27 ноября, пятница

Ура! Сегодня последний день перед каникулами! Я уверена, он пройдёт отлично - я пропущу историю (Ирина Павловна задавала параграф к опросу, и все будут сидеть мучиться, а меня там и не будет, ха-ха!). Всё дело в том, что я вчера делала проект для внутришкольного математического конкурса и сегодня буду его защищать. Всё очень просто - мне нужно будет подняться в кабинет математики на четвёртом этаже, рассказать про дроби и спуститься обратно к себе на урок. Даже волноваться нечего! А опрос я в любом случае пропущу!
- Ты чё, уходишь с истории?! - ошарашенно спросила Светка перед уроком, увидев, что я куда-то собираюсь.
- Ну, да, - ответила я. - На конкурс. Математический.
 Света вздохнула:
- Везёт… Всему классу теперь двойки поставят, а у тебя только "энка" в электронном журнале будет. Ну, удачи тебе!
- Спасибо! - поблагодарила я подругу, а сама подумала: - Не факт вообще, что мне она на конкурсе поможет.
Я взяла свой огромный проект и потащила его наверх, в другой кабинет.
 Мне повезло, я не опоздала, до начала конкурса оставалось ещё три минуты. Участников было много, и все они были самых разных возрастов - и семилетние первоклассники, только поступившие в школу, и громадные старшаки, сбивающие в коридоре этих самых первоклассников, когда несутся в столовую. Все они сидели на стульях за партами в ожидании своей очереди. За первой партой сидели три математички - Милана Максимовна и ещё две учительницы, мне незнакомых. На столе, за которым они сидели, стояла табличка с надписью "Жюри".
 Я села между двумя девочками - на вид одна была из начальной школы, другая из только начала учиться.
- Привет, - поздоровалась с девочкой из четвёртого. - Я Аня. А тебя как зовут?
 Девочка повернулась ко мне и ответила:
- Привет! Я тоже Аня. Ты из какого класса?
- Из пятого "Е". А ты, наверное, в четвёртом? А буква у вашего класса какая?
- Нет, - засмеялась Аня, - я в шестом. "А". Просто у меня рост такой, что все думают, что я четвероклассница. А у тебя какая фамилия?
- Самолётова.
- И тебя не дразнят?
- Нет. А что, тебя дразнят?
- Да, ещё как, - вздохнула моя новая знакомая. - У меня фамилия Дворничкина, вот они и называют меня Уборщицей.
- Что, прям все называют? - спросила я. - Сочувствую.
 Улыбнувшись, Аня помотала головой:
- Не, не все. Подруги никогда не называют. Почти никогда... По привычке. Но я всё равно не обижаюсь.
 Неожиданно прозвенел звонок на урок, и одна из учительница сказала:
- Участники, займите, пожалуйста, свои места.
Я села за первую парту среднего ряда, прямо рядом с математичками, а рядом устроилась Аня с флешкой в руках.
- Здравствуйте, ребята! - продолжила другая, как только все расселись. - Сегодня мы проводим математический конкурс проектов "Два плюс три". Милана Максимовна сейчас объяснит вам правила.
Наша учительница взяла в руки какой-то листок и стала читать правила:
- Итак, правила математического конкурса проектов "Два плюс три". Для участия в конкурсе нужно подготовить проект об интересных математических фактах - необходимо сделать доклад, творческую работу или презентацию. Текст участника должен быть хорошо выучен. Участники выступают строго по списку. Оцениваться будут логичность информации, умение её предоставить, качество проекта. Длительность выступления - не более пяти- семи минут. Желаем удачи!
- Первый участник, - подала голос третья учительница, - Ефимова Александра!
Из-за парты поднялась очень аккуратно одетая первоклассница  - зелёная юбочка, белоснежные колготки на стройных коротких ножках и такая же белоснежная блузка, чёрный фартук с эмблемой школы на левой стороне груди, а на толстеньких тёмных косичках, словно хризантемы, красовались белые пышные банты.
 С проектом в руках Саша абсолютно без страха и волнения двинулась к доске. Я была в шоке от её решимости и смелости! Ведь всё-таки она первоклашка. Встав напротив жюри, она прикрепила свой проект синим магнитом, и я смогла прочитать тему. На листе ватмана большими буквами было написано:
"Как появились цифры?"
- Я хочу рассказать вам про историю цифр, - бодро начала первоклашка. - Цифры - это десять символов для обозначения любых чисел, и у них очень долгая и интересная история. Цифры зародились в Месопотамии во втором - третьем тысячелетии до нашей эры. Их изобрели шумеры...
 Жюри конкурса слушало девочку очень внимательно, отмечая и записывая каждый момент в её рассказе.
- Время вышло, - внезапно сообщила одна из учительниц, оборвав Сашу на полуслове. Услышав это, она печально вздохнула, взяла свою работу и поплелась к парте. - Следующий участник - Просветов Михаил.
 Участников было много, и все они выступали по-разному - одни запинались и очень долго думали, как продолжить рассказ, другие начинали бойко, но силы у них вскоре заканчивались, и они начинали бормотать себе что-то под нос, третьи же, несмело выходя к доске, вдруг приободрялись и с большим энтузиазмом рассказывали об удивительных фактах царицы наук.
 Постепенно очередь дошла до меня. Я схватила свой проект и сжала его так сильно, что края его слегка помялись. На деревянных ногах я вышла к доске, развернулась к классу и, судорожно сглотнув, проговорила:
- Каждый день мы сталкиваемся с такими числами, которые выражают какую-либо часть от предмета.
И тут я поняла, что мне очень-очень хочется рассказать об истории этих чисел. Дарья Николаевна называет это воодушевлением.
- Такие числа называются дробными, -  увлечённо продолжала я. - Откуда же взялись дроби? Первые дробные числа появились ещё в Древней Греции, где математик Максим Плануд придумал числитель и знаменатель, и Индии, затем дошли до арабов, а потом попали в Европу.
 Учительницы смотрели на меня, то и дело переглядывались, перешёптывались, кивали друг другу или же мотали головой и постоянно что-то записывали на своих листках.         
- Вот так дроби стали использоваться повсеместно, - завершила я, и Милана Максимовна сказала:
- У тебя закончилось время.
- А я уже всё! - радостно воскликнула я.
- Хорошо, присаживайся. Следующий участник - Жалин Святослав.
 Пододвигаясь поближе к столу, я спросила шёпотом у Ани,
- Ну как?
- Да вообще супер! - восхитились та. - Ещё и во время здорово уложилась. У меня так никогда не получится.
- Это ещё почему? Обязательно получится!
- На вряд ли. Куда мне там с моими составными...
- Ты не волнуйся, начинать всегда непросто, зато потом ка-а-ак понесёт!
- Надеюсь, - хмыкнула Аня, и разговор на этом закончился.
 Святослав оказался из параллели, пятого "В", но несмотря на то, что учился он в самом слабом классе из всех пятых, его рассказ про математические цепочки и магические квадраты оказался довольно интересным. Видимо, он был исключением - единственным умным человеком в своём пятом «В». Эх, как же ему не повезло с одноклассниками!
 Слушать про математические ребусы после выступления мне было уже не под силу, и поэтому я тихонько достала из своего рюкзака жёлтый блокнотик-черновик, вырвала из него листок и быстро начертила семь неровных чёрточек. Затем я сунула эту записку Ане, но вместо того, чтобы предложить букву, она непонимающе уставилась на меня. Мне пришлось нарисовать длинную стрелку и написать:
"Виселица".
После такого объяснения Аня улыбнулась мне, кивнула и вывела аккуратную букву "А" - самый распространённый первый ход.
 Пока ребята из пятых классов демонстрировали свои проекты, мы успели загадать по три слова каждая. Но потом Аню позвали выступать, и она пошла рассказывать про свои составные числа.
 Аня объясняла, что это за числа с таким желанием и доступностью, что я могла бы всё прекрасно понять и там, на этом конкурсе, но я очень устала - все мысли в голове спутались, и я просто положила голову на парту и смотрела на свою знакомую.
 Когда она закончила и села за стол, то тут же сказала:
- Всё. У меня башка не соображает. Хочу спать.
- А можешь мне ещё раз объяснить, что такое составные числа? - попросила я.
- Ой, если честно, я так устала! Давай как-нибудь в другой раз, - отмахнулась Аня, легла на парту и закрыла глаза. Я тоже закрыла глаза, изо всех сил стараясь не заснуть несмотря на свою усталость, но мне это не удалость. Вероятно, и моей соседке тоже.
 Нас разбудил голос Миланы Максимовны:
- Спасибо, Костя. А сейчас мы подведём итоги нашего конкурса.
- В категории начальной школы больше всего баллов набрал Виктор Трофимов! Поздравляем!
К доске под аплодисменты вышел четвероклассник, чуть ниже меня. На нём были чёрные брюки и белая рубашка с галстуком. Одна из математичек дала ему грамоту, и Милана Максимовна продолжила:
- В категории средней школы первое место разделили две участницы…
Меня не то что бы потрясла эта новость, но я была очень удивлена, что какие-то две девочки одинаково хорошо выступили на этом конкурсе.
- Анна Дворничкина и Анна Самолётова! Молодцы, девочки!
Я была тогда в таком шоке, что не могла вылезти из-за парты, поэтому Ане пришлось торопливо потрясти меня за плечо. Я встала и на несгибаемых ногах снова вышла к доске. Какая-то учительница вручила мне грамоту.
"Грамота вручается победителю математического конкурса "Два плюс три" ученице Самолётовой Анне. Поздравляем!"
Не веря ни своим глазам, ни ушам, я прочитала эту надпись на ярко-жёлтой вощёной бумаге, украшенной цифрами и разными знаками. Я посмотрела на класс, на завидующих нам с Аней ребят, на учителей. Тут я заметила, что Милана Максимовна мне улыбается.
- Гордится, - поняла я.
 Потом к нам подошёл ещё один победитель - громадный старшеклассник, тот самый Костя, и его тоже наградили грамотой.
- Теперь можете идти на уроки, - сообщила математичка.
- Ну... Пока, - попрощалась я со своей бывшей соседкой.
- Пока! - ответила она мне. - Надеюсь, мы ещё встретимся.
- Я тоже…
 Я развернулась к двери и побежала в кабинет. Конечно, не от желания поскорее попасть на историю - от радости.
 Проходя мимо учительской, я взглянула на часы. Оставалось десять минут до перемены. Можно было и посидеть в коридоре до конца урока, всё равно историчка ничего бы не узнала, но мне ужасно хотелось пить. Поэтому пришлось зайти в класс.
- Здравствуйте, - поздоровалась я с Ириной Павловной, - извините.
Положив на стол учебник и тетрадь, я хотела поднять руку и попросить разрешения попить, но не успела - Ирина Павловна сказала:
- Аня, на этом уроке у нас был опрос по параграфу. Я считаю, тебе очень нужна оценка (с чем я была не согласна). Такими темпами в конце триместра выйдет тройка. Ты готова отвечать?
- Готова, - вздохнула я, и учительница принялась меня мучать.
 Скажу честно, ответила я на нетвёрдую двойку, так как параграф я прочитать вчера просто-напросто не успела, но историчка сжалилась надо мной и поставила мне три, пообещав, что спросит меня на следующем уроке, который будет аж через неделю - ведь впереди каникулы!


Рецензии