного подвыпивший мужчина, но, всё ещё твёрдо стоявший на ногах. Он молча позволил мне войти в коридор этой квартиры. Ну, вид этой «коммуналки», точнее её прихожей, был действительно не ахти. Облезлые стены, трещины и всё такое. Словно и впрямь здесь как будто варвары были. Но мне нужно было, конечно же, совсем другое.
- Здравствуйте, - начал я.
- Здравствуйте, - вполне спокойно ответил он, - а вы к кому, собственно?
- Я хотел бы видеть Раису Филипповну.
- А её, знаете ли, нет дома.
- Вот как? А вы, случайно, не в курсе, где она?
- Она упала и получила перелом, а потому её отвезли в больницу.
- Перелом?
- Да. Перелом этого… Как его там?
- Чего? Может быть, шейки бедра?
- Да, да. Её сначала отвезли в Центральную районную больницу, а потом в эту, Ленинскую больницу.
- В «Ленинку»? А это почему?
- Сначала она лежала в ЦРБ. Но там сейчас долго не держат. Ухаживать за ней оказалось некому, а потому её отвезли туда, ну, в «Ленинку».
- Но у неё же есть внук. Вы знаете его?
- Знаем, но он от неё отказался, а потому её и пришлось отправить в «Ленинку». Сейчас она там и лежит. К ней  приезжает социальный работник, так что она не брошена.
- Спасибо за информацию, - ответил я, заканчивая данный разговор, - я найду её там.
Да, это действительно была информация, что называется, для размышления. Вот он, тот самый момент, когда чёрствость души её внука, заложенная ещё в раннем детстве, о чём я и писал выше, сказалась в последующем этапе жизни, точнее даже сказать, в конечной судьбе нашей тёти Раи. Да, она была очень доброй женщиной, умела принять гостей, душевно поговорить. Но, в тоже время, могла многое и упустить. Я и ранее слышал, когда её внук приходил к ней и отбирал её пенсию, или её часть. Не насильно, скорее всего. Бабушка и добровольно вполне могла ей поделиться. Он также успел и её комнату на себя оформить. Да, в этой же «коммуналке». Вот только сама «баба Рая» оказалась ему в итоге совсем не нужна. Он своё получил, ну а дальше… Впрочем, сейчас это уже было неважно. Ну, а мне предстояло поехать в эту Ленинскую больницу. Так уж она действительно называлась.

Диалог в «Ленинке».

Честно сказать, я не очень верил в то, что застану там тётю Раю живой. Насчёт диагноза – шейка бедра – я, кстати, не намного ошибся, но об этом чуть позже. Но даже и при такой травме в её возрасте – это очень и очень серьёзно. Тем не менее, с другой стороны, если тётя Рая ещё жива, а я поеду искать её в морг, то, каково это будет? Так что я решил однозначно ехать в эту больницу. Если наша тётя действительно жива, то хоть застану её саму, пусть даже и не в очень хорошем состоянии. У меня в сумке были два жареных куриных окорока, которые мне жена дала в дорогу. Вот ими я тогда и угощу тётю Раю, а мои поиски на этом сразу же и закончатся. Так, по крайней мере, я тогда думал. Однако, на деле вышло всё совершенно по-другому.
Прибыв на автостанцию, я стал ждать нужного мне автобуса, так как до Ленинской больницы нужно было ещё доехать, а ходил туда только один рейсовый маршрут, да и то нечасто. Наконец-таки я дождался нужного мне номера и занял в салоне удобное для себя место. Сначала, правда, я попросил водителя этого автобуса, чтобы он сделал остановку возле этой больницы – там ещё не всегда и останавливались. Хорошо, что об этом я ещё знал ранее. Мне и прежде приходилось иногда проезжать это место, но в самой больнице я ни разу так и не был. Необходимости не было. А вот теперь мне предстояло её посетить.
Вышел я, наконец, на нужной мне остановке. Ну, вот она – эта самая больница, напротив. Внешне она ничего особенного собой не представляла – небольшой комплекс старых одноэтажных зданий. Словом, обычная земская больница девятнадцатого века. По другому – не скажешь. Но что находится и где, и в каком здании, я этого, конечно же, не знал. А потому и вошёл в первое же строение. И оказалось, что не зря. Впрочем, это была всего лишь поликлиника. Но там, во-первых, был туалет, куда мне тоже нужно было, а во-вторых, мне подсказали, где найти стационар. Нашёл я его, конечно, быстро, но войдя в него, я тут же встретился с местной уборщицей.
- Вы кого ищете? – спросила она, даже не поздоровавшись.
- Здравствуйте, - сначала сказал я, - я ищу Раису Филипповну.
На моё приветствие она только просто кивнула, но потом посмотрела на меня несколько странновато. Возникла небольшая пауза, после которой она спросила:
- Кого, простите?
- Раису Филипповну.
- Так ведь она… она уже умерла.
- Давно?
- Да нет, недавно.
- Не можете сказать, когда именно?
- Ой, знаете, сходите вы лучше в следующий корпус. Там есть врачи, и они вам всё расскажут.
- Спасибо, - ответил я, - так и сделаю.
Со сложным чувством покинул я здание стационара. Да, случилось самое худшее, что я сумел предположить. Тёте Рае уже не помочь, но хоть узнаю подробнее, что же конкретно в итоге случилось.
Войдя в следующий корпус, я тут же увидел на двери надпись «Ординаторская». Ясно, что врачи находятся здесь. Я постучался в дверь, и мне, конечно же, позволили войти. Врач там была одна – женщина.
- Здравствуйте, - сказал я, не зная пока, с чего начать.
- Здравствуйте – наконец-то поздоровались со мной, - я слушаю вас.
- Я ищу Фролову Раису Филипповну, - также традиционно начал я.
- Простите, а вы кто ей?
- Племянник.
- Ну, тогда я вам могу сказать, что она скончалась.
- Извините, а вы не могли бы сказать тогда, когда это произошло, и каков был её диагноз?
Женщина встала и взяла с полки какую-то папку. Не садясь снова за стол, врач её тут же открыла.
- Умерла она 16 апреля в 9.30, - сразу последовал ответ, диагноз: перелом тазовой кости. Причина смерти: сердечная недостаточность.
- Даже так, - как бы удивился я. Но врач продолжала:
- К нам доставили её из Центральной районной больницы в уже очень тяжёлом состоянии. Она даже не вставала. У неё уже образовались сильные пролежни. Поэтому мы не смогли ей ничем помочь. Извините, но мы вам можем только посочувствовать.
- Можете не извиняться, - пришлось мне ответить, - я всё понимаю и никого ни в чём не виню.
- Умирала она тяжело, - продолжала врач, - всё звала какую-то Галю.
- Это моя двоюродная сестра. Скажите, её навещал здесь кто-нибудь?
- Нет, никто к ней не приезжал. Только один социальный работник. У нас не было даже номера телефона, чтоб кому-то сообщить о её смерти.
- А вы бы сообщили?
- Да, конечно.
- Что ж, - сказал я, - спасибо вам за информацию. Больше вопросов у меня нет. Счастливо вам оставаться.
- И вам счастливо, - был ответ.
Мне действительно не хотелось говорить «до свидания». Не предпочёл бы я иметь снова такие «свидания».
Я вышел из больницы и направился к автобусной остановке. Там я взглянул на расписание – до автобуса ещё было довольно долго. Но я решил не терять времени и наконец-то перекусить. Поскольку жареные куриные ножки тёте Рае уже не понадобились, я счёл возможным скушать их самому. Сначала я помолился за упокой усопшей Раисы, скорее всего, первый из её родственников, а после приступил к самой трапезе. Но как только я её закончил и вытер руки, то тут же заиграл мой мобильный телефон. Достав его из кармана, я сразу понял, что звонит моя сестра Галя.
- Привет, Паша. Как у тебя дела? Нашёл тётю Раю? – раздался в трубке её голос.
- Да, нашёл, - ответил я спокойно.
- Где ж ты её нашёл?
- В Ленинской больнице.
- Ты поехал в «Ленинку»?
- Да. Я, собственно говоря, и сейчас здесь нахожусь. Жду автобуса.
- А что с тётей Раей?
- Перелом тазовой кости.
- Мама дорогая! – испугано сказала Галя, - как же это получилось?
- Ну как, как. Упала – вот и получилось.
- И в каком состоянии?
- Поступила в очень тяжёлом. Вставать не могла, а потому заработала ещё сильные пролежни.
- Так она, значит, лежит и не встаёт?
- Да, Галя, она не встаёт, и больше уже никогда не встанет.
- Тебе так врачи сказали?
- Да, врачи. Она никогда уже больше не встанет, потому что она умерла.
- Как умерла? И давно?
- 16 апреля в 9.30. Причина смерти – сердечная недостаточность.
- И где она теперь?
- Не знаю. Съезжу в морг, а там постараюсь всё узнать.
- Так ты в морг поедешь?
- Да, в морг. Надо же всё выяснить до конца.
- Ладно, выясняй. Сообщи потом.
- Хорошо, - ответил я, закончив этим наш разговор.
Впрочем, вскоре подошёл мой автобус, и я снова отправился в Солнечногорск.

Поездка в морг.

Да, в беседе с Галей я действительно не оговорился – я ехал именно в городской морг. Туда, куда отправляют тела усопших из районных больниц. Цель у меня была проста: нужно было до конца выяснить, что в итоге стало с нашей тётей Раей. Да, она скончалась. Это уже было фактом. Ей уже не помочь. Душа её ушла, как говорится, в мир иной, но тело-то осталось. Вот о нём-то мне и предстояло кое-что выяснить. Но не буду, впрочем, снова забегать вперёд.
Прибыв на городскую автостанцию, я пересел уже на другой, чисто городской маршрут, и отправился к последней точке моего поиска. Мне, честно сказать, уже трижды довелось посещать это заведение, если не больше, а потому не составляло труда его снова найти. Это была конечная остановка автобуса  (символично, не так ли?), от которой ходьбы было не более трёх минут.
Ну, вот он и сам морг – одноэтажное кирпичное здание с двумя входами. Второй – более широкий, откуда уже забирают в последний путь. Но вот беда – оба входа (или выхода?) были уже закрыты. Возле одного из них табличка со временем посещения. Разумеется, мой визит с этим расписанием совершенно не укладывался. Я опоздал где-то на полчаса. Однако, надо было что-то делать. Не зря же я сюда, в конце концов, приехал. И… мне повезло! Дело в том, что возле одного входа был звонок для вызова дежурного. Вот на его кнопку я и нажал. Ждать тоже пришлось недолго. Ко мне вышел один невысокого роста старичок с одним вопросом:
- Вам что нужно?
- Здравствуйте, - уже традиционно сначала сказал я, - я ищу Раису Филипповну. Она моя родная тётя. В больнице мне сказали, что она умерла, и я хотел бы узнать, поступала ли она к вам сюда.
- Идёмте со мной, - коротко ответил старик, ничего при этом не добавив.
Тем временем он привёл меня к другому выходу, к тому самому, который шире.
- Подождите меня здесь, я к вам сейчас выйду.
- Хорошо, - ответил я и присел на стоявшую рядом скамейку.
Старик  действительно быстро вернулся, держа в руках какую-то записную тетрадь. Он присел рядом со мной и действительно приготовился что-то записывать.
- Фамилия? - опять коротко спросил он.
- Моя? – решил я уточнить.
- Нет, вашу ещё рано. Вашей тёти?
- Фролова.
- Имя и отчество ещё раз?
- Раиса Филипповна.
- Так, - записав данные, сказал старичок, - посидите здесь и никуда пока не уходите. Я вам всё сообщу.
Затем он опять скрылся за дверями морга. Ну, а мне только и оставалось – ждать. Хотя, признаться, это было не самое приятное место для ожидания. Впрочем, длилось это тоже не долго. Старик снова вышел, но уже с простой бумажкой.
- Слушайте меня, - сказал он, - Фролова умерла 16 апреля и доставлена была действительно сюда. Вот вам листок. Здесь указана дата похорон. Тело её забрал Владимир Николаевич. Вот здесь его фамилия и телефон.
- Простите, - прервал я его, - а кто это, Владимир Николаевич?
- Похоронный агент. Вот у него все подробности и узнаете. Его контора здесь, рядом с той дверью, в которую вы позвонили. Сейчас его нет, но утром, где-то после восьми, он будет на месте.
- Простите, а кто-нибудь из родственников был, когда её забирали из морга? Ведь здесь это тоже фиксируется.
- Никого не было, иначе бы я вам всё сказал об этом.
- Странно, однако, - не зная, что уже сказать, ответил я.
- Ничего странного. Мы здесь уже к этому привыкли. Родственники за телами стали приходить всё реже. Чаще приезжают только одни похоронные агенты.
- Дожили, называется, что уже приходить стало некому.
- Ну, таковы уж реалии нашего времени, - также спокойно отвечал старик.
- Что ж, - продолжил я, - вопросов к вам у меня больше нет. Спасибо и за эту информацию.
- Не стоит, - махнул рукой старик, - это наша работа.
- Тогда – до свидания, - уже не задумываясь о сказанном, закончил я.
Старик мне ничего не ответил, как и при встрече. Мы оба встали со скамейки и направились в разные стороны. Я – к автобусу, а он обратно к себе на работу – в морг.

Эпилог.

По пути на автобусную остановку меня снова охватило прежнее неприятное чувство. Если до этого я говорил о том, что тётя Рая никому не нужной оказалась больной, то и в последний путь проводить её тоже оказалось некому. Самыми близкими людьми для неё оказались только социальный работник и похоронный агент. Они были последними. Один  навестил её в самом конце жизни, а другой – после её смерти. Вот так и закончилось земное пребывание нашей Раисы Филипповны.
Тем временем я сел в подошедший автобус и стал раздумывать, куда же теперь мне ехать. Вопросы стали возникать один за другим. Связываться мне с этим похоронным агентом или нет? Ехать домой или сразу к Гале? Но тут снова заиграл мой мобильный телефон – звонила на этот раз моя жена.
- Привет, дорогой, - начала она, - ну как, нашёл свою тётю Раю?
- Привет, - также ответил я, -  да, нашёл.
- И как она?
- Уже никак. Умерла 16 апреля в Ленинской больнице.
- Даже так? Ты в морге не спрашивал.
- Спрашивал. Только оттуда еду.
- Её уже похоронили?
- Да.
- Так ты всё, закончил?
- Можно сказать и так.
- Ну, тогда езжай домой. Будем здесь поминать твою тётю.
- Может, мне лучше задержаться?
- Не надо задерживаться. Давай домой, а то мне одной скучно.
- Ладно, еду домой.
И наш разговор на этом закончился.
В принципе, на этом автобусе я смог бы доехать и до Гали, но раз пообещал поехать домой, то сойти мне пришлось с автобуса возле железнодорожной станции. Билет на электричку я купил сразу, а вот на нужную платформу из-за ремонта моста идти пришлось немного далековато. Ну, ничего. На нужную электричку я всё-таки успел, и вот сейчас сижу на удобной скамейке и спокойно еду в сторону Москвы. Но тут опять – знакомая мелодия с телефона. И это был снова звонок от Гали.
- Ну, как дела Паша? – спросила она.
- Потихоньку, - ответил я.
- Выяснил ещё что-нибудь?
- Разумеется. В морге сказали, что Раису Филипповну уже похоронили.
- Уже похоронили?
- Да. Могу дать тебе телефон похоронного агента. Зовут его Владимир Николаевич. От него можете узнать все подробности о похоронах.
- А кто узнавать будет?
- Я так думаю, что кто-нибудь из вас. Что мне надо было, я то уже выяснил.
- Но я точно не буду ничего узнавать. Пойми, Паша, мне уже 61 год, и я уже троим закрывала глаза. Моему отцу, матери и мужу. С меня хватит и этого.
- Знаю, - ответил я, - а остальные, как я понимаю, тем более ничего не будут узнавать. В следующий раз, если кого-то нужно будет найти, то вызывайте тогда брата Мишу из Сибири, а то больше никто из вас точно никого искать не будет.
- Никто, разумеется, - согласилась Галя, не поняв, видимо, моего сарказма, но тут же при этом спросила, -  Паша, я не пойму, ты в электричке что ли едешь?
- Да, еду обратно.
- А что ко мне-то не заехал? Я уже и картошку почистила.
- Да вот, жена позвонила, попросила домой приехать. Скучно, говорит, ей.
- Тогда понятно. Это хорошо, когда между мужем и женой такие отношения, что друг без друга уже не могут.
- Наверное, это так.
На этом месте наша связь и прервалась. Я посмотрел на свой телефон – его батарейка полностью разрядилась. Что ж, раз энергии нет, то и разговора уже тоже быть не может. Пришлось телефон убрать в карман, а свою миссию по поиску тёти Раи посчитать полностью законченной. Вот такая и вышла у меня, не совсем обычная и, прямо скажем, неприятная история.

2021 г.


Рецензии