Пирамида. Мозаичная игра 13

(Уважаемая администрация сайта!

Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!..

В крайнем случае - если вы сочтете это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!..

С уважением, Игорь Катанугин)



Здравствуйте! Уважаемый читатель, перед изложением Правил каждой игры данного цикла - СКИМ - помещаю текст общего раздела - где говорится об общих для всех этих игр правилах, принципах, положениях, и далее здесь идет изложение Правил собственно данной игры - СКИМ-13 "Пирамида".


СЕМЕЙНЫЕ КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ МОЗАИЧНЫЕ (СКИМ)


Здравствуйте! Дорогой многоуважаемый читатель! Как я писал уже ранее, некоторое время назад – а именно, весной 2014 года – я начал работу по созданию практически совершенно нового класса игр на основе игральных карт – обычных игральных карт с Валетами, Дамами, Королями, Тузами – игр, которые я назвал СКИ – Семейные Карточные Игры. Слово СЕМЕЙНЫЕ здесь ключевое – они созданы, придуманы, разработаны специально для игры в теплом приятном дружном семейном кругу – дети вместе с родителями, бабушками, дедушками, с гостями дома, возможно… 

Отсюда проистекают высокие требования к этим играм и высокий уровень духовно-нравственной атмосферы, содержания их… Подробно писал об этом в ряде очерков. Откровенно говоря, считаю этот подход революцией – настоящей светлой мирной чистой революцией в мире карточных игр – когда с карт снимается ярлык чего-то темного заведомо вредного… Один из очерков моих я так и назвал – «Карты как символ Рыцарства» - высокого благородного вечного понятия – таков мой подход к этим играм.

На данный момент – 14 марта 2021 года – в моей копилке СКИ уже 21 наименование – 21 игра, которые я разделил на два класса, две категории – СКИП – Семейные Карточные Игры Простые – и СКИМ – соответственно, Мозаичные. Постараюсь сейчас изложить для вас насколько возможно КРАТКО правила СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных.


ОБ ОБЩИХ ПРАВИЛАХ СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных


Возможно, правила этих игр могут показаться вам очень уж длинными и сложными!.. Однако - уверяю вас - это лишь эффект письменного изложения! Устно же - а может быть, даже и письменно, если постараться - можно выразить, передать правила этих игр гораздо короче и проще!..

***
Играют командами – двое на двое или трое на трое. Можно играть и один на один, но в таком случае карты каждого из играющих раскладываются перед началом партии на две равные стопочки – сводя игру опять же к варианту «двое на двое».

Игроки рассаживаются за столом поочередно – игрок первой команды – игрок второй – игрок первой – игрок второй, и ходят по часовой стрелке. Возможен вариант, когда члены одной команды располагаются за столом рядом друг с другом – в таком случае просто ходят «зигзагом» - буквой «Z» - по сути сводя последовательность ходов к вышеуказанной: игрок первой команды – игрок второй команды – и так далее.

Для игры можно использовать как колоду 36 листов (карт), так и 52 листа.

***
СДАЧА карт производится одним из двух способов – либо ОБЫЧНЫМ способом – как и в подавляющем большинстве игр на основе игральных карт – колода тасуется, и сдают по одной карте за раз по кругу всем участникам игры, либо другим способом, не столь уж обычным - членам каждой команды сдают карты СВОЕГО ЦВЕТА.

В таком случае каждой из двух команд приписывается свой цвет – Красные и Черные, карты красных и черных мастей отделяются друг от друга, тасуются между собой отдельно красные карты и отдельно черные, и далее членам команды Красных сдают красные карты (также по одной карте за раз), членам команды Черных – черные.

Какой из этих двух способов сдачи карт - «Обычный» или «Карты своего цвета» - осуществляется в той или иной конкретной игре, обязательно специально оговаривается в описании каждой из игр.

***
Ход заключается в выкладывании на стол одной карты – лицом вверх – по строго определенным правилам, которые будут описаны ниже – правила, или принципы Непрерывности, Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства.

Первым ходом партии выкладывается карта любой масти достоинством от 2 до 10.

Принцип НЕПРЕРЫВНОСТИ – первый из четырех общих основополагающих принципов всех СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных. Как и другие три принципа, или правила, СКИМ, он очень прост, закономерен, логичен и станет для вас совершенно естественным – по крайней мере, по мере накопления опыта. Заключается принцип Непрерывности в следующем.

Каждая последующая выкладываемая на стол карта (то есть каждая карта, кроме самой первой в партии) должна примыкать – по горизонтали (длинной - боковой стороной своей) или по вертикали (короткой своей стороной - торцом) – хотя бы к одной из ранее выложенных карт (не обязательно предыдущей).

(Естественно, карта может примыкать и к двум, и к трем, в очень редких случаях, может быть, даже и к четырем картам – если при этом будут выполнены также и другие три правила СКИМ – принципы Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства – которые будут рассмотрены ниже – непосредственно после правила Непрерывности.)

В некоторых играх требование это ужесточается – каждая вновь выкладываемая карта должна примыкать к карте, выложенной на стол именно предыдущим ходом (принцип домино по сути), но это, повторюсь, скорее выглядит исключением и специально оговаривается в описании данной конкретной игры («Лабиринт», «Галактика»).


В общем же случае, повторюсь – примыкание просто хотя бы к одной из ранее выложенных на стол карт (безразлично – участником какой из команд) – к любой, не обязательно предыдущей.

***
Рассмотрим теперь принципы Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства.

Второе общее правило СКИМ - ПРЯМОУГОЛЬНИК, в пределах которого допускается выкладывать карты.

Перед партией участники договариваются о размерности его – например, 9 карт в длину и 4 карты в высоту (повторюсь – это просто пример - возможны варианты по желанию участников партии). Границы прямоугольника становятся видны, определены не сразу, не в самом начале партии, а лишь по ходу игры, в процессе развития партии.


Скажем, выложили вы на стол первую карту - и пока вы не знаете, станет ли она самой нижней в игровом прямоугольнике, самой верхней или второй или третьей по высоте... Это станет ясно тогда, когда карты будут постепенно выкладываться и протянутся по высоте на четыре карты - как бы четыре этажа Прямоугольника. Тогда и станет видно - какой ряд карт самый нижний, какой - самый верхний, какие - второй и третий, скажем так... Аналогично - по длине обстоит дело...

Таким образом, запрещается класть карту в такое положение, которое заведомо воспрепятствовало бы  построению этого мысленного Прямоугольника заранее оговоренной размерности (логичность и даже необходимость  этого запрета становятся совершенно понятными и очевидными в ходе игры).


Важный момент. То, ГДЕ именно проходят эти границы воображаемого прямоугольника, выясняется ЛИШЬ в ходе игры – когда выложенные на стол карты протянутся на заданное число линий по горизонтали и по вертикали. С этого момента границы (и, соответственно, углы) прямоугольника оказываются определены, так что нарушать их, то есть выходить за эти рамки, нельзя ни одной из сторон! Эта особенность является одной из «изюминок» игры, обогащая ее тактически!

Хотел бы здесь сразу отметить, что некоторые из мозаичных игр являют в смысле правила Прямоугольника некое исключение – в силу самой изначальной специфичной геометрии своей, например, в игре «Галактика» принцип Прямоугольника автоматически заменяется на спиралевидную геометрию раскручивающейся по ходу партии Галактики, в игре «Пирамида» - на геометрию самой Пирамиды. Естественно, каждое из таких исключений специально оговаривается в Правилах той или иной мозаичной игры.


***
Третье общее правило выкладывания карт - принцип РАЗНООБРАЗИЯ.

Никакие две карты одной масти никогда не должны примыкать друг к другу на игровом столе (поле) - ни боком (длинными сторонами), ни торцами (короткими сторонами) – независимо от того, участник какой команды выкладывает ту или иную карту!

Вот так очень просто и ясно! Логику, логичность, внутренний смысл этого и других правил вы поймете по ходу игры, по ходу накопления опыта игрового вашего!


Скажу лишь пока - это правило связано с тем, что наш игровой материал - это карты! Карты имеют масти, бывают различных мастей - черви, буби (бубны), крести (трефы), пики (вини), и как раз это правило обеспечивает то качество игры, которое я назвал бы восприимчивость к масти! Иными словами, с введением этого правила та или иная масть карты обретает значение, то есть становится не все равно - какой масти та или иная ваша карта!..


***
Четвертое общее правило СКИМ - принцип СТАРШИНСТВА - тоже очень просто - особенно, когда это видишь на практике - в практической игре за столом. Подобно тому, как правило Разнообразия придает значимость масти карт, правило Старшинства делает значимой их старшинство. Это очень важно, ведь карты должны всегда оставаться картами, имеющими свою масть и достоинство (старшинство) - а не просто кусочками бумаги - пусть даже и очень красивыми...


Правило Старшинства гласит, что, если вновь выкладываемая карта примыкает (по горизонтали или по вертикали) к одной карте ДРУГОГО ЦВЕТА – не важно, членом какой команды выложенной (и больше – ни к какой другой карте!), она должна быть непременно СТАРШЕ этой карты другого цвета, к которой примыкает! В противном случае просто нельзя выкладывать карту!


Поясню на примере. Допустим, на столе лежит Валет бубей. Рядом с ним (справа, слева, снизу или сверху) Вы можете положить любую карту другой красной масти - червей. Что же касается карты одной из черных мастей - крести, вини - рядом с бубновым Валетом можно выкладывать лишь карту, СТАРШУЮ, чем Валет - то есть Даму, Короля либо Туза!


Правило Старшинства имеет два подпункта, два, так сказать, "подзаконные акта", конкретизирующие, детализирующие его для различных игровых ситуаций.



Подпункт первый. Если вновь выкладываемая карта примыкает к двум (или трем, или даже четырем) картам другого цвета – опять же – не важно, кем выложенным (и ни к одной карте своего цвета), необходимо и достаточно, чтобы она была СТАРШЕ, чем ХОТЯ БЫ ОДНА из этих карт другого цвета. (Не будут толпиться без толку!)

Поясним на примере. Допустим, Вы хотели бы выложить на стол Даму пик - так, что она будет примыкать к двум картам другого цвета - к Валету бубей и к Королю червей - можно ли так выкладывать? - Ответ - да, можно! Пусть Дама пик младше Короля червей, зато она старше Валета бубей - то есть она всё же СТАРШЕ, ЧЕМ ХОТЯ БЫ ОДНА из карт другого цвета, к которым она примыкает. «Старше, чем хотя бы одна из карт другого цвета» - вот ключевые слова.


Подпункт второй. Если вновь выкладываемая карта примыкает к какой-либо карте своего цвета (другой масти), она при этом может также примыкать и к любой карте другого цвета – даже более старшей. (Товарищеская взаимопомощь карт одного цвета – не важно, членами каких команд выложенных!)

Поясним на примере. Опять же - допустим, Вы хотели бы выложить на стол ту же Даму пик, но на сей раз она будет примыкать к двум картам различных цветов - к Королю червей и к Шестерке крестей. Возможно ли это? - Ответ будет опять же - да! Да, ибо действует как бы ТОВАРИЩЕСКАЯ ВЗАИМОПОМОЩЬ карт одного цвета (не важно, какой командой выложенных)! В данном случае, хотя Король червей старше Дамы пик, Шестерка крестей (карта ТОГО ЖЕ ЦВЕТА, что и Дама пик) позволяет выкладывать Даму пик в эту позицию.

 
***
Повторюсь - на практике - особенно после небольшой практической тренировки – все эти четыре общие правила, или принципы, всех мозаичных СКИ – принципы Непрерывности, Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства - становятся абсолютно понятными, легкими и естественными... Тем более - освоив их раз, Вы можете играть в любую из этих игр - лишь ознакомившись с целеполаганием той или иной игры.


Практический совет - перед тем, как играть в одну из этих игр категории СКИМ - Мозаичных, просто потренируйтесь с друзьями, участниками игры, в выкладывании карт согласно этим правилам - просто заполните, выкладывая карты по очереди, прямоугольник согласно этим принципам – Непрерывность, Прямоугольник, Разнообразие, Старшинство. Опять же - проверено на опыте - объяснять, излагать правила письменно кажется очень сложным, а когда начнешь делать то же самое практически, с колодой карт в руке - всё становится элементарно просто!


Итак - все игры эти, относимые к разряду Мозаичных, на самом деле очень похожи по основным правилам выкладывания карт, отличаются лишь некоторыми дополнительными, специфическими для каждой игры правилами, деталями, а также, конечно же - отличаются своим ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ, то есть в каждой игре участники преследуют различные, специфичные для той или иной игры цели.


***
Рассмотрим особые правила и целеполагание каждой конкретной игры из этого класса игр – СКИМ.




СКИМ-13. ПИРАМИДА

(Семейная Карточная Игра Мозаичная №13)



Пирамиды – величественные, таинственные – будь то в седом Древнем Египте, будь то из других цивилизаций – отцветших, увы, на нашей прекрасной очень древней планете… Загадкой, поэзией, красотой, симметрией, грандиозностью своей пирамиды пленяют, захватывают наш дух, будят воображение, вдохновляют ученых различных специальностей…

А что, если попробовать нам построить свою Пирамиду?! – Приглашаю! Занавес поднимается! Дерзнем же! Отправимся в Путешествие!.. И поможет нам в этом, конечно, Игра…


Играют в «Пирамиду» двое на двое или трое на трое, колодой либо 36 листов, либо 52 листа – по желанию. По жребию или желанию участники игры делятся на две команды, которые в данной игре называются, идентифицируются довольно необычным образом – команда Левой стороны Пирамиды и команда Правой стороны (коротко – Левые и Правые – прошу не путать с политикой!). Для памяти можно даже (и очень полезно практически!) раздать каждому участнику команды Левой стороны карточку – листочек бумаги со словами «Левая сторона», каждому участнику другой команды – карточку со словом «Правая».


Сдача карт производится, как обычно - колоду перемешивают (тасуют) и сдают по кругу всем участникам игры, по одной карте за раз. Таким образом, каждый участник игры получает карты как красных мастей, так и черных.

Прочтите еще раз, пожалуйста – или мысленно освежите в памяти – Общий раздел для всех СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных. Здесь – в описании Правил данной конкретной игры – мы будем, как всегда, молчаливо основываться на этих общих, базовых, фундаментальных для всех СКИМ положениях, правилах, принципах – делая акцент, уделяя внимание лишь особым, специфическим для данной игры обстоятельствам.


Геометрия

Принципы Непрерывности, Разнообразия и Старшинства – смотрите указанный выше Общий раздел, а вот принцип Прямоугольника (второй из четырех базовых принципов СКИМ – Непрерывность, Прямоугольник, Разнообразие, Старшинство) естественным образом заменяется в этой игре самой геометрией построения Пирамиды, которую мы сейчас подробно рассмотрим.

Для определенности рассмотрим сначала случай, когда играют колодой 36 листов – двое на двое либо трое на трое.

Пирамида (основная часть, или тело ее - без Шпиля - об этом далее) будет состоять при этом из пяти постепенно сужающихся к вершине этажей, вплотную надстраивающихся друг над другом: в Первом этаже – 10 карт (забегая вперед – по 5 от каждой команды), во Втором – 8 карт, в Третьем – 6, в Четвертом – 4 карты, и, наконец, Пятый, завершающий основную часть этаж Пирамиды будет образован всего лишь двумя картами (по одной от каждой команды).

Далее Пирамида может быть продолжена вверх (если участники игры не спасуют – найдут подходящие для этого карты) путем надстройки над ней как бы Шпиля – Шестого этажа – по ширине равного этажу предыдущему – Пятому (то есть тоже в две карты шириной), Седьмого этажа (также две карты) и, возможно, даже Восьмого (аналогично двум предыдущим).

В принципе это вполне возможно – возведение Шпиля вплоть до Восьмого этажа высотой – ибо для построения пяти основных этажей Пирамиды будут задействованы 30 карт (10+8+6+4+2=30), так что 6 остающихся карт могут пойти на возведение Шпиля - по две на каждый из трех его этажей (Шестой, Седьмой и Восьмой).
Конечно, практически осуществить это удастся далеко не всегда – порою довольно трудно бывает подобрать подходящие карты (удовлетворяющие принципам Разнообразия, Старшинства и геометрии самой Пирамиды), но это ведь как раз и добавляет интереса, интриги – удастся ли? Смогут ли это участники обеих команд?


Важный, хотя и вполне очевидный, момент – Пирамида симметрична относительно вертикальной оси симметрии, проходящей через ее середину. В курсе геометрии средней школы все мы знакомились с этим понятиями – симметрия, ось симметрии, да и с пирамидами знакомились также, так что, надеюсь и верю, это будет очень просто и самоочевидно для вас.


Выкладывание этажей Пирамиды

Итак, Пирамида наша делится своей вертикальной осью симметрии на две половины – левую и правую. Как вы уже можете догадаться, левую половину Пирамиды выкладывают члены команды Левой стороны, правую половину – члены команды Правой стороны, или половины, Пирамиды.

Начинает игру первый по часовой стрелке участник команды Левой стороны (для краткости – команды Левых). Он или она выкладывает на стол карту достоинством от 6 до 10 любой масти (продолжаем рассматривать игру колодой 36 листов). Это ограничение по достоинству первой карты действует во всех СКИМ, причем именно лишь на самую первую карту в  партии – смотрите опять же рекомендуемый ранее Общий раздел.

Далее ходит следующий за ним по часовой стрелке участник команды Правых. Он (или она) выкладывает карту справа от той, что лежит на столе – естественно, как всегда, соблюдая принципы Разнообразия и Старшинства – также подробно изложенные в Общем разделе СКИМ.

Далее следующий член команды Левых выкладывает карту опять же слева от той, что ранее выложил его товарищ по команде. Далее следующий член команды Правых выкладывает карту справа от той, что ранее положил на стол его (ее) партнер по команде – и так далее.


Таким образом происходит заполнение Первого этажа Пирамиды. Члены команды Левых выкладывают одна за другой 5 карт, образующих левую половину Первого этажа, члены команды Правых выкладывают, соответственно, свои 5 карт, образующих правую половину Первого этажа Пирамиды.

Куда, в какое положение выкладывать карту – при построении Первого этажа выбора в этом вопросе практически нет ни у кого из участников партии – выбор остается лишь в том, какие карты положить в основание Пирамиды (в Первый этаж) – и тут участникам партии есть, над чем задуматься, но об этом – о стратегии, тактике – чуть позже расскажем немного.

При построении же последующих этажей (кроме самого верхнего - Пятого - этажа основного тела Пирамиды и следующих за ним этажей Шпиля) в общем случае для каждого играющего появляется выбор также и относительно места, или позиции, куда выкладывать свою очередную карту. 

В пределах этих этажей – состоящих более чем из двух карт, то есть более чем из одной карты на каждой половине этажа - последовательность выкладывания карт для участников каждой команды произвольна – естественно, с учетом необходимости соблюдения принципов Разнообразия, Старшинства и геометрии самой Пирамиды – заменяющей в данной игре принцип игрового Прямоугольника.


При построении Второго этажа Пирамиды участники команды Левых выложат на одну карту меньше, чем при заполнении Первого – то есть 4 карты. Столько же карт используют и члены команды Правых – для того, чтобы заполнить картами свою – правую – половину Второго этажа Пирамиды. (Естественно, при выкладывании этого и каждого из последующих этажей помним об осевой симметрии Пирамиды.)


И так далее – как следует из самой геометрии Пирамиды – каждый следующий этаж ее становится на две карты уже, короче. Для заполнения Третьего этажа участники каждой из двух команд выложат по три карты (всего – 6 карт на этом этаже), для заполнения Четвертого этажа – по две карты (всего – четыре), и, наконец, на Пятом этаже – завершающем основную часть Пирамиды – участники каждой из команд выложат всего лишь по одной своей карте (1+1=2).


Команда не может приступить к построению следующего этажа Пирамиды, не завершив заполнение предыдущего (имеется ввиду половина этажа, относящаяся к этой команде). 

Повторюсь – как отмечено выше, после построения, скажем так, основной, пятиэтажной части  (основного тела) Пирамиды участники игры – каждый по мере возможностей – приступают к возведению Шпиля (этажи с Шестого и выше).



Ход

Ход, если он возможен, обязателен.

Почти всегда ход в этой игре действительно возможен. Тем не менее, иногда – особенно при построении Пятого этажа (шириной всего лишь в две карты) и при возведении столь же узких этажей Шпиля (впрочем, и на более низких этажах Пирамиды в принципе тоже) - может возникнуть позиция, когда тот или иной играющий не может сделать свой очередной ход, соблюдая Правила выкладывания карт (принципы Разнообразия и Старшинства и геометрию самой Пирамиды).


В таком случае этот участник игры просто пасует (говорит вслух «Пас» и пропускает свой ход) – и очередь хода естественным образом переходит к следующему за ним (или за ней) по часовой стрелке члену противоположной команды, и так далее, всё время по часовой стрелке – партия продолжается своим чередом.

В подобных случаях остается надежда, что следующий член команды спасовавшего участника партии – когда придет его (ее) очередь хода - сможет выручить своего незадачливого  товарища, сделав ход с соблюдением всех Правил игры – проявив таким образом свою товарищескую взаимопомощь – столь ценную, отрадную, столь приятную сердцу –  в игре, как и во всей окружающей жизни.


В случае же, если и следующий член команды спасовавшего участника партии тоже спасует – тоже окажется не в состоянии сделать свой очередной ход с соблюдением Правил – команда та естественным образом завершает, заканчивает свое выступление в данной партии, так что участникам ее остается лишь пассивно наблюдать, как члены команды противника продолжают выстраивать свою половину Пирамиды – покуда им хватит возможностей.

Тут уж, как говорится, не обессудьте, ничего не поделаешь, чем богаты, тем и рады! Что успела уже отстроить команда, то и успела, каких успехов добилась на предыдущих этажах Пирамиды, с тем и придет к завершению партии.
Партия завершается, когда все участники игры подряд один за другим пасуют – не могут сделать свои очередные ходы – по какой бы то ни было причине, то есть либо карты на руках закончились, либо ни одна не подходит.


Цель

Цель игры для членов каждой из обеих команд – «захватить» наибольшее количество этажей Пирамиды. Кто, какая команда захватила тот или иной этаж – определяется очень логично и просто – сравнивается сумма ценности (достоинства) всех карт на левой половине этажа (соответственно, выложенных командой Левых) и сумма ценности (достоинства, очков) всех карт на правой половине данного этажа Пирамиды (их, естественно, выкладывали члены команды Правых).

Команда, выложившая на свой половине этажа карты большего суммарного достоинства, считается «захватившей» данный этаж Пирамиды, и этой команде начисляется один балл – независимо от номера этажа, то есть независимо от его длины – от количества карт в этом этаже Пирамиды.

Забегая вперед, это придает игре особую интригу – острота игры увеличивается по ходу партии – ибо этажи становятся всё короче, ценность же каждого этажа для захватившей его команды остается одной и той же – один балл – будь то за захват Первого этажа – самого длинного (по 5 карт в каждой его половине в случае игры колодой 36 листов), будь то за овладение самыми высокими этажами Пирамиды, образованными лишь двумя картами каждый.

В случае, если на каком-то этаже суммарное число очков (ценности) карт команды Левых оказалось равным суммарному числу очков карт команды Правых – этаж этот логично ничей, то есть не приносит балла ни одной из команд.

Команда, набравшая к окончанию партии наибольшее число баллов – то есть захватившая наибольшее число этажей – логично объявляется победителем.


Пример

Рассмотрим пример – финальную позицию одной из сыгранных партий.
Играли двое на двое колодой 36 листов. Конечно, было бы хорошо просто взять и сфотографировать эту позицию – выложенная на столе Пирамида из красивых высокохудожественных игральных карт, да с высоким Шпилем еще, смотрится, правда, красиво – однако, ограничимся здесь перечислением «жильцов Пирамиды» - карт, заполнивших последовательно все семь (в данном случае – семь) этажей.

(Обозначения: Т – Туз, К – Король, Д – Дама, В – Валет; масти: Ч – Черви, Б – Буби, К – Крести, П – Пики.)

Итак, Первый этаж:

(левая сторона) ВБ, 10К, 6П, 9К, 8Б; (правая) 7Ч, 8П, 8К, 9Ч, ДБ.

За вычетом Девятки и Восьмерки, общих с обеих сторон, команды набрали:

Левые: В+10+6=11+10+6=27 (очков);

Правые: 7+8+Д=7+8+12=27 (очков).

Получается, Первый этаж оказался ничей, ибо обе команды набрали на нем одинаковое количество очков – по 27.

Второй этаж:

(левая сторона) ВП, ВК, 10Б, 9П; (правая) 7Б, ВЧ, ТП, ТК.

За вычетом одного Валета с обеих сторон команды набрали:

Левые: В+10+9=11+10+9=30 (очков);

Правые: 7+Т+Т=7+14+14=35 (очков).

Второй этаж оказался за Правыми – они набрали на нем на 5 очков больше, чем команда Левых. Иными словами, команда Правых получает за «захват» Второго этажа Пирамиды свой первый балл  в этой партии.

Третий этаж:

(левая сторона) ДЧ, КК, 10Ч; (правая) ДК, 10П, КБ.

Как видим, ценность карт с левой и с правой стороны одинакова – Десятка, Дама и Король на каждой половине этажа, следовательно, и этот этаж, как и Первый, оказался ничьим – не приносит балла ни одной из команд.

Четвертый этаж:

(левая сторона) ТЧ, 9Б; (правая) КЧ, 6Б.

Левые набрали Т+9=14+9=23 (очка); Правые – К+6=13+6=19 (очков).

На Четвертом этаже Пирамиды Левые оказались сильнее и получили свой первый балл в этой партии.

Пятый этаж: Левые – Дама Пик, Правые – Семерка Крестей.

Как видим, Пятый этаж опять остается за Левыми (молодец – Дама Пик постаралась!), они получают еще один балл за него, вырываясь таким образом вперед.

Шестой этаж: Левые – Шестерка Крестей, Правые – Восьмерка Червей.

Очевидно – Шестой этаж (а это уже Шпиль Пирамиды!) захватывает команда Правых, получая свой второй балл и восстанавливая таким образом равновесие.

Седьмой этаж оказался решающим:

Левые – Туз Бубей, Правые – Король Пик.

Левые, захватывая этот – самый высокий в партии этаж пирамидального Шпиля – получают за него свой третий балл, решающий судьбу этой партии – 3:2 в пользу Левых! Всего на одно очко карта Левых (Туз, ценность в очках – 14) оказалась на этом этаже пирамидального Шпиля старше карты, выложенной участником команды Правых (Король – 13 очков) – и эта, казалось бы, самая малость решила исход всей партии – Левые одержали победу!


Очень интересная, напряженная партия, результат которой определился лишь в ее самом конце – буквально последними ходами сторон – что, впрочем, весьма характерно вообще для этой семейной игры – «Пирамида»! По ходу партии участники игры пасовали порою, их товарищи по команде приходили на выручку спасовавшему, продолжая строительство своей стороны Пирамиды… Товарищество, командный дух, взаимовыручка… Острая интрига в игре практически с самых первых ходов, лишь усиливающаяся по мере заполнения этажей…


Эстетика, наконец – в придачу к очень хорошему упражнению в арифметике, полезному и для детей, и для взрослых – ибо по ходу партии участникам игры приходится постоянно считать очки, суммировать достоинство карт на каждой из сторон того или иного этажа – что необходимо для выработки своей тактики – какую карту выкладывать в данный момент, а какую пока придержать…

Попробуйте, поиграйте и вы! Испытайте сами эти приятные чувства, переживания, потренируйте, разомните ваши «серые клеточки», как любил говорить замечательный незабываемый детектив Эркюль Пуаро!


Игра колодой 52 листа

В случае игры колодой 52 листа основное тело Пирамиды будет состоять из 6 этажей – от 12 карт в Первом (по 6 от каждой команды) до двух карт в самом верхнем – Шестом (по одной карте от команд Левых и Правых). Всего в Пирамиде такой – 42 карты. По заполнению ее 10 карт еще останутся на руках участников партии. Эти карты пригодятся для возведения Шпиля Пирамиды – этажи с Седьмого и выше. Как показано выше, борьба за Шпиль напоминает дуэль – только дуэль абсолютно безобидную задорную добрую.


Как вариант – перед началом партии участники игры могут договориться о некоем небольшом видоизменении в геометрии Пирамиды в смысле распределения карт по этажам, а именно, пусть Шестой этаж будет состоять не из двух, а из четырех карт – как и Пятый. Тогда вершина Пирамиды (основной части ее) придется на Седьмой этаж (в две карты шириной), Шпиль же начнется с Восьмого (также в две карты шириною), продолжаясь Девятым и завершаясь Десятым этажом Пирамиды.


Вся картина распределения карт по этажам выглядит в этом случае так: Первый этаж – 12 карт, Второй – 10, Третий – 8, Четвертый – 6, Пятый – 4 карты, Шестой этаж – тоже в 4 карты шириной, Седьмой этаж – 2 карты, также этажи Шпиля – Восьмой, Девятый и Десятый – также по две карты каждый (по одной от каждой команды). Если участникам игры удастся заполнить таким образом все десять этажей Пирамиды, будут задействованы все 52 карты колоды. (Как сказано выше, на практике этого не всегда удается достичь.)

Лирико - философско - геометрическое отступление: считать ли в данном случае Седьмой этаж относящимся к Шпилю Пирамиды или к основной части – основному телу ее?

Собственно для самой игры – в практическом смысле ее - вопрос этот не имеет значения, то есть никак самой игры не касается, вообще же – рассуждая, как говорится, теоретически, я бы сказал, можно взглянуть на это и так, и этак – с одной стороны, этаж этот завершает собою именно основную часть Пирамиды, следовательно, к ней и относится, с другой стороны – в силу узости своей (в две карты шириной) этаж этот логически начинает собою Шпиль… Так что – правда - похоже, и так, и этак можно взглянуть.

В общем, лично мне – как автору игры и участнику ее в одном лице (два в одном – как в популярной рекламе) – вариант такой – с 4 картами в Шестом этаже, как и в Пятом – очень нравится – нравится именно для игры колодой 52 листа. Вариант этот хорошо соответствует этой колоде, Пятый и Шестой этажи Пирамиды красиво смотрятся как преддверие Шпиля (Преддверие Рая – мелькнуло в уме… Васнецов, Данте Алигьери...).


Немного о стратегии – и не только…

Итак, игра получилась острая – имею ввиду игру «Пирамида» вообще; по ходу партии интрига, острота борьбы лишь нарастает. С самого начала партии – буквально с первых ходов – каждому участнику игры приходится думать – как распределять свои карты по протяжению партии – «бросать ли в бой» сильные карты сразу же, с первых же этажей Пирамиды – или хранить, беречь их для решающей стадии борьбы – до заполнения верхних этажей Пирамиды, для «дуэли» при возведении Шпиля...

Важно также сохранять саму способность делать свой очередной ход постоянно по всему ходу партии – и стараться не ставить своего товарища по команде в положение, когда ему (ей) будет трудно подобрать подходящую карту (эта тонкость придет по мере накопления опыта).

И, наверное, карты остаются картами – везение, удача важны – что перекликается с теорией Вероятности…


Борьба, две противоположные стороны, сражающиеся за каждый этаж… С духовной, философской точки зрения – хорошо ли это, законно ли, адекватно ли? – Лично мне, как автору – разработчику этих радующих развивающих игр, кажется так – борьба борьбе – рознь!

Борьба, которая нередко идет на земле с целью унизить, подавить, уничтожить противника, продемонстрировать свое превосходство – в политике, в бизнесе или – избави, Боже, в войне – такая борьба действительно не нужна, не законна, вредна…

Добрая же безобидная борьба как ИГРА – с шутками, добрым юмором, смехом, с глубоким уважением, в теплой семейной любви – такая борьба, осмелюсь заявить, дело совершенно другое, такая борьба служит лишь проявлению творчества, развитию различных конструктивных способностей человека, является формой доброго приятного общения на равных людей всех поколений, различных профессий, разнообразных индивидуальных особенностей…

Этого и желает вам искренне автор!..


Бежецк, 8 июня 2021 года.


PS

Добро пожаловать в мир доброй безобидной игры, объединяющей людей всех поколений!..

Пожалуйста, оставляйте ваши отзывы! Понятно ли изложены правила игр? Удалось ли разучить ту или иную игру по предложенному здесь описанию? С кем играли, в каком составе? Как всё получилось, интересно ли было играть, понравилось ли? -

Пишите, давайте обмениваться впечатлениями, ведь игра - это хороший повод для общения - для доброго приятного вежливого культурного равноправного общения людей!..

С наилучшими пожеланиями, автор СКИ - Семейных Карточных Игр, Игорь Катанугин (Сватин), Бежецк.


Фотография - из открытых источников.


Рецензии