Эксодус без Моисея. Венесуэла

Перевод с английского. Источник: “Ассошиэйтед Пресс". Автор: ДЖОШУА ГУДМАН

28 июня 2021 года. ДЕЛЬ РИО, Техас, США.

Марианела Рохас молится вместе со своими товарищами-мигрантами, со слезами на глазах преодолевая медленный участок Рио-Гранде и чуть не рухнув на чью-то лужайку на заднем дворе, где за несколько секунд до этого она впервые ступила на американскую землю.

“Я не буду повторять это снова”, - перебивает агент пограничного патруля США, отдавая по-испански приказ Рохасу и дюжине других сесть в стоящий на холостом ходу фургон для задержания. “В ваших руках только паспорта и деньги. Все остальное — серьги, цепочки, кольца, часы — в ваших рюкзаках. Шляпы и шнурки тоже.”

Это частая сцена на границе США и Мексики в период растущей миграции. Но это не фермеры и низкооплачиваемые рабочие из Мексики или Центральной Америки, которые составляют основную часть тех, кто пересекает границу.
Это банкиры, врачи и инженеры из Венесуэлы, и они прибывают в рекордном количестве, спасаясь от беспорядков в стране с крупнейшими в мире запасами нефти.

Через два дня после того, как Рохас пересек границу, она вышла из-под стражи и поспешила сесть на автобус из техасского города Дель Рио. В перерывах между телефонными звонками близким, которые не знали, где она, 54-летняя женщина рассказала, как несколько лет назад бежала от трудностей в Венесуэле, оставив оплачиваемый дом и некогда солидную карьеру учителя начальной школы, чтобы начать все сначала в Эквадоре.

Но когда та небольшая работа, которую она нашла по уборке домов, иссякла, она решила снова взяться за дело — на этот раз без своих детей.
В прошлом месяце агенты пограничного патруля столкнулись с 7484 венесуэльцами на границе США и Мексики-больше, чем за все 14 лет, за которые существуют записи.

Этот неожиданный рост сравним с притоком кубинцев в середине XX века, бежавших от коммунистического правления Фиделя Кастро. Это также предвестник нового типа миграции, который застал администрацию Байдена врасплох: пандемические беженцы.

Многие из почти 17 306 венесуэльцев, незаконно пересекших южную границу с января, в течение многих лет проживали в других странах Южной Америки, что стало частью исхода почти 6 миллионов венесуэльцев с тех пор, как президент Николас Мадуро пришел к власти в 2013 году.

В то время как некоторые являются противниками правительства, опасающимися преследований и тюремного заключения, подавляющее большинство спасается от продолжительного экономического опустошения, отмеченного отключениями и нехваткой продовольствия и медикаментов.

Поскольку пандемия все еще свирепствует во многих частях Южной Америки, им снова пришлось переехать. Все чаще к ним присоединяются на границе с США люди из стран, в которые они первоначально бежали — в этом году прибыло еще большее число эквадорцев и бразильцев, — а также из отдаленных стран, сильно пострадавших от вируса, таких как Индия и Узбекистан.

Данные правительства США показывают, что 42% всех семей, встреченных вдоль границы в мае, были родом из других мест, кроме Мексики, Сальвадора, Гватемалы и Гондураса — традиционных движущих сил миграционных тенденций. Это сопоставимо всего с 8% во время последнего резкого увеличения миграции в 2019 году. Пограничный патруль зафиксировал более 180 000 встреч в мае, что является максимумом за два десятилетия, включая неоднократные попытки мигрантов пересечь границу.

По сравнению с другими мигрантами венесуэльцы получают определенные привилегии — отражение их более прочного финансового положения, более высокого уровня образования и политики США, которые не смогли устранить Мадуро, но, тем не менее, сделали депортацию практически невозможной.

Подавляющее большинство въезжает в США недалеко от Дель-Рио, города с населением 35 000 человек, и они не пытаются избежать задержания, а скорее сдаются агентам пограничного патруля в поисках убежища.

Как и многие из десятков венесуэльцев, с которыми Ассошиэйтед Пресс беседовала в этом месяце в Дель-Рио, 27-летняя Лис Брисено уже однажды мигрировала. Получив диплом инженера-нефтяника, она не могла устроиться на работу на нефтяные месторождения близ своего родного города Маракайбо, не заявив о своей лояльности социалистическому руководству Венесуэлы. Поэтому несколько лет назад она переехала в Чили, чтобы найти работу в технологической компании.

Но по мере того, как антиправительственные волнения и пандемия подорвали экономику Чили, продажи упали, и ее компания закрылась.
Брицено продала все, что могла, — холодильник, телефон, кровать, — чтобы собрать 4000 долларов, необходимых для поездки в США. Она наполнила рюкзак и отправилась в путь с амулетом с сердечным замком, который она получила от друга, чтобы отгонять злых духов.

В то время как жители Центральной Америки и другие страны могут месяцами бродить по джунглям, садиться в грузовые поезда и спать во временных лагерях, которыми управляют картели по пути на север, большинство венесуэльцев добираются до США всего за четыре дня.

“Это путешествие, к которому они определенно готовы с финансовой точки зрения”, - сказала Тиффани Берроу, которая управляет убежищем Гуманитарной коалиции на границе Валь-Верде в Дель-Рио, где мигранты могут поесть, привести себя в порядок и купить билеты на автобус до Майами, Хьюстона и других городов с крупными венесуэльскими общинами.

Сначала они летят в Мехико или Канкун, где число иностранных туристов резко сократилось, но за первые четыре месяца 2021 года прибыло почти 45 000 венесуэльцев. Контрабандисты, рекламирующие себя как “туристические агентства”, появились в Facebook, утверждая, что предлагают “беспроблемный транспорт” в США в обмен примерно на 3000 долларов.

Крутая цена включает в себя проводы с гидом из Сьюдад-Акуны, где основная масса венесуэльцев пересекает Рио - Гранде. Труднодоступный городок в нескольких сотнях мокрых шагов от Дель Рио привлекателен как для контрабандистов, так и для мигрантов с более глубокими карманами, потому что он в значительной степени был избавлен от насилия, наблюдаемого в других местах на границе.

“Если вы контрабандист, занимающийся перевозкой товара — потому что именно так они рассматривают деньги, оружие, людей, наркотики и все, что они перемещают, как товар, — тогда вы хотите переместить его в максимально безопасную зону, взимая самую высокую цену”, - сказал Остин Л. Скеро II, начальник сектора пограничного патруля США в Дель-Рио.

Но в последнее время в этом районе увеличилось число контрабандистов, пойманных с оружием, и агенты, которые обычно выслеживают преступников, заняты обработкой мигрантов.

Рост числа мигрантов, пересекающих границу, является “чисто отвлекающей тактикой, используемой картелями” для совершения преступлений, сказал Скеро, когда группа гаитян с маленькими детьми вышла из зарослей высокого тростника карризо на берегу реки.
Оказавшись в США, венесуэльцы, как правило, живут лучше, чем другие группы.
В марте Байден предоставил Временный охраняемый статус примерно 320 000 венесуэльцам.

Это обозначение позволяет людям, прибывающим из стран, пострадавших от войны или стихийных бедствий, легально работать в США и обеспечивает защиту от депортации.

В то время как вновь прибывшие не имеют права на получение убежища, венесуэльцы, просящие убежища, как и почти все, как правило, добиваются успеха, отчасти потому, что правительство США подтверждает сообщения о политических репрессиях. Только 26% просьб о предоставлении убежища от венесуэльцев были отклонены в этом году, по сравнению с 80% отказов для просителей убежища из более бедных, страдающих от насилия стран Центральной Америки, согласно Информационному центру доступа к транзакционным записям Сиракузского университета.

“Я могу написать их просьбы о предоставлении убежища почти наизусть”, - сказала Джоди Гудвин, иммиграционный адвокат из Харлингена, штат Техас, которая представляла интересы более 100 венесуэльцев. “Это люди с высшим образованием, которые могут отстаивать свои интересы и рассказывать свою историю в хронологической, чистой манере, к которой привыкли судьи”.

Даже у венесуэльцев, которым грозит депортация, есть надежда. Администрация Трампа разорвала дипломатические отношения с Мадуро, когда признала Хуана Гуайдо законным лидером Венесуэлы в 2019 году.

Авиаперелеты приостановлены, даже чартерные рейсы, что делает вывоз практически невозможным.
Тем временем, когда мигранты покидают Дель-Рио, чтобы воссоединиться с близкими в США, они уверены, что, пожертвовав собой и упорно работая, они получат возможность, в которой им отказали, вернуться домой.


Рецензии