Памяти моей мамы - Валентины Ивановны Телуховой

Всегда: и в детстве, и в юности, и во взрослой жизни считала маму необыкновенной женщиной, самой красивой на свете. У нее удивительные голубые глаза, она видела людей насквозь. Всю душу. Ничего нельзя было от нее утаить или слукавить.

И походка. Только она умела так ходить. Мягко наступать на землю и легко отталкиваться от нее. Вспомнила случай: сижу в областной библиотеке, в каталоге ищу исторические сведения для ее книги "Акулинка". У мамы в то время уже сильно болели ноги, подниматься по лестнице было очень проблематично. И астма давала о себе знать все чаще и чаще. Особенно на запахи духов или другой резкопахнущей косметики. Поэтому, если что-то надо было в библиотеке найти, Гонец золотые пятки - то есть я - ехала туда. Сижу за столом, сосредоточилась и вдруг слышу: идет кто-то мамиными шагами. Думаю: не может такого быть, но на всякий случай оборачиваюсь. Точно. Мама!

- Как ты здесь, откуда?
- Набралась храбрости и поехала сюда к тебе, - улыбается мама в ответ.
- Да это не храбрость, это - подвиг!

Посмотрели с ней все "богатство", что я нашла. Отсканировали необходимую информацию и поехали домой. В тот раз нам повезло: мама почти не удушилась от запаха духов посетителей библиотеки.

К чему я это все пишу: создать книгу - огромный труд. Особенно, если она историческая. Над книгой "Захарка" мама трудилась 6 лет. По крупицам собирала сведения из архивов и первоисточников. Иногда отчаивалась, заходила в тупик, но потом снова собиралась с силами и продолжала работать.

Она привыкла все доделывать до конца. Упрямая - в хорошем смысле этого слова. И упорная. Всего в этой жизни добивалась сама.

- Никогда не сдавайся, не получилось с первого раза, получится со второго, третьего... - говорила она мне.

Все в доме держалось на ней. Не помню ни одного случая, когда бы она не справилась с той или иной проблемой.

Она всех нас очень любила, беспокоилась, всячески поддерживала и словом, и делом. И как теперь ее не хватает. Отрывок из её стихотворения.

Как больно нам часто бывает!

Нам силы любви не хватает.

А все исчезает. В ноль.

И остается - боль.

Говорят, что боль проходит. Физическая - да. А душевная - нет. С папой эта боль не прошла, а забилась в уголок сердца и там живет уже почти 8 лет. Наверное это лучше, чем пустота.

24 мая. Суматошный день. Какие-то дела, заботы. Привезли машину дров на зиму. Всей семьей складываем поленницу. Периодически кто-нибудь из нас заходит к ней в комнату и спрашивает: все нормально? Мама сидит в кресле, окно открыто, и ветерок легко шевелит тюль. С открытым окном ей легче было дышать. Впереди была третья ночь практически без сна. На сумасшедших дозах преднизалона, эуфиллина и других лекарств. Засыпала под утро, сидя в кресле в подушках.

- Мама, ты за компьютер пойдешь? Мне надо твой черновик книги "Детский дом" посмотреть. Ты обещала показать отрывок, который у меня при верстке выпал.

- Конечно пойдем. Помоги мне подняться. Дрова уже сложили? - волнуется мама.

- А то. Мы, как муравьи, - смеюсь я. - Все растащили.       

Идем к столу, ищем потерянный мною отрывок в черновике рукописи. Находим. Я радуюсь. 

- Слава Богу, завтра вставлю в книгу этот кусочек. И будет почти все готово. Можно в типографию сдавать. Мама, еще обложку книги посмотри. Я её доделала.   

Мама включает модем, но интернет не хочет подключаться. Категорически. Мне опять надо спешить по домашним делам: кормить многочисленных собак и кошек...

Мама заметно устала и сказала: "Давай с утра завтра посмотрим, когда интернет заработает".

Наутро 25 мая, в день Последнего звонка для выпускников в школе, ее не стало. Для нее прозвенел "Последний звонок"... В три часа утра то ли ночи слышу, как она кашляет и хрипит. Иду к ней, она меня не видит и собирается позвать.

- Я здесь, мама. Совсем невмоготу? Давай преднизолон и все остальное по схеме. Гладишь и полегчает.   

Пьет все таблетки, дышит астмасолом, ждем минут 10-15. Лучше не становится.

- Давай вызовем скорую помощь, - просит мама.

- Давай. Может укол сделают, и ты подышишь...

Ищу в своем телефоне шестизначный номер скорой в Чигирях. Не могу найти. Есть телефон, записанный в блокноте. От страха тоже не могу найти. Начинаю паниковать, вспоминаю, что в комнате на полке есть листок бумаги с заветным телефоном. Бегу туда, сметаю все с полки на стол. Нахожу листок. Звоню...

- Мама, скорая сейчас приедет. Они с другого вызова едут, совсем рядом. Минут 5-10, и будут здесь. Потерпи маленько.

Время ползет очень медленно. Мама сидит на краю дивана, тяжело облокачиваясь на спинку стула. Лицо белое, как мел. Слышу через открытое окно звук подъезжающего автомобиля.

- Приехали!!! - кричу маме, мчюсь на улицу, чтобы встретить доктора.

Во дворе, в вольерах, у нас собаки. Их вида многие, кто приходят к нам, опасаются. Поэтому всегда всех встречаем у калитки и провожаем до дома, чтобы не боялись.   

Идем к дому, я слышу непрекращающийся мамин кашель и вдруг тишина...

Часы-предатели показывают 3:41. Хрупкая девушка-доктор начинает отважно бороться за мамину жизнь. Я бужу мужа и звоню брату. Нужна мужская сила, чтобы переложить маму на пол...

Мама лежит на полу, раскинув в стороны руки, как крылья. Работает аппарат ЭКГ, снимается кардиограмма. Сильное сердце не хочет сдаваться. Искусственно вентилируют легкие, воздух выходит с какими-то бульками. И до меня начинает доходить, что это - все. Конец. Аппарат пищит и выдает прямую линию...

Моя сильная красивая "птица" покинула этот мир. Брат выводит меня из ее комнаты. Сам говорит с доктором. У меня в ушах звенит, я ничего не понимаю.

Мне бы птицей сегодня стать.

Сильной птицей.

С огромным размахом крыла,

Чтобы каждого от беды

Защитить я всегда смогла!
(этот отрывок из ее стихотворения помогает мне жить)

В день похорон мамина старшая сестра читает ее стихи-молитву.
Господи, дай мне терпения

Зиму эту лютую стойко пережить!

До тепла весеннего

Как-нибудь дожить!


Господи, дай мне терпения

Пережить весну!

Я в садов цветение

Может, не усну!


Господи, дай мне терпения

Пережить жару.

В этот зной свирепый

Я ведь не умру?


Господи, дай мне терпения

Осень пережить!

И до снега первого

Как-нибудь дожить!

Уснула вечным сном "в садов цветение". Ничто и никто не смог ее спасти.
Часто говорила мне, чтобы я не плакала сильно и не горевала за ней. Всем и себе тоже говорить: "Отмучилась!"

Странное желание

Родилось во мне.

Я устала видеть

Мир живой в окне.

Костыли отброшу.

Поднимусь легко.

И дойду до леса.

Он - недалеко.

И найду поляну

С шелковой травой.

И на ней прилягу.

Пусть над головой

Веточка сосновая

Пахнет, чуть дрожит.

Тучка в небе светлом

По делам бежит.

Белочке орешки

Не забуду взять.

Накормлю, как прежде,

Будет признавать.

И из рук кормиться

Будет без опаски.

Подарю я миру

Хоть немного ласки.

Дорожите, люди,

Всем, что вам дано!

Грустно видеть мир наш

Только сквозь окно.

Я давно смирилась.

Знать, судьба такая.

Слышу, вижу, мыслю.

И ещё - живая!

Вдруг калитка стукнет?

Кто-нибудь войдет?

И немного времени

Для меня найдет?

Лучше всех подарков

Прозвучат слова:

- Как ты поживаешь?

Как твои дела?
    
Когда перебирала мамины архивы, нашла листок с записями. Непослушной правой рукой после инсульта она написала: "Я вас всех очень сильно люблю". 
   
Венки похожи на букеты,

Которые несли живым.

Да задержались

Как-то,

Где-то.

Ну, почему мы не спешим?

Дочь Марина-Маша Кулакова            


Рецензии
Дорогая Марина, примите слова соболезнования! Не очень часто мы общались с Вашей мамой, но она запомнилась мне своей душевностью и открытостью.
Светлая память...

Светлана Шаляпина   01.11.2021 13:32     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана. Спасибо Вам за доброту и за память о моей маме. Счастья Вам и побольше здоровья.
Марина-Маша

Валентина Телухова   03.11.2021 05:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.